Внеклассное мероприятие "Цветочная симфония" для учащихся среднего и старшего звена
Автор:
Подольская Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы КГУ СОШ №4 г.Семей ВКО
Анонс.
Вашему вниманию предлагается внеклассное мероприятие для учащихся среднего и старшего звена. Сентябрь месяц в школе – это трудный месяц. Во-первых, ученики пришли в школу после долгих каникул; во-вторых, кто-то провел лето в Италии, а кто-то все лето помогал маме... В-третьих, в класс пришли новенькие ученики; в-четвертых, за лето могли измениться отношения между учениками, поэтому начинать/продолжать работать над созданием положительного климата внутри детского коллектива лучше с первых дней учебного года. Создав положительную атмосферу в классе, мы тем самым будем способствовать повышению качеству знаний, мотивировать учащихся на повышение само- и взаимооценки.
Материал можно использовать на уроках литературы, факультативных и дополнительных занятиях, при проведении тренингов и изучении школьного коллектива как в среднем так и старшем звене.
СЛАЙД. Тема внеклассного мероприятия.
Цель: установление эмоционального контакта в классе.
Задачи:
- формирование нравственных качеств, творческих способностей и воображения учащихся;
- воспитание любви и бережного отношения к окружающему миру, отзывчивости, сердечности;
- развитие умения работать в группах, паре;
- создание коллаборативной среды и укрепления отношений в классном коллективе.
Методические приемы:ассоциативная карта, беседа, игры-тренинги, анкетирование.
Словарная работа: взаимовыручка, взаимоуважение.
Оборудование:
- Книжная выставка. Книги и журналы о цветах. Например «Цветы в доме», «Цветовод», «Мой прекрасный сад», «Ландшафтный дизайн».
- Картинки с изображением роз или других цветов (по 3-4 цветка на каждого ученика).
- Узенькие полоски бумаги, символизирующие сорную траву (можно нарезать разных цветов, используя постельные тона).
- Крылатые выражения, пословицы и поговорки о дружбе.
- Карта отслеживания эффективности внеклассного мероприятия – для учащихся.
- Карта анализа мероприятия для учителей, посетивших занятие.
- Карточка домашнего задания (всегда даю индивидуальные, групповые, для всего класса задания, даже к классным часам и мероприятиям).
Техническая поддержка:
- Мультимедийное оборудование, компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку.
Тип урока. Внеклассное мероприятие.
Цитаты к уроку:
* Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник. И.С. Тургенев.
* Природа будет ограждена от опасности только тогда, когда человек хоть немного полюбит ее просто за то, что она прекрасна. Жан Дорст.
* Природа покоряется лишь тому, кто сам ей подчиняется. Ф. Бэкон.
Структура внеклассного мероприятия
I. Организационный момент. Целеполагание. Психологический настрой на работу.
- Деление на группы. Цветовая радуга.
II. Создание коллаборативной среды.
- Работа в группах. Упражнение «Сорняки и розы»
- Твердое правило. Чтение и обсуждение отрывка из сказки А. Экзюпери «Маленький принц».
- Работа над ассоциативным рядом слова «Цветочки».
- Чтение и анализ стихотворения «Цветок» М. Симоновой.
Рефлексия.
- Прием «Четыре угла».
- Прием. «Поменяемся местами».
- Анкетирование.
III.Консультация о выполнении домашнего задания.
IV. Выводы и обобщения. Итоги мероприятия.
Ход мероприятия.
Организационный момент. Целеполагание.
Психологический настрой на работу.
Слово учителя.
Здравствуйте. Ребята, на столе лежат карточки. Возьмите любую из них.
Ученики выполняют задание.
- Теперь объединитесь в группы, по цвету, который вы выбрали.
Ученики садятся за парты, объединяясь в группы по цвету, который был на карточке. На партах стоят цветные подставки, поэтому ученикам легко выбрать стол, за которым они будут работать.
Создание коллаборативной среды.
Задание. Изучите информацию, помещенную на ваших карточках. 1 минута.
- Пожалуйста, поделитесь информацией, с которой вы познакомились.
Выступление спикеров.
СЛАЙД. Деление на группы.
1 группа. Голубой цвет - символизирует...
2 группа. Зеленый цвет – цвет символизирует...
3 группа. Желтый цвет – символизирует...
4 группа. Синий цвет – это цвет...
5 группа. Фиолетовый цвет – цвет говорит о...
6 группа. Оранжевый цвет – любимый цвет ...
Беседа.
- Посмотрите вокруг и скажите, группы какого цвета нет? Почему?
- Правильно, красного. А как вы думаете, почему отсутствует именно этот цвет?
Если учащиеся не могут дать ответ, то учитель предлагает познакомиться с информацией о красном цвете.
Ответ-вывод. Нет красного цвета – цвета импульсивных людей, его любят смелые, властные, вспыльчивые люди.
- Мы сегодня будем учиться работать сообща, помогая друг другу.
- Мы сегодня будем учиться управлять своими эмоциями.
Слово учителя.
- Как вы думаете, если сложить все цвета, которые вы представляете то, что это нам напоминит?
Ответ. Радугу.
- Кто помнит правильный порядок следования цветов радуги?
- Кто знает рифмованные стихи или предложения, как можно запомнить порядок следования цветов?
СЛАЙД. Мнемоническая фраза.
Цель. Проверка знаний мнемонических пар – фразы для легкого запоминания.
Слово учителя. Мнемоника или мнемотехника – это искусство запоминания, специальные приёмы, которые помогают запомнить нужную информацию.
Для этой цели многие придумывают фразы или стихи, проводят ассоциации для запоминания, ассоциации могут быть личными, или обобщенными. Мнемонику очень часто называют правила «Запоминашки», «Памятки» (от слова память).
Задание. Вспомните или придумайте предложения, которые помогут нам навсегда запомнить расположение цветов в радуге. Обсудив, запишите свои ответы на листах с изображением радуги. Время выполнения задания 3 минуты.
Все учащиеся вспоминают фразу только про охотника.
После того как учитель выслушает все варианты ответов, можно предложить фразы, которые можно было найти в Интернете.
Ответ. Самые известные предложения для запоминания о цветах радуги.
СЛАЙД. 7 цветов радуги.
Выводы и обобщения.
Задание. Прочтите быстро и правильно следующие слова.
Цель: развитие внимания учащихся.
Выводы и обобщения. Оказывается очень сложно читать знакомые слова, потому что глаза видят цвета, и мы называем цвет, а не слово, которое написано.
Игра-упражнение. «Сорняки и розы».
- Какие ассоциации у вас вызывает слово «привычка»?
Привычка. Поведение. Любимые слова и словечки. Манера одеваться. Говорят: «Привычка – это вторая натура». Все откладывать на потом. Не выслушивать ответы других. Вмешиваться в разговор старших.
Задание. Откройте толковый словарь, Интернет и познакомьтесь со словарной статьей о привычке. 2 минуты.
Все группы работают с толковыми словарями разных авторов, поэтому при ответах группы должны слушать друг друга и только добавлять новую информацию.
- Пополните свои ассоциативные карты новыми понятиями.
- Какие слова вы вписали?
Ответы. Состояние, склонность, поступки, действия, потребность.
Вывод-обобщение. Таким образом, привычка – это такое действие, которое человек выполняет как бы автоматически.
СЛАЙД. Ассоциативная карта. Сорняки и розы.
Слово учителя.
У каждого человека в течение жизни вырабатывается много привычек. Это относится и к нам. Для кого-то из нас стало привычным делом заниматься спортом, читать книги, играть в игры, помогать по дому, без напоминания делать уроки. Это все полезные привычки.
Ребята, давайте вместе подумаем, бывают ли вредные привычки?
Задание. На картинках с розами напишите полезные привычки, а на полосках бумаги, которые символизируют сорную траву, напишите вредные привычки. Время выполнения 3-4 минуты.
Роль учителя: наблюдателя.
После выполнения задания проводится обсуждение.
Выводы и обобщения. Все полезные и вредные привычки человек «выращивает» в себе сам. Только полезные привычки требуют особого ухода – дело это нелегкое, изо дня в день нужно трудиться, чтобы получить результат, а вредные привычки очень легко пускают корни, как сорная трава. Но зато полезные привычки могут сделать из своего хозяина настоящего человека.
Сорняки: придираться, грызть ногти, грызть ручку, кусаю ногти, волнение и неуверенность, вспыльчивость, лень, много спорю, агрессия, плеваться, огрызаться, смотреть телевизор, щелкать пальцами, люблю драться, бываю не права, но не признаюсь в этом, нетерпеливость.
9 учащихся на сорной траве написали «лень». Следовательно, надо пробудить в них желание жить интересной жизнью, подготовить для них индивидуальные задания, вовлекать чаще в подготовку внеклассных мероприятий; развить ответственность.
Розы: храбрость, мужественность,смелость, трудоспособность,послушание, уверенность и аккуратность, сдержанность, желание учиться, учиться на "5", быть справедливым, умение понять другого...
Все учащиеся прикрепляют свои ответы, которые они записывали на специальных лепестках,и в результате на доске получается 6 цветов. Столько работает групп.
Работа с текстом. «Твердое правило».
Чтение и обсуждение отрывка из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Учитель читает отрывок, начиная со слов: « Каждый день я узнавал что-нибудь новое о его планете <…> – Есть такое твердое правило, сказал мне после Маленький принц. – Встал поутру, умылся, привел себя порядок – сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличать от розовых кустов: Молодые ростки у них почти одинаковые. Это скучная работа, но совсем не трудная».
- Как вы понимаете слова Маленького принца?
- Почему именно эти слова стали крылатыми?
Выводы и обобщение.
Задание. Подберите ассоциации, связанные с цветами, употребляя только те буквы, которые вы выберете. Время выполнения задания 2 минуты.
Спикеры групп, выбирают листы формата А4, на которых заранее записаны буквы Ц,В,Е,Т,О,Ч,К,И. Листы перевернуты, поэтому никто не знает, какие буквы достанутся группе.
Роль учителя: наблюдателя, хранителя времени.
Ц – цветут; цвет, царственные, ценность, цветение.
В – воодушевляют; восторг, восхищение, вечность, весна, влюбленность, венок, веточки, верные,
Е – единственные, естественные
Т – торжество, творчество, тон, тайна, традиции, тихие, тонкие, тень
О – осязание, ощущение, оранжерея. осенние, очаровательные, одинокие
Ч – чувства, чествовать, часть, чистые, чарующие
К – красота, красивые, классные, крохотные, комфорт, книги
И – искренние.
Спикеры вывешивают ответы, озвучивают ассоциативные слова, подобранные группой.
Выводы и обобщения. Вы правы, цветы украшают нашу жизнь, они маленькие и беззащитные, они нуждаются в нашей помощи, как мы нуждаемся в их красоте, которой они нас окружают.
Задание. Прочтите стихотворение Марины Симоновой «Цветок».
Цель. Определение сформированности нравственных качеств, способности к эмпатии; установление эмоционального контакта с группой учащихся.
СЛАЙД. Стихотворение «Цветок».
Каждый ученик получает отпечатанное стихотворение. Учитель читает стихотворение или ученики читают его самостоятельно.
Задание. Опишите свои впечатления полученные от прочитанного стихотворения. Описывать можно словом, рисунком. 3 минуты на выполнение задания. Обсудите все записи в группе. Выберите в группе, чьи выводы вам понравились больше других. Зачитаем свои выводы-впечатления.
Некоторые ответы учащихся.
- Человек, оторвавшись от родины, от своих корней, становятся совершенно одинокими, даже находясь среди людей. Понимание этого приходит, к сожалению, слишком поздно.
- Мне кажется лучше быть на своей земле, чем рваться к солнцу. Тем более, кто знает, что там на солнце. А для цветочка, не будет ли там слишком жарко? Неужели ему так хочется побывать на солнце, чем быть рядом с друзьями, родными.
- … Лучше быть тем, кем ты есть, и не нужно быть другим. Кем ты был послан на землю, тем ты и должен быть на Земле.
- Это стихотворение о том, что цветку невозможно жить без корня и стебелька, что у всяких желаний есть хорошая и плохая сторона. Нужно любить себя таким, каким ты есть.
- Прослушав проникновение чтение стихотворения «Цветок», я поняла, как никогда остро, ощутила, что человек без дома, родственников, семьи, родины не живет, а просто существует. Причем существует кое-как, без смысла. И каким бы ни был тот, другой мир «ярким, блестящим» свой маленький и такой привычный всегда лучше.
После занятия проанализировала все записи. Только один ученик написал: «Ни о чем». Что это? Депрессия, протест на подобное мероприятие, не желание работать в этой группе. Много вопросов, которые необходимо решить в ближайшее время.
Вывод и обобщение. Разрешите прочесть строки из стихотворения М. Дудина.
Берегите Землю, берегите:
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку над стеблем повелики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба.
Ребята, берегите свои отношения, своих самых близких людей, своих друзей. Пытайтесь приобрести в раннем возрасте самые лучшие качества, привычки, самых лучших и преданных друзей. Потому что только в этом возрасте можно приобрести друзей. В зрелом возрасте это будут уже только знакомые.
Рефлексия.
Сейчас мы проверим, умеете ли вы принимать быстро решение.
Игра называется «Четыре угла». У нас в кабинете 4 угла. Каждый угол символизирует свой цвет: красный, желтый, синий, зеленый (учитель показывает, какой именно угол символизирует определенный цвет). Я задаю вам вопросы, а вы «окрашиваете» свой ответ в определенный цвет и занимаете отведенный угол кабинета.
Цель: свобода выбора, смыслотворчества, мыследеятельность.
- Ваш любимый цвет: красный, желтый, синий, зеленый?
Учащиеся занимают определенные углы класса. На последующие вопросы ученики отвечают, меняя свое положение или оставаясь на месте.
- Ваше любимое время года: лето- красный, зима - синий, осень - желтый, весна - зеленый?
- Какое вам нравится больше дерево: береза- красная, ель - зеленая, липа - синяя, дуб - желтый?
- Какое время суток более соответствует вашему душевному равновесию: красный – утро; желтый – день; синий – вечер; зеленый – ночь?
- Какому цветку вы отдаете предпочтение: роза - синий; ромашка – желтый; георгин – зеленый; гвоздика – красный?
- Что является большим загрязнителем природы: пожары - красный; транспорт – синий; промышленность – желтый; сельское хозяйство – зеленый?
Всем спасибо.
Рефлексия.
Прием. «Поменяемся местами».
Слово учителя. Ребята, образуйте круг. Я буду продолжу задавать вопросы, вы должны быстро меняться местами. Таким образом вы выразите свое отношение к мероприятию.
Поменяйтесь местами те, кто:
- у кого хорошее настроение;
- хочет продолжить разговор;
- доволен состоявшимся мероприятием;
-чему-либо научился;
- высоко оценивает содержание мероприятия;
- работал творчески;
- устал;
- хотел бы продолжить работу;
- кому трудно определить свое эмоциональное состояние.
Те ученики, которые отвечают на вопрос удовлетворительно, должны быстро поменяться местами, перейдя на другое освободившееся место, если ученики отвечают на вопрос отрицательно, то они остаются на своих местах.
Выводы и обобщения. Анкетирование.
СЛАЙД. Анкетирование. Прием "Репка, или какие качества я в себе вырастил."
Ответы некоторых учащихся на 2-5 вопросы.
2. Над какими из названных в предыдущем вопросе качеств ты собираешься работать в ближайшее время?
- умение беречь время; умение видеть цель и стремиться к ней; сила воли;
выдержка, терпение, отзывчивость; выносливость; умение вести себя в обществе.
3. Какие специальные способности ты в себе открыл в этом году или сумел развить в себе?
- умение общаться с одноклассниками.
4. Над какими из них ты сейчас работаешь?
- учусь учить трудные темы; уверенностью; способность к танцам
рисовать.
5. Что бы ты хотел пожелать себе в будущем?
- здоровья; чтобы у меня стало много верных друзей; терпеливости.
Выводы и обобщения.
Домашнее задание и инструктаж о его выполнении
Учитель или его помощники/дежурные по классу раздают учащимся класса, гостям урока «Карточки домашнего задания». Одновременно с карточкой ДЗ, учитель выдает карточки с индивидуальными заданиями. Ученики просматривают задания, вносят пометки по мере необходимости. Уточняют домашнее задание.
Выводы и обобщения
Слово учителя. Подведение итогов мероприятия.
- Заполните карту эффективности мероприятия.
Учащиеся заполняют карту. Сдают учителю.
Роль учителя: наблюдает, отвечает на вопросы.
- Всем спасибо за сотрудничество, взаимодействие.
Перерыв. Свободный обмен мнениями. Саморефлексия учителя.
СЛАЙД. Цитата в копилку. Заявка на успех.
Рекомендуем посмотреть:
Методическая разработка по сказкотерапии
Семейные традиции
Ребусы в картинках с ответами для начальной школы
Сценарий совместного праздника с родителями старшей-подготовительной группы
Похожие статьи:
Тренинговое занятие с учащимися 10-12 лет «Дерево толерантности»
Новогодние игры, забавы и развлечения для детей
Игры для детей. Игры в комнате
Организация шоу и праздников в школе
Роль игры в воспитании детей. Сюжетно-ролевые игры для развития и воспитания детей