Автор: Копленко Ольга Михайловна, «Минусинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат II вида», г. Минусинск, учитель музыкально-ритмических занятий и музыкальный руководитель.
Занятие рассчитано на учащихся с потерей слуха. Это коррекционное занятие, которое направленно на развитие координации движений, слухового восприятия музыки и речи, пополнение словарного запаса и коррекции звукопроизносительной стороны речи при помощи музыки и без неё.
(/) – этот знак в тексте означает работу с экраном на занятии. Постоянное повторение учащимися установок учителя, обязательное условие при проведении занятия.
Конспект музыкально-ритмического занятия для детей 1 класса, обучающихся по программе II вида
Тема: Музыкальные инструменты
Цель – формирование умения называть музыкальные инструменты (бубен, барабан, дудочка, металлофон, гармошка, скрипка) при выполнении разминки, игре на детских музыкальных инструментах и разучивании песни; автоматизация звука «м» в начальной позиции.
Задачи:
- познакомить с музыкальными инструментами, такими как бубен, дудочка, барабан, металлофон, гармошка, скрипка с помощью игры «У каждого свой инструмент»;
- побуждать к творчеству и самостоятельному поиску движений при проведении разминки «Весёлые музыканты», используя «Волшебный кубик», для передачи образов музыкантов;
- учить исполнять сильную долю такта в музыке двудольного метра на детских музыкальных инструментах и создавать условия для импровизации;
- познакомить с песней «Весёлый музыкант» и работать над её ритмом; формировать умение перевоплощаться в героя песни;
- развивать внимание, музыкальную память, творческое мышление, тембровый слух, координацию движений и умение ориентироваться в пространстве при выполнении движений разминки;
- корректировать ритмико-интонационную сторону речи; работать над слитным и раздельным произнесением до 6-8 слогов на одном выдохе со звуком «м»; автоматизация звука «м» в слогах, словах; следить за слитностью речи, словесным ударением, речевым дыханием;
- воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам и вызывать эмоциональный отклик на все виды деятельности на занятии.
Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, домик с изображением музыкантов, кубик с изображением музыкальных инструментов, детские музыкальные инструменты (бубен, дудочка, барабан, металлофон, гармошка), таблички с речевым материалом, картинки.
План урока:
1. Автоматизация звука «м».
2. Называние музыкальных инструментов.
3. Выполнение разминки.
4. Игра на музыкальных инструментах.
5. Разучивание песни «Весёлый музыкант».
Ход занятия:
I. Орг. момент:
- Доброе утро, ребята!
- /Как ты слышешь?...
-/… спроси у … как он слышит?
- /Ты слышишь плохо?...
- / Какое будет занятие? …
II. Основная часть:
1. Работа над автоматизацией звука «м».
/- Будем хорошо говорить со звуком «м». Что будем делать?/...
- Послушайте, как я буду говорить слоги:
ма мо му ми ме
Скажем вместе: ма мо му ми ме
- /Будем говорить слоги. Что будем делать?/…
Послушайте, как буду говорить я.
мамомумимемамому – слитно (на выдохе до 6-8 слогов с движениями).
ма мо му ми ме - раздельно.
Скажем вместе.
Послушайте, как я буду говорить.
/ма мо му ми ме . Как я говорила?/…
/мамомумиме. Как я говорила?/…
- /Будем говорить слова. Что будем делать?/…
мальчик музыканты металлофон
- Слушайте, какое слово я скажу.
- /Металлофон….
- /Мальчик…
- /Музыканты…
- Что мы говорили?/…
|
Примерные ответы учеников.
- Доброе утро, Ольга Михайловна!
- Я слышу хорошо.
- Будет музыкально-ритмическое занятие.
- Будем хорошо говорить со звуком «м».
ма мо му ми ме
- Будем говорить слоги.
мамомумимемамому
ма мо му ми ме
ма мо му ми ме
мамомумиме
- Будем говорить слова.
- Металлофон.
- Мальчик.
- Музыканты.
- Мы говорили слоги и слова.
|
2. Работа по называнию музыкальных инструментов.
- /Будем называть музыкальные инструменты. Что будем делать?/…
- Ребята, посмотрите какой красивый дом. Как вы думаете, кто тут живёт?
- Тут живут /музыканты. Кто тут живёт?
- Давайте постучим в окна и узнаем, на каких инструментах играют музыканты.
- Как называется это инструмент?
(Учитель помогает, если дети затрудняются в ответе).
- Молодцы! Хорошо называли музыкальные инструменты. Что мы делали?/…
|
- Будем называть музыкальные инструменты.
Дети высказывают предположения, кто может жить в доме.
- Музыканты.
- Давайте!
(Дети по очереди стучат в окна и называют музыкальные инструменты).
- Барабан, бубен, дудочка, металлофон, скрипка, гармошка.
- Мы называли музыкальные инструменты.
|
3. Работа над развитием творческого мышления и движений.
/- Будем выполнять разминку. Что будем делать?/…
- Сначала, послушайте музыку, под которую будем выполнять разминку. (Музыка звучит в аудиозаписи)
- Музыка весёлая, лёгкая, громкая, в умеренном темпе.
- Какая музыка?/…
/- Встаньте в две линии.
- Как мы встали?/...
- Посмотрите, музыканты мне подарили вот такой «Волшебный кубик». Он поможет нам превратиться в музыкантов. Будем бросать кубик, и показывать, как играть на выпавшем инструменте.
- Молодцы! А теперь эти движения будем выполнять под музыку.
( Учитель помогает начинать выполнять порядок движений).
- Молодцы! Выполняли разминку весело!
/-Что мы делали?....
|
- Будем выполнять разминку.
.
- Музыка весёлая, лёгкая, громкая, в умеренном темпе.
- Мы встали в две линии
Дети бросают кубик, называют инструмент и придумывают (без
помощи и с помощью учителя) движения, передающие игру на этом инструменте.
- Мы выполняли разминку.
|
4. Работа над игрой на музыкальных инструментах.
- А теперь ребята пришло время научиться играть на музыкальных инструментах.
/- Будем играть на музыкальных инструментах. Что будем делать? ...
- Но сначала послушайте музыку, под которую будем играть. Музыка весёлая, громкая, в умеренном темпе, считать на «два».
(Учитель исполняет музыку на пианино).
- Какая музыка?/…
/- Возьмите музыкальные инструменты.
- Будем играть «раз», «два» - не играть.
Учитель помогает исполнять сильную долю на музыкальных инструментах без музыки и с музыкой.
- Молодцы, внимательно слушали музыку и правильно играли! Теперь вы настоящие музыканты!
- А теперь придумайте сами как будете играть на музыкальных инструментах.
- Что мы делали?/...
|
- Будем играть на музыкальных инструментах.
Музыка весёлая, громкая, в умеренном темпе, считать на «два».
Дети выбирают понравившиеся им инструменты (бубен, барабан, дудочка, металлофон).
Ученики исполняют на музыкальных инструментах сильную долю сначала без музыки, а потом под музыку.
Дети произвольно исполняют ритмы на музыкальных инструментах.
- Мы играли на музыкальных инструментах.
|
5. Работа над песней.
- Ребята хотите выучить песню о музыканте.
/- Будем учить песню. Что будем учить?...
- Песня называется «Весёлый музыкант».
- Послушайте песню. (Учитель исполняет песню).
- Какая песня весёлая или грустная?
- Правильно весёлая. Будем отхлопывать ритм песни.
Учитель сначала отхлопывает ритм один.
- Будем петь ритм, и выполнять движения.
- Молодцы! Мне понравилось, как вы пели. /Что мы делали? …
III. Подведение итогов.
/- Какой был урок?
- Сегодня все хорошо работали на занятии. Молодцы!
- До свидания, ребята.
|
- Да!
- Будем учить песню.
- Песня весёлая.
Ученики отхлопывают ритм с учителем, потом поют его под музыку с имитацией игры на скрипке и барабане.
- Мы учили песню.
- Был урок ритмики.
- До свидания, Ольга Михайловна.
|
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока письма для 4 класса коррекционной школы VIII вида
Конспект урока математики в 6 классе С(К)ОУ VIII вида
Аппликация из цветной бумаги по теме: Весенняя навигация
Сценарий внеклассного мероприятия в 3-4 классах. Дорогою добра
Тесты по чтению для 3 класса коррекционной школы с ответами