О роли рефлексии в учебном - образовательном процессе
Рефлексия как один из приемов осознанности усвоения знаний.
Автор Подольская Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы КГУ СОШ № 4 г.Семей Восточно-Казахстанской области.
Статья для учителей старшего и среднего звена.
Анонс.
Вашему вниманию предлагаются различные приемы рефлексивной деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности. Данный материал содержит небольшой набор апробированных и разработанных форм проведения рефлексии. Материал предназначен для учителей старшего и среднего звена, а также всем тем, кто интересуется проблемами современного образования.
Цель: повышение мотивации учителей в овладении рефлексивной деятельности учащихся.
Задачи:
- познакомить коллег с различными приемами рефлексии;
- раскрыть содержание некоторых приемов рефлексии;
- систематизировать и обобщить наблюдения о значимости обучения саморефлексии;
- оказать методическую помощь учителям, воспитателям в выборе приемов рефлексивной деятельности на уроке и внеклассных мероприятиях.
Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Чарльз Диккенс.
Как сделать занятие живым интересным и полезным? Как сохранить тот интерес, с которым маленький человек идет первый раз в школу? Как сделать процесс обучения таким, чтобы ученик ежедневно, выходя из стен школы, мог сказать, что сегодня узнал много нового и полезного? Как сделать так, чтобы школа стала «школой радости»? Как сделать так, чтобы ученики соответствовали современным реалиям времени, были готовы решать современные вопросы, вопросы своего времени?
Сегодня много написано, сказано о том, что мы должны вырастить конкурентоспособного ученика. Для развития творческого потенциала учащихся в моей работе помогают семь модулей обучения. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Рефлексия может осуществляться не только как итог урока, но и как обязательный этап от одного действия к другому, иными словами, на различных этапах урока. Рефлексия направлена на осознание изученного материала, участия в мероприятии, всего того в чем участвуем мы и наши ученики, направлена на сбор полученной, переработанной информации, всего того, что мы уже осознали. Цель рефлексии не просто, чтобы ученик ушел с урока с выставленной оценкой, а мог выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими учениками со своими, осознать и наметить пути своей деятельности.
Слово
рефлексия происходит от лат.
reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
В данной работе я хочу поделиться опытом организации рефлексивной деятельности на уроках и внеклассных мероприятиях. Описывать урок не является целью данной статьи. Одной из задач является показать, какие приемы рефлексивной деятельности оказались наиболее удачными в организации учебного процесса и способствовали глубокому самоанализу учащимися собственной деятельности.
Рефлексия проводится обычно для того, чтобы понять насколько ученик овладел /осознал изучаемый материал. Для этой цели можно проводить входящее и подводящее итог анкетирование.
Анкетирование можно проводить на уроке, после урока, давать анкеты, чтобы ученик заполнил ее дома. Все будет зависеть от цели урока и возраста ученика.
Анкетирование учащихся позволяет учителю проанализировать на каком этапе, интеллектуальном уровне развития находится ученик, какие возникли у него трудности, что сумел уже достигнуть, его отношение к изучаемому произведению. Все завит от задачи и цели анкетирования. Желательно иметь на каждого ученика портфолио, куда помещаются не только проанализированные данные анкетирования, но и другие его творческие работы, для того чтобы была возможность объективно выстраивать индивидуальную траекторию развития ученика.
Повторяя тему «Глагол» в 11 классе, предлагаю учащимся выстроить траекторию собственных знаний. Предлагаю выстроить диаграмму до начала урока. На протяжении всего урока учащиеся самостоятельно выставляют себе оценки и строят график действительных результатов. В конце урока учащиеся сравнивают графики результатов. Многие были удивлены, насколько их мнение не совпало с фактическим результатом. Этот прием оказался очень удачным, так как учащиеся самостоятельно делали выводы, увидели результаты своей учебной деятельности и то над чем еще надо работать.
Эффективными приемами является прием незаконченного предложения.
Заверши фразу. Ученикам для выявления результативности урока, внеклассного дела, семинара, раскрытия у учащихся сформированности определенного смысла о рассматриваемом явлении, события предлагается завершить ряд фраз, касающихся содержания, атмосферы, организации взаимодействия.
Например, после изучения раздела «Лексика» при проведении рефлексии можно предложить ученикам завершить следующие фразы:
- Среди этапов урока мне особенно понравился…;
- Во время занятия я приобрел…;
- Изучаемая тема побудила меня задуматься о …;
- Мне хотелось бы еще спросить…;
- Я испытывал(а) трудности…;
- Меня удивило…;
- Я приобрел/ я научился…;
- Я почувствовал(а), что…
- У меня получилось…;
- Мне захотелось…
Для каждого занятия, на котором планируется использование данного приема, подбираю фразы, которые будут соответствовать изучаемому материалу.
Желательно, чтобы каждый ученик завершил хотя бы одну фразу, так как их ответы позволят учителю сделать выводы насколько и как ученик был вовлечен в изучение предложенного материала, все ли осознанно учеником на данном этапе изучения материала, над какими вопросами предстоит еще поработать.
Хорошо воспринимается учениками прием
«Дерева целей».
Эта технология может быть использована учителем в конце каждого учебного дня на протяжении определенного периода времени. Карты каждого дня можно вывешивать в классе и в конце недели сравнивать их, выясняя, как изменилось состояние учащихся, отношение к изучаемому произведению, теме. Это полезно делать, но не очень часто.
Чтобы перейти к рефлексии учащихся, на уроке литературы «Пушкин и Абай казахского народа», я говорю о том, что поэт был знаком с русскими классиками ХIХ века. Испокон веков известно: людей объединяет дело, а разъединяют слова. Звезды нынче высыпали густо… «О-о, ведь это же Плеяды! Нет, наверное, звезд бледнее и мельче их. Но в ночном небе и замечаешь сразу же, хотя кругом столько ярких звезд! В чем тут разгадка? В том, наверное, что Плеяды загораются и гаснут вместе. Даже звездам доступно понимание. Что чем меньше, чем бледнее они, тем теснее должны сплотиться! Быть ближе друг к другу, и тогда и другие их приметят, и видны они будут… В народе нашем считалось всегда доброй приметой, если в пути перед тобой оказывались Плеяды! Недаром люди говорят: «Если хочешь обрести надежду, найди на небе созвездие Плеяды!» «Я нашел, увидел! Нет большего счастья, чем надежды на будущее, на счастье!», так писал Абиш Кекильбаев в произведении «Плеяды - созвездие надежды». Все это является не только хорошим мостиком для проведения следующего этапа урока, но и позитивным его продолжением.
Ключевая фраза. Предлагаю ученикам взять номерок, на котором указано «Слово» Абая. Прочитав «Слово» - у каждого Слова свой порядковый номер-, ученик должен выписать ключевую фразу, фразу которую он взял бы с собой в путь, фраза, которая может стать для него путеводной звездой в жизни. Ученики читают «Слово» Абая, затем каждый вписывает ключевую фразу на полученный лист (лист представляет собой форму звезды). На выполнение задания ученикам дается 5 минут.
- После записи, каждый ученик зачитывает свою фразу вслух.
- Спикер группы собирает звездочки-фразы и вывешивает на звездном небосклоне («звезды» вывешиваются произвольно).
- Учитель проводит краткий анализ полученных результатов.
Например, могут быть выписаны крылатые фразы Абая из 37 Слова:
- Чтоб светоч истины узреть –
Должны быть зрячими сердца.
- Безвреден – кто в гневе кричит. Бойся того, кто в гневе молчит.
- Достоинство человека определяется тем, каким путем он идет к цели, а не тем, достигнет ли он ее.
- Самые прекрасные мысли тускнеют, пройдя через человеческие уста.
Лучше не вывешивать фразы и не собирать сразу во время ответа учащихся, так как это немного отвлекает учащихся, тем более, если большой класс. Через защиту творческих проектов, работая над ключевыми фразами, знакомясь с художественным текстом, учащиеся задумаются о важности изучения «Слов назидания», о роли слова в жизни человека, о роли переводов, сделанных Абаем для казахского народа. Немало важным является и то, что ученики еще раз, но только под другим углом, прочтут предложенное произведение, которое осмыслят и выберут из него всего только одну ключевую фразу. Этот вид работы очень полезный, так как не только вырабатывает читательскую зоркость, но ученики учатся обобщать и делать выводы, отстаивать свою точку зрения, постигать авторскую идею.
Для подведения итогов урока, обучения делать письменные обобщения будет полезно и интересно упражнение
«Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени, возраста учащихся. В пятом классе, изучая произведение А.С. Пушкина, предложила выполнить это упражнение.
Наблюдала, помогала, объясняла как правильно и куда нужно внести информацию. На данное упражнение ушло много времени. Не все учащиеся смогли правильно справиться с этим заданием. В седьмом классе, спустя два года, учащиеся вновь работают по заполнению данной таблицы. Результаты разительные. В 11 классе учащиеся, изучив произведение Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», заполняя таблицу, уже используют сложные предложения, выводы отличаются самостоятельным суждением. Это упражнение полезно как учителю, так и ученику, так как позволяет научить ученика вести записи на протяжении всего урока, наблюдая и оценивая свою деятельность, ученики учатся делать выводы.
В конце урока можно предложить учащимся заполнить небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты анкет можно опускать, добавлять, все зависит от цели занятия. Затем учитель может выстроить траекторию достигнутых результатов как всего класса, так и индивидуальные наблюдения.
Для того чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов приема «Острова», в котором учащиеся оценивают свой вклад в урок, или дают оценку состоявшегося взаимодействия. На первых этапах это сделать очень сложно, но если учитель совместно с учениками делает постоянные выводы/наблюдения, то уже к седьмому классу ученики будут рефлексировать самостоятельно. Важно каждый раз добавлять что-то новое. Изюминка должна быть в любом приеме.
Острова. На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных «островов»: остров «Счастья», остров «Уныния», остров «Непонимания», остров «Обиды», остров «Удивления», Бермудский треугольник. Можно не только островам давать подобные названия, но и городам, планетам. На одном из уроков, посвященном изучению «Книге слов» Абая, мы приготовили юрты, каждая юрта имела название, которое выражало эмоциональное состояние ученика: «Радости», «Счастья», «Познания», «Уныния», «Разочарования». Ученики должны были высказать свое мнение, прикрепив цветного жеребца, мне было важно посмотреть какого цвета скакунов будет больше, по направлению к определенной юрте. В результате у нас две юрты оказались пустые – это юрты «Уныния» и «Разочарования». Делаю выводы: задачи урока выполнены, цель достигнута.
Каждый из учеников может прикрепить на карте только один предмет (лошадь, верблюда, кораблик, звезду) возле конкретной юрты, острова, планеты. Если его не совсем устраивают имеющиеся рефлексивные категории, то он самостоятельно принимает решение, где поместить ему свой жетон/предмет. После заполнения карта вывешивается на всеобщее обозрение, и учитель предлагает познакомиться с результатами и сделать выводы.
На уроке русского языка в 5 классе, завершая путешествие по материкам темы «Паронимы», учащимся было предложено оценить урок, выставив следующие оценки: «Уникум» – 5; «Активность» – 4; «Пассивность» – 3; «Молчания» – 2, прикрепив одну из фигурок к острову, на котором они больше всего находились. Будет интереснее, если названия и количество островов будет меняться, это делается для того, чтобы ученики учились оценивать своё эмоциональное состояние, а оно одинаковым на всех уроках быть не может.
Концепция критического обучения предполагает научить школьников работать в разных режимах: индивидуальный, групповой, коллективный. Коллективная учебная деятельность создает условия для создания коллаборативной среды, где учащиеся примеривают на себя разные роли: спикера, хранителя времени, исполнителя. Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы.
Можно предложить прием Э. де Бано «Шесть думающих шляп» или «Шесть пар сапог».
Очень важно учить учащихся делать самостоятельные выводы. На первых этапах это получается не всегда качественно, но со временем они будут не только оценивать объективно свою деятельность, но научатся и осуществлять взаимооценивание на высоком уровне.
Не всегда все может увидеть на уроке даже очень опытный учитель. А ребенок не обманет. Значит, цель достигнута, ученик научился думать, принимать самостоятельное решение. Для этой деятельности я на уроках используются оценочные карты, рефлексивная мишень. Цель данной деятельности: научить объективно оценивать себя и других.
Рефлексивная мишень. На листе бумаги или ином формате рисуется мишень, которая делится на четыре части. В каждом из секторов записываются вопросы рефлексии состоявшегося занятия. Например,
1-й сектор – оценка содержания урока (типы и количество заданий);
2-й сектор – оценка формы занятия: формы, подача, разнообразие, новизна…;
3-й сектор – оценка деятельности учителя, что и как делал учитель;
4-й сектор – оценка собственной деятельности/работы во время занятия.
Каждый ученик маркером или фломастером четыре раза (по одному в каждый сектор) «стреляет» в мишень, делая метку. Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Для метки можно использовать кнопки, магниты, силовые цветные гвозди, все зависит от темы и идеи урока. Если участник очень низко оценивает результаты, то метка ставится им в «молоко» или в поле «0» на мишени, если выше, то в поле «5». Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в «яблочко», в поле «10» мишени.
После того как каждый участник взаимодействия «Выстрелил», то есть поставил четыре метки, в рефлексивную мишень, она вывешивается на всеобщее обозрение и педагог организует ее краткий анализ.
Рефлексивный круг. Все участники урока/внеклассного мероприятия садятся вкруг. Учитель задает алгоритм рефлексии:
- расскажите о своем эмоциональном состоянии по ходу урока и в его конце;
- что нового вы узнали, чему научились;
- каковы причины этого;
- как вы оцениваете свое участие на уроке (внеклассном деле).
Затем все ученики поочередно высказываются в соответствии с заданным алгоритмом. Лучше, если учитель своим высказыванием завершает рефлексивный круг. Лучше проводить «Рефлексивный круг», когда в классе уже создана коллаборативная среда, учащиеся умеют рефлексировать.
Круги на воде. Прием «Круги на воде» позволяет не только понять поняли ли учащиеся идею произведения, но и умеют ли, глубоко проанализировав прочитанное произведение, рассуждать на нравственные темы. На уроке литературы, изучая произведение «Белый пароход», учащимся было предложено заполонить круги на воде, главными ценностями для главного героя. Чем ближе волна, тем этот факт, желание должно иметь самое ценное, судьбоносное значение для героя. Сложно для учащихся седьмого класса, но интересно.
Проанализировав все работы групп, прихожу к выводу, что все группы написали, что получение портфеля было самым ярким, важным моментом в жизни главного героя.
Все, что делается на уроке, по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
При проектировании занятий каждый учитель опирается на свое педагогическое профессиональное мировоззрение и культуру, свои педагогические ценности, которые в реальности появляются лишь с опытом, реальным профессиональным опытом ведения занятий, общения с учениками и их родителями, размышлений на разные профессиональные и личностные темы. Конечно, многие приемы уже всем давно знакомы, об этом написано достаточное количество статей, книг, но в каждый прием, стратегию, метод я стараюсь внести свой элемент подачи, оформления, организации.
Надеюсь, что каждый учитель найдет в этой статье то, что будет интересно, что Вы сможете применить в практической деятельности, то, что вы сможете изменить или улучшить в своей работе на благо нашей профессии – воспитание гражданина нашей страны, планеты!
Человек критического ума, склонный к анализу, умеющий отделить нужное от ненужного, как правило, обладает сильным духом. А тот, кто не размышляет над услышанным и увиденным, не только не приобретает нового, но и теряет старые познания. Дух его слабеет. Абай
Литература
1. Мынбаева А.К., Садвакасова З.М. Инновационные методы обучения, или Как интересно преподавать: учебное пособие. – 3-е изд., доп. – Алматы, 2013г. – 355с.
2. Мынбаева А.К., Садвакасова З.М.Искусство преподавания: концепции и инновационные методы обучения: учебное пособие. 5-е изд. – Алматы, 2013. – 226с.
3. Селевко Г.К. Классификация педагогических технологий //Профессиональное образование. – 2002.
Приложение.
Рекомендуем посмотреть:
Методы обучения
Что такое ИКТ
Метапредметная деятельность и формирование универсальных учебных действий
Использование объективных методов контроля знаний в форме тестов 1 уровня
Похожие статьи:
Дидактические материалы к конструированию урока. Методика составления конспекта урока. Как подготовить урок
Как провести анализ урока
Урок – основная форма организации взаимодействия школьников
Характеристика современного урока
Система посещения уроков