Мероприятие «День славянской письменности» в школе, 8-9 класс

Сценарий праздника для учащихся 8-9 классов «День славянской письменности»

Ход праздника

I. Подготовительный этап.

Утром, в день празднования, на первом и втором уроках заранее подготовленные учащиеся проходят по классам.

1-й и 2-й учащиеся. Здравствуйте, потомки великих славян!

1-й учащийся. А, буковки пишете? А кто научил вас их писать? Помните своего первого учителя? (Ответ.)

2-й учащийся. А знаете, кто придумал нашу славянскую азбуку, благодаря которой вы сейчас можете писать?

3-й учащийся. Записки на уроках, шпаргалки, ну и все остальное по мелочи.

4-й учащийся. Кто были первые славянские учителя? (Ответ.)

Да, 12 веков назад братья Кирилл и Мефодий принесли на земли славян свет письменности и знаний.

1-й учащийся. А как вы думаете, почему мы к вам пришли именно сегодня, да еще и задаем вопросы в связи с азбукой? (Ответ.)

2-й учащийся. Да, вот уже много лет в славянском мире и в нашей стране празднуется День славянской письменности в параллели 8 классов, но мы хотели бы, чтобы все знали, что этот праздник есть, чтобы посетили посвященные ему городские мероприятия, проследили празднование его по телевидению.

3-й учащийся. Помните, 24 мая - День славянской культуры и письменности.

3-й учащийся. 1100 лет назад братья Кирилл и Мефодий принесли на земли славян свет письменности и знаний. Это было время, которое нам, сегодняшним людям, постигнуть трудно. Религия, государство, наука слились тогда воедино. Ученые и писатели жили при монастырях и храмах. За любую отважную мысль, любое открытие благодарили Бога, потому что считалось, что лишь по его воле люди узнают и строят жизнь. Просвещать народы дозволялось только служителям церкви. И тот, кто мечтал стать учителем, обязательно становился священником. Даже народные восстания прикрывались церковными целями.

1-й учащийся. Знать только имена первоучителей мало. Нужно окунуться в историю их жизни. Вначале было слово...

Приглашаем вас на мероприятие, посвященное Дню славянской письменности, которое пройдет сегодня в актовом зале школы.

II. Проведение праздника.

Инсценировка: диалог между бабушкой и внуком.

Внук. Бабушка, скоро праздник, день памяти первоучителей, а я ничего об этом не знаю! Кто это - первоучители?

Бабушка. Именно так, первоучителями словенскими называют во всем мире, особенно в славянских странах, равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Внук. А что такое равноапостольные?

Бабушка. Это значит - равные апостолам, ученикам самого Господа, Иисуса Христа, то есть очень высокая честь оказана Кириллу и Мефодию.

Внук. За что?

Бабушка. За то, что они создали славянскую азбуку, именно ту, которую ты изучаешь в школе. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась.

Внук. Значит, они решили, что у славянского народа обязательно должна быть своя письменность?

Бабушка. Да, они говорили: «Разве не для всех светит солнце? Разве не для всех идет дождь? Разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди - братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота».

Внук. Теперь я понял! 24 мая - день памяти первоучителей. В этот день в России проходит праздник славянской письменности и культуры.

На сцену выходят ведущие, бабушка и внук остаются на фоне.

1-й ведущий. 24 мая - День славянских просветителей Кирилла и Мефодия - с давних пор отмечается как общенародный национальный праздник. В этот день болгары вспоминают первых учителей Кирилла и Мефодия, обращаются к летописям, былинам, народному творчеству. Вот уж который год в нашей стране возрождена традиция проведения праздника славянской культуры и письменности.

2-й ведущий. Народная память живет в традициях, языке, сказках и песнях. Праздник славянской культуры и письменности является одной из благородных акций, позволяющей прикоснуться к деяниям наших предшественников, к их труду и творчеству.

Ведущие уходят, внук с бабушкой остаются. Появляются участники сценки: рассказчик, Константин, посол, император Михаил.

Рассказчик. Было это очень давно, в IX веке. На границе с Болгарией находилась одна из крупнейших византийских провинций. Столицей был г. Солуни. В семье военного чиновника росли два сына: Константин и Мефодий. В семье мальчиков мать была гречанкой, отец - болгарином. И потому с детства у них было два родных языка - греческий и славянский. Характеры мальчиков были схожи, они много читали, любили учиться. Когда Константину было 7 лет, он увидел вещий сон: отец собрал всех красивых девушек Солуни и приказал избрать одну из них в жены. Константин выбрал прекраснейшую, ее звали София, по-гречески - Мудрость. Так, еще в детстве, он обручился с мудростью. Для него знания, книги стали смыслом жизни. Он получил прекрасное образование при императорском дворце в Константинополе, быстро изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22 языка. В то время славяне пользовались греческими и латинскими буквами.

Представим себе двор византийского императора Михаила (862 г.).

Император. Константин, ты закончил учебу. Предлагаю тебе занять высокую и почетную должность управляющего провинцией.

Константин. Кроме просвещения разума я ничего не желаю. Просветив же разум, хочу искать более важного, чем все почести и богатства.

Рассказчик. Отказался Константин и занялся работой в библиотеке, учебой, самообразованием. Прошли годы, и к императору пришли послы из далекой славянской Моравии. Они приехали просить учителей, которые бы научили их вести церковную службу на славянском - родном языке, а не на латинском.

Посол. Добрый владыка! Пошли нам такого мужа, который бы научил нас по-своему записывать слова Божие!

Рассказчик. Словом, тогда вызвал Михаил Константина Философа.

Император. Слышишь ли, Философ, речи ли? Знаю, ты утомлен, но никто, кроме тебя, не сделает этого. Возьми брата своего Мефодия и идите с Богом, ведь вы оба - солуняне, а солуняне по-славянски разумеют.

Константин. Я немощен телом и болен, но пойду в Моравскую землю, если они имеют азбуку своего языка. Ибо просвещение народа без письмен его языка подобно попыткам писать на воде.

Рассказчик. Узнав, что азбуки у моравов нет, Константин начал ее создавать. Он долго молился, и открыл ему Бог, и тогда сложил письмена и начал писать слова Евангелия: «Вначале было слово, и слово было Бог...»

Император. Подвижи всех, чтоб не мнились и ступили на путь истины!

Рассказчик. Началась большая работа. Братья предложили свой алфавит, составили славянскую азбуку. Некоторые буквы придумали сами, некоторые взяли из греческого. Вот он (показ). Алфавит Кириллицы! Азбука названа в честь Кирилла. (В Риме Константин постригся в монахи под именем Кирилла.) Это славянская азбука, в ней 43 буквы (19 гласных). Каждая имеет свое название, похожее на обычные слова: б - буки, г - глаголь... Азбука - само слово образовано от названия двух первых букв «аз» и «буки».

Чтец.

Так вот они, наши истоки,

Плывут, в полумраке светясь

Торжественно, - строгие строки,

Литая славянская вязь.

 

Так вот где, так вот где впервые

Обрел у подножия гор

Под огненным знаком Софии

Алмазную твердость глагол.

 

Великое таинство звука,

Презревшее тленье и смерть,

На синих днепровских излуках

Качнуло недвижную твердь.

 

И Русь, над водой многопенной

Открытая вольным ветрам,

«Я есмь!» - заявила Вселенной,

«Я есмь!» - заявила векам.

В 863 году зазвучало слово Божие в моравских городах и селениях. На родном славянском языке, а не на чужом и непонятном - латинском. Начали создаваться письмена, светские книги. Началось летописание.

Викторина, посвященная празднику

Викторина проводится между учащимися 8 классов, сидящими в зале. Двое ведущих проводят с ними 2 разминочных конкурса.

1. Распознавание старославянских и современных слов:

брег - берег и т. д.

2. Вопросы викторины:

1) Как называется машина времени, которую можно держать в руках и с ее помощью совершать увлекательное путешествие в прошлое, будущее, бывать в любом месте земного шара, знакомиться с другими людьми? (Книга.)

2) Кому принадлежат слова: «Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души»? (Цицерон.)

3) Название древней формы книги, свернутой в трубку и написанной на папирусе? (Свиток.)

4) Какой город стал родиной пергаментных книг? (Пергам.)

5) Как называлась первая печатная газета, появившаяся в России при Петре I? (Ведомости.)

3. Составление слов, содержащих не менее 4 слогов от исходного слога:

ки... - кинотека и т. д.

Жюри наблюдает за ответами, подводит итоги и определяет самый активный класс.

Автор: Е. В. Лютикова

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие для 8, 9 классов. Экономическая игра для школьников

Внеклассное мероприятие 8, 9 класс по теме искусство

Деловая игра для школьников

Внеклассное мероприятие ко Дню славянской письменности в начальной школе, 4 класс

Внеклассное мероприятие для 7, 8, 9 классов. Тема: Этикет

Нет комментариев. Ваш будет первым!