Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Тренинговое занятие для педагогов

Тренинговое занятие. Профилактика профессионального выгорания педагогов
Автор: Вальцева Светлана Анатольевна, педагог-психолог
Место работы: Хмельницкая СОШ, Щербактинского района, Павлодарской области

Аннотация: Практическое занятие для педагогов, позволяющее повысить самооценку и уверенность в себе. Помогает в решении личностных проблем и снятии эмоционального напряжения. Способствует предотвращению появления стресса и позволяет улучшить атмосферу в коллективе.

Цель заняти: повышение уверенности в себе, самооценки педагогов; проработка личностных проблем, снятие напряжения; профилактика стресса; формирование доброжелательных отношений педагога с учащимися; приобретение психологических знаний, умений и навыков, необходимых для достижения успеха в жизни.
Ход занятия:
Вступительное слово:
Самая распространенная проблема, связанная с профессиональной деятельностью - это профессиональное выгорание. Она касается не только педагогов, но и представителей любой другой специальности. Появляются трудности и проблемы, которые отражаются на деятельности, появляются проблемы в семье и общении с окружающими, ухудшается настроение и теряется ясность сознания. Мы слышали что это есть, но не все до конца пониманием, как оно проявляется. Я бы хотела познакомить вас с основными моментами, касающимися данной проблемы и предложить упражнения, которые помогают избежать появления профессионального выгорания у педагога и предотвратить последствия этой проблемы, которые могут отражаться на учащихся и детях.
Основные симптомы проф.выгорания можно разделить на 3 группы:
1. Психофизические: чувство постоянной усталости; ощущение эмоционального и физического истощения; снижение восприимчивости, слабость, снижение активности, энергии, частые беспричинные головные боли, расстройство желудочно-кишечного тракта, резкие изменения параметров веса, полная или частичная бессонница.
2. Социально-психологические: безразличие, скука, пассивность, депрессия; повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события, частые нервные срывы.
3. Поведенческие симптомы: ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять её все сложнее и сложнее. Сотрудник резко меняет свое рабочий режим (увеличивает или сокращает свой рабочий день). Появляются трудности в принятии решений, без необходимости берется работа на дом, но не выполняется. Невыполнение важных, приоритетных задач и "застревание" на мелких деталях.***
1. Упражнение "Противоречия".
Цель: прорабатывание личностных проблем, снятие напряжения.
Количество участников выбирается в зависимости от количества человек в группе по принципу 1= 2 и более. То есть принять участие должны все члены группы.
1 участник выбирает актуальную на данный момент проблему, выходит к ведущему и выбирает для себя 4 или более человек: 2 из которых будут являться оптимистами и 2 пессимистами. Становятся по разные стороны от участника.
На выполнение задания дается 10 минут. За отведенное время 1 участник формулирует и рассказывает свою проблему и просит помощи: "подскажите, что делать?". Задача оптимистов рассуждать только положительно и предлагать конструктивные способы решения проблемы. Задача пессимиста рассуждать с позиции "все плохо", "у тебя ничего не получится", все против тебя" и т.д. По команде оптимисты и пессимисты начинают одновременно говорить участнику свои мысли, оптимисты в правое ухо, пессимисты в левое ухо.
После упражнения предлагаются вопросы для размышления:
1. Какие ощущения испытывает участник?
2. Какие мысли, чувства?
3. Помогли ли участники справиться с проблемой?
4. Какая позиция была для него ближе: сторона пессимиста, или сторона оптимиста?
Участники высказывают свои мнения, делятся эмоциями, но делают это только желающие.
2. Упражнение "Мои сильные стороны".
Цель: повышение самооценки, раскрепощение участников, снятие зажимов, напряжения.
Группа делится на 4-5 команд. Заранее на листе бумаги каждый пишет информацию о себе по трем параметрам:
1. Внешние: 2-3 предложения.
2. Мои увлечения и интересы (не должны касаться профессиональной деятельности). Либо описывают то, что у них лучше всего получается делать в жизни.
3. Заветные желания и мечты (обязательное условие поделиться хотя бы одним желанием), ближайшие планы на будущее.
Затем в группе каждый участник по очереди рассказывает о том, что он написал.
Приветствуется: дополнительные вопросы, проявление положительного интереса, одобрение, похвала. Не приветствуется: упреки, насмешки, осуждение, перебивание участников группы и т.п. (правила оговариваются заранее).
После упражнения предлагаются вопросы для размышления:
1. Какие эмоции вы испытываете?
2.Понравилось ли вам делиться своей личной жизнью с другими?
3. Как реагировали другие члены группы? и .т.д.
Высказываются только желающие.
3. Упражнение"Совместный рисунок".
Цель: формирование уважения к мнению окружающих, сплочение коллектива, ориентация на совместную деятельность для достижения единой цели.
Группа садится на стулья образуя круг. В центре круга лежит чистый лист формата А4, краски, кисточка и вода.
Инструкция: "На этом листе бумаги мы должны нарисовать рисунок. Каждый по очереди подходит и начинает рисовать то, что посчитает нужным. Рисунок будет считаться законченным только тогда, когда все посчитают, что достаточно , т.е. больше никто не подойдет к рисунку".
При обсуждении затрагиваются такие вопросы, как:
1. Учет границ рисунка каждого из участника;
2. Какие эмоции испытывает каждый из участников;
3. На какие мысли натолкнуло упражнение и т.д.
Обязательное условие: если у человека есть желание что-то дорисовать, ему дается такая возможность. Бывают случаи, когда в процессе рисования какая-либо деталь зарисовывается и хозяина этой детали начинает беспокоить это (становится обидно) и в процессе обсуждения выявляется данный факт. Чтобы у него было проработано это чувство, ему дают возможность внести изменения в рисунок, такие, какие он посчитает нужным. Прежде чем убрать рисунок, необходимо убедиться в том, что всех участников все устраивает и можно его убирать.
Когда упражнение закончено, можно подвести итог:
Чистый лист бумаги похож на ребенка, который в первый раз пришел к нам для обучения. Процесс рисования напоминает тот процесс, когда обучаясь и переходя из класса в класс ребенок развивается по средством того, как каждый из нас вносит свой вклад, вносит что-то свое, мазок за мазком, рисунок за рисунком, образуя целостный образ.
Чистый лист бумаги - это ребенок, а каждый из нас вкладывает в него что-то свое, формируя его личность.
В начале и в конце занятия педагогам предлагается оценить своё эмоциональное состояние (цветовые карточки, обсуждение), тогда будет легче определить степень успешного воздействия занятия на эмоциональную сферу участников.

Формирование эмоционального интеллекта (факторы успеха):
1. Берись и делай!
2. Скажи "да", не говори "нет"!
3. Движение, спорт (спина, шея - массаж, упражнения).
4. Планирование деятельности.
5. Медитация.
6. Принцип "Здесь и сейчас".

Обсуждение проводить необязательно, дальше психолог работает индивидуально, используя ту информацию, которую он получил в процессе тренинга. После упражнений выводы делает каждый сам для себя.
Положительный эмоциональный настрой педагогов на успешную деятельность.

Используемая литература:
1. *** Статья "Профилактика профессионального выгорания" Н. Осухова, В.Кожевникова. Журнал "Школьный психолог" № 16/2006 " издательского дома "Первое сентября".

Рекомендуем посмотреть:

Конспект психологического тренинга с педагогическим коллективом детского сада Тренинг для преподавателей на тему «Технология проектного обучения и его сущность» Полемика с самим собой. В записную книжку учителя Социально - психологические тренинг. Ребенок и его развитие

Похожие статьи:

Психологический тренинг для педагогов

Опубликовано: 3649 дней назад (9 ноября 2014)
Просмотров: 5353
Рубрика: Психология
+6
Голосов: 6
Вера Геннадьевна Богданова # 9 ноября 2014 в 13:15 +2
Очень актуальная тема.
Светлана Анатольевна Вальцева # 9 ноября 2014 в 14:43 +1
Спасибо!
Ирина Николаевна Ступченко # 9 ноября 2014 в 13:58 +2
Спасибо за приглашение! Ваше занятие очень нужное в наше время. И те упражнения, которые Вы предлагаете необходимы для снятия напряжения и успокоения в любой организации, даже дома. Спасибо, возьму на заметку Ваш материал. А Вам голос!
Светлана Анатольевна Вальцева # 9 ноября 2014 в 14:24 +2
Большое спасибо! Очень благодарна Вам и за комментарий и за голос!!!
Екатерина Николаевна Михаленок # 9 ноября 2014 в 14:39 +2
Актуально и интересно!
Светлана Анатольевна Вальцева # 9 ноября 2014 в 14:43 +2
Спасибо!
Елена Борисовна Корчемкина # 9 ноября 2014 в 16:51 +2
Спасибо Вам, Светлана Анатольевна! Действительно это большая проблема: уметь высказаться в коллективе, откровенничать. Мы постоянно зажаты, боимся высказываться, думаем что о нас скажут. Я сама недавно "работала" в такой группе с психологом. Тренинги очень понравились и помогают в работе. Спасибо!
Светлана Анатольевна Вальцева # 9 ноября 2014 в 17:43 0
Спасибо! Да, действительно, я заметила эти тенденции и меня заинтересовала данная тема. Зная, как тренинги влияют на человека, раскрепощают людей и помогают в решении своих личностных проблем, я решила провести подобную работу с педагогами, которые непосредственно работают с детьми. С использованием подобных тренингов решается несколько задач одновременно: и в личностной сфере педагога, в сфере его взаимоотношений с окружающими, и положительно отражается на профессиональной деятельности и в работе с детьми. Спасибо большое за комментарий)))
Юлия Николаевна Морозова # 9 ноября 2014 в 16:55 +1
Спасибо за такую работу, этот тренинг поможет в работе любого коллектива, мы же часто сомневаемся в том, что делаем все правильно
Светлана Анатольевна Вальцева # 9 ноября 2014 в 18:02 0
Вы правы, и поэтому важно понимать: во всем, что мы делаем, мы должны быть уверены! Даже если что-то пойдет не так - это опыт. Не делая ошибок, мы не научимся поступать правильно. Не ошибается тот, кто ничего не делает)))Спасибо за комментарий!!!
Елена Викторовна Багрова # 9 ноября 2014 в 16:59 0
Спасибо, Светлана Анатольевна! Очень полезные упражнения предложены Вами для тренинга, а главное, эта тема становится актуальней с каждым проработанным годом! Голос!
Светлана Анатольевна Вальцева # 9 ноября 2014 в 18:04 0
Да, с каждым годом, действительно, становится работать все сложнее и сложнее, требования становятся строже и их становится больше. Буду рада, если мой тренинг будет приносить пользу и делать жизнь педагогов проще и счастливее!!! Спасибо!!!
Светлана Рафитовна Давлетбаева # 9 ноября 2014 в 21:04 0
Жалко что в нашем саду оптимизировали психолога.Наверно он нам точно нужен ,но увы ! А тема действительно актуальная !
Светлана Анатольевна Вальцева # 10 ноября 2014 в 14:09 0
Спасибо!
Людмила Борисовна Конышева # 10 ноября 2014 в 00:07 0
Здравствуйте, Светлана Анатольевна! Как мало мы, педагоги, отдыхаем...Голова всё время занята школой...Отсюда и "выгорание". Спасибо за интересные упражнения. Вы дали шанс разжечь потухающий огонь во мне и моих коллегах. Хватит "тлеть", будем вновь "гореть"!
Светлана Анатольевна Вальцева # 10 ноября 2014 в 14:10 0
Спасибо большое за теплый комментарий!!! Очень приятно читать ваши слова!!!
Марина # 10 ноября 2014 в 13:28 0
Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к. профессия учителя обладает огромной социальной важностью. Способность к сопереживанию (эмпатии) признается одним из самых важных качеств учителя, однако практическая роль эмоций в профессиональной деятельности оценивается противоречиво.Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность.
Марина Владимировна Соловьёва # 11 ноября 2014 в 12:39 0
интересный тренинг, обязательно воспользуюсь.спасибо.
Светлана Анатольевна Вальцева # 11 ноября 2014 в 17:07 0
И Вам спасибо!
Елена Викторовна Шарун # 11 ноября 2014 в 17:36 0
Профессиональное выгорание педагога - это актуально. Спасибо за тренинг.
Светлана Викторовна Еремина # 6 ноября 2015 в 15:36 0
Интересный подход...подойдет не только для выгорания, для тренинга уверенного поведения тоже можно использовать
Светлана Вячеславовна Клокова # 9 февраля 2016 в 13:13 0
Тема очень актуальна. Буквально все педагоги сейчас не удовлетворены своей работой.Тяжёлые дети, неблагодарные родители, сокращение зарплаты , не объективное снижение стимулирующих выплат...- всё это влияет на наше настроение и самочувствие.Тренинги такого характера сейчас необходимы!