Конкурсы

Тренинговое занятие с учащимися 10-12 лет «Дерево толерантности»

Автор: Пантелеева Ольга Владимировна педагог - психолог МБОУ гимназии городского округа г. Урюпинск Волгоградской области

Описание материала: Предлагаемое тренинговое занятие в интерактивной форме знакомит учащихся 10-12 лет с понятием толерантного общения и помогает смоделировать стиль толерантного поведения с окружающими людьми. Данный материал будет интересен школьным психологам и социальным педагогам.

Конспект тренингового занятия с учащимися 10-12 лет «Дерево толерантности»

Цель:

1. Знакомство подростков с понятием «толерантность».

2. Показать участникам тренинга значимость толерантного  общения для решения различных проблем  в социуме.

Материал: 3 шарфа для завязывания глаз, яблоко, разделенное на части, разноцветные стикеры, фломастеры, доска, мел.

Ход занятия

Психолог. Очень часто людям трудно найти общий язык с другими людьми, потому что они очень отличаются друг от друга. Поэтому сегодня мы поговорим о том, как строить отношения с теми, кто не похож на вас.

Прежде чем мы начнем обсуждение, давайте проведем маленький эксперимент (приглашаются три участника). Сейчас, я завяжу вам глаза и дам  поочередно дотронуться до одного и того же  предмета, очень хорошо знакомого вам. А затем вы решите вместе, что это за предмет! Остальные ребята, пожалуйста, оставайтесь молчаливыми участниками данного эксперимента. Надеюсь, что по окончанию эксперимента мы вместе сможем сделать интересный вывод. Завязываются глаза детям, которые участвуют в эксперименте и ведущий дает им возможность дотронуться до одного предмета - яблока, но 1-му только до кожуры яблока одним пальцем, 2-му только до мякоти яблока одним пальцем, а 3-му только до стопочки  яблока одним пальцем. Дети трогают предмет, водят по нему пальцем в течение 30-ти секунд, затем предмет убирается в коробку и им развязывают глаза.

Психолог. Ваша задача – предположить, что это за предмет, а затем, в процессе общения вы должны прийти к единому решению (учащиеся доказывают друг другу свою точку зрения и приходят к общему ответу на поставленный вопрос – Что это?-  и озвучивают его)

Психолог показывает целое яблоко и анализирует ответ учащихся вместе со всеми детьми:

- Какие шаги приближали вас к принятию общего решения? (умение прислушиваться друг к другу, умение идти на компромисс, сотрудничество, взаимоуважение, доверие друг к другу, доброжелательность …)

- Какие шаги отдаляли вас друг от друга и от общего решения? (неумение слушать внимательно других, торопливость, эгоизм, недоверие, сомнения, самоуверенность …)

Психолог. Посмотрите, каждый из вас анализировал данную проблему по-своему, но вы смогли найти общее решение, хотя предмет был неоднозначный.

- Все вы смогли проявить очень хорошее качество личности – толерантность в общении. (На доске написано определение толерантности).

- Часто ли люди бывают, терпимы друг к другу в современной жизни?

(Ответы учащихся)

Если человек отличается от нас по внешности, по убеждению, по мировоззрению, по физическим возможностям или национальности, языку, вере, какие чувства он может вызывать у нас?

(Ответы учащихся, которые необходимо записать на доске)

- раздражение,

- равнодушие,

- агрессивность,

- удивление,

- презрение,

- высокомерие.

Если же мы проявляем терпимость, доброжелательность и внимание к другим людям, эти негативные чувства могут превратиться в положительные.

Давайте попробуем вместе это сделать.

(На доске вместе преобразовываем)

- умение владеть собой,

- чуткость,

- доброжелательность,

- доверие,

- великодушие,

-бескорыстие

К какому же выводу мы можем подойти в нашей совместной работе?

Нельзя делить мир только на черное или белое, хорошее или плохое, в мире много оттенков, поэтому каждый человек имеет положительные и отрицательные черты характера. Но если мы проявляем друг к другу терпимость, чуткость, доброжелательность, нам легко найти общий язык даже с теми, кто не похож на нас.

Давайте, сегодня вместе вырастим свое дерево толерантности, которое будет напоминать,  какие качества помогают людям позитивно общаться.

У вас есть стикеры – листочки дерева, на которых вы можете написать те качества, которые вам помогают общаться с людьми, а у меня на доске ствол дерева толерантности (дети пишут и приклеивают листочки, а затем зачитывают их).

Рефлексия:

- Что вам понравилось в занятии?

- Что вы можете взять для себя из нашего общения на занятии?

- Одним словом оцените свое состояние во время занятия?

Итог занятия.

Ведущий благодарит за работу всех детей  и подводит итог:

«Это дерево останется с вами и пусть на нем появляются новые плоды и побеги ваших успехов в толерантном общении с людьми!»

Список используемой литературы:

1. М. Р. Битянова,  Т. В. Азарова,  Е. И. Афанасьева,  Н. Л. Васильева  «Рабочая  книга  школьного  психолога».

2. Г.  В. Солдатова,  Л. А. Шайгерова,  О. Д. Шарова  «Жить  в  мире  с  собой  и  другими: Тренинг  толерантности  для  подростков».   

Рекомендуем посмотреть:

Психологические игры для учащихся 5-6 класса

Урок психологии в 1 и 2 классах «Мальчишки и девчонки»

Стихи о преодолении эмоциональных состояний

Психологические игры для детей дошкольного возраста

Психологические игры и упражнения для детей 8-14 лет на развитие воображения и мышления

Татьяна Дмитриевна Меркулова # 31 августа 2013 в 16:13 +2
Есть хорошая фраза: «Если ты шипы посеешь, виноград не соберешь». Это слова древнего восточного мудреца Ас-Самарканди. Именно с понимания другого человека начинается общение. Между качеством общения и эффективностью любой деятельности есть прямая связь. В любой работе и в любой ситуации полезно вырастить свое дерево толерантности и оно обязательно принесет свои плоды!
Оксана Георгиевна Проскуровская # 17 декабря 2013 в 17:21 0
Уже не первый год 1 сентября мы говорим с младшими школьниками о толерантности. Превосходный материал. Его и можно использовать на этом уроке. И было бы неплохо чтобы такое дерево было у каждого своё.Взращивать его, беречь-очень серьёзный труд. Спасибо за Ваш труд.
Надежда Васильевна Кущий # 29 декабря 2013 в 21:58 0
Понравилось, что реквизит, примененный в данной работе очень простой и его легко досттаь. Яблоко, шарфы, да фломастеры -  и вот уже мы готовы проводить интерактивное занятие! А идея с листочками дерева так и вовсе настоящий шедевр, браво!
Шульц Евгения Андреевна # 10 января 2014 в 16:01 0
Уже полгода веду уроки у 5 класса у них западает как раз вопрос о толерантности ни как не могу подобрать к ним ключик, наверно воспользуюсь этим тренингом, может быть тогда что-нибудь сдвинится с места
Ольга Игоревна Турундаевская-Лашко # 7 февраля 2014 в 18:27 0
Спасибо за актуальный материал. Очень часто говорим о понимании и пытаемся научить детей быть более терпимыми, слышать и уважать других. Ваша разработка очень полезна, использую в своём классе.
Светлана Викторовна Артюшина # 24 февраля 2014 в 17:13 0
Казалось бы, тема толерантности уже настолько"избита" и "обговорена" со всех сторон. Ан нет, автору статьи удалось немного по-новому взглянуть на столь актуальную проблему. Спасибо за разработку этого занятия.
Чернова Марина # 6 ноября 2014 в 22:19 0
Очень актуальная тема для нашего подрастающего поколения, спасибо за материал.
Татьяна Шеремет # 7 ноября 2014 в 19:17 0
Толерантность-такое важное качество для человека. в наше время его сильно не хватает. данное занятие, я считаю поможет в развитии такого качества.
Татьяна Викторовна Шеремет # 8 ноября 2014 в 11:54 0
Толерантность-такое важное качество для человека. в наше время его сильно не хватает. данное занятие, я считаю поможет в развитии такого качества.
Варвара Сергеевна Рожкова # 10 ноября 2014 в 06:23 0
Достаточно интересное мероприятие.Очень легко в воплощении и не требует лишних затрат! И детям будет полезно и надолго запомнится, ведь такая игра требует полного включения в работу! Обязательно возьму на заметку и попробую провести данное мероприятие в ближайшее время)))Огромное спасибо!
Людмила Владимировна Курьянова # 20 ноября 2014 в 23:16 0
Занятие игровое, творческое, не позволит детям скучать, в то же время закрепит знания детей о толерантности. Примеры с наглядным экспериментом всегда интересны и запоминающиеся. Спасибо Вам!
Ирина Александровна Ашканова # 3 декабря 2014 в 13:16 0
Нужное мероприятие, люди только к себе требуют внимание, но уделять его другим не получается. Терпению сегодня нужно учить всех и родителей, и учителей. "Жизнь бумеранг к тому и ведётся, что отправляешь, то и вернётся!" Спасибо!
Ирина Великороднова # 22 января 2015 в 19:57 0
Тема актуальная. Материал подобран интересный. Большое спасибо.
Игорь Викторович Матюхин # 9 августа 2015 в 00:10 0
Проблема толерантности-одна из основных в социально-психологическом функционировании, что автор грамотно подчеркнул и акцентировал внимание на практическую проработку явления.
Евгения Ивановна Орлова # 6 октября 2015 в 06:39 0
Замечательное занятие. Вместо готовых листочков можно предложить детям нарисовать свои ладошки и на них написать, тоже очень здорово (из собственной практики).
Ольга Юрьевна Шевченко # 21 декабря 2015 в 23:38 0
Спасибо за разработку! Коллеги писали, что использовали материал в начальной школе, а я попробовала, с небольшой доработкой, на своем 6 классе. Все получилось,дети прониклись темой, все были в работе, выстраивали дискуссии. Дерево разместили в классный уголок.Об этой теме необходимо говорить как можно чаще!
Надежда Анатольевна Лашукова # 4 января 2016 в 18:12 0
Согласна с предыдущими ораторами. Тема толерантности - тема не одного дня, занятия! Разработка действительно интересная, доступная, прием с яблоком очень понравился!
Надежда Анатольевна Лашукова # 4 января 2016 в 18:12 0
Спасибо!
Галина Валентиновна Крымова # 3 февраля 2016 в 22:12 +1
Спасибо за интересный материал по теме ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Я тоже использую эту тему на уроках по нравственному воспитанию в старших классах. я показываю им мультфильм ГАРРИ БАРДИНА "Адажио", после чего мы рассуждаем с подростками о взаимоотношениях в коллективе. Есть "белые вороны", изгои общества, которые сопротивляются этому мнению толпы, хотят быть такими, какие они есть на самом деле. Вы молодец, что рассматриваете с детьми такую сложную тему.
Екатерина Романовна Хаванских # 1 марта 2016 в 19:04 0
Тема толерантности очень актуальна для современного общества. Каждый учитель должен использовать в своей воспитательной работе уроки данной направленности.
Маргарита Владимировна Колесник # 19 марта 2016 в 19:34 0
Такие мероприятия нужно проводить с детьми. Тема толерантности актуальная, о ней необходимо говорить. Занятие хорошо продумано, что важно- реквизит можно всегда найти. Спасибо!
Татьяна Алексеевна Бондаренко # 10 апреля 2016 в 19:24 0
Спасибо, Ольга Владимировна, за интересное занятие, основанное на возрастных особенностях.
Елена Владимировна Гусева # 12 января 2017 в 12:43 0
Материал действительно актуальный и нужный. Я сама проводила похожее занятие с шестиклассниками, прошло все замечательно. Правда у меня было 2 дерева - толерантности и интолерантности, куда дети приклеивали карточки с качествами, которые нам помогают быть толерантными (на дерево толерантности) и которые препятствуют быть таковыми (на дерево интолерантности). Деревья я потом оставила классу, они приклеили их в своем кабинете на доску.
Марина Владимировна Валеева # 15 апреля 2018 в 13:02 0
Тема терпимости друг к другу - очень больная. Школьники часто агрессивно (словесно и даже физически)настроены против тех, кто на них чем то не похож. То есть материал актуален и нужен в современной школе.