Коррекционно - развивающее занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Попова Анжелика Викторовна, педагог — психолог МАОУ «Общеобразовательное учреждение гимназия №13» г. Красноярск

Описание работы: предлагаю Вам конспект коррекционно — развивающего занятия для детей с ОВЗ «Детство — страна чудес». Данное занятие может помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их адаптации и социализации в образовательной среде, и оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов.

Данный материал будет полезен для педагогов - психологов, педагогов дополнительного образования, работающих с детьми с ОВЗ.

Конспект занятия  «Страна чудес»

Цель: помочь детям справится с переживаниями, которые препятствуют их адаптации и социализации в образовательной среде, и оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов.

Задачи:

1. Формирование адекватных форм поведения.

2. Снятие состояния эмоционального дискомфорта.

3. Коррекция познавательной сферы (памяти, внимания, мышления, восприятия)

4. Развитие крупной и мелкой моторики.

5. Развитие форм конструктивного взаимодействия и общения.

Занятие предполагают деление на два блока:

1) гармонизация личности;

2) формирование положительных предпосылок к учебной деятельности, коррекция и развитие познавательной сферы и моторики.

Занятие включают в себя следующие методы:

· коррекционно - развивающие игры и упражнения;

· творческие игры и задания;

· оздоровительные игры и упражнения;

· беседы с детьми;

· психогимнастические этюды;

· релаксационные паузы и моменты;

· лепка (глина, солёное тесто, пластилин)

· изотерапия (рисование красками: акварель, гуашь, монотипия, свободный стиль)

· мандала-терапия (рисование мелками, карандашами, пастелью)

· работа с бумагой(аппликации,калажи,оригами)

Предполагаемые результаты

· развитие познавательной активности детей;

· развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;

· формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;

· психокоррекция поведения ребенка;

- социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

Звучит расслабляющая музыка.

ЗОНА ИГРОВАЯ Здравствуйте уважаемые ребята, здравствуйте уважаемые родители! Сегодня мы с вами переместимся в страну чудес, по которой  будем путешествовать. Сначала нам  необходимо вот эти волшебные ниточки привязать к руке, они нам чуть позже пригодятся. А сейчас мы с Вами  познакомимся. Я  по кругу буду передавать волшебную игрушку, а каждый из Вас назовет свое имя. А теперь, чтобы переместиться  в страну чудес, мы улыбнемся, расслабимся...  Сделаем глубокий вдох, представим, что вместе с этим вдохом мы взбираемся вверх  по радуге, а выдыхая съезжаем с нее, как с горки. Молодцы!!!! Повторим еще раз...взбираемся по радуге и съезжаем с нее. Молодцы!!!!

Дорогие ребята, а сейчас мы Ваши волшебные нити свяжем между собой... мы все познакомились, теперь нас связывает эта нить...связующая нить... Я обязуюсь хранить эти нити  и в дальнейшем этот волшебный клубок будет символом  нашей страны чудес.

Теперь ребята закрываем глазки, открываем их …. мы  в стране чудес!!! К нам будут приходить разные волшебные гости! Мы будем выполнять разные интересные задания!

1. Первое занятие называется «ФОРСАЖ», дорога с препятствиями, но проходить мы ее будем при помощи рук.

Первое задание будет следующим — какой-то злодей перепутал все волшебные макароны и Ваша задача все вернуть на места и распределить макароны в тарелке (по цвету, величине, форме) и распределить по отсекам.

А теперь представьте, что Вы попали в бермутский треугольник и чтобы из него выйти, нужно пройти все препятствия.

➣ Вы попали в пустыню. Вы набираете песок в ладони и смотрите как он медленно просачивается между пальцев... стараетесь сделать какую-нибудь композицию, но из сухого песка это очень сложно... вы опять набираете песок в ладони и резко разжимаете ладонь..

➣ Следующее препятствие это камни...они очень сильно нагреты, Вы их берете в руки и согреваетесь от них..берете их энергию, накопленную годами, а теперь из этих камней Вы выкладываете любую композицию,  что Вас будет оберегать от всех огорчений.

➣ идете дальше... смотрите, а там вода...такая чистая и теплая...вы опускаете ладони  в воду и начинаете делать ими движения как-будто плывете, все неприятности позади...ладони очистила эта красивая и сильная стихия -вода! Вы расслаблены и готовы выполнять следующее задание.

2.  «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»:

Уважаемые ребята и взрослые Вы попали в творческую мастерскую «Страны чудес». Мы с Вами выполним 5 волшебных задания и научимся делать чудеса, то есть создавать хорошее настроение своими руками.

Задание №1. Для хорошего настроения мы создадим общее солнышко. У меня есть лучи и смайлик на листе бумаги, где появится наше солнышко. Каждый из Вас напишет свое имя, а кто хорошо умеет писать -фамилию, затем лучики при клеем к солнышку!

Задание №2. Мы все разные, поэтому я каждому предлагаю создать, выложить из кусочков цветной бумаги и приклеить свой узор, а затем мы полюбуемся, что же у нас получилось.

Задание №3. Пока ребята наклеивают узор, ведущий по-очереди подходит к каждому и ребята выкладывают бисером полоску на «волшебной» коробочке. У каждого ребенка бисер определенного цвета. В результате получится радуга!

Задание №4. Ребята какое сейчас время года? Мы с Вами создадим «осенний букет» или необычную композицию. Дети раскрашивают шишки, а педагог на картину подклеивает высушенные листья, затем шишки.

Задание №5. У нас осталось последнее задание в творческой мастерской. Мы вспомним лето и создадим цветочную лужайку (из соленого теста делаем цветы, солнышки и т.д)

3. «ГОЛОВОЛОМКИ» Ребята мы  с Вами будем выполнять задания на сообразительность.  Нужно собрать  из кусочков цветного картона фигуру (вид фигуры у всех одинаковый, а цвета разные), называется это задание «Танграм». А теперь мы с Вами будем собирать головоломку, у каждого будет свой лист с заданиями. После выполнения задания предложить ребятам составить из пазлов, кубиков или магнитов какую-либо фигуру (даем ребятам на выбор развивающие игры).

4. «ЗАРНИЦА» Звучит музыка. Ребята мы с Вами переходим в игровую зону, теперь мы все вместе выполним интересные движения.

Первое, что мы сделаем, это парашют, мы все ляжем в круг на ковролин и будем  на счет три поднимать парашют и отпускать, а теперь задание усложняется на счет    один поднимать, а насчет три отпускать. Ой, молодцы какие!!!!

➣ Теперь задания по-сложнее! Лежа на спине, руки вдоль туловища. Представьте себе, что в левой руке -лимон, из которого нужно выжать весь сок. Медленно сожмите руку в кулак, как можно сильнее (на счет 1-2-3-4). Почувствуйте как напряжена рука. Теперь бросьте «лимон» и расслабьте руку. То же самое повторим правой рукой.

➣ Лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги согнуты в коленях. Представьте себе, что между коленями тугая пружина. Медленно сожмите колени, как можно сильнее (на счет 1-2-3-4). Отпустите пружинку -выпрямите ноги -расслабляясь.

➣ Лежа на спине, руки и ноги в стороны, как лучи звезды. Медленно напрягая руки и ноги, развести их как можно  шире в разные стороны, не отрывая от пола (на счет 1-2-3-4). Вернуться в исходную позицию, расслабиться.

➣ А теперь все встаем в круг, нужно набрать в руки воображаемый песок, сильно сжав пальцы кулак, удержать песок в руках, посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслаблять кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела.

Ой какие молодцы!!! Не устали?! Теперь мы все вернемся в круг, сделайте 2 глубоких вдоха и выдоха, закройте глаза. Представьте, что Вы находитесь в самом необыкновенном месте на земле, в дивном саду. Здесь нет суеты и тревоги. Здесь царят безмятежность и спокойствие. Вокруг полно чудес... вас  окружают великолепные цветы, издающие великолепный аромат. Пригнитесь к одному их них и вдохните его запах - это аромат нежности. Теперь ваша душа будет наполнена нежностью. Вы  чувствуете радость, удовлетворение от этой прогулку. Ваше сердце, душа, разум наполнены нежностью, лаской, щедростью, мудростью, спокойствием, любовью...пора возвращаться. Медленно пройдите весь путь через сад обратно...в конце садовой тропинки лежит мешочек. Возьмите его, развяжите веревочку, в нем находится то, чего Вам недоставало для полного счастья.. пусть все то, чем поделился этот дивный сад, останется с вами. Вернитесь в реальный мир. Медленно потянитесь, откройте глаза.

Сейчас мы с Вами посмотрим фрагмент мультфильма (включаем мультфильм «По дороге с облаками» ). Ребята пусть у вас всегда будет такое -же веселое настроение и много друзей как и у героев этого мультфильма!

Урааааа!!!!! К нам пришли  гости -  настоящие волшебники!!! Поприветствуем их! (приглашали ребят с театрального кружка)

Уважаемые мальчики и девочки мы хотим Вас поблагодарить за участие!!! Не зря Вы прошли столько заданий, жители волшебного леса приготовили для вас маленькие сюрпризы (выдаем каждому  тетрадь с ручкой и значок, шарик).Ребята и помните Счастье -это внутреннее солнышко!!! Спасибо за участие! До новых встреч! 

Рекомендуем посмотреть:

Аппликация из цветной бумаги по теме: Весенняя навигация

Конспект музыкально-ритмического занятия для детей 1 класса, обучающихся по программе II вида

Сценарий внеклассного мероприятия в 3-4 классах. Дорогою добра

Тесты по чтению для 3 класса коррекционной школы с ответами

Конспект урока математики в 6 классе С(К)ОУ VIII вида

Мила Кузьмина # 17 сентября 2013 в 19:36 +2
Прочитала и попала в "страну чудес". Спасибо большое за то, что вы помогаете детям адаптироваться в социуме! Интересное, до мелочей продуманное занятие! Плавные переходы из одной деятельности в другую. Как хочется, чтобы со всеми детками с ограниченными возможностями проводились такие занятия.
Алексеева Татьяна # 28 февраля 2014 в 13:17 0
интересное занятие, думаю дети были в восторге
Тюрина Вероника # 14 марта 2014 в 01:41 0
Некоторые элементы занятий из "Форсажа" и "Зарницы" взяла бы на заметку для слабых не говорящих деток. Очень подошло бы как отдельные станции для  школьного мероприятия.  Занятие мне понравилось, каждый может для себя взять что-то нужное и интересное.Спасибо большое.
Елена Ивановна Киселева # 25 марта 2014 в 21:25 0
Спасибо за интересную и познавательную статью. Очень актуальная тема для воспитателей и родителей
Валерия Ивановна Смирнова # 31 марта 2014 в 09:10 0
Здравствуйте! Какое емкое, содержательное занятие. Четко поставленные цели, продуман сюжет, разнообразие игр и приемов. Задействованы все анализаторы ребенка, смена видов деятельности не  позволяет детям устать. Вы молодец! Сколько сил и терпения необходимо в работе с детьми с ОВЗ! Желаю творческих успехов!
Ольга Геннадьевна Гонышкова # 31 мая 2014 в 20:38 0
Спасибо за идею с мультиком! Очень нужные такие материалы. Работаю с детьми-инвалидами. Но это не весь контингент. Очень много детей с психическими расстройствами, но без диагноза. Только к концу 11 кл. мальчику диагностировали шизофренический криз. А что было до этого. Все только и говорили о педзапущенности. В данном случае - органические нарушения (родовая травма,которую скрывали). А скок
ль детей с эмоциональными травмами. Банальные анкеты - какие мультики ты любишь смотреть и знаешь ли ты такие-то (список). И ни один не назвал "Крошку-енота"! И песенки об улыбке дети до школы не знали, и только учительница музыки дала послушать и научила петь!
Еще раз спасибо!
Наталья Александровна Жаровских # 12 сентября 2014 в 20:22 0
Здравствуйте, Анжелика Викторовна. У вас очень интересный материал. Думаю, что некоторые задания можно проводить и в обычных группах детского сада. Спасибо за идеи.
Ирина Николаевна Лещенко # 15 октября 2014 в 19:54 0
Спасибо, Анжелика Викторовна, за очень интересный материал. Я представляю, как было интересно детям. Возьму в свою копилку игры.
Наталья Евгеньевна Хохлова # 31 октября 2014 в 18:38 0
Анжелика Викторовна, вы просто молодец! Чудесное занятие. Дети наверное были в восторге. Мне тоже очень нравятся разного рода занятия - путешествия, занятия - сказки. И дети очень любят такие занятия.
Альбина Витальевна Коурова # 18 марта 2015 в 21:50 0
Очень интересно и познавательно!
Лидия Михайловна Казанцева # 6 мая 2015 в 21:21 0
Полезный материал. Я работаю на группе общеразвивающей направленности, но группу посещает ребенок с ОВЗ. Моя задача помочь ребенку справится с переживаниями, которые препятствуют его адаптации и взаимоадаптации в образовательной среде в условиях обычного неспециализированного детского сада. Спасибо.
Наталья Александровна Гришаева # 20 мая 2015 в 21:34 0
спасибо за своевременный в наше время материал!
Екатерина Николаевна Груздева # 13 сентября 2015 в 17:05 0
Спасибо за занятие. Очень актуально,я тоже работаю с детьми с ОВЗ и, с Вашего разрешения, воспользуюсь им.
Татьяна Викторовна Лабутина # 6 февраля 2016 в 19:06 0
Очень интересное и полезное занятие. Заберу в копилку. Спасибо за Ваш труд!
Елена Леонидовна Крылова # 14 июня 2016 в 21:08 0
Спасибо автору за хорошо продуманное и подготовленное занятие, прямо захотелось вместе с детьми в эту страну. Таких детей не становится меньше, поэтому эффективные методы и технологии данного направления необходимо развивать. Поэтому этот материал будет очень интересен педагогам, взаимодействующим с особыми детками, буду рекомендовать своим коллегам. Удачи автору в творческом поиске!!!
Елена Леонидовна Крылова # 16 июня 2016 в 16:48 0
Спасибо автору за хорошо продуманное и подготовленное занятие, прямо захотелось вместе с детьми в эту страну. Таких детей не становится меньше, поэтому эффективные методы и технологии данного направления необходимо развивать. Поэтому этот материал будет очень интересен педагогам, взаимодействующим с особыми детками, буду рекомендовать своим коллегам. Удачи автору в творческом поиске!!!
Юлия Юрьевна Тулушева # 23 июня 2016 в 14:58 0
Спасибо автору за хорошо продуманное и подготовленное занятие. Очень хорошо построено занятие. Буду использовать и в своей работе с такими детишками, а также рекомендовать коллегам. Спасибо за Ваш труд!
Светлана Геннадьевна Алексеева # 24 июня 2018 в 19:00 0
Анжелика Викторовна, спасибо за интересное занятие! Вы использовали разнообразные методы и приёмы, которые позволили сделать занятие насыщенным, интересным детям. Педагоги-психологи, учителя-логопеды и другие специалисты должны работать в тесном взаимодействии, осуществляя коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ. Замечательно, когда с нашими детьми работают творческие и заинтересованные педагоги!
Юлия Сергеевна Щепина # 14 ноября 2021 в 21:37 0
Занятие интересное, насыщенное. Понравилось, что в работе задействованы все анализаторы.