Педагогическая статья на тему: Учимся конкретно и образно мыслить.
Автор: Подольская Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы КГУ СОШ № 4 г.Семей Восточно-Казахстанской области.
Анонс.
Вашему вниманию предлагаются приемы обучения критическому мышлению учащихся. Данный материал содержит небольшой набор апробированных и разработанных таких приёмов как ассоциация, диаграмма Венна, кластер/постер.Сегодня многие под кластером понимают прием «Гроздь винограда». Наверное, не важно как мы будем называть некоторые приемы деятельности, важен конечный результат: научить учащихся не только логически, но и образно думать. Материал предназначен для учителей старшего и среднего звена.
Цель: повышение мотивации учителей в применении ключевых идей «Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан» второго уровня обучения.
Задачи:
- раскрыть содержание некоторых приемов критического мышления для организации учебной деятельности учащихся;
- систематизировать и обобщить наблюдения о значимости обучения образному и логическому мышлению учащихся через приемы критического мышления;
- развить интерес применения на уроках гуманитарного цикла информационно-коммуникативных технологий.
С того момента, как ребенок начинает познавать окружающий мир, мы ему говорим: «Представь себе, что…».
Первый урок. Новое слово «Кластер». Прошу учеников подобрать рифму к слову
"кластер": мастер, фломастер, «класс!», класс, балластер, постер.
Замечательно. Теперь можно и нужно построить учителю предложение, используя полученные слова. «Мы и являемся с вами мастерами слова». Сейчас попробуем всем классом создать свой постер, а вместо ручек используем фломастеры. Какие ассоциации возникают у вас со словом «ассоциация»? …Хорошо – объединение. Это и стонет нашей главной работой: объединение различных понятий, чувств, действий, изучая художественное произведение, русский язык.
Мы приходим к выводу: ассоциации можно выразить словом, заменить/изобразить рисунком или таблицей, а главное научить видеть детей цвета в каждом слове, букве, звуке. Работая над новым понятием, желательно в центре листа написать ключевое слово или фразу, и только затем проводить параллели, подбирать ассоциации, которые помогут раскрыть его понятие, или способствовать расширению, углублению его лексического значения. Когда все понятия будут записаны, нарисованы, можно соединить ключевые понятия, применяя цветные маркеры.
Мы с учащимися попробовали написать слова, которые ассоциируются со словом «кластер», каждая группа подбирала слова только на одну букву из этого слова.
Выполняя это задание, у учащихся возникает потребность заглянуть в словарь.
К – класс, коллектив, качество, компоновать…
Л – лаконизм, лабиринт, лаборатория, лавина (мыслей), лакмус, ломбард, лекало…
А – анализ, аналогия, автоматически, азарт, альтернатива, аппликация…
С – стратегия, система, схема, сцепление, сбор, сведения, сопоставление, скорость…
Т – термин, технология, творчество, таблица, теория, толкование, темп, тренировка, тактика…
Е – емкость, еще…
Р – работа, радость, решение, реализация, разминка, разум…
Можно слово «кластер» расположить по вертикали, тогда эта работа будет более наглядной, и каждому ученику поможет понять, что же такое «кластер», что надо делать, если учитель дает задание: «Создать кластер к…».
Работа выполнена. Результаты совместного поиска вывешиваются на доску, а у нас вновь появляется слово «кластер». Завершая работу, предлагаю детям написать синквейн (от фр. cinquains, англ. сinquain — стихотворная форма, состоящая из пяти строк, которая возникла под влиянием японской поэзии в США в начале XX века). Каждая группа пишет свое стихотворение. Пока оно на первом уроке не будет глубоким и точным, но главное – это поиск, это смыслотворчество самих учащихся.
1.
Кластер (как работа).
2.Полезная, увлекательная.
3.Сопоставляет, концентрирует, разъясняет.
4.Стимулирует работу головного мозга.
5.
Стратегия. Приём.
Итак, я стала замечать, что работая в парах, группе, ученики очень легко и незаметно для себя расширяют словарный запас, и это не просто слова, а каждое произнесенное и вписанное слово выполняет свою определенную функцию, все они весомы и нужны в нашей работе.
Очень важно и то, что наши «серые» ученики, которым трудно дать любой ответ, а не то чтобы монологический, при выполнении подобной работы могут оказаться лучшими, то есть быстрее других учащихся подобрать важное определение, найти слово-синоним, провести параллель между различными понятиями. Ведь необходимо только слово!
Работу начинаю проводить с пятого класса, чтобы в старших классах ученики могли проводить более глубокие наблюдения. Начинаю с легких произведений. В пятом классе, изучая произведение «Домовой» А.С. Пушкина, создаем общую работу, а дома они напишут пятистишие.
Таким образом, постепенно у нашего ученика появляется в начале учебного процесса вера в себя, а затем интерес, заинтересованность – довести свою мысль до логического завершения. Поэтому очень важно проводить обрамляющие уроки: с чего начинали и сделать последний вывод, что же на самом деле? Так, например, на уроках литературы в 8 классе, изучая «Песню о соколе» М. Горького, была предложена следующая форма работы: каждая группа получила свое задание: создать кластер со словом «сокол», «уж», «море». Когда работы были готовы, то на доске одновременно появилось три разные ассоциативные карты.
Сокол – сила, хищник, хладнокровный; гордый, мощь, храбрый; поток энергии, воля; полет души, свободный, независимый.
Уж – сырость, грязь, болото; скользкий, предвестник плохого.
Море – сила, энергия, пугающее, мощь, жизнь, стихия; море – бескрайнее, независимое, бездонное, очаровывающее. Назовите ключевую идею произведения –
свобода.
Учащиеся легко сделали выводы: море и сокол – это две свободные стихии. Между ними много общего. Уж противопоставлен как Соколу, так и морю (антитеза). Проанализировав текст, вновь возвращается каждая группа к своему кластеру, дорабатывая его новыми представлениями на основе изученного. По такому же принципу мы изучили произведение В. Короленко «Огоньки»: река – горы – огоньки. Был подготовлен и проведен урок развития речи, изложение в пятом классе по стихотворению в прозе И.С. Тургенева «Воробей»:собака – милосердие - воробей.
За основу взято не одно ключевое понятие, а три или четыре. Результат от полученной работы очевиден. Все ученики работают заинтересованно, внимательно слушают друг друга, потому что они выполняли равнозначную работу, но другую, и, слушая других, появляется желание проработать новую информацию, а значит и читать.
Кластер – это не игра, это глубокая работа мозга. Медленно, потихоньку мы учимся анализировать произведение. Изучая произведение Н.Некрасова «Русские женщины», учащиеся начали изучать произведение с органайзера, затем работали над ассоциативными картами,
и только потом перешли к более глубокому изучению произведения, работая над диаграммой Венна.
Эта стратегия учит размышлять, анализировать, синтезировать и оценивать. Главное, ученик научится аргументировать свое решение, сможет сконцентрироваться на отдельных понятиях и провести параллели. Так уже в 9 классе, изучая главу «Фаталист» произведения М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», ученики уже свободно апеллируют философскими понятиями.
В процессе работы ученик сам себе задает вопросы, отвечает на них: «Что является важным и менее важным, что заставляет задуматься и уточнить?» Ученики учатся быстро систематизировать необходимую или полученную информацию. А ведь это уже ранжир!
Есть еще один положительный момент – ученики слышат, слушают несколько точек зрения по данному вопросу. Вырабатывают коллективное решение, что и является главной задачей этого метода - коммуникативного общения.
Многие стратегии неотделимы одна от другой. От кластера мы переходим к органайзеру и наоборот. Начиная работать над новым произведением, мы с учениками составляем карту ассоциаций к названию произведения. Возникает проблема: как сделать так, чтобы ученики не просто держали книги в руках, а читали? И тогда я им предлагаю написать афишку к произведению, к определенной главе, используя метод ассоциаций (кстати, афишу можно создавать не только к пьесам). Этот вид работы я назвала
ассоциативная афиша. Такую работу можно проводить на любом этапе изучения произведения.
Этот парад действующих лиц продолжается из эпохи в эпоху. Ученики составляют ассоциативные афиши и к другим произведениям.
Наблюдая за работой учащихся, я заметила, что им уже мало составлять просто диаграмму Венна, что они стремятся еще что-нибудь подрисовать. Выход был найден. Есть свободное поле за пределами круга, таким образом, мы получили еще одну форму работу, которую можно назвать
ассоциативная диаграмма. Например, по роману М. Булгакова «Роковые яйца» и «Собачье сердце»; Москва и Ершлаим по роману «Мастер и Маргарита»; «Очарованный странник» и «Левша» Н.С. Лескова. Эта работа позволила учащимся излагать не только фактический материал, но и провести ассоциативные параллели. Получается «два в одном». Наглядно, образно, интересно.
Продолжается поиск. Изучая трагедию А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери, класс поделен на пять групп, в работе групп принимали участие коллеги школы, студенты СГПИ. Все группы свои ответы вписывали в заранее подготовленную ноту, которая была выполнена из целого листа ватмана.
Вскрыты человеческие пороки, но работа продолжается. Группам предложено написать пятистишия или провести сравнение не только героев произведения, но реально существующих лиц. Чтобы выполнить данную работу, ученикам необходимо было познакомиться с дополнительной информацией.Работы получились интересными.
Начиная с раннего возраста, дети слышат свое имя. Сегодня мы предлагаем ученикам, детям в садике вести своё портфолио, где важной первой страницей является знакомство с ребенком. По тому как родители, близкие называют своего ребенка, можно сделать выводы, какое место в жизни родителей занимает их ребенок.
Чем старше ученики, тем сложнее работа. Так, начиная изучать роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», предлагаю учащимся вспомнить биографию поэта, дав характеристику букве (голубой цвет в работе) и охарактеризовали писателя, используя первые буквы его имени, фамилии или отчества.
Когда завершена работа, переходим к работе над названием произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Гены виноваты в проблемах героя? Воспитание? А возможно он вовсе не гений? Поставлены вопросы. Начинаем работать над романом А.С. Пушкина.
Читая роман, заполняем таблицу. На одном уроке невозможно прочитать полностью первую главу, проанализировать и заполнить таблицу. Поэтому, проанализировав новые подходы в обучении, я пришла к выводу, что уместнее всего будет эту работу выполнить устно. Для того чтобы заинтересовать учеников, чтобы у них появилось желание работать, готовлю к уроку яркую презентацию.
Хочется отметить плюсы в работе:
- появилась возможность познакомиться с эпохой (костюмы, кабинет, аксессуары того времени) не на словах, а увидев замечательные иллюстрации;
- работу выполнили быстрее и качественнее;
- в работу были включены видео сюжеты;
- урок имел больше эмоционального, позитивного включения каждого ученика в работу.
Дома учащиеся прочтут до конца произведение, заполнят сравнительную характеристику. Для того, чтобы закрепить прием над словом, предлагаю учащимся поработать над именем и фамилией главного героя романа А.С. Пушкина.
Завершен поиск «кто есть кто». Подведены последние итоги, но работа продолжается, еще нет анализа собственного психологического состояния. Учащиеся на последней ступени урока, кроме эссе, заполняют рефлексийную мишень или отправляются в путешествие к белому верблюду (если это произведение Абая Кунанбаева), дают оценку своей деятельности, заполняют пометочную карту урока.
Мне и моим учащимся нравится подводить цветные итоги. Если это по роману М. Булгакова, то были силуэты чертей пяти цветов:
красный – остались вопросы,
синий – заставили задуматься,
желтый – роман потряс,
зеленый – дайте слово,
сиреневый – не увлечен. Многие ответы были неоднозначны, и тогда ученики делили свои «оценки» на части и высказывали свою точку зрения. На других уроках это были цветные лошади, когда изучали «Слова» Абая; это были и детские ладошки, когда говорили о СПИДе; это были чайные чашки, рыбки, русалочки, гномы… Важно то, что каждый может высказать свое мнение: его не забыли, он не просто ученик, он личность, он имеет право на свою, может быть не всегда приятную для учителя, точку зрения. В любой работе я большое внимание придаю цвету, так как считаю, что цвет поможет ученикам быстрее освоить, понять, выделить очень важную информацию.
При проведении уроков я стремлюсь выполнять задачи, стоящие перед учителем программы RWCT: «Создать условия в классе, обеспечивающие открытые и требовательные взаимоотношения, построить урок по схеме, обеспечивающей критическое мышление, использовать эффективные примеры, чтобы пробудить критическое мышление».
Итак, подводя итоги, хочется еще раз сказать о достоинствах таких стратегий как Кластер и Ассоциации.
Во-первых, использование этих приемов на стадии побуждение позволяет отталкиваться от собственного опыта, а поэтому ученик будет активен, вовлечен легко в процесс урока.
Во-вторых, кластер/ассоциации учат учеников быстро и как конкретно, так и образно, логически мыслить.
В-третьих, учит работать творчески, коллективно. В работу вовлечены все ученики, разного интеллектуального уровня.
В-четвертых, появляется желание говорить и быть услышанным, потому что страх за оценку исчезает.
В-пятых, способствуют расширению словарного запаса ученика.
Такие категории как Кластер, Ассоциации, Диаграмма Венна являются в какой-то мере универсальными, так как рассчитаны на разнообразное содержание, и их можно реализовывать с любой возрастной группой учащихся.
В целом критически мыслящие учащиеся активны, задавая вопросы и анализируя доказательства, сознательно применяя стратегии для определения значений; они скептичны в отношении к визуальным, устным и письменным доказательствам; открыты для новых идей и перспектив.
Первые шаги к развитию критического мышления сделаны. Учебный процесс значительно приблизился к реальной жизни. Мы научились спорить, обсуждать, возражать, обмениваться своим мнением с другими. Научились слушать других, принимать их точку зрения и быть ответственными за свою. Ведь, слушая других, вступая в диалог с ними, мы лишь уточняем и углубляем свою позицию.
Все начинается с малого: широкая полноводная река берет начало с еле заметного ручейка, хороший человек – с незаметных добрых поступков.
Литература.
1.Мерсеитова С. Философия и методы RWCT в действии. Казахстанская Ассоциация по Чтению. Серия «Школа профессионального развития». – Алматы: ИздатМаркет, 2004. – 264с.
2.Мерсеитова С. Словарь RWCT. Казахстанская Ассоциация по Чтению. Серия «Школа профессионального развития». – Алматы: Верена, 2005. – 144с.
3.Руководство для учителя. Астана: ЧУ «Центр педагогического мастерства», 2014. – 293с.
4.Селезнёва Г. первая Национальная Конференция по чтению. Сборник выступлений. Алматы, 2001. – 88с.
5.«Развитие Критического Мышления Через Чтение И Письмо» Учебно-методическое пособие №1. Новосибирск, 2001. – 33с.
Приложение.
Фрагмент сравнительной характеристики главных героев повести "Тарас Бульба" Н.В. Гоголя.
Материалы для групп. Создать Диаграмму Венна на основе изученных произведений.
Пятистишия. Результат творческой работы учащихся 7 класса.
Гражданская война. Работа ученицы 11 класса Губановой Светланы.
Рекомендуем посмотреть:
Проектирование индивидуального образовательного маршрута педагога в условиях введения ФГОС
Главные предпосылки успеха публичного выступления
Личностные качества современного педагога
Роль классного руководителя в становлении и формировании учебной группы колледжа