Автор: Муратова Елена Александровна, педагог-психолог высшей квалификационной категории, руководитель центра развития и психологической поддержки «Стимул» г. Омск
Описание: урок психологии «Мальчишки и девчонки» разработан для учащихся 1-2 класса. Конспект урока будет полезен для педагогов-психологов, а также классных руководителей средней общеобразовательной школы. Данный материал прошел апробацию на базе НОУ «Школа «Альфа и Омега» г. Омска, результатом которой стало формирование адекватной гендерной позиции учащихся, а также положительные отзывы педагогов и родителей, что послужило разработке ряда подобных занятий с учащимися.
Цель: Формирование гендерных установок учащихся 1 класса.
Задачи:
1. Оказать помощь в осознании содержания своей гендерной роли.
2. Оказать помощь при формировании эмоционально-положительного отношения к своей гендерной роли.
3. Оказать помощь в регуляции поведения в рамках гендерной роли.
Раздаточный материал: картонные фигурки (разрезанные) силуэтов мальчика и девочки, рисунок на листе А3 чемоданчика (мужского), рисунок на листе А3 сумочки (женской), вырезки из журналов женских и мужских предметов.
Методические приемы: дидактическая игра, активизирующая игра, беседа, опрос, работа в группах, анализ, классификация, обобщение, сравнение, техники невербального общения.
Введение: здравствуйте, мальчики и девчонки! Сегодня мы с Вами будем обсуждать очень интересную тему, а какую, - не скажу, потому, что вы сами должны будете догадаться! Я дам вам лишь несколько подсказок, а пока предлагаю поиграть.
Психолог: Итак, внимательно слушайте правила игры: все вы, наверное, знаете, что мы с вами, а также все, что нас окружает, состоит из частичек, которые называются «молекулами», представьте себе, что вы и есть те самые молекулы, которые по моей команде начнут передвигаться в разных направлениях. Но как только вы услышите мой хлопок и цифру, вам нужно будет встать за руки в круг с количеством человек, соответствующим названной мной цифре. Кому не хватит места в кругу, объединяется со мной. Начали…
(психолог играет до тех пор, пока при помощи названной им цифры не будет образовано 2 команды с равным числом участников).
(Группа делится на 2 команды с помощью игры «Молекулы».
Психолог: А теперь каждая команда получает набор фигур, из которых нужно составить картинки.
(силуэт девочки (1 группа) и силуэт мальчика (2 группа); после предъявления задания называется тема занятия).
Психолог: кто может сказать, как называется тема нашего урока?
(Выслушивает ответы детей).
Психолог: Правильно, тема нашего с вами занятия «Мальчики и девочки».
(Психолог кидает мяч детям, которые сначала называют имена девочек, затем — мальчиков).
Загадки про маму и папу.
1.
Кто взял в руки молоток,
Вырыл яму он лопатой?
Кто смотрел со мной хоккей?
Это мой любимый...(дети хором - папа).
2.
Кто красивей всех вокруг,
Кто готовит, моет раму?
Кто мой нежный, добрый друг?
Это всё родная...(дети хором - мама).
Психолог: мамы когда-то были девочками, папы когда-то были мальчиками! Нам с самого детства понятно, что мальчики и девочки отличаются друг от друга, а чем?
а) небольшая беседа с детьми (психолог кидает мяч, тот у кого он оказался отвечает на вопрос: чем отличаются мальчики и девочки.
б) упражнение «Чьи качества?»
Психолог: Сейчас я буду называть качества мужчины, если качество подходит, вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете ножками.
* Мужчина: сильный, ответственный, женственный, мужественный, настойчивый, мягкий, трудолюбивый, домашний, умный, застенчивый, решительный.
Психолог: А теперь я буду называть качества мужчины, если качество подходит, вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете ножками.
* Женщина: добрая, скромная, мужественная, грубая, мягкая, женственная, обаятельная, понимающая, ласковая, жесткая, хозяйственная.
(На доске вывешиваются 2 плаката с рисунками мужского чемодана и женской сумочки, перед детьми выкладываются вырезки из журналов женских и мужских предметов).
Психолог: сейчас каждый по очереди выберет себе предмет, если это мальчик, то он выбирает мужской предмет, если девочка, то женский предмет и отнесет его либо в мужской чемодан, либо в дамскую сумочку.
(Каждый участник по очереди выбирает предмет и кладет в чемодан или в сумочку, в зависимости от своего пола.
(Психолог изображает жестами мужские и женские роли, дети отгадывают (Пример: Силач, забивание гвоздей, выполнение макияжа, женская походка и т. д.)
Музыкальная пауза
(Очень хорошо, если психолог с детьми споет песенки, где бы показывались отношения девочек и мальчиков).
Например: «А ты меня любишь?», «Алые паруса».
Психолог: покажите мне левую ладошку. А теперь положите на нее указательный палец и постучите им, а теперь – средний, а теперь – безымянный, мизинец, и большой палец, а теперь девочки хлопают мальчикам, а мальчики для девочкам.
Психолог: а теперь девочки встают во внутренний круг спиной к центру, а мальчики во внешний лицом к девочкам.
Играем в ладошки, девочки протягиваю мальчикам ладошки, а мальчики кладут свои руки на ладошки девочек. Девочки должны быстро хлопнуть по внешней стороне ладошек мальчиков, а мальчики – быстро убрать ладошки. Потом можно поменяться.
По моему хлопку, внешний круг вращается и переходит к другому участнику, игра продолжается до тех пор, пока все мальчики поиграют в ладошки со всеми девочками.
Психолог: сейчас все мальчики и девочки будут передвигаться по классу в любых направлениях, но как только я говорю «остановитесь девочки» - девочки стоят, мальчики передвигаются, если же я говорю - «остановитесь мальчики» - мальчики стоят, девочки передвигаются, и т. д.
(Психолог делает небольшой вывод о проведенном уроке, еще раз обобщает основные качества мальчиков и девочек).
Ритуал прощания «Салют» - УРА!!!
Психолог: дорогие мальчишки и девчонки вы здорово поработали, а теперь также замечательно давайте попрощаемся с вами; встаем в круг, и когда я скажу слово «Салют», нужно всем громко крикнуть «Ура».
Домашнее задание: рассказать об уроке родителям, нарисовать автопортрет.
Коррекционно - развивающее занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Стихи о преодолении эмоциональных состояний
Тренинговое занятие с учащимися 10-12 лет «Дерево толерантности»
Психологический тренинг для педагогов
Тренинговое занятие «Успех публичных выступлений» с учащимися 10-11 классов.
Мила Кузьмина # 29 августа 2013 в 23:47 +1 |
Муратова Елена # 30 августа 2013 в 14:59 0 |
Спасибо и Вам за отзыв! |
Оксана Георгиевна Проскуровская # 17 декабря 2013 в 17:18 +1 |
Татьяна Петровна Лунегова # 27 января 2014 в 18:19 +1 | ||
|
Наталья Рафаиловна Найденова # 14 февраля 2014 в 17:13 +1 |
Елена # 2 марта 2014 в 08:58 0 |
Спасибо! Материал полезный. Кое-что можно взять для подростков. |
Наталья # 4 марта 2014 в 09:36 +1 |
Мария Владимировна Морозова # 5 апреля 2014 в 19:27 +1 |
Ольга Геннадьевна Гонышкова # 31 мая 2014 в 20:30 +1 |
Наталия Владимировна Ярмоленко # 29 июля 2014 в 12:50 0 |
Татьяна Юрьевна Анисимова # 26 октября 2014 в 20:50 0 |
Муратова Елена Александровна # 19 ноября 2014 в 11:00 0 |
Спасибо, коллеги, за теплые слова!!! |
Ирина Александровна Ашканова # 3 декабря 2014 в 12:58 0 | ||
|
Евгения Ивановна Орлова # 6 октября 2015 в 11:46 0 |
Ксения Александровна Демченко # 8 апреля 2018 в 23:22 0 |
Марина Владимировна Валеева # 15 апреля 2018 в 12:59 0 |