Конкурсы

Конспект музыкально-ритмического занятия для детей 1 класса, обучающихся по программе II вида

Автор: Копленко Ольга Михайловна, «Минусинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат II вида», г. Минусинск, учитель музыкально-ритмических занятий и музыкальный руководитель. 

Занятие рассчитано на учащихся с потерей слуха. Это коррекционное занятие, которое направленно на развитие координации движений, слухового восприятия музыки и речи, пополнение словарного запаса и коррекции звукопроизносительной стороны речи при помощи музыки и без неё.

(/) – этот знак в тексте означает работу с экраном на занятии. Постоянное повторение учащимися установок учителя, обязательное условие при проведении занятия.

Конспект музыкально-ритмического занятия для детей 1 класса, обучающихся по программе II вида

Тема: Музыкальные инструменты

Цель – формирование умения называть музыкальные инструменты (бубен, барабан, дудочка, металлофон, гармошка, скрипка) при выполнении разминки, игре на детских музыкальных инструментах и разучивании песни; автоматизация звука «м» в начальной  позиции.

Задачи:

- познакомить с музыкальными инструментами, такими как бубен, дудочка, барабан, металлофон, гармошка, скрипка с помощью игры «У каждого свой инструмент»; 

- побуждать к творчеству и самостоятельному поиску движений при проведении разминки «Весёлые музыканты», используя «Волшебный кубик», для передачи образов музыкантов;

- учить исполнять сильную долю такта в музыке двудольного метра на детских музыкальных инструментах и создавать условия для импровизации;

- познакомить с песней «Весёлый музыкант» и работать над её ритмом; формировать умение перевоплощаться в героя песни;

- развивать внимание, музыкальную память, творческое мышление, тембровый слух, координацию движений и умение ориентироваться в пространстве при выполнении движений разминки;

- корректировать ритмико-интонационную сторону речи; работать над слитным и раздельным произнесением до 6-8 слогов на одном выдохе со звуком «м»; автоматизация звука «м» в слогах, словах; следить за слитностью речи, словесным ударением, речевым дыханием;

- воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам и вызывать эмоциональный отклик на все виды деятельности на занятии.

Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, домик с изображением музыкантов, кубик с изображением музыкальных инструментов, детские музыкальные инструменты (бубен, дудочка, барабан, металлофон, гармошка), таблички с речевым материалом, картинки.

План урока:

1. Автоматизация звука «м».

2. Называние музыкальных инструментов.

3. Выполнение разминки.

4. Игра на музыкальных инструментах.

5. Разучивание песни «Весёлый музыкант».

Ход занятия:

I.  Орг. момент:

- Доброе утро, ребята!

- /Как ты слышешь?...

-/… спроси у … как он слышит?

- /Ты слышишь плохо?...

- / Какое будет занятие? …

II. Основная часть:

1. Работа над автоматизацией звука «м».

 /- Будем хорошо говорить со звуком «м». Что будем делать?/...

 - Послушайте, как я буду говорить слоги:

ма  мо  му  ми  ме

Скажем вместе: ма мо му ми ме

- /Будем говорить слоги. Что будем делать?/…

Послушайте, как буду говорить я.

мамомумимемамому – слитно (на выдохе до 6-8 слогов с движениями).

ма  мо  му  ми  ме  - раздельно.

Скажем вместе.

Послушайте, как я буду говорить.

/ма мо му ми ме . Как я говорила?/…

/мамомумиме. Как я говорила?/…

- /Будем говорить слова. Что будем делать?/…

  мальчик  музыканты  металлофон

- Слушайте, какое слово я скажу.

- /Металлофон….

- /Мальчик…

- /Музыканты…

- Что мы говорили?/…

Примерные ответы учеников.

 - Доброе утро, Ольга Михайловна!

 - Я слышу хорошо.

- Будет музыкально-ритмическое занятие.

 

 

 

- Будем хорошо говорить со звуком «м».

ма мо му ми ме

- Будем говорить слоги.

мамомумимемамому

ма  мо  му  ми  ме 

ма мо му ми ме

мамомумиме

- Будем говорить слова.

- Металлофон.

- Мальчик.

- Музыканты.

- Мы говорили слоги и слова.

2. Работа по называнию музыкальных инструментов.

- /Будем называть музыкальные инструменты. Что будем делать?/…

- Ребята, посмотрите какой красивый дом. Как вы думаете, кто тут живёт?

- Тут живут /музыканты. Кто тут живёт?

 

- Давайте постучим в окна и узнаем, на каких инструментах играют музыканты.

- Как называется это инструмент?

(Учитель помогает, если дети затрудняются в ответе).

- Молодцы! Хорошо называли музыкальные инструменты. Что мы делали?/…

- Будем называть музыкальные инструменты.

Дети высказывают предположения, кто может жить в доме.

- Музыканты.

- Давайте!

(Дети по очереди стучат в окна и называют музыкальные инструменты).

- Барабан, бубен, дудочка, металлофон, скрипка, гармошка.

- Мы называли музыкальные инструменты.

3. Работа над развитием творческого мышления и движений.

/- Будем выполнять разминку. Что будем делать?/…

- Сначала, послушайте музыку, под которую будем выполнять разминку. (Музыка звучит в аудиозаписи)

- Музыка весёлая, лёгкая, громкая, в умеренном темпе.

- Какая музыка?/…

/- Встаньте в две линии.

- Как мы встали?/...

- Посмотрите, музыканты мне подарили вот такой «Волшебный кубик». Он поможет нам превратиться в музыкантов. Будем бросать кубик, и показывать, как играть на выпавшем инструменте.

- Молодцы! А теперь эти движения будем выполнять под музыку.

 ( Учитель помогает начинать выполнять порядок движений).

- Молодцы! Выполняли разминку весело!

/-Что мы делали?....

 

 

- Будем выполнять разминку. 

.

 

- Музыка весёлая, лёгкая, громкая, в умеренном темпе.

 

 

 

- Мы встали в две линии

Дети бросают кубик, называют инструмент и придумывают (без

помощи и с помощью учителя) движения, передающие игру на этом инструменте.

- Мы выполняли разминку.

4. Работа над игрой на музыкальных инструментах.

- А теперь ребята пришло время научиться играть на музыкальных инструментах.

/- Будем играть на музыкальных инструментах. Что будем делать? ...

- Но сначала послушайте музыку, под которую будем играть. Музыка весёлая, громкая, в умеренном темпе, считать на «два».

(Учитель исполняет музыку на пианино).

- Какая музыка?/…

/- Возьмите музыкальные инструменты.

- Будем играть «раз», «два» - не играть.

Учитель помогает исполнять сильную долю на музыкальных инструментах без музыки и с музыкой.

- Молодцы, внимательно слушали музыку и правильно играли! Теперь вы настоящие музыканты!

- А теперь придумайте сами как будете играть на музыкальных инструментах.

- Что мы делали?/...

- Будем играть на музыкальных инструментах.

Музыка весёлая, громкая, в умеренном темпе, считать на «два».

Дети выбирают понравившиеся им инструменты (бубен, барабан, дудочка, металлофон).

Ученики исполняют на музыкальных инструментах сильную долю сначала без музыки, а потом под музыку.

Дети произвольно исполняют ритмы на музыкальных инструментах.

- Мы играли на музыкальных инструментах.

5. Работа над песней.

- Ребята хотите выучить песню о музыканте.

 /- Будем учить песню. Что будем учить?...

- Песня называется «Весёлый музыкант».

- Послушайте песню. (Учитель исполняет песню).

- Какая песня весёлая или грустная?

- Правильно весёлая. Будем отхлопывать ритм песни.

Учитель сначала отхлопывает ритм один.

- Будем петь ритм, и выполнять движения.

- Молодцы! Мне понравилось, как вы пели. /Что мы делали? …

III. Подведение итогов.

/- Какой был урок?

- Сегодня все хорошо работали на занятии. Молодцы!

- До свидания, ребята.

 

- Да!

- Будем учить песню.

- Песня весёлая.    

Ученики отхлопывают ритм с учителем, потом поют его под музыку с имитацией игры на скрипке и барабане.

- Мы учили песню.

- Был урок ритмики.

- До свидания, Ольга Михайловна.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока письма для 4 класса коррекционной школы VIII вида

Конспект урока математики в 6 классе С(К)ОУ VIII вида

Аппликация из цветной бумаги по теме: Весенняя навигация

Сценарий внеклассного мероприятия в 3-4 классах. Дорогою добра

Тесты по чтению для 3 класса коррекционной школы с ответами

Мария Громова # 7 ноября 2013 в 22:47 +1
Полноценно прокомментировать не смогу - со слабослышащими не работала. По структуре похоже на занятие в детском саду - по видам деятельности. И кубик совершенно замечательный оттуда же. Прописанные предполагаемые ответы детей просто растрогали (без иронии)- отдельным столбцом! Такая концентрация внимания!  Успехов в работе!
Ольга Копленко # 13 декабря 2013 в 14:11 +1
Уважаемая, Мария Громова, спасибо конечно, за такой смешной (без иронии) комментарий! Просто не компетентному педагогу, в области работы с глухими и слабослышащими детьми, не понять зачем необходима такая концентрация внимания на ответы учащихся! Виды деятельности естественно похожи, это ведь не урок музыки, а музыкально-ритмическое занятие - специальное коррекционное занятие для глухих и слабослышащих детей (!), на развитие слухового восприятия (дети глухие!), формирование произносительной стороны речи (часто речь у первоклассников на уровне годовалого ребёнка), развитие координации движений (это не обычные дети, а инвалиды!)и развитие певческих навыков (мелодекломация, по другому говорение под музыку, потому что им говорить то трудно, а чтобы начать петь, как нормальные детки это, можно сказать, "высший пилотаж"). Поэтому советую вам в следующий раз, перед тем как Вы возьмётесь комментировать чью-либо работу, обратитесь к методической литературе, чтобы быть в курсе дела! Желаю вам доброты и удачи в профессиональном росте!
Ассоль Юрьевна Земисева # 8 ноября 2014 в 20:04 0
Уважаемая Ольга Михайловна! Огромное спасибо вам за этот материал. В этом году к нам в общеобразовательную школу попал такой ребенок инвалид. Я за неимением опыта работы со слабо слышащими даже не знала с чего начать. Обязательно воспользуюсь формами проведения урока, предложенными Вами!
студент кафедры коррекционной педагогики (сурдопедагогики) # 23 февраля 2015 в 15:06 0
Ольга Копленко, Вы очень грамотно составили конспект занятия! В ответ на Ваше выражение "развитие координации движений (это не обычные дети, а инвалиды!)" прошу учесть, что глухой или слабослышащий ребенок не инвалид, а ребенок с ограниченными возможностями в развитии. Координацию движений можно развить до нормального уровня при грамотном занятии с такими детьми.
Оксана Николаевна Однобурцева # 16 июля 2016 в 19:33 0
У меня тоже есть классы коррекции, с ними всегда не просто. Видно, как Вы досконально работаете. Удачи Вам!