Тренинговое занятие. Профилактика профессионального выгорания педагогов
Автор: Вальцева Светлана Анатольевна, педагог-психолог
Место работы: Хмельницкая СОШ, Щербактинского района, Павлодарской области
Аннотация: Практическое занятие для педагогов, позволяющее повысить самооценку и уверенность в себе. Помогает в решении личностных проблем и снятии эмоционального напряжения. Способствует предотвращению появления стресса и позволяет улучшить атмосферу в коллективе.
Цель заняти: повышение уверенности в себе, самооценки педагогов; проработка личностных проблем, снятие напряжения; профилактика стресса; формирование доброжелательных отношений педагога с учащимися; приобретение психологических знаний, умений и навыков, необходимых для достижения успеха в жизни.
Ход занятия:
Вступительное слово:
Самая распространенная проблема, связанная с профессиональной деятельностью - это профессиональное выгорание. Она касается не только педагогов, но и представителей любой другой специальности. Появляются трудности и проблемы, которые отражаются на деятельности, появляются проблемы в семье и общении с окружающими, ухудшается настроение и теряется ясность сознания. Мы слышали что это есть, но не все до конца пониманием, как оно проявляется. Я бы хотела познакомить вас с основными моментами, касающимися данной проблемы и предложить упражнения, которые помогают избежать появления профессионального выгорания у педагога и предотвратить последствия этой проблемы, которые могут отражаться на учащихся и детях.
Основные симптомы проф.выгорания можно разделить на 3 группы:
1. Психофизические: чувство постоянной усталости; ощущение эмоционального и физического истощения; снижение восприимчивости, слабость, снижение активности, энергии, частые беспричинные головные боли, расстройство желудочно-кишечного тракта, резкие изменения параметров веса, полная или частичная бессонница.
2. Социально-психологические: безразличие, скука, пассивность, депрессия; повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события, частые нервные срывы.
3. Поведенческие симптомы: ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять её все сложнее и сложнее. Сотрудник резко меняет свое рабочий режим (увеличивает или сокращает свой рабочий день). Появляются трудности в принятии решений, без необходимости берется работа на дом, но не выполняется. Невыполнение важных, приоритетных задач и "застревание" на мелких деталях.***
1. Упражнение "Противоречия".
Цель: прорабатывание личностных проблем, снятие напряжения.
Количество участников выбирается в зависимости от количества человек в группе по принципу 1= 2 и более. То есть принять участие должны все члены группы.
1 участник выбирает актуальную на данный момент проблему, выходит к ведущему и выбирает для себя 4 или более человек: 2 из которых будут являться оптимистами и 2 пессимистами. Становятся по разные стороны от участника.
На выполнение задания дается 10 минут. За отведенное время 1 участник формулирует и рассказывает свою проблему и просит помощи: "подскажите, что делать?". Задача оптимистов рассуждать только положительно и предлагать конструктивные способы решения проблемы. Задача пессимиста рассуждать с позиции "все плохо", "у тебя ничего не получится", все против тебя" и т.д. По команде оптимисты и пессимисты начинают одновременно говорить участнику свои мысли, оптимисты в правое ухо, пессимисты в левое ухо.
После упражнения предлагаются вопросы для размышления:
1. Какие ощущения испытывает участник?
2. Какие мысли, чувства?
3. Помогли ли участники справиться с проблемой?
4. Какая позиция была для него ближе: сторона пессимиста, или сторона оптимиста?
Участники высказывают свои мнения, делятся эмоциями, но делают это только желающие.
2. Упражнение "Мои сильные стороны".
Цель: повышение самооценки, раскрепощение участников, снятие зажимов, напряжения.
Группа делится на 4-5 команд. Заранее на листе бумаги каждый пишет информацию о себе по трем параметрам:
1. Внешние: 2-3 предложения.
2. Мои увлечения и интересы (не должны касаться профессиональной деятельности). Либо описывают то, что у них лучше всего получается делать в жизни.
3. Заветные желания и мечты (обязательное условие поделиться хотя бы одним желанием), ближайшие планы на будущее.
Затем в группе каждый участник по очереди рассказывает о том, что он написал.
Приветствуется: дополнительные вопросы, проявление положительного интереса, одобрение, похвала. Не приветствуется: упреки, насмешки, осуждение, перебивание участников группы и т.п. (правила оговариваются заранее).
После упражнения предлагаются вопросы для размышления:
1. Какие эмоции вы испытываете?
2.Понравилось ли вам делиться своей личной жизнью с другими?
3. Как реагировали другие члены группы? и .т.д.
Высказываются только желающие.
3. Упражнение"Совместный рисунок".
Цель: формирование уважения к мнению окружающих, сплочение коллектива, ориентация на совместную деятельность для достижения единой цели.
Группа садится на стулья образуя круг. В центре круга лежит чистый лист формата А4, краски, кисточка и вода.
Инструкция: "На этом листе бумаги мы должны нарисовать рисунок. Каждый по очереди подходит и начинает рисовать то, что посчитает нужным. Рисунок будет считаться законченным только тогда, когда все посчитают, что достаточно , т.е. больше никто не подойдет к рисунку".
При обсуждении затрагиваются такие вопросы, как:
1. Учет границ рисунка каждого из участника;
2. Какие эмоции испытывает каждый из участников;
3. На какие мысли натолкнуло упражнение и т.д.
Обязательное условие: если у человека есть желание что-то дорисовать, ему дается такая возможность. Бывают случаи, когда в процессе рисования какая-либо деталь зарисовывается и хозяина этой детали начинает беспокоить это (становится обидно) и в процессе обсуждения выявляется данный факт. Чтобы у него было проработано это чувство, ему дают возможность внести изменения в рисунок, такие, какие он посчитает нужным. Прежде чем убрать рисунок, необходимо убедиться в том, что всех участников все устраивает и можно его убирать.
Когда упражнение закончено, можно подвести итог:
Чистый лист бумаги похож на ребенка, который в первый раз пришел к нам для обучения. Процесс рисования напоминает тот процесс, когда обучаясь и переходя из класса в класс ребенок развивается по средством того, как каждый из нас вносит свой вклад, вносит что-то свое, мазок за мазком, рисунок за рисунком, образуя целостный образ.
Чистый лист бумаги - это ребенок, а каждый из нас вкладывает в него что-то свое, формируя его личность.
В начале и в конце занятия педагогам предлагается оценить своё эмоциональное состояние (цветовые карточки, обсуждение), тогда будет легче определить степень успешного воздействия занятия на эмоциональную сферу участников.
Формирование эмоционального интеллекта (факторы успеха):
1. Берись и делай!
2. Скажи "да", не говори "нет"!
3. Движение, спорт (спина, шея - массаж, упражнения).
4. Планирование деятельности.
5. Медитация.
6. Принцип "Здесь и сейчас".
Обсуждение проводить необязательно, дальше психолог работает индивидуально, используя ту информацию, которую он получил в процессе тренинга. После упражнений выводы делает каждый сам для себя.
Положительный эмоциональный настрой педагогов на успешную деятельность.
Используемая литература:
1. *** Статья "Профилактика профессионального выгорания" Н. Осухова, В.Кожевникова. Журнал "Школьный психолог" № 16/2006 " издательского дома "Первое сентября".
Рекомендуем посмотреть:
Конспект психологического тренинга с педагогическим коллективом детского сада
Тренинг для преподавателей на тему «Технология проектного обучения и его сущность»
Полемика с самим собой. В записную книжку учителя
Социально - психологические тренинг. Ребенок и его развитие
Похожие статьи:
Психологический тренинг для педагогов