Конкурсы

Внеклассное мероприятие для 7, 8, 9 классов. Тема: Этикет

Внеклассное мероприятие для 7, 8, 9 классов. Тема: Этикет

Внеклассное мероприятие по этикету для 7, 8, 9 классов. Сценарий

Разработка внеклассного мероприятия для школьников 7, 8 и 9 классов по теме: Этикет.

Заседание клуба этикета «Факультет забытых истин»

Цели: воспитание культуры поведения у подростков, вежливого, уважительного отношения к людям; развитие творческого оригинального мышления, сообразительности, чувства юмора, интереса к культуре человека.

Подготовка

1. Класс делится на две команды.

2. Кабинет оформляется по теме.

Действующие лица

Ведущие.

Маркиз Этикет.

Ход мероприятия

Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на заседании клуба этикета «Факультет забытых истин». Для чего нужны правила этикета, известно каждому.

Зная правила культурного поведения, вы будете чувствовать себя увереннее в обществе, не попадете впросак, сказав или сделав такое, что по этикету считается неуважительным к окружающим. Зубрить правила не требуется, достаточно понять их смысл. Поэтому начинать о них разговор надо с истории.

Маркиз Этикет. Правила этикета возникли в глубокой древности как удобные и разумные формы общения. Их существовало и существует бесконечное множество. В Древнем Китае, например, насчитывалось около тридцати тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, как встать, сесть, взять чашку с чаем - все было строго определено и расписано. Не один год уходил у детей из богатых сословий на то, чтобы выучить эти правила. Да и для выполнения их требовалось столько времени, что позволить себе «церемониться» мог лишь не обремененный заботами и работой человек. В народе до сих пор бытует воспоминание об этих сложных правилах. И когда двое не соглашаются войти в дверь друг за другом, про них с иронией говорят: «Ну, развели китайские церемонии».

В Японии, когда за столом собираются несколько человек, все точно знают, где должен сидеть каждый: кто у ниши с картиной - на самом почетном месте, кто первый по левую руку от него, кто второй и кто должен сидеть у входа. Любая попытка сесть на «незнакомое» место вызовет лишь всеобщее смятение. Именно это происходит, когда заезжий иностранец, желая прослыть скромным, упрямо отказывается от предназначенного ему за столом места.

Очень своеобразны у японцев правила хорошего тона. Заметив знакомого, японец считает своим долгом прежде всего замереть на месте, даже если дело происходит на середине улицы и прямо на него движется трамвай. Затем он как бы переламывается в пояснице, ладони его вытянутых рук скользят вниз по коленям, и, застыв еще на несколько секунд в согбенном положении, он осторожно поднимает вверх одни лишь глаза. Выпрямляться первым невежливо, и кланяющимся приходится зорко следить друг за другом.

Со стороны эта сцена производит впечатление, будто обоих хватил прострел, и они не в силах разогнуться. Токийские газеты подсчитали, что каждый служащий ежедневно отвешивает таких официальных поклонов в среднем 36 раз, агент торговой фирмы 123 раза, девушка у эскалатора в универмаге 2560 раз.

В толпе же с японцем происходит таинственное превращение. Куда исчезают его изысканные манеры, предупредительность, учтивость? Он прокладывает себе дорогу в людском потоке, совершенно не обращая ни на кого внимания. До тех пор, пока прохожие на улице или пассажиры в вагоне остаются незнакомыми, японец считает себя в праве относиться к ним как к неодушевленным предметам. Садясь в автобус, он может без зазрения совести отпихнуть с подножки женщину, может, пустив в ход колени, локти, обменяться пинками с соседом.

На Руси правила хорошего тона складывались с незапамятных времен. Эти правила регулировали взаимоотношения людей, а свод предписаний стали оформлять относительно недавно. В XVI веке появился сборник под названием «Домострой», ценнейший памятник средневековой культуры. Он определял регламент жизни средневекового человека, ее хозяйственную, религиозную и семейную стороны. Домострой рассказывал о том, что значит быть нравственным, давал хозяйственные советы, рекомендовал рецепты народной медицины.

Сборник был основан прежде всего на христианской морали, поэтому большое место в нем уделялось нравственным поучениям. Понятия нравственности и этики тесно переплетались в подобных учебниках жизни. Считалось, если человек Богу угоден, чист и нравственен, то он всегда будет поступать правильно.

В Кратком катехизисе русского народа 1837 года можно найти очень интересное положение о том, что нравственность у русских людей воспитывать не надо: она заложена в человеке при его рождении. «Следствие нравственной жизни есть порядок, тишина, спокойствие, покорность дому, все это есть в земле Русской, стало быть, русские нравственны».

Через 22 года после опубликования Катехизиса, в 1859 году, вышел журнал «Благонамеренный», где в разделе «Светская философия, или Книга жизней» уже нет подобных фатальных воззрений на русскую нравственность. Более того, в этом журнале публикуют конкретные педагогические советы. «Как воспитывать в институтах? - рассуждает один из авторов. - Коли воспитуемые знают лаять по-французски, то все равно, какой вздор у них в голове и в сердце. Воспитание надо разделить на общее и частное. Сделать из ребенка человека, прежде чем земледельца, воина или ученого. Чем свободнее земля в политическом отношении, тем строже должны быть нравы в частной жизни». И далее: «Приучите юношу к бедности, а к роскоши он привыкнет сам». «Вскорените у него понятие долга, а свои выгоды он сам собою будет соблюдать». «В Китае награждают отца за заслуги сына, а у нас - сына за услуги отца. Чтобы сохранить нравственность, нужно использовать китайский принцип».

В XIX веке в России издавались многочисленные сборники правил, советов и наставлений для разных случаев жизни: как принято в светском обществе держать себя на кристинах, свадьбах, юбилеях, обедах, вечерах, раутах, на прогулке, в театре и т. д. Вот некоторые названия этих изданий: «Светская жизнь и этикет», «Джентльмен. Настольная книга изящного мужчины», «Для молодых модных господ», «Искусство нравиться дамам и молодым девицам». В книгах были приложения: дуэльный кодекс; образцы разговоров и писем; советы, как выбрать богатую невесту и др.

Ведущий 2. Умение вести себя в обществе не приходит сразу. Для постижения правил вежливости ни один ребенок не бывает слишком мал, как считают некоторые родители. Но даже владея всеми столовыми предметами, зная, когда надо снять шляпу, а когда поцеловать даме руку, вы можете не снискать симпатии окружающих, если не будете при этом сердечны, деликатны и выдержанны.

Итак, мы начинаем нашу игру.

Этикет улицы

Ведущий 1. Большую часть своего времени человек проводит на людях: на улице, в транспорте, в общественных местах, на работе и в учебных заведениях. Соблюдение правил хорошего тона в обществе необходимо так же, как соблюдение правил дорожного движения. О многих правилах поведения среди людей говорится в пословицах русского народа: «Худое дело - обидеть соседа», «От учтивых слов язык не отсохнет», «Не груби малому, не вспомянет старый». Первый наш конкурс посвящен этикету улицы.

Конверт с заданием для первой команды

1. Как вы поведете себя при встрече на улице со своим знакомым?

A. На ходу крикну «Привет!» или помашу рукой.

Б. Захочу пообщаться, остановлюсь.

B. После приветствия слегка замедлю шаг, предоставляя знакомым возможность самим проявить инициативу.

Комментарий маркиза Этикета. В толпе лучше обойтись без бурных эмоций. И уж тем более не рекомендуется тормозить уличное движение внезапным приступом своей общительности, останавливаясь посреди тротуара. Кстати, если вас обогнал знакомый, он должен поздороваться первым.

Второй вариант вполне приемлем, если вы уверены, что ваши знакомые тоже расположены к разговору. Третий вариант выбрали самые тактичные люди. Действительно, пусть знакомые сами решат - понять или не понять ваш намек на возможность общения.

2. Вы стоите перед дверями магазина, учреждения. Люди входят и выходят. Кто кого должен пропускать?

А. Всем уступать дорогу - до вечера прождешь.

Б. Право первенства принадлежит входящему с улицы.

В. Если я снаружи, пропущу выходящих - преимущество за ними.

Комментарий маркиза Этикета. Если не уступите дорогу, вы рискуете застрять в дверях или получить парочку увесистых тычков. Тамбур не рассчитан на скопление народа. Поэтому сначала пропустите выходящих - преимущество за ними.

Страницы: 1 2 3

Галина Александровна Дедяева # 1 февраля 2014 в 10:45 0
Интересное и увлекательное занятие, думаю,  здесь скучать никому не придётся. Спасибо за идею!
Валентина Николаевна Слепнева # 3 марта 2014 в 15:21 0
Очень хороший материал, взяла для 5 класса классный час провела.
Марденская Людмила Валерьевна # 31 мая 2014 в 03:20 0
спасибо! обязательно воспользуюсь данным материалом!
Елена Сергеевна Кидямкина # 9 декабря 2014 в 21:22 0
Очень понравилось. Хочу провести такое мероприятие
Наталия Владимировна Бабич # 2 февраля 2015 в 17:56 0
Здравствуйте! Достаточно интересное занятие. Для 5-6 класса. Для старших детей такая форма, на мой взгляд, может оказаться скучной - нет побуждения к деятельности, нет и самой деятельности, так как не учтены возрастные особенности обучающихся. Зато у вас есть возможность роста!
Елена Геннадьевна Луценко # 8 марта 2015 в 15:50 0
Спасибо! Очень понравилось! Применю в своей работе с большим удовольствием!
Светлана Петровна Юрьян # 16 мая 2015 в 23:06 0
Хороший материал для 5 кл, обязательно воспользуюсь в своих классах!
Анна Николаевна Чиркова # 22 августа 2015 в 08:12 0
Интересный сценарий для внеклассного мероприятия. Материал изложен грамотно с учетом возраста детей. Особенно понравилось присутствие персонажа маркиза Этикета. Много теоретических и практических заданий, предусмотрена смена деятельности. Для ребятишек это будет увлекательное действие. В нашей школе курс ОРКСЭ ведется в 4-5 кл., а Ваш материал с удовольствием буду использовать для ребят постарше. Тема хорошего тона и вежливости всегда актуальна. Спасибо за качественную работу!
Зарина Илдаровна Гималиева # 19 января 2016 в 08:38 0
Увлекательное занятие. Полезный материал, можно использовать и для 7 класса.Возьму на заметку и проведу с ними полезно время!Спасибо!
Людмила Евгеньевна Пирожкова # 2 декабря 2016 в 06:42 0
Очень понравился материал. Думаю в наше время такая тема очень актуальна и надо как можно чаще проводить такие занятия с подростками!
Елена Братухина # 29 января 2018 в 13:02 0
благодарю за материал. В 5,6 классах проводила по данной теме классные часы. Наверное, надо повторить.