Советы и рекомендации для преподавателей
Полемика с самим собой. В записную книжку учителя.
Автор:
Подольская Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы КГУ СОШ № 4 г.Семей Восточно-Казахстанской области.
Комментарий. Работа учителям, воспитателям, всем тем кто работает с детьми. В работе даны рекомендации как можно снять напряжения перед новым учебным годом, настроиться на работу и все успеть сделать. Материал можно использовать, проводя мастер-класс с коллегами школы, на рабочих совещаниях. Отдельные советы я распечатывала и вручала коллегам как памятки, можно, если у вас это можно сделать, для общего обсуждения на столе объявлений (у нас стол). Любой материал можно интерпретировать и применить в нужное для Вас время.
Цель: рассмотреть вопросы гармоничного восприятия мира.
Задачи:
- помочь коллегам снять психологическое напряжение во время работы;
- учить преодолевать стрессы и стрессовые ситуации;
- подготовить к саморазвитию и самоанализу.
Форма проведения: информационно-аналитическая беседа.
СЛАЙД. Удачи, паденья…
Притормозите.
- Добрый вечер, день уважаемые коллеги. Вот и наступает время новых надежд, открытий, встреч. Осталось несколько часов до начала нового учебного года. И мы вновь станем для наших детей мамами, врачами, учителями, тем инкубатором, который ровно девять месяцев будет вынашивать, лелеять, согревать своим теплом, вниманием, бинтовать ушибы и вытирать носы, включать приятную музыку, чтобы наши дети выросли здоровыми и заботливыми, крепкими и умными, любили юмор, шутку, стали конкурентоспособными в ХХI веке!
Чтобы вырастить ребенка мы с вами должны быть не только творческими учителями, но и психологически и стрессоустойчивыми учителями, воспитателями.
Займите удобную позу, сядьте в позу лотоса, сложите пальцы в мудры, и посвятите себе несколько минут. Мы с доктором Доном Пауэллом (США) поможем Вам снять напряжение.
Задание.Сформулируйте свое отношение к двум альтернативным тезисам.
1.Дисциплина – это свобода.
Дисциплина – это неволя.
2.Надо жить легко, как птица, не вычисляя завтрашний день.
3.Надо жить, каждый день, отдавая себе отчет, что и как сделано.
Выводы и обобщения. Анализ ваших ответов поможет вам определить жизненные позиции, их ценности.
Задание.Прием "Неоконченные предложения". Очень быстро, не задумываясь, закончите следующие предложения.
1.Жизнь – это…
2.Школа – это…
3.Работа в школе для меня – это…
4.Наивысшая радость – это…
5.Самая большая беда – это…
6.Главное в школе/жизни – это…
7.Мелочи жизни – это…
8.Радости жизни – это…
9.Радости жизни – это…
Выводы и обобщения. Раз вы еще читаете и отвечаете на вопросы, значит вы альтруист, и именно на таких людях держится школа.
Большинство людей предъявляет к себе завышенные требования, что приводит к нервозности, стрессу. Причина стресса – это попытки успеть многое в короткий промежуток времени. Мы все время с вами торопимся, боимся не успеть, врачи называют это синдромом торопливости. И как правило – эмоциональный стресс – неизбежный спутник такого образа жизни.
Не спешите, притормозите, Вам необходимо замедлить темп жизни. Несколько несложных приемов, которые вам помогут:
СЛАЙД. Как победить стресс
Как правильно распорядиться временем
Мы не можем запасти время впрок, набрать, одолжить, продать. Мы лишь способны его потратить. Всего 24 часа в сутки, как все успеть, возможно надо меньше спать?
Вот несколько приемов для более экономного расхода времени.
СЛАЙД.Как правильно распорядиться временем.
Как вылечиться от трудоголизма
Трудоголики – это люди, которые живут работой: это их семья, дом, любовь – всё. Когда работа заменяет все виды активности, вот тогда-то и начинается стресс:
* снижение эффективности и продуктивности в работе;
* пренебрежение семьей и общественной жизнью;
* деформированные представления, что важно, а что нет.
Однако сам трудоголик и не подозревает о своих проблемах. Обычно такие работники считают, что они ценны только тем, что они могут сделать все и лучше всех, и в срок.
Вот это уже и будет первым признаком, что у вас пунктик – вы ТРУДОголик! Примите несколько советов, как достичь равновесия в труде и отдыхе.
- Сбалансируйте свой рабочий день, неделю. Делегируйте задания! Избегайте резких перемен, начните с того, что запретите себе работать по выходным.
- Отведите время для развлечений, как для самого важного дела. Так оно и есть, удовольствие, пусть не долгое по продолжительности, - это лекарство от стресса.
- Каждый день вам необходимо хоть немного физических упражнений. Пусть это будет прогулка или небольшая гимнастика, но обязательно каждый день. Двигайтесь, не сидите на месте.
- Избегайте говорить за обедом о работе. Договоритесь с коллегами, если вы обедаете с ними, что застольные темы должны исключать упоминания о служебных делах. Когда я ввела это правило, то некоторые коллеги посчитали меня черствой, равнодушной к делам школы, детей.
- Выберите хобби, контрастирующее с вашим основным занятием. Если на работе вы много работаете за компьютером, дома займитесь комнатными цветами или каким-нибудь ремеслом.
- Заведите себе друга – собаку, кошку.
! Обязательно общайтесь с семьей, с друзьями. Вам необходимо отрываться от коллег и не отделяться от интересов семьи.
! Если вы не заняты работой, значит Вы все правильно спланировали, и это прекрасно.
Заставьте стресс работать на Вас. Поймайте терзающих вас драконов и съешьте их на обед. Можно победить стресс, отказываясь, стать проигравшими. Они встретили испытания с поднятой головой. Другими словами, если вы сможете принять негативное событие (плохая погода – уборка дома; черствый хлеб – польза для желудка), превращая его в позитивное действие, вы сможете победить стресс его же оружием.
- Старайтесь не думать о прошлых событиях, как о поражении.
- Относитесь к стрессу, как к источнику энергии. Каждую проблему, которую ставит жизнь, воспринимайте как вызов.
- Спрашивайте себя «Что может здесь случиться в лучшем случае?», а не «Что произойдет, если все пойдет худшим из путей?»
- Вам нужны паузы, обязательно отдыхайте в промежутках между борьбой за существование.
- Вы не можете отвечать за поступки других, но можете контролировать свою реакцию на них. Ваша главная победа – это победа над своими эмоциями.
- Не старайтесь угодить всем – это нереально, вы должны время от времени угождать себе.
- Нарисуйте картину своего будущего и сравните его с тем небольшим по времени кризисом, который вы переживаете сегодня.
СЛАЙД. Я люблю свою работу…
НЕ допускайте трений в семье
Все начинается с дома. Чтобы справиться с "сюрпризами" жизни, необходимо создать стабильную «базу для операций» дома. В семье, где все поддерживают друг друга, легче справляются с трудностями. Примите несколько советов, которые помогут защитить вашу семью от любых штормов.
- Обсуждайте дома накопившиеся проблемы: вы ждете, что выслушают вас, но и вам надо уметь разделить тревоги другой стороны.
- Проводите «митинги», общие «собрания», на которых все голоса важны. Решайте, стройте планы, пусть даже малыши принимают в этом участие. Поверьте, в семье будет меньше конфликтов.
- Учитесь слушать близких, читайте то, что спрятано между «строк». Задавайте вопросы, если вы не понимаете, что хочет сказать вам член семьи.
- Заведите традиции: вечером лежа на диване смотрим мультик, день рождения – это свято, даешь елку на Новый год!
- УЧИТЕСЬ ИСКУССТВУ КОМПРОМИССА.
- И, пожалуйста, будьте терпимыми, идите на компромисс, когда ситуация требует, уступите.
- Эти качества вам особенно понадобятся, если кто-то в семье потерял работу.
- Создавайте условия для роста индивидуальностей в вашей семье. Помогайте жене/мужу «отрываться» уходить в отрыв от домашних забот (только в пределах разумного).
- Помните никогда, никогда НЕ сравнивайте детей, тем более своих и ваших знакомых, своих и с теми, кто учится в их классе. Он ВАШ, и он - ЛУЧШИЙ.
- Радуйтесь успехам искренне.
- Не забудьте говорить добрые слова своим самым близким: спокойной ночи, доброе утро, я тебя люблю, я скучаю…
СЛАЙД. Хочу умных мыслей!
ДЕТИ тоже ЛЮДИ
Не думайте, что ваши дети свободны от стрессов. Взрослым кажется, что они избавляют детей от серьезных переживаний, а их тревоги так же мучительны для них, как для вас – сломанный кран или разбитое стекло в машине.
СЛАЙД. Наши дети.
- Лучше говорить с ребенком спокойно и с глазу на глаз. Расскажите ребенку, что значит испытывать эмоциональный стресс, приведите примеры, убедитесь, что он вас понимает.
- Поговорите и узнайте у ребенка, как он себя чувствует, не болит ли желудок во время сильных переживаний – это признак стресса.
- Объясните ему, что можно успокаиваться, благодаря собственным усилиям. Проведите несколько небольших упражнений по снятию стресса, например:
* когда он очень взволнован, надо глубже и медленней дышать и попытаться вызвать в памяти картинку, которую вы вместе составляли;
* медленно глубоко вдохнуть, словно он втягивает в себя воздух через ноги. Следующий шаг: он должен выдохнуть из себя «стрессовый» воздух и вместе с ним чувство напряжения;
* ребенок должен представить, будто он лежит в постели, гладит собаку или сидит у папы на коленях.
Помогите ему вообразить как можно больше реальных деталей этой картинки, чтобы она стала ясной и запомнилась.
СЛАЙД. А мы выбираем трудный путь.
Задание.Мешочек неприятностей. Примите еще один совет-упражнение. Возьмите хороший, можно даже красивый листок бумаги. Напишите все, что Вам мешает в жизни, все то, от чего вам необходимо избавиться. Написали? А теперь порвите на мелкие, мелкие кусочки, сложите в пакетик и выбросите. Не возвращайтесь более к написанному. Я уверена у Вас все будет хорошо. Удачи.
СЛАЙД. Выше голову, оптимист!
Задание.Рефлексивный дневник (Дневник наблюдений. Дневник.
Как угодно можно назвать.) Предлагаю Вам каждую неделю подводить итоги прожитых за неделю дней. Необходимо определить степень значимости данных событий в жизни класса, ваших трудовых достижений. Во-первых, этот дневник учит нас рефлексировать; во-вторых, при необходимости у вас есть готовый отчет и не надо вспоминать и тратить время на поиск информации о проведенном мероприятии. Дневник можно вести по следующему образцу (в вашем дневнике будет всего три колонки):
Школьная неделя 01.09. – 07.09.2014г.
Значимые события: я – ученики – класс
Всем спасибо.
СЛАЙД. Цитата в копилку.
Ритмичная работа каждого педагога (учителя, воспитателя), атмосфера взаимного уважения и доверия, сложившаяся в нашей школе, способствуют реализации всех поставленных задач в создании условий для оптимального развития каждого учащегося.
Примите искренние пожелания здоровья, благополучия и плодотворной деятельности в новом учебном году.
Добра, любви, благополучия, мира, благоденствия, счастья вашим семьям.
В.А. Сухомлинский: «Умейте осмысливать пройденный путь…», «…осмысление того, что уже сделано, это большое духовное богатство школы».
СЛАЙД.Все в наших руках.
Литература
Журнал «Наука и жизнь»,М.: «Пресса»,1992, №5-6,160с.,132-134. Перевод с английского Е. Кудрявцевой.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект психологического тренинга с педагогическим коллективом детского сада
Тренинг для преподавателей на тему «Технология проектного обучения и его сущность»
Социально - психологические тренинг. Ребенок и его развитие
Тренинговое занятие для педагогов
Похожие статьи:
Психологический тренинг для педагогов