Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся среднего звена на тему: «Осенняя мозаика»
Автор: Подольская Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы КГУ СОШ № 4 г.Семей Восточно-Казахстанской области.
Анонс.
Предлагаю сценарий внеклассного мероприятия для учащихся среднего и старшего звена. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы для проведения традиционных для многих школ осенних праздников «Золотая осень». Учитывая современные технические возможности, данное мероприятие проведено с использованием ИКТ, большое внимание уделено оцениванию, развитию лидерских качеств, возрастных особенностей, критическому мышлению. Мероприятие направлено на развитие интереса старшеклассников к литературе, расширение кругозора, проверки эрудиции.
Цель: формирование нравственной культуры, развитие творческих и познавательных интересов учащихся.
Задачи.
1. Сформировать умения интервьюировать учащихся и сотрудников школы на определенную тему, вести записи и оформлять виде памятки, статьи в газету, журнал.
2. Развивать логическое и аналитическое мышление.
3. Формировать умения и навыки конструктивного взаимодействия; развивать коммуникативные и нравственные качества учащихся.
4. Прививать чувство прекрасного, любовь и бережное отношение к природе, через звучащее художественное слово.
Тип занятия – внеклассное мероприятие.
Приобретаемые навыки детей:
отработка навыков работать в группе, расширение словарного запаса учащихся, самостоятельное целеполагание, работа в группах, самостоятельный поиск и обработка информации, самооценка, формулирование выводов.
Технологические особенности:
мультимедийная установка, компьютер, интерактивная доска, презентация к мероприятию, магнитная доска, фотоаппарат.
Организация работы:
организационный момент, целеполагание, беседа, работа над основным материалом: расширение культурного словаря учащихся, подведение логического итога, оценивание работы учащимися мероприятия.
Количество часов на мероприятие – 2 часа.
Оборудование: презентация к мероприятию, листы формата А4, маркеры; для рефлексии: цветные атласные ленточки, живое дерево – роза; 1,5 - 2 килограмма кофе в зернах и кедровые орехи.
Оформление класса: парты расставлены для работы в группах, и удобного передвижения по классу.
Подготовительная работа:
- в первую неделю сентября класс разделился на группы, по 6 человек в группе; каждая группа выбрала спикера, который координирует всю предварительную работу в группе, держит связь с учителем;
- подготовить музыкальное сопровождение мероприятия;
- подобрать песни об осени, распечатать слова песен, подготовить видео- или мр3 этих песен для проведения конкурса; материал для данного конкурса оформить в формате Microsoft Office PowerPoint 2007.
Роль учителя: консультирует, направляет, координирует действия в группах, готовит сценарий и презентацию мероприятия.
Ход мероприятия
Звучит тихая спокойная музыка. Ученики проходят в кабинет. Занимают свои рабочие места. Учащиеся рассаживаются по материнским группам.
Позитивный настрой на работу.
Слово учителя. На улице осень, отцвели цветы, осыпались листья. Все эти цветы раньше росли на большой солнечной поляне. Представьте, что наш кабинет и есть волшебная поляна. Прикрепите цветок там, где вам понравится. Посмотрите — в комнате стало теплее и веселее, потому что зацвели ваши цветы. Пусть так будет всегда!
Осенняя рифма
Слово учителя. Стих в лирике имеет первостепенное значение: это не просто форма, в которую вливается содержание, как вливается вода в стакан. Стих – это сам смысл произведения. Поэтому стихи нельзя пересказать прозой. Исчезнет красота, гармония, ритм, а вместе с ними – та высокая мысль, которую хотел выразить поэт.
Задание. Перед вами стихотворение Ф.И. Тютчева. К моему большому огорчению вчера был ливень, вы это прекрасно знаете, идя в школу, ветер вырвал у меня папку со стихами, начал ее кружить в воздухе, выпали и рассыпались на ветру все стихи, напечатанные для вас. Но этого мало, они очень грациозно приземлились в наши осенние лужи. И вот теперь, как вы видите, многих слов нет в стихотворении. Помогите мне восстановить стихотворные строки, вписав слова, которые поглотила наша непогода.
Время работы над восстановлением поэтических строк 5 минут.
Есть в осени _____________
___________, но __________ пора -
Весь день стоит как бы __________,
И ___________ вечера:
Где __________ серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде,
Лишь паутины _____________ волос
Блестит на _____________ борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до ________ ________ бурь -
И льется ___________ и ___________ лазурь
На _____________ поле...
- Все группы выполняют одинаковое задание. Учащиеся вписывают пропущенные эпитеты, метафоры в стихотворение. По программе учащиеся 8 класса данное стихотворение не изучали.
- Учитель наблюдает за ходом работы групп, контролирует время.
Самопроверка. По окончании времени учитель демонстрирует на экране ответ, обращает внимание на орфографию выделенных/вписанных слов. Группы сверяют свои ответы, вносят изменения. Оценивают работу, оглашают результаты. Делают выводы и обобщения.
Ответ.
Месяцеслов
Учитель. Чтобы стать компетентным читателем, надо не просто много читать, а вчитываться, вдумываться в текст, учиться понимать идею автора через поэтическое слово. Надеюсь, мы с вами научимся слышать и понимать, и чувствовать всю прелесть поэтических строк.
Задание.
- Ребята, какое время года наступило?
Осень.
- Перечислите все осенние месяцы.
Сентябрь, октябрь, ноябрь.
- Правильно. Давайте посвятим наши первые стихотворения этим чудесным месяцам. У нас сегодня три группы, поэтому ни один месяц не будет обижен.
Задача: уловить в самом наименовании какой-либо характерный признак того или иного месяца. Время на написания стихотворения 5 минут.
Спикеры, получите задания.
Спикеры получают задание, на котором написано название месяца, которому надо посвятить стихотворение, и напоминание по написанию Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) «Пятистишия».
Правила составления синквейна/пятистишия.
1 строка - 1 слово, обычно существительное.
2 строка - 2 прилагательных, описывающих основную мысль.
3 строка - 3 глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка - фраза глагольного типа, выражающая отношение к теме.
5 строка - контекстуальный синоним, ассоциация,эмоциональное отношение к теме.
! Предлагаю сегодня написать юмористический синоним,
Учитель наблюдает. Готовит материал к следующему заданию.
Время. Спикеры группы зачитывают получившиеся стихотворения. Обсуждают, чьи новые названия месяцев получились оригинальнее.
Ответы-стихотворения.
Первая группа
1. Сентябрь.
2. Холодный, дождливый.
3. Льет, припасает, хмурится.
4. Сентябрь без плодов не бывает.
Теплый и сухой сентябрь – сулит поздний приход зимы.
5. НЕхотябрь.
Вторая группа
1. Октябрь.
2. Яркий, очаровательный.
3. Радует, дует, ласкает.
4. Месяц ненастья – начало семейного счастья.
Нас привлекает неповторимым листопадом.
5. Дождябрь. Улетябрь.
Третья группа
1. Ноябрь.
2. Пасмурный, холодный.
3. Вьюжит, примораживает, одевает.
4. В ноябре зима с осенью борется.
Наконец-то настали первые каникулы!
5. Нозябрь.
Выводы и обобщения.
Учитель. Я хотела бы предложить вам еще такие названия как: лужабрь, носовёрт, хмурень и картофелебрякшмяк.
Шкатулка осенних слов
Учитель. Ребята, сейчас вы должны за 5 минут собрать в свою шкатулку как можно больше осенних слов. Возможно, если нам удастся собрать все самые, самые осенние слова и выражения, то осень, которая уже наступила, будет доброй и ласковой, а не дождливой и холодной. Итак, время, приступайте к сбору слов, записывая их на подготовленные для этой работы листы.
Учитель наблюдает за ходом выполнения задания. Контролирует время.
Учитель. Итак, время. Сейчас вы должны быть очень внимательными. Работаем по цепочке, называя по одному записанному слову. Две другие группы отмечают/вычеркивает такое же слово, чтобы не повторяться. Таким образом, мы продолжаем собирать осенние слова, пока не определим, группу, которая лучше других справилась с заданием. Будьте очень внимательны, если группа называет слово, которое не относится к данной теме, мы его не принимаем. Группа/спикер должна быстро заменить ошибочное или повторяющееся слово другим словом или словосочетанием.
Ответ
1 группы: дождь, лужи, слякоть, листопад, меланхолия, перелетные птицы, урожай, консервирование, Первый звонок, Яблоневый спас, Бабье лето, Золотая осень – 17 слов.
Ответ
2 группы: грязь, сырость, свежесть, холод, простуда, грибы, засолка, листопад, серые/стальные тучи, дни стали короче, Курбан айт, осенние каникулы – 18 слов.
Ответ
3 группы: ветер завывает, пронизывает, рвет, подгоняет, уносит; дождик моросит, капает, льёт, хлещет, стучит, льет как из ведра; иней, туман; День учителя, Осенний балл – 18 слов.
Слова, которые не имели отношение к осенней шкатулке, не приводятся.
Выводы и обобщения.
Учитель. Хорошо. Мы вспомнили про явления природы, назвали праздники, которые нам всем дороги. Хорошо, что задумались над вопросом, что как сложно самим подбирать слова на заданную тему. Можно дома потренироваться, придумываю для себя любую тему.
Осенний ритм
Учитель. А.К. Толстой писал:
…В каждом шорохе растенья,/ И в каждом трепете листа
Иное слышится значенье,/ Видна иная красота!
Я думаю, что вы внимательные читатели, поэтому вам легко будет определить по рифме, ритму кому принадлежат следующие строки.
Задание.Назвать автора и название стихотворения.
1.Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ответ. С.А. Есенин. "Нивы сжаты, рощи голы".
2.Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хдад – дорога промерзает.
Ответ. А.С. Пушкин. "Осень".
3.Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
«Все гибнет, все гибнет! ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!»
Ответ. А.Н. Майков. "Осенние листья по ветру кружат…"
Старый граммофон или осеннее попурри
Учитель. Всем спасибо. А мы переходим к другому заданию. И.А. Бунин говорил: «Ищу я в этом мире сочетанья/ Прекрасного и вечного…». Задача поэта – найти не будничные, а особые слова, чтобы передать состояние души человеческой в минуты вдохновения. Думается, что песни, которые сейчас прозвучат, будет петь еще ни одно поколение.
Для данного конкурса можно использовать магнитофон или интерактивное оборудование. Можно учащимся показать отрывки из песен, или кадры художественных фильмов, где звучат данные произведения.
Задание. Группа выбирает номер. Каждому номеру соответствует песня. Вам нужно, прослушав несколько строк звучащей песни, назвать композитора, автора и название песни.
Отвечает группа, которая быстрее других поднимет руку и даст правильный ответ. Время на подготовку не отводится.
Вот и кончилось тихое лето, ночи длиннее, всё дальше рассветы, музыка звездная, листьев круженье, а мы начинаем игру.
Песня под № 1
У природы нет плохой погоды,
Каждая погода - благодать!
Дождь ли, снег - любое время года
Надо благодарно принимать.
Ответ. Слова Э. Рязанова, музыка А. Петрова. «У природы нет плохой погоды». Художественный фильм «Ирония судьбы или с легким паром».
Песня под № 2
Я спросил у ясеня, где моя любимая,
Ясень не ответил мне, качая головой.
Я спросил у тополя: "Где моя любимая?" -
Тополь забросал меня осеннею листвой.
Ответ. Слова В. Киршон, музыка М. Таривердиев. 1975г. Исполняет. С. Никитин. «Я спросил у ясеня».
Песня под № 3
Яблоки на снегу - розовые на белом
Что же нам с ними делать, с яблоками на снегу.
Яблоки на снегу в розовой нежной коже
Ты им еще поможешь, я себе не могу.
Ответ. Слова А. Дементьева, музыка М. Муромова. «Яблоки на снегу».
Песня под № 4
Не прожить нам в мире этом,
не прожить нам в мире этом,
без потерь,
без потерь.
не уйдет, казалось, лето,
не уйдет, казалось, лето,
а теперь,
а теперь...
Ответ. Слова И. Шаферан, музыка Р. Паулс. 1977г. «Листья желтые над городом кружатся».
Песня под № 5
Что такое осень - это небо,
Плачущее небо под ногами.
В лужах разлетаются птицы с облаками.
Осень, я давно с тобою не был.
Ответ. Слова и музыка Юрия Шевчука, группа ДДТ. «Что такое осень – это небо…»
Песня под № 6
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Ответ. Слова С. Есенина, музыка Г. Пономаренко
Песня под № 7
Ты ругаешь дождь,
Лужи на асфальте.
Ты стоишь и ждешь.
И намокло платье.
Друг твой не пришел.
Друг твой самый лучший.
Как нехорошо,
Да и на небе тучи.
Ответ. Слова А. Шаганова, композиция И. Матвиенко. 18 место среди песен ХХ века. «Тучи». Группа Иванушки International. Для съемок клипа была выбрана недостроенная питерская Дамба на берегу Финского залива. Съемочная группа очень долго не могла приступить к работе из-за плохой погоды. Поэтому в видеоклипе все погодные явления - настоящие, а компьютерная графика была использована только для создания космического аппарата.
Выводы и обобщения.
Все ответы и вопросы демонстрируются на интерактивной доске. В данной работе представлен только образец ответов.Осенняя палитра
Учитель. Замечательно. В нашем классе немного стало теплее от таких замечательных песен. У А.С. Пушкина есть великолепный осенний шедевр:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
(А.С. Пушкин. Осень.)
Задание. Вообразите нарисованные картины, вникните в переданное в стихотворение чувство. Для этого осмыслите то новое, более широкое и более глубокое значение, которое возникает в словах, например багрец, золото. Передайте свои чувства в картине, которую вам надо создать из зерен кофе и кедровых орехов. Время работы над картиной 10 минут. Подготовьте защиту вашего осеннего полотна.
Учитель раздает заранее подготовленные зерна, примерно по 0,5 кг. для каждой группы. Наблюдает за выполнением задания. Контролирует время.
Учитель. Время. Ребята, предлагаю побывать на осенней выставке картин других групп, послушать их, поделиться своими впечатлениями. Двигаемся по часовой стрелке.
Ученики знакомятся с другими работами. Защищают свою работу. Возвращаются к своей работе.
Журналисты. Умные советы.
Учитель. Осень. Пора простудных заболеваний, насморка и непредвиденных болезней.
Задача. Ваша задача за 10 минут опросить как можно больше учащихся и учителей, работников нашей школы и попросить их поделиться с нами рецептами борьбы с простудой.
Ученики, вооружившись блокнотами, уходят собирать рецепты и советы.
Вернувшись, ученики оформляют свои записи в виде рецептов, памяток для учащихся, записи в дневник.
Время редактирования записей 4 минуты.
По истечении времени спикеры групп зачитывают отредактированные записи.
1 группа
Советы от медсестры школы:
- мед с чаем и молоком,
- чай с малиновым вареньем,
- ингаляции,
- закаливание,
- проветривать и вовремя убирать помещение.
Советы от вахтера тети Раи:
- вдыхать запах лука,
- пить луковый отвар с молоком,
- полоскать или пить отвар ромашки,
- ставить горчичники.
Рецепты от учителя английского языка Шынар Амантаевны:
- пить или есть малину с сахаром,
- делать полоскания с шалфеем,
- применять для растирания курдючные масла,
- делать йодную сетку на грудь, нос.
Правила от учителя казахского языка Гульмиры Советовны:
- парить ноги с солью,
- принимать витамин С.
Советы от бабушки Адины:
- запаривать плоды шиповника,
- пить чай с мятой.
Советы от 8 класса «Э»:
- сок редьки и моркови пить,
- делать точечный массаж.
2 группа
Совет от Ании Батыргалиевны, учителя казахского языка:
- закаляться;
- пить чай с малиной и с медом.
Правила учителя физкультуры Ерлана Максутовича:
- заниматься спортом;
- обливаться холодной водой.
Рецепт от мамы Карины. Нам потребуется:
- кусочек масла, одна столовая ложка меда, стан молока; в стакан молока добавляем масло и мед; ставим в микроволновую печь на 1 минуту; достаем и переливаем в другой стакан; теперь можно пить медленными глотками. Выздоравливайте.
Рецепт от мамы Ильи:
- возьмите яйцо от «Киндер-сюрприза», сделайте в нем несколько дырочек, закрепите шнурок; в яйцо крошим чеснок, закрываем крышечкой, надеваем на шею и вдыхаем запах чеснока.
3 группа
- есть чеснок, лук, пить малиновый и лимонный чай,
- носить марлевую повязку,
- соблюдать правила гигиены,
- ставить вовремя прививки,
- работать над повышением иммунитета,
- заниматься спортом, закаляться,
- рационально питаться,
- пить побольше жидкости,
- принимать витамины.
Выводы и обобщения.
Учитель. Я хочу тоже дать несколько вам советов.
- Для повышения иммунитета можно приготовить такое фруктовое ассорти: 1 банан, 1 апельсин, 1 лимон – все перекрутить, добавить 1 столовую ложку меду, перемешать. Можно съесть на ужин или на завтрак. Принимать 3 дня. Каждый день готовить новую смесь.
- Если вы заболели, обязательно обратитесь к врачу. Не занимайтесь самолечением, не принимайте таблетки без назначения врача и без контроля родителей. Желаю вам приятной осени без простуд и гриппа.
Рефлексия
Учитель. Ребята, у казахов есть обычай-примета. Там, где они побывали, и им было хорошо, каждый стремился оставить после себя след: завязать платочек, ленточку на том месте, где они стоят. Я предлагаю вам выбрать одну из этих красивых ленточек, загадать желание и завязать ее на нашем дереве желаний. Желаю вам, чтобы ваши желания сбывались. А чтобы желание сбылось, надо очень сильно в это поверить и приложить старание к его осуществлению.
Ученики выбирают понравившуюся ленточку, загадывают желание, привязывают к дереву.
Звучит спокойная музыка.
Учитель. Всем спасибо. Осень – эликсир молодости, осень – пара вдохновений. Осень её мало увидеть, ею надо любоваться, вслушиваться, полюбить. И она вам ответит всей своей красотой. Конфуций писал:"Когда становится очевидным, что цель не может быть достигнута, не изменяйте своей цели, изменяйте свои практические шаги". До свидания.
Рекомендуем посмотреть:
Осеннее развлечение для детей средней группы
Литературный час на тему Осень, 5-7 класс. Сценарий
Сценарий классного часа в начальной школе "Праздник осени"
Осенний "Кросс нации"
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие для 5, 6 классов. Праздник грибов
Мероприятие «День славянской письменности» в школе, 8-9 класс