Психологические игры и упражнения для детей 8-14 лет на развитие воображения и мышления

Цикл психологических игр и упражнений, направленных на развитие воображения и ассоциативно-образного мышления детей

Автор: Рыбалко Татьяна  Николаевна – педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «ЦДЮТиЭ»

Предлагаемая вашему вниманию авторская методическая разработка – комплекс психологических игр и упражнений, который может существовать самостоятельно. Он рекомендован педагогам дополнительного образования и может оказаться полезным в работе как с детьми в возрасте 8-14 лет, так и  для взрослых в  небольших педагогических коллективах. Ведь психологические игры и тематические задания – это неотъемлемая часть творческого процесса: их сущность призвана «питать» творческий ум, наполняя его новыми идеями; сплочать участников группы (коллектива); помогать узнавать что-то особенное о себе и других.

Интересно то, что этот комплекс мобильный – можно использовать игру и 1-2 задания и провести так тематическое занятие с детьми, можно давать детям по 1 заданию в начале каждого занятия в студии (классе), можно предложить 1-2 задания выполнить  педагогам в ходе художественного совета.

Предложенный вариант проводить по 1-2 задания почти на каждом занятии апробирован в арт-студии «Фантазия», руководителем которой я и являюсь.

"Креативность - это значит копать глубже,

 смотреть лучше, исправлять ошибки,

беседовать с кошкой, нырять в глубину,

проходить сквозь стены, зажигать солнце,

строить замок на песке, приветствовать будущее".

Поль Торренс

1. Задание "Спросить и угадать" — это одна из наиболее ясных моделей творческого мышления, направленная на выявление любознательности, чувствительности к новому и неизвестному, способности к вероятностному прогнозированию.

Инструкция: 

ведущий задает вопросы к картинке с изображением какой-то жизненной ситуации, участникам нужно предложить свою версию того, что предшествовало этой ситуации (ее причины) и что произойдет в дальнейшем (последствия).

Ключ:

любознательность выражается в количестве и качестве вопросов, отражающих способность испытуемого выйти за пределы изображенной на картинке ситуации, а выдвижение гипотез о причинах и последствиях событий моделирует научное творчество.

Материалы: картинки с  изображениями ситуаций из жизни

2.  Задание "Усовершенствование игрушки " - одно из наиболее сложных и показательных наблюдений. Оно вызывает большой интерес у детей и обладает высокой степенью валидности.

Инструкция:

участникам предлагается назвать разнообразные пути изменения предложеной игрушки (10 минут на выполнение)

Ключ:

любознательность выражается в количестве и качестве изменений, отражающих способность участника мыслить неконформно

Материалы: рисунок надувного игрушечного слона, любая детская игрушка

3. Задание "Необычное использование" - модификация широко известного теста Гилфорда.

Инструкция:

Участникам необходимо придумать как можно больше возможностей для новых употреблений картонных коробок (10 минут)

Ключ:

В этом задании испытуемым бывает трудно преодолеть ригидность - уйти от тривиальных ответов. Ригидность проявляется в том, что испытуемый фиксируется лишь на одном способе действия, например, предлагает использовать коробки только в обычной функции: как емкости, в которые можно складывать предметы.

Материалы: картонная коробка

4. Задание "Невероятные ситуации ".

Инструкция: 

ведущий описывает какую-либо невероятную ситуацию и участникам предлагается  представить  возможные выходы из нее. Например, «вы просыпаетесь, и оказалось, что попали на Луну», «вы стали размером с муравья» и т.п.

Ключ:

хотя это задание — одно из наиболее эффектных, многие  дети и взрослые находят его невыполнимым, так как требуется «масса» воображения и фантазии, но пробовать обязательно надо – и неоднократно, что придаст уверенность в себе тем же участникам (при этом ситуации желательно разнообразить)

Материалы: придуманные невероятные ситуации

5. Задание «Нарисуй своё имя».

Инструкция:

участникам предлагается с помощью всевозможных художественных приемов и принадлежностей изобразить свое имя на бумаге

Ключ:

здесь интересно наблюдать насколько быстро, или наоборот, медленно ребёнок (взрослый) отреагирует на необычность просьбы - не написать, а именно, нарисовать свое имя. Высокий уровень креативности автора будет выражен в необычном способе создания композиции из букв, в образных ассоциациях букв с чем-то или кем-то, стилизации композиции; в использовании каких-нибудь своих, а не предложенных ведущим, материалов и  декоративно-художественных средств

Материалы: лист бумаги, цветные карандаши, краски, кисти и т.п.

6.  Игра «Ассоциации». 

ВАЖНО! В  игру можно начинать играть только тогда, когда группа уже некоторое время просуществовала в постоянном количестве и учащиеся успели друг друга узнать.

Перед началом игры необходимо объяснить значение понятия «ассоциация» и привести примеры, доступные пониманию участников, учитывая их возрастные особенности и род деятельности.

ИНСТРУКЦИЯ (модификация автора программы)

Педагог объясняет правила игры: «Ребята, мы с вами уже успели узнать друг друга и можем сказать об определенных качествах каждого из нас, можем описать черты характера наших одногруппников. Сейчас один из вас по желанию будет ведущим, он закроет глаза и уши (можно выйти за дверь), а мы с вами молча выберем кого-нибудь из нас кого он должен будет угадать (количество попыток зависит от количества участников игры). Ведущий будет задавать вопросы,  которые в общем звучат так - «Если бы этот человек был…, то каким бы он был?». Он называет предмет, вещь, какое-либо существо животного или растительного мира, а мы с вами должны ответить ему, проводя ассоциации (сравнивая) задуманного нами человека с этим животным или растением, предметом быта. Отвечая, не надо перечислять названия предметов или животных и т.д., назвав его, надо  описывать его характерные признаки, которые похожи на загаданного человека. Давайте просто попробуем.  Я помогу, если будет непонятно»».

ВНИМАНИЕ! Игра пойдет не сразу. Необходимо проводить  игру периодически через некоторое время (возможно, месяц), чередуя её с другими упражнениями. Детям сначала трудно проводить аналогии между человеком и, например животным и тем более с предметом быта (шкаф, кастрюля и т.п.), но в этом вся сущность игры. И когда дети поймут  смысл игры, и самое главное, смысл ассоциаций, то смогут применять это понятие в жизни – смогут сравнивать и сопоставлять похожие образы и описывать их вербально  и в творческих работах.  

Примеры  вопросов:

-  если бы этот человек был музыкальным инструментом, каким бы он был?

-  если бы этот человек был домашним животным, каким бы он был?

- если бы этот человек был растением (можно отдельно – деревом или цветком), каким бы он был?  и т. п.

Участник конкурса для педагогов «Лучшая методическая разработка»

Рекомендуем посмотреть:

Психологические игры для детей дошкольного возраста

Психологические игры на доверие для младших школьников

Психологическая игра для младших школьников

Психологические игры для учащихся 5-6 класса

Тренинговое занятие с учащимися 10-12 лет «Дерево толерантности»

Татьяна Дмитриевна Меркулова # 30 сентября 2013 в 12:56 +3
Интересные, полезные и нужные психологические игры и упражнения. Воображение – это дар, который есть практически у каждого ребёнка, но, по объективным причинам, мы часто его не развиваем, а утрачиваем с возрастом. А ведь это – основа творчества, без воображения невозможно было бы большинство изобретений современности, которыми все мы с вами пользуемся. И тем более полезен этот материал, сведенный в систему и позволяющий тем самым достигать наилучшего результата.
Оксана Георгиевна Проскуровская # 17 декабря 2013 в 17:06 +1
Сейчас по новым ФГОСам рекомендуют тесно сотрудничать с психологами, наверное это не спроста. Я сама сейчас получаю высшее образование по профессии "Психолог". В прошлом году писала курсовую работу, связанную с творческим воображением и столкнулась со всеми проблемами креативности. Спасибо за подборку упражнений.
Светлана Викторовна Артюшина # 24 февраля 2014 в 16:45 0
Спасибо автору статьи за подборку упражнений по активизации творческого мышления. Сама использую в работе с учащимися сходные техники и убедилась в том, что они действительно "работают".
Любовь Геннадьевна Кагадеева # 23 апреля 2014 в 16:36 +1
очень нужный материал, спасибо автору за подборку.
Ольга Ивановна Измоденова # 2 июня 2014 в 10:21 +1
Очень понравилась игра "Нарисуй своё имя". Сразу захотелось нарисовать своё имя. Игры, направленные на развитие воображения, помогают ребёнку творить, придумывать, создавать что-то своё, не похожее на других.
Лариса Афанасьевна Карбовская # 6 ноября 2014 в 22:49 0
Очень хорошие психологические игры. Хочу использовать некоторые и для классного часа, необычный тренинг для учеников.
Людмила Владимировна Туманова # 18 ноября 2014 в 11:49 +1
С интересом прочла ваш материал!. Очень интересная подборка игр на развитие творческого мышления, а это в современном дошкольном образовании сильно западает, причем эти игры позволяют включить элемент диалого-проблемного обучения. Упражнения "Нарисуй свое имя" ( в дошкольном варианте) позволит отследить эмоциональное отношение ребенка к своему имени и себе( ориентируясь на цвет и высказывания ребенка). Спасибо. Творческих Вам успехов!
Наталья Анатольевна Чорная # 16 марта 2015 в 09:41 0
Спасибо, Вам, большое за интересную подборку материала. В наше время очень ценится человек с творческим и креативным подходом к решаемым задачам, будь то учеба, работа или воспитание детей. Ваша авторская разработка поможет достичь этого результата и воспитать такого человека.
Ирина Сергеевна Кобзарь # 16 апреля 2015 в 10:19 0
Очень интересно, спасибо за материал. С Вашего позволения, беру себе на вооружение не для работы, а для личного пользования: иногда поиграть в игры можно и просто собравшись хорошей компанией, не ставя перед собой никаких целей.
Игорь Викторович Матюхин # 9 августа 2015 в 00:23 0
Спасибо за интересные, творческие заметки, пригодные для практического применения как в профессиональной занятости, так и на досуге.
Галина Валентиновна Крымова # 20 января 2016 в 22:34 +1
СПАСИБО ЗА ИНТЕРЕСНЫЕ ЗАДАНИЯ. Их можно использовать на уроках по внеурочной деятельности на развитие воображения и мышления. Введение ФГОСов требует от учителя оригинальности и активности в обучении учащихся. Буду рекомендовать ваш материал учителям для использования на уроках.
Татьяна Алексеевна Бондаренко # 10 апреля 2016 в 20:18 0
В Англии среди молодых родителей все более популярными становятся курсы обучения младенческому языку. Имеется в виду язык жестов и звуков, с помощью которых еще не умеющие говорить малыши пытаются выразить свои желания. Однако большинство педиатров и лингвистов настоятельно не рекомендуют следовать английской моде. Они утверждают, что чрезмерное увлечение так называемым детским языком приведет к тому, что ребенок может вообще не заговорить – ему не у кого будет перенимать новые слова. Ведь полноценное устное общение – очень важный компонент в освоении языка детьми. Кроме того, врачи считают, что нормальная любящая мать и без всяких дополнительных навыков может понять, чего хочет ее ребенок.
Ксения Александровна Демченко # 9 апреля 2018 в 09:33 0
Многие дети привыкли, что есть правильные и не правильные ответы. Важно помочь детям раскрыться,свободно излагать свои фантазии (особенно в определенном возрасте). Триз технологии нам в помощь. Вот только применяться они должны не разово на досуговых мероприятиях а хотя бы циклично. Взаимодействие взрослых находящихся с детьми, принятие личности ребенка - важное условие.
Спасибо за подборку игр!
Алла # 20 ноября 2018 в 19:41 0

Очень интересно! Спасибо!