Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся среднего звена на тему: «Осенний микс»
Автор:
Подольская Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы КГУ СОШ № 4 г.Семей Восточно-Казахстанской области.
Анонс.
Вашему вниманию предлагается сценарий внеклассного мероприятия для учащихся среднего звена. Есть праздники традиционные, без которых невозможно, а есть такие, которые проводятся для сплочения коллектива, расширения понятия об окружающем мире. Такие праздники-мероприятия делают жизнь в классе интересной, занимательной, помогают проявить себя, раскрыть свои возможности. Учитывая современные технические возможности, данное мероприятие проведено с использованием ИКТ. Во время мероприятия учащиеся учатся мыслить, говорить, отстаивать свою точку зрения, работать в группе, добывать знания, быть добрыми и отзывчивыми. Мероприятие предназначено для учащихся среднего и старшего звена.
Триединая цель и задачи внеклассного мероприятия:
1. Сформировать умение работать со справочниками, энциклопедиями в поисках нужного материала.
2. Расширить словарный запас об овощах и фруктах – их происхождение.
3. Развивать монологическую речь учащихся, логическое и аналитическое мышление.
4. Формировать умения и навыки совместной работы, умение распределять между собой обязанности по подготовке задания; развивать коммуникативные и нравственные качества учащихся.
5. Воспитывать чувство сопереживания за своих товарищей, ответственность пред коллективом за выполненное поручение.
6. Прививать чувство прекрасного, любви и бережного отношения к природе.
Тип урока – внеклассное мероприятие.
Приобретаемые навыки детей:
отработка навыков работать в группе, расширение словарного запаса учащихся, самостоятельное целеполагание, работа в парах, самостоятельный поиск и обработка информации, самооценка, формулировка выводов.
Технологические особенности:
мультимедийная установка, компьютер, интерактивная доска, презентация к мероприятию, магнитная доска, фотоаппарат.
Организация работы:
организационный момент, целеполагание, защита проектов (выступление групп), беседа, работа над основным материалом: расширение культурного словаря учащихся, подведение логического итога, оценивание работы учащимися мероприятия.
Количество часов на мероприятие – 1 час.
Оборудование: презентация к уроку, буклет, ДМ, лист формата А4, маркеры, ватман; корзина с овощами; шесть непрозрачных бокалов с крышками для каждой группы, в которые предварительно помещаются: петрушка, дольки лимона, лука, чеснока, яблока, апельсина; 4 платка; для рефлексии: цветные листики и нарисованное дерево на формате А5 для каждой группы; шуточные дипломы «Нюхач-2014», «Карвинг-мастер-2014».
Оформление класса: парты расставлены буквой
П для работы в группах, и удобного передвижения по классу, просмотра видеоинформации, бумага, маркеры, клей –для работы в группах; столы пронумерованы; на специальной табличке написаны имена данной группы, изображен фрукт или овощ, который представляет группа.
Подготовительная работа: в первую неделю сентября класс разделился на группы, выбрав жетон (что на нем изображено они не видят). Каждая группа, в соответствии выбранного жетона, получает задание:
1 группа. Рассказ о картофеле, где произрастал, как попал в Россию, какие есть о нем легенды, песни, загадки. Готовят для других групп сувениры.
2 группа. Рассказ о луке, где произрастал, как попал в Россию, какие есть о нем легенды, рассказы, загадки. Готовят для других групп буклет «Целебные рецепты».
3 группа. Рассказ о помидорах, где произрастал, как попал в Россию, какие есть о нем легенды, загадки. Готовят для других групп «Рецепты от шеф- повара»
4 группа. Рассказ о яблоках, где выращивают, история об апорте, какие есть о нем легенды, песни, фотоматериалы памятников, открыток, логотипов с изображением яблока. Угощают группы яблоками разных сортов.
- Каждая группа выбирает спикера, который координирует всю предварительную работу в группе, держит связь с учителем.
- Родительский комитет помогает группам приготовить картофель в мундирах, закрепить яблоки на красивую ленточку для всех участников мероприятия, приобретает сувениры (тетради с изображением фруктов, осенним пейзажем).
- Подготовить медали с изображением фрукта или овоща, который будут представлять группы.
Лучше если эти медали не прикалывать, а закрепить их на яркие атласные ленточки. Будет удобно, красиво и участники мероприятия получают это как первый сувенир при входе в кабинет.
- Подготовить музыкальное сопровождение мероприятия.
- Роль учителя: консультирует, направляет, координирует действия в группах, готовит сценарий и презентацию мероприятия, выполненную в программе Microsoft Office PowerPoint 2007 , готовит пригласительные и приглашает коллег к участию в мероприятии; приглашает коллег поработать в качестве жюри – это завуч по учебно-воспитательной работе, учитель биологии, учитель литературы; двух помощниц - ученицы 9 класса.
СЛАЙД. Название мероприятия.
Ход мероприятия.
Звучит тихая спокойная музыка. Ученики и гости проходят в кабинет. Гости работают в группах с учениками. Каждый участник мероприятия при входе в класс получает медальку. Получив медали, ученики и гости проходят, садятся по группам (жеребьевка была проведена раньше, для того чтобы группы могли подготовить проект).
Слово учителя.
Придумано кем-то просто и мудро:
При встрече здороваться:
- Доброе утро! Доброе утро! – солнцу и птицам.
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым...
Доброе утро длится до вечера. (В.Кривошеев)
Разрешите представить членов жюри и наших помощников, которые будут помогать членам жюри, заполнять табло результатов, готовить инвентарь для заданий.
Учитель называет членов жюри, вручает им осенние сувениры. Жюри проходят и занимают свое рабочее место.
Учитель. Жизнь – это поезд, в котором мы мчимся сквозь годы, меняя попутчиков. Мы уже не в первый раз собираемся вместе, чтобы отдохнуть, пообщаться, узнать что-нибудь новое, интересное. Всех нас объединяют дружеские, хорошие отношения, которые так важны для каждого человека на протяжении всей его жизни. Поэтому, какие бы вы не заняли места по итогам всех выполненных заданий, мы останемся друзьями, товарищами.
Прием «Дерево достижений»
Учитель. Создадим хорошее настроение? Обратите внимание на одинокое дерево, которое изображено на рисунке.
На листах формата А5 изображено дерево, у всех групп одинаковое. Дерево разделено пополам. Левая сторона – это ваше настроение сейчас. У каждого из вас есть осенние листочки разного цвета. Я прошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашим деревьям приобрести крону из листьев.
Ученики, коллеги, я (учитель) прикрепляют листочки.
Выводы и обобщения.
Учитель. Каких листочков на вашем дереве больше? Ответы спикеров.
- Тех, кто выбрал
зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем мероприятии. Те, кто выбрал
красный, — желают общаться со всеми в классе.
Желтый — проявят активность.
Синий — будут настойчивы. Помните! Красота дерева зависит от нас, наших стремлений и ожиданий.
Всем спасибо. Прежде чем начать наше путешествие по странам мира за овощами, нам необходимо расшифровать следующую запись. На столе лежат листы с тайной записью.
Тайнопись.
Задание. Расшифруйте запись. Время работы 3 минуты. Группа, которая выполнит задание первой, считается победительницей в этом задании. Жюри все задания оценивает по пяти бальной шкале. "5" - красный помидор, "4" - зеленый перец, "3" - желтая тыква, "2" - баклажан. Мои помощницы будут помогать заполнять табло результатов, выставляя ваши результаты овощами, которые, как я уже сказала символизируют полученные баллы.
СЛАЙД. Тайнопись.
Группы выполняют задание. Учитель наблюдает за ходом работы групп, контролирует время.
Ответ: Унылая пора! Очей очарованья! Автор: А.С. Пушкин. "Осень".
Жюри подводит итоги. Выводы и обобщения.
Учитель. Мы сейчас совершим с вами удивительное путешествие в мир овощей. Узнаем, что и когда появилось у нас на столе. Каждая группа готовила свой проект: рассказ, презентацию, загадки, пословицы, полезные советы и сувениры. Время презентации проекта 4-5 минут. Итак, слово предоставляется первой группе.
Для того чтобы не нарушить идею мероприятия и не перегружать сценарий текстовым материалом, в сценарии представлен краткий материал проекта об овоще или фрукте, который подготовили группы.
Выступление 1-й группы. «Здравствуй, милая картошка-тошка-тошка» - эта песня стала гимном юных следопытов, ее пели у костра, в походах, на привале. И это не единственная песня, есть еще очень интересная песня М. Львовского, музыка В. Шаинского «Завтрак на привале». А помните песенку из мультфильма, где ребята дружно поют: «Антошка, Антошка, пойдем копать картошку». Когда же появилась картошка на столе? Картофель долго странствовал по миру. Сначала он появился в Испании, потом перекочевал в Италию, где ему дали название «тартуфоли», которое постепенно превратилось в «картуфоли» и затем уже в «картофель». Однажды королева Мария Антуанетта приколола к волосам букетик цветов картофеля, что послужило новой моде. Все придворные стали вставлять в петлицы камзолов цветы картофеля. Спрос на цветы картофеля был так велик, что их стали делать из шелка и бархата. Было время (в XVIII веке), когда перед дворцами находились клумбы с кустами картофеля.
СЛАЙД. Знаете ли вы, что…
Участники группы угощают всех одноклассников картошкой, сваренной в мундирах.
Учитель. Спасибо. Слово предоставляется 2-й группе.
Выступление 2-й группы. Сегодня мы не можем представить приготовление любого блюда без добавления лука. В древности философы, разрезали луковицу и объясняли ученикам строение вселенной. Лук начинали возделывать еще в Китае в древнейшие времена, потом в Индии, Египте. В средние века думали, что луковица обладает чудесным свойством: умеет предохранять воинов от стрел и ударов алебард и мечей. Храбрым рыцарям, закованным в стальные латы, предписывалось носить луковицу на груди, думая, что она поможет защитить своего хозяина от бед. Поэтому у лука такие разные названия: «лук победный», «кромион» - панцырь. Существует много поговорок и пословиц, которые говорят о целебных свойствах лука: «Лук, в твоих объятиях проходит всякая болезнь», «лук о семи недуг». Чтобы убить во рту все бактерии – пожуйте лук всего три минуты.
СЛАЙД. Знаете ли вы, что…
Участники раздают всем группам и гостям подготовленный буклет «Целебные свойства лука».
Учитель. Спасибо. Слово предоставляется третьей группе.
Выступление 3-й группы. Помидоры были завезены из Южной Америки, они долгое время были декоративным растением. В далекие времена ими украшали клумбы, обвивали беседки. Вначале помидоры выращивали как садовые и комнатные растение, многие хозяйки выращивали их в цветочных горшочках и с большим удовольствием демонстрировали их на окнах. Все это длилось до половины ХIX столетия. Вначале помидоры не употребляли в пищу, почему-то считая их ядовитыми. В «Ботаническом словаре», изданном в 1811 году, с явным недоверием сообщалось: «…хотя томат и считался ядовитым растением, но в Италии его едят уже с перцем, чесноком и маслом». «Помидор» и «томат» - два общепринятых названия.
СЛАЙД. Знаете ли вы, что…
Участники группы вручают буклеты «Рецепты от шеф-повара».
Учитель. Спасибо. Слово предоставляется четвертой группе.
Выступление 4-й группы. Алма-Ата - солнечный, уютный, утопающий в зелени город с широкими улицами, многочисленными парками, скверами и фонтанами. Красивейший город у подножия изумрудных хребтов Тянь-Шаня, который неслучайно называют "городом-садом". Это наша вторая столица. Весной, когда южные окраины утопают в цветении яблоневых, абрикосовых, вишневых садов, город становится похожим на сказку. Роскошный зеленый наряд и величественная панорама гор делают Алма-Ату непохожей на другие города. Существует красивый миф, о происхождении названия города. Название образовано от казахских слов "алма" - яблоко и "ата" – дед, значит название города можно перевести как "отец яблок". В городе установлен мраморный памятник яблоку. Здесь бросают монетки в воду и загадывают желания.
СЛАЙД. Знаете ли вы, что…
Группа угощает всех участников яблоками.
Жюри подводит итоги выступления групп. Выводы и обобщения.
Учитель. Всем спасибо. Каждая группа подготовила очень интересные истории об овощах и фруктах. Спасибо за подготовленные такие вкусные сувениры. А сейчас мы с вами отправимся на базар.
Поход на базар.
Задание. Вот корзинка с фруктами и овощами. Каждая группа может взять только три овоща. Достав овощ или фрукт, вы должны объяснить его правописание, и каково происхождение его названия.
Корзинка прикрыта полотенцем, поэтому группы не знают какой овощ или фрукт они возьмут. Если группа не знает ответа (написание, откуда прибыло это слово), то ответить может любой ученик другой группы, получая при этом дополнительный балл.
В корзине подготовлены следующие овощи: петрушка, картофель, огурцы, свёкла, тыква, абрикос, помидор, баклажан, перец, морковь, капуста, редька.
СЛАЙД-ответ. Поход на базар.
Жюри подводит итоги. Выводы и обобщения.
Учитель. Спасибо всем. А сейчас я вас хочу познакомить с удивительным миром искусства.
СЛАЙД. Кругом чудеса. Великий Джузеппе Арчимбольдо.
Учитель. Что мы знаем о величайшем итальянском живописце, жившем в ХVI веке Джузеппе Арчибальдо? Сальвадор Дали назвал его «предтечей сюрреализма». Несмотря на то, что художник был известен при жизни, его сын после его смерти за все работы получил всего несколько флоринов. Через четыре столетия его работы были оценены в миллионы! Джузеппе был замечательным режиссером-выдумщиком, организатором всевозможных празднеств, ярмарок при дворе императора, архитектор, проектировщик фонтанов. Самое главное, чему может научить нас Джузеппе Арчимбольдо – это смотреть на мир с изумлением. Удивляться! Радоваться! Восхищаться! Творить и восхищаться, помня, что кругом одни чудеса.
Задание. Познакомьтесь с еще одной уникальной картиной.
- Время на рассмотрение 1,5 минуты.
- Вспомните и перечислите все овощи, которые использовал мастер для создания такого чудесного и необычного портрета.
Задание лучше давать поэтапно, чтобы учащиеся не знали, зачем они знакомятся с картиной. Учитель демонстрирует слайд. Контролирует время, которое отведено для ознакомления с картиной.
СЛАЙД. Великий мастер.
Учитель. Запишите на подготовленных листах, какие овощи и фрукты понадобились художнику для "написания" этого портрета. Время - 1 минута. Предоставьте ответы жюри.Побеждает группа, которая правильно перечислит все овощи.
Помощницы помогают собрать ответы групп, передать жюри, проверить ответы.
Возможно, все будут ответы верными, поэтому лучше, если команды запишут количество и название овощей. Помощники и жюри просматривают записи. Подводят итоги.
Ответ. Капуста, перец сладкий, перец горький, зеленый горох, баклажан, огурец, петрушка, картофель, кабачок, яблоко.
Учитель. Разрешите назвать все овощи и фрукт, из которых состоял портрет. Слово предоставляется жюри.
Жюри подводит итоги. Выводы и обобщения.
Учитель. Надо быть внимательным, лучше изучать биологию. Вырабатывать внимательность. И, конечно, когда группа работает дружно, то у нее все хорошо получается. А мы продолжаем наше путешествие. Искусство карвинга пришло к нам из Таиланда. Однако, существует гипотеза, будто он изначально зародился в Китае.
СЛАЙД. Карвинг.
- Из каких природных материалов еще можно вырезать фигуры?
Ответ: дерево, камень, лед.
Мастер карвинга-2014.
Учитель. Хорошо. Сейчас мы с вами посмотрим, кто из групп самый лучший резчик. Приглашаю по одному участнику из групп.
Задание. Вы должны очистить яблоко. У кого получиться самая большая лента, тот станет карвинг-мастером. Пожелание: Мусор на пол не бросайте, аккуратно вырезайте, за собой всё убирайте!
Для задания нам понадобится 4 яблока одного размера и 4 ножа для карвинга. Итак, приступаем.
Проводится поединок мастеров. Измеряется длина очищенной кожицы.
Жюри подводит итоги. Объявляется карвиг-мастер. Вручается диплом победителя «Карвинг-мастер – 2014».
Учитель. Спасибо всем. Поздравляю победителей. А сейчас мы узнаем, какая группа самая внимательная. Мы находимся на цветочной поляне.
Цветочная поляна.
Игра на внимательность.
Задание. Узнайте, какие и сколько цветов растёт на поляне. Время на выполнение задания 4 минуты.
СЛАЙД. Отличная поляна.
У каждой команды есть лист, на котором изображен квадрат, в каждой клеточке которого помещен цветок. Для того чтобы подсчитать, можно вычеркивать цветы маркерами.
Учитель. Время. Помощники предоставьте ответы групп членам жюри.
Ответ: ромашки – 34; герберы – 24; красный мак – 11; желтый мак – 16; осенние листья – 15+2; всего = 102 цветка.
Беседа.
- Вы внимательно изучили поляну? Ничего больше интересного не заметили?
- Если присмотреться, то можно увидеть выложенные из цветов цифры «5», «4» и «3».
- Правильно. Вы очень внимательные цветоводы и, возможно, кто-нибудь из вас станет ландшафтным дизайнер и выложит уже ни цифры, а эмблему нашей школы.
Пока жюри подводит итоги, мы проведем сеанс релаксации. Прекрасно, когда у человека хорошее настроение. Но так бывает не всегда. Существуют разные способы для поднятия настроения. Способ, который я предлагаю, доступен в любой обстановке: на улице, в классе. Итак, давайте проведем сеанс. Сядьте удобнее. Посмотрите на небо – потолок; на землю – пол; на деревья справа – стену справа; на деревья слева – стену слева; на небо – потолок, найдите на нем то, что раньше никогда не замечали; на правую ногу, на левую ногу, на правую руку, на левую руку, на окно (оно стеклянное); потрогайте ухо – руку – ногу – своего соседа. Сеанс релаксации завершен... Слово предоставляется жюри.
Жюри подводит итоги. Выводы и обобщения.
Учитель. Молодцы, ребята. Насладившись красотой цветочной поляны, вы теперь должны собрать ягоды в корзинку.
Кроссворд.
Ягодки в корзинке.
Задание. Перед вами кроссворд. Впишите в пустые клеточки названия ягод. Учтите, что буквы
И, А уже стоят на своих местах. Побеждает команда, которая быстрее, грамотнее соберет ягоды в кроссворд. Время выполнения 3-4 минуты.
Роль учителя: наблюдает, следит за временем, за тем, кто быстрее выполнит задание. По истечении времени помощницы собирают заполненные кроссворды, передают жюри.
СЛАЙД-ответ. Ягодки в корзинке.
Жюри подводит итоги. Выводы и общения.
Нюхач-2014.
Учитель. Для выполнения следующего задания определите участника в группе. Помощники сейчас вам приготовят столы для работы. Хорошо.
Задание. Ваша задача, не открывая бокала определить по запаху, какой фрукт, овощ, растение помещено в бокал. Запишите ответ на подготовленном листе. Время выполнения 4 минуты.
Роль учителя: наблюдает за выполнением задания, контролирует время. Группы наблюдают за другими участниками, чтобы никто не подсказывал.
СЛАЙД-ответ. Нюхач-2014.
На один из столов в группе помощницы ставят закрытые одинаковые, пронумерованные чашки, которые накрыты пластиковыми крышками с прорезями, лист с маркером. По истечении времени участники передают свои ответы членам жюри.
Жюри подводит итоги. Вручает победителю диплом «Нюхач-2014». Выводы и обобщения.
Учитель. Вот и пришло время подвести общий итог. Слово предоставляется председателю жюри для подведения общего итога, вручения памятных сувениров всем участникам мероприятия и дипломов победителям.
Выводы и обобщения. Жюри подводит общий итог. Награждение команд и активных участников.
Табло результатов.
Лучше, если все команды получат награды. Сохраняя главный принцип: играть и никого не обижать. Предлагаю, чтобы после каждого подведения/объявления итогов жюри, помощницы прикрепляли к магнитной доске баллы: «5» - красный помидор; «4» - зеленый перец; «3» - желтая тыква; «2» - баклажан. Это наглядно. Ученики самостоятельно могут вести подсчет результатов. Рефлексия.
Учитель. Ребята, в самом начале нашего мероприятия вы помогли своему дереву распустить свои первые листочки. Пожалуйста, выскажите свое мнение, какое у вас сейчас настроение, прикрепив к правой стороне дерева цветные листочки.
Ученики высказывают свое мнение, прикрепляя листики к символическому дереву. Выполнив задание, каждая группа вывешивает свое дерево на магнитную доску.
СЛАЙД-рефлексия. Дерево достижений.
Учитель. Всем спасибо. Желаю, чтобы краски осени становились только ярче с каждым днем. Учитесь видеть, слышать и слушать окружающий мир. Наслаждайтесь красотой природы. Помните, от нас с вами зависит, какой ее увидят наши потомки. Примите цитату в копилку. До свидания.
Цитата в копилку.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий осеннего праздника в начальной школе «Здравствуй, осень»
Классный час ко Дню пожилого человека для школьников
Сценарий игровой осенней программы в начальной школе. Осень в лесу
Внеклассное занятие в начальной школе на тему: Осень
Похожие статьи:
Осенний праздник в 3, 4 классе. Сценарий
Золотая осень. Сценарий для начальных классов
Праздник осени в начальной школе. Сценарий
Праздник осени в 1 классе
Сценарий праздника Осени в начальной школе