Психологические игры для учащихся 5-6 класса

Психологические игры для детей по развитию доброжелательности и толерантности

Автор: Савенко Максим Сергеевич, педагог-психолог МБОУ ЦПМСС «Преображение»

Описание работы: Эта разработка по актуальной сегодня проблеме нетерпимости (и не только по национальному признаку) будет полезна, в основном, педагогам-психологам, которые работают в детских садах и школах. Некоторые из предложенных игр и упражнений знакомы многим специалистам, но в данной работе они адаптированы под возраст 10-12 лет. Акцент сделан на создании благожелательного эмоционально настроя, комфортной рабочей обстановки и групповой сплоченности ребят.

Цели и задачи:

· развить у детей  понимание чувств других людей, возникающих в проблемных ситуациях;

· дать обобщенное представление о доброжелательности и толерантности;

· воспитывать доброе отношение к окружающим людям;

· прививать навыки вежливости с друзьями и родными.

Форма проведения: практикум

Методы работы: беседа, игра, практико-ориентированный, методы мотивации: поощрение и эмоциональное стимулирование (поддержка, подбадривание, доброжелательность, открытость), методы контроля и коррекции: наблюдение, коррекция, беседа, самоанализ, рефлексия, самоконтроль.

Возраст детей – 5-6 класс

Ход занятия:

Игра-приветствие «Здравствуй».

Цель: создать особую комфортную, доверительную атмосферу.

Педагог-психолог: - Здравствуйте, ребята! Друзья мои, когда вы встречаетесь, какое самое первое слово говорите при встрече? (Здравствуйте.)

- Что желаем мы, когда говорим слово "здравствуйте”?

(Здоровья)

- Какими еще словами можно поздороваться? (Добрый день.)

- А что желаем, когда говорим: добрый день? (Желаем добра.)

- Сейчас мы поучимся друг друга ласково приветствовать – встанем в круг, и я буду передавать игрушку рядом стоящему со словами: «Здравствуй, Ольга!», а вы все вместе повторять ласковое имя: «Здравствуй, Оленька!» и так далее». (Игра заканчивается, когда игрушка вновь окажется у психолога).

Упражнение «Мое настроение»

Педагог-психолог: - Если у вас хорошее настроение, что вы можете подарить другим людям при встрече с ними? Как вы без слов сообщаете им о своем прекрасном настроении? Правильно, улыбкой. Сейчас я вам покажу картинки. Что это? (Облака). Посмотрите на облака. Что с ними? (У них разное настроение). А по каким признакам вы определили, что одни облака веселые, а другие грустные? (По улыбкам). Молодцы! Выберите облачко, у которого такое же настроение, как у вас.

Обучение навыкам самоанализа.

Педагог-психолог: - Ребята, как вы думаете, почему мы все такие разные? Да потому, что каждый из нас имеет свои индивидуальные особенности - у нас разные темпераменты, характеры. Все мы воспитывались в разных семьях, с разными традициями, дружили с разными людьми – все это отложило на нас особый отпечаток. Каждый человек уникален и по–своему неповторим. И хотя мы такие разные, нужно научиться сосуществовать, дружить, общаться и терпимо относиться к особенностям характера и внешности других людей. Это важно помнить и в семье, и в обществе. Ребята, я бы хотел узнать в связи с этим, а как вы понимаете слово "конфликт" или какие ассоциации вызывает у вас это слово?

Конфликт - это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов и подробностей одного человека.

Упражнение «Мы разные, но похожие»

Педагог-психолог: - Нас всех что-то объединяет, а в чем-то мы отличаемся. Давайте подумаем, в чем наше сходство, а в чем различие. Попробуем ответить на такие вопросы: Национальность влияет на взаимоотношения людей? Как общаются между собой пожилые и молодые люди? Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?

- А теперь – задание. Нужно разделяться на пары и назвать по 2 схожие черты и 2 отличающие вас черты. После этого за 30 секунд нужно объединиться в группы по различным признакам: пол, цвет волос, гороскоп, рост, цвет глаз и т.д.

- Бывает так, что наше мнение и мнение окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов. Как вы думаете, почему возникают конфликтные ситуации?

 (Ответы детей):

· не понимают друг друга;

· не уступают друг другу;

· не умеют сдерживаться;

· не принимают чужого мнения;

· хотят всегда быть главным;

· не умеют слушать других;

· делают назло и т.д.

Вывод: самое важное при общении с другими людьми - это владеть собой при общении, принимать чужое мнение, уметь слышать других, очень важно сформи-ровать у себя привычку терпимо и даже с интересом относиться к мнению других людей, и тогда многих проблем можно избежать. Все это есть черты толерантности, т.е. терпимости. Давайте проверим себя – насколько каждый из вас обладает чертами толерантной личности.

Упражнение «Насколько я терпимый?» 

Цель: дать возможность учащимся оценить степень своей толерантности.

Участники получают бланки опросника (См. Приложение). Бланк опросника с колонкой В на большом листе прикрепляется на доску или стену.

Педагог-психолог: - Ребята, вы видите здесь 12 характеристик, свойственных толерантной личности.

Сначала в колонке А поставьте: «+» напротив тех черт, которые у Вас наиболее выражены; «0» напротив тех черт, которые у Вас наименее выражены. Затем в колонке В поставьте: «+» напротив тех черт, которые наиболее характерны для толерантной личности. На заполнение опросника - 3 минуты.

- Теперь помогите мне заполнить бланк опросника, прикреплённый на доску. Поднимите руки те, кто отметил в колонке В первое качество. (Число отметив-ших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчиты-вается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности. Таким образом, участники получают возможность сравнить представление о себе с портретом толерантной личности, созданным группой. 

Игра "Комплименты".

Цель: повышение чувства уверенности, эмоциональная разрядка.

Педагог-психолог: - А теперь давайте немного разомнемся и поиграем. Вы же все любите, когда вас хвалят и говорят приятные вещи, не так ли? Предлагаю вам игру «Комплименты»!

Дети, встав в круг, бросают друг другу мяч и по очереди говорят что-нибудь приятное одному из участников группы. Имя соседа произносят в ласковой форме и говорят то, что в нем нравится (Например, «У Леночки красивые длинные волосы», «Надюша прекрасно рисует», «Димочка – хороший друг, он очень добрый»).

Обсуждение:

1. Что вы испытывали, произнося комплименты?

2. Что вы чувствовали, когда вам говорили комплименты?

3. Испытывали ли вы какие-то сложности в ходе придумывания комплементов? Какие?

Ответы детей

Педагог-психолог: - Ребят, вот я услышал комплимент про доброту. А есть ли, на ваш взгляд, разница между словами «добрый» и «добренький»?

(Добренький только кажется добрым. На самом деле он не будет бескорыстно совершать хорошие поступки.)

Рефлексия

Цель: Создание положительного эмоционального настроя, развитие групповой сплоченности детей.

Педагог-психолог: - Ребята, вот и заканчивается наше занятие, попробуем подвести итог:

· Что нового, интересного узнали на занятии?

· Что было самым трудным?

· Что понравилось - не понравилось сегодня?

· Какие приёмы для вас наиболее приемлемы для решения в жизни проблемных ситуаций?

Педагог-психолог: - А напоследок выполним такое творческое задание – вырастим волшебное Доброе дерево! Пусть на нем распустятся яркие разноцветные листочки. Напишите на листочках свои пожелания, советы, что нужно сделать, чтобы наш класс, школа, город, страна стали пространством толерантности и доброжелатель-ности. А теперь приклеим их на дерево. (Звучит негромкая лирическая музыка для создания необходимой атмосферы. Дети пишут на заранее заготовленных разноцветных кленовых/дубовых/каштановых и т.п. листочках примерные варианты и прикрепляют их на доску к нарисованному дереву):

- Помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых

- Не ссориться, стараться понять друг друга

- Не обращать внимания на национальность, религию, внешность, привычки

- Больше общаться, узнавать друг друга

- Уважать друг друга, стараться самому стать лучше

Педагог-психолог: - Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами. Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте. Будьте надежными: честными, правдивыми, выполняйте свои обещания. Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными. Будьте щедрыми. И все это вам поможет жить в мире!

Приложение

Черты толерантной личности 

 

А

В

1.     Бескорыстие

 

 

2.     Снисходительность

 

 

3.     Терпение

 

 

4.     Чувство юмора

 

 

5.     Чуткость

 

 

6.     Доверие

 

 

7.     Способность к сопереживанию

 

 

8.     Терпимость к различиям

 

 

9.     Умение слушать

 

 

10.    Доброжелательность

 

 

11.  Умение не осуждать других

 

 

12. Гуманизм

 

 

Рекомендуем посмотреть:

Психологические игры на доверие для младших школьников

Психологическая игра для младших школьников

Психологические игры для детей дошкольного возраста

Психологические игры и упражнения для детей 8-14 лет на развитие воображения и мышления

Тренинговое занятие с учащимися 10-12 лет «Дерево толерантности»

магдеева гульнара эньверьевна # 24 декабря 2013 в 01:43 0
эта работа будет полезна не только педагогам-психологам, но и всем педагогам, работающим с детьми, так как проблема межличнстных взаимоотношений очень актуальна.многие элементы я использую в своей работе.спасибо вам
Надежда Васильевна Кущий # 29 декабря 2013 в 21:37 0
Большое спасибо Вам за проделанную работу! Тема действительно, очень актуальная. В наше время межнациональной нетерпимости очень важно работать в этом направлении и прививать детям любовь друг к другу независимо от национальности, происхождения или каких-либо других признаков. Постараюсь применить Ваши разработки и со своими учениками.
Ольга Игоревна Турундаевская-Лашко # 5 февраля 2014 в 09:19 0
Спасибо за материал! Очень хочется сделать этот мир добрее, светлее. Научить детей простой истине- улыбнись и тебе в ответ улыбнутся. Думаю, что Ваша разработка пригодится в моей работе с шестиклассниками.
Людмила Евгеньевна Гонтарёва # 10 февраля 2014 в 19:57 0
Спасибо! За такой ценный материал! Очень пригодится!
Светлана Викторовна Артюшина # 11 февраля 2014 в 20:25 0
Согласна с автором статьи, что вопрос толератного отношения к окружающему социуму, весьма актуален. И скорее всего терпимо относиться к окружающим необходимо учить детей уже начальной школы, примеров тому масса. В целом разработка занятия весьма грамотно-продуманная. Спасибо.
Жукова Елена Анатольевна # 14 февраля 2014 в 21:38 0
Толерантность – одна из базовых гражданских ценностей. Нетерпимое отношение к людям иной национальности, иной веры, иной социальной группы, иного поведения или образа мысли и т.д. – распространенное явление в современном мире. Только толерантный человек сумеет решить проблемы нетерпимости в окружающем мире при этом, не нарушая прав других людей и оставаясь полноценной личностью. Именно поэтому формирование толерантного поведения занимает особое место в системе гражданского образования.
Елена Анатольевна Жукова # 15 февраля 2014 в 16:25 0
Толерантность – одна из базовых гражданских ценностей. Нетерпимое отношение к людям иной национальности, иной веры, иной социальной группы, иного поведения или образа мысли и т.д. – распространенное явление в современном мире. Только толерантный человек сумеет решить проблемы нетерпимости в окружающем мире при этом, не нарушая прав других людей и оставаясь полноценной личностью. Именно поэтому формирование толерантного поведения занимает особое место в системе гражданского образования.
Юлия Владимировна Мещерякова # 23 марта 2014 в 22:42 0
Ваша разработка актуальна сегодня. В ней грамотно подобраны упражнения и игры.Спасибо за статью.
Александра Васильевна Ведова # 27 марта 2014 в 00:27 0
Этот материал можно использовать и на уроках обществознания,там как раз такие темы= и про конфликты , и про терпимость
Любовь Геннадьевна Кагадеева # 22 апреля 2014 в 17:47 0
бывает сложно свести всё к одному, а ваш материал для меня очень ценен. спасибо
Екатерина Александровна Бурмистрова # 29 мая 2014 в 01:44 0
Хороший материал. Спасибо! Можно использовать и классному руководителю на классном часе. И для курса ОРКСЭ подойдет)))) Особенно актуально, думаю, в 5 классе будет. Тогда детям в большей степени нужна комфортная, доброжелательная атмосфера и надежное плечо.
Марина Сергеевна Жукович # 13 сентября 2014 в 14:04 0
Буду использовать материал статьи в своей работе. Спасибо автору за идеи.
Варвара Сергеевна Рожкова # 10 ноября 2014 в 05:14 0
Огромное спасибо за материал!)Очень пригодился в рамках наступающего праздника- Дня Толерантности!) Как раз организовываем брейн-ринг для 5-х классов и некоторые ваши упражнения очень нам помогли в планировании. Развивайтесь и дарите нам свои новые работы!)Успехов!
Римма Ивановна Мельникова # 21 февраля 2015 в 23:33 0
Часто также беру для занятий тему толерантности.Материал актуален будет во все времена.Материал практическую ценность имеет,можно использовать в работе с педагогами.
Наталья Александровна Гришаева # 20 мая 2015 в 21:24 0
спасибо Вам большое, воспользуюсь упражнениями для своих ребят, стоящих на контроле!
Донкан Виктория Леонтьевна # 9 ноября 2015 в 04:10 0
Очень нужный материал для работы каждого учителя. Большое спасибо.
Гульнара Амержановна Шайхисламова # 16 февраля 2016 в 21:06 0
Спасибо за интересный материал, читала и представляла своих обучающихся, обязательно возьму на "вооружение" и проведу данные игры с детьми и надеюсь, что это приведёт к их сплочённости и толерантности в обществе.