Цели: формировать у учащихся чувство патриотизма, гражданского самосознания; расширять общественно значимые представления школьников о своей стране.
Ведущий. Мы живем в стране, которая называется... (Россия.)
Россияне, русские, русичи...
Каждый человек должен знать и помнить, откуда родом, кто его предки.
Род, родился, Родина, родословная - все эти слова родственные (родственники), однокоренные.
Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зоветесь ныне - россияне,
Издревле, кто вы?
(Хором.) Мы славяне!
Да, мы - славяне! И русские, и украинцы,
И болгары, белорусы, чехи, поляки,
Сербы, хорваты, словаки - все славяне.
Близки у нас и культура, и обычаи, и письменность.
Все это увидите на нашем фестивале.
1-й ученик.
Из родной Беларуси
Я встречаю зарю,
Всем мальчишкам, девчонкам
«Добрый дзень!» говорю.
2-й ученик.
Утром нива росистая,
Даль прозрачная, ясная
Отзовется Россия.
- Здравствуй! - скажет она.
3-й ученик.
Слышу голос родимый
Городов, деревень.
Говорит Украина:
- Добрый дэнь!
- Здоровэнько буллы!
4-й ученик.
Слово дружбы взовьется
Над болгарской землей:
- Добро живота! –
Мы услышим с тобой.
5-й ученик.
И куда ни поеду
В те ли, эти края, -
Всюду словом привета
Встретят братья, друзья.
Ведущий.
Потому что,
Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы?
(Хором.) Мы - славяне!
Начинается фестиваль славянской культуры, посвященный Дню славянской письменности!
В течение недели ученики представляют культуру выбранной ими страны.
Дети готовят рисунки с изображением национальных орнаментов, костюмы, выступления.
Можно представить устное народное творчество (инсценирование сказок, небылиц, потешек, народные песни, танцы, игры).
Зал оформлен рисунками детей, таблицами, плакатами с текстами, написанными современным славянским шрифтом.
Ведущий.
В классе уютном, просторном
Утром стоит тишина,
Заняты школьники делом –
Пишут по белому черным,
Пишут по черному белым.
Ручками пишут и мелом:
«Нам не нужна война!»
В это трудно поверить, но когда-то у нас не было печатных книг.
Было такое время, когда наши предки славяне не имели письменности. Не знали букв. Письма они писали, но не буквами, а рисунками. Так они и назывались... (рисуночные письма). Каждый предмет у наших предков что-нибудь обозначал, символизировал. Например, в одной древней летописи говорится: «Нашли хазары полян в лесах, и сказали хазары: «Платите нам дань». Подумали поляне и дали с каждой избы по мечу. Понесли эту дань хазары к своему князю и старейшинам. Сказали старейшины хазарские: «Не добра эта дань, мы доискались ее оружием односторонним - саблями, а у этих оружие обоюдоострое - мечи, они будут брать дань с нас и других».
1-й ученик.
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней,
Вспоминай их добрым словом.
Слава им борцам суровым!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли...
2-й ученик.
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
Ведущий.
- Как называется запись событий по годам? (Летопись.)
- Как называется одна из первых летописей на Руси? («Повесть временных лет».)
- Как звали летописца, написавшего ее? (Нестор.)
- Писал он уже буквами. Когда же появились буквы?
- Предполагают, что уже в IX веке были книги, написанные «русскими буквами». Но до нас они не дошли. А книги более позднего периода написаны уже буквами старославянской азбуки «кириллицы». Почему она так называлась? (Ответы детей.)
Звучит колокольный звон в аудиозаписи.
3-й ученик.
По широкой Руси - нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
4-й ученик.
Вспоминают Кирилла и Мефодия,
Братьев славных, равноапостольских,
В Белоруссии и Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
5-й ученик.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Ведущий. Итак, сегодня, 24 мая, все славяне отмечают День славянской письменности.
Сия зримая мала книжица
По-реченному алфавица,
Напечатана бысть по царскому велению
Всем младым детям к научению.
- Кирилл и Мефодий на границе государства Византии и славянских земель в городе Солуни.
Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы.
Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука готова. Но придумать - это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось трудно, и один Кирилл не мог справиться. Ему стал помогать старший брат.
- Первая книга, которая переведена на славянский язык, - какая? (Евангелие.)
- Это событие произошло в... (863 году.)
- На Руси письменность пришла после крещения ее. Когда это было? (В 988 году.)
- Как звали князя, который крестил Русь? (Владимир.)
С тех пор алфавит несколько раз менялся, но до сих пор мы используем для письма азбуку, сочиненную в древности братьями-просветителями Кириллом и Мефодием.
Каждый год 24 мая славяне отмечают особый праздник - День славянской письменности.
Славянский алфавит был создан на основе греческой письменности. Строго говоря, кириллица - это не единственная раннеславянская письменность. Многие ученые считают, что глаголица существовала еще до Кирилла.
Вот перед вами самая ранняя письменность - глаголица. Посмотрите, какими значками обозначались буквы.
Этими значками можно было записать простые слова.
- Расшифруйте это слово.
- Кто пойдет и расшифрует предложение?
Если какой-то буквы нет, ставьте прочерк.
(«Солнце всех солнц есть сердце».)
- Итак, 24 мая 863 года в Болгарии Кирилл и Мефодий объявили о создании алфавита. Они постарались, чтобы каждая буква первой славянской азбуки была простой и четкой. Они помнили о том, чтобы человек, едва увидев букву, сразу бы захотел овладеть письмом.
Часть букв они взяли из греческого алфавита, а часть специально создали для передачи тех звуков, которых не было в греческом языке. Это буквы (карточки со старославянскими буквами: Б, Ж, Ц, Ш, У, Ю, Я).
- Давайте сравним греческие и славянские буквы.
Если прочесть название первых букв греческого алфавита, возникает вопрос: а почему он так назван?
(Альфа + бета (вета) = алфавит.)
Так сегодня мы называем порядковое сочетание букв любого языка.
А теперь прочитаем название букв славянского алфавита.
Так почему названная книга, по которой вы учились читать, называется азбукой?
- Посмотрим на первый славянский алфавит - кириллицу.
Аз - я.
Буки - буквы, книги.
Веди - ведать, знать.
Глаголь - говорю, слово.
Добро - добро.
Есть - есть.
Живете - жизнь.
Земля - земля.
И - и.
Како - как.
Люди - люди.
Мыслите - мыслите.
- Почему буквы стоят именно в таком порядке?
- Что хотели сказать потомкам создатели азбуки?
- Какое важное значение хотели зашифровать Кирилл и Мефодий?
Попытайтесь найти след тайных слов азбуки. Составим текст.
(Я, книга, знающая слово добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю.
Я - буквы, знающие и говорящие добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю.)
То есть азбука учит добру, она рассказывает о жизни земли. Так какая первая буква?
- Аз.
- Не зря создана пословица: «Сперва АЗ да БУКИ, потом и науки».
Дети говорят или читают пословицы об учении.
Игра «Собери пословицу»
Задание: составить целую пословицу из частей.
(Книга для ума что теплый дождь для всходов.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Хлеб питает тепло, а книга питает разум.)
- Народные пословицы сохранили воспоминания о трудности изучения азбуки:
• Аз, буки, веди, страшны как медведи.
• Азбуку учат, на всю избу кричат.
- Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. Солунские братья - гордость всего славянского народа.
Ведь благодаря им мы узнали жемчужины народной мудрости.
- В каких произведениях мы встречаем мудрые слова?
Дети называют пословицы и поговорки, сказки, загадки, скороговорки, частушки, потешки и т. д.
- Ну-ка попробуйте отгадать старинные народные загадки славянских народов.
1. Русская:
Был я копан,
Был я топтан,
Был я на пожаре,
Был я на кружале,
Сто голов кормил.
Сделался стар,
Пеленаться стал.
Выбросили в окно –
И собакам не нужен! (Горшок.)
2. Украинская:
Нас семь братьев.
Летами мы равны, а именами разные. (Дни недели.)
3. Сербская:
Когда видишь, то ее не видишь,
А когда не видишь, то ее видишь. (Темнота, ночь.)
4. Чешская:
Белые пчелы на землю сели,
Пришел огонь, их не стало. (Снежинки.)
5. Словацкая:
Кого бьют по голове, чтобы ровно шел. (Гвоздь.)
6. Белорусская:
Маленький, легонький, а тяжко поднять. (Горячий уголек.)
7. Польская:
В нарядной одежде, а ходит босиком. (Павлин.)
8. Болгарская:
От одного очага весь свет греется. (Солнце.)
- Благодаря книгам, до нас дошли такие жемчужины устного народного творчества как приставалки.
Обращаясь к одному ученику.
- Что лучше: вишня или слива?
- Вишня.
- Пуговица лишняя. (Дергает за пуговицу.)
- Слива, слива.
- Пуговица красивая.
И другие приставалки.
Далее проводятся конкурсы и игры.
• Конкурс дразнилок.
• Конкурс народных частушек.
Заключение.
Ученик.
Буква к букве - будет слово,
Слово к слову - речь готова.
И напевна и стройна,
Музыкой звучит она.
Игра-конкурс «Составь слово»
Задание: из предложенных букв составить слово.
ЗЕМЛЯ
СЛАВЯНЕ
РОДИНА
ПРАЗДНИК
Ведущий.
Так восславим эти буквы!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит.
Автор: В. Н. Миталёва
Мероприятие «День славянской письменности» в школе, 8-9 класс
Выпускной в 4 классе. Сценарий необычный и веселый
Осенний праздник в начальной школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!