С палитрой красок на урок русского языка.
Из опыта работы над звукоцветовыми ассоциациями на уроках русского языка и литературы.
Автор:
Подольская Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы КГУ СОШ № 4 г. Семей Восточно-Казахстанской области.
Анонс.
Вашему вниманию предлагаются размышления и приемы использования цветовой палитры звуков и красок учащимися на уроке и во внеурочной деятельности. Данный материал содержит небольшой набор апробированных и разработанных форм применения звукоцветовых ассоциаций. Материал предназначен для учителей старшего и среднего звена, а также всем тем, кто интересуется проблемами современного образования.
Цель: повышение мотивации учителей в овладении новыми приемами обучения учащихся.
Задачи:
- познакомить коллег с различными приемами цветовых ассоциаций;
- раскрыть содержание некоторых приемов работы над лирическим произведением;
-систематизировать и обобщить наблюдения о значимости обучения звукоцветовым ассоциациям.
Семь вкусов спектра пробует язык. Б. Ахмадулина.
Цвето-тест. Задание. Напишите, в какой из шести цветов, по вашему мнению, окрашен каждый из гласных:
е, о, ы, у, и, а.
Это задания я предлагала выполнить и ученикам и родителям на собрании. Результат поразительный. 95 процентов правильных ответов. Все были удивлены: откуда они это знают? Никогда ничего подобного не читали, а ответили верно? Теперь проверим ваши ответы:
Какой из цветов приятнее всего вашему глазу. Удивительно, но это может многое рассказать о вашем отношении к самому себе. Итак, сделайте свой выбор, возьмите карточку того цвета, который вам нравится и познакомьтесь с предложенной информацией.
Красный – вы энергичный, сильный человек. Бурная деятельность – ваше лучшее лекарство от хандры.
Оранжевый – вы энергичны, полны вдохновения, новых идей. Вы общительны, чаще всего у вас хорошее настроение, вам присуще упорство и настойчивость.
Желтый – вы уверены в своих силах, спокойно принимаете и собственные, и чужие недостатки. Цените независимость, но бываете категоричными.
Зеленый – вы оцениваете себя достаточно высоко, но не всегда заслуженно. Вы хотите, чтобы все признавали ваше превосходство.
Синий – у вас гармоничные отношения с окружающим миром и с собой. Но порой вам мешает ваша чувствительность и нерешительность.
Фиолетовый – вы неуверенный человек, болезненно реагирующий на критику. Вас можно назвать мечтателем. И, без сомнения, вы очень чувствительны.
Коричневый – вероятно, в настоящее время у вас проблемы со здоровьем. Вы растеряны, вам не хватает оптимизма.
Серый – в настоящий момент вы недовольны собой, вас что-то тяготит. Вам надо решить эту проблему или изменить свое отношение к ней.
Черный – сейчас вы испытываете острую неудовлетворенность собой. Видимо, у вас трудная пора жизни, но жизнь не состоит только из белых или черных полос.
Работая в школе, мы работаем с учениками,с родителями,и для того чтобы изучить их привычки, выявить скрытых и явных лидеров мы очень часто проводим анкетирование, выстраиваем социометрические матрицы. Однажды я вычитала, что у художников свои цветовые ассоциации. Первая моя реакция – несогласие. Как это белого цвета нет? Почему это черный цвет – это цвет пустоты?.. Провожу анкетирование в классе. Задача: выявить скрытые предпочтения, определить истинных и ложных лидеров класса. Результаты внесла не в традиционную таблицу со звездами, а проанализировав полученные результаты, представила данные в виде цветных облаков.
Голубой цвет – это душа. Только с Романом все хотели пойти в поход, пригласить на день рождение, сидеть за одной партой! Приглядываюсь к ученику, а ведь действительно, все без исключения ученики советуются с ним, слушают его. Мне повезло, что А. Роман был одним из образцовых учеников, веселый, настоящий юморист, затейник всех праздников, исполнительный, трудолюбивый мальчуган. Кстати, он не был отличником, учился на «4» и «5», иногда, были и тройки. Мне повезло, что всего один ученик попал в зону черного облака. Моя задача была, вовлечь ученика в дела класса, дать ему постоянное поручение.
Цвета. Нас везде окружает свет/цвет, который не только украшает нашу жизнь, но и помогает изучить себя, понять учеников, помочь глубже осознать окружающий нас мир.
Цветограмма. Закончены уроки, прозвучали последние выводы, дано домашнее задание, пора выстроить цветограмму. Каждый ученик оценивает занятие, которое состоялось, с помощью цветных жетонов. Содержание оценок зависит от лексической темы и идеи урока.
5 класс. Урок развития речи. Мы работаем над притчей «Гости в двери – счастье в дом». Притча очень интересная. И вот, когда определена главная идея, тема притчи, мы начинаем работать над орфографией произведения.
Применяя цвето-буквы, ученики быстрее запоминают правописание, учатся группировать по темам орфографические правила.
Многократное прочтение текста, работа над синтаксисом и пунктуацией, лексическим значением слов – все способствует глубокому пониманию притчи, и лучшему освоению орфографических правил.
Работая над лексическим значением слов, учащиеся пришли к выводу, что гостеприимство это не только традиция:
– это готовность с искренней радостью принять гостей, кем бы они ни были, и в какое бы время не пришли;
– это одна из наиболее почитаемых христианских добродетелей;
– это не только щедрость материальная, но и щедрость души человека;
– это тот свет, на который люди слетаются, как мотыльки;
– это сочетание благородства, щедрости и уважения к людям.
Гостеприимный дом не бывает пустым, а его хозяин – одинок. Лэм Чарлз писал: «Нет в жизни звука более захватывающего, чем стук в дверь».
Так постепенно ученики учатся видеть и анализировать художественные произведения. Работа по развитию речи продолжается. Готовя учащихся к написанию изложения по стихотворению в прозе И.С. Тургенева в шестом классе, выбираю другие приёмы, ключевым является «Метод направленного чтения». Важно, чтобы ученики смогли, анализируя произведение, объединяя героев в группы, осознать, почему автор использует именно союз и, а не другие, придут глубокому пониманию, что такое милосердие.
В седьмом классе, учащиеся продолжают работать над лирическими произведениями. Одним из любимых стихотворений о животных, стало стихотворение С.А. Есенина «Песнь о собаке». Учащиеся, получив текст, работали над цветообразами, над идейным содержанием произведения. Заполняя дневник тройной записи, осознали главную идею произведения.
К теме милосердия и сострадания мы вновь и вновь возвращаемся, она является традиционной в русской литературе.
Наверное, когда у нас по плану завтра диктант, мы все радуемся: «Завтра немного отдохнем». А потом?.. Проверить диктанты, проанализировать, написать отчет, подготовить поэлементный анализ для каждого ученика, подготовить материал по следам ошибок. Именно анализ всегда нас немного утомляет, так как занимает много времени. Я поставила перед собой задачу: разработать такой шаблон анализа, который поможет мне сэкономить время, но и будет достоверным, который можно буде легко видоизменять. Так появилось несколько вариантов анализа диктанта. Подобных работ много. В чем же ее новизна?
Во-первых, это тексты уже с выделенными основными орфограммами, что позволяет данную работу использовать и как раздаточный материал. Распечатав текст диктанта, можно предложить учащимся проверить самостоятельно. Подобный вид деятельности вырабатывает орфографическую зоркость у учащихся, учит морфемному анализу. Молодым коллегам поможет научиться быть внимательным при проверке работ.
Во-вторых, все диктанты имеют подготовленную таблицу для анализа, в которую учитель, удалив образцы заполнения, внесёт самостоятельно полученные данные диктанта. Такой анализ позволяет не просто провести работу «По следам ошибок», но проанализировать и дать рекомендации каждому ученику. После проведения 2-3 диктантов Вы будете иметь более точный анализ, то есть при сравнительном анализе можно увидеть какие орфограммы «западают» в целом в классе и у конкретного ученика.
В-третьих, предлагаю делать поэлементный анализ диктантов в программе Microsoft Office Excel. Анализ, выполненный в данной программе, экономит время во время подсчета процента качества, процента обученности учащихся. Количество ошибок по классу индивидуально; легко построить любые диаграммы, очень просто перенести информацию в программу Microsoft Office Word.
В-четвертых, полученную информацию можно продемонстрировать как всему классу, так и индивидуально.
Давайте вновь вспомним все цвета радуги. Какого цвета одежду Вы предпочитаете больше всего? Опять символы. Обычно в гардеробе есть одежда разных цветов и чаще всего, думая, какой цвет одежды выбрать, мы руководствуемся тем, сочетается ли она с остальными деталями и соответствует ли случаю. Что же говорят дизайнеры о цвете одежды?
Красный цвет – это власть, решительность, не желание оставаться в тени.
Зеленый цвет – успокаивает, расслабляет.
Серый цвет и его оттенки позволяют выглядеть строго и аккуратно. Человек, предпочитающий серый цвет, знает как добиться от жизни желаемого.
Чёрный, темно-синий, темно-серый выбирают люди, которые находятся в беспокойном состоянии, но с другой стороны мы все знаем, что черный костюм – это костюм делового человека, черное платье хорошо подойдет для делового мероприятия.
На уроке культуры речи, тема «Стилистические свойства разных форм прилагательных и их использование» в 11 классе, предлагаю учащимся вспомнить и назвать виды одежды. Моя задача: выяснить знают и понимают ли учащиеся в чем разница некоторых стилей одежды.
Учащиеся были удивлены, когда были заданы вопросы не только о классическом стиле, но и молодежных стилях.
К. Шанель писала:
«Молодежная мода – плеоназм, старческой моды не бывает".
Урок всегда должен иметь несколько идей, задач, и так как это урок культуры речи, то я предлагаю учащимся поработать над предложениями: расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы и объяснить их правописание. Так незаметно для них, учащиеся познакомятся с несколькими советами.
И как всегда, на каждом уроке есть место орфоэпической пятиминутке.
Мы продолжаем говорить о моде, о цветах, о камнях. Совсем скоро мои дети разлетятся по всему, и мне хочется, чтобы ученики умели не только грамотно писать, говорить, но могли войти в любую компанию, офис, институт и знать, куда можно надеть сандалии, а куда туфли на высоком каблуке. О. Бальзак писал:
«Главное достоинство хороших манер – в их полной гармонии, когда все бесподобно сочетается и не что не оскорбляет вкуса».
Каждый из нас верит в чудеса. Скептики скажут, что чудес на свете нет. А давайте проверим, загадайте желания, только зажигайте обязательно свечи определенного цвета, например:
Красную свечу – к исполнению желаний.
Оранжевая свеча подарит энергию и силу.
Желтая свеча поможет вам избавиться от болезней, потому что это сильный солнечный цвет, он влияет позитивно на наши эмоции, общее состояние.
Зеленую свечу зажгите, если вы хотите денег. Зеленый притягивает к себе купюры и золотые монеты так же сильно, как аромат цветов притягивает пчел.
Голубой делает семейную жизнь спокойной, бесконфликтной. В доме, где горят свечи голубого цвета, люди редко ссорятся, могут договориться по всем спорным вопросам. Дети, растущие в такой среде, приносят меньше разочарований своим родителям.
Синяя свеча активизирует чувство милосердия.
Фиолетовая свеча зовет к переменам.
Вам не показалась, что это опять получился цветовой спектр? Не так давно я проводила тренинг для своих коллег, зажгла всего четыре свечи, и рассказала притчу.
Подводя итоги, предлагаю провести следующее упражнение.
Упражнение-тренинг. Цель: помочь учащимся понять, насколько научились чувствовать цвет.
Необходимо выбрать организатора игры (водящего). Водящему предлагают выйти из кабинета, в это время остальные ученики загадывают какой-нибудь цвет. Когда цвет выбран: желтый, красный, синий – предлагают вернуться в класс водящему. Ученики своим поведением, лучше всего эмоциональным состоянием, пытаются изобразить тот цвет, который был задуман, но называть его нельзя. Если водящий правильно называет цвет, то выбирается другой водящий, если он не отгадал, то задумывается новый цвет и игра продолжается. Учитель наблюдает за ходом игры, если водящий не может отгадать долго загаданный цвет, а эмоциональное состояние/напряжение идет на спад, то лучше уже загадать другой цвет. Упражнение проходит очень весело, но самое главное, в игре ученики быстрее научатся понимать смысл, силу и значение цвета.
Всем спасибо за внимание.
Литература.
1.Борохов Э. Энциклопедия афоризмов: Жемчужины мысли. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 686, [2] с., 537с.
2.Журавлев А.П. Звук и смысл. Книга для внеклассного чтения учащихся старших классов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1991. – 160с., 102с.
Рекомендуем посмотреть:
Как выполнить работу над ошибками по русскому языку
Предупреждение орфографических ошибок в процессе комментированного письма
Исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы
Сочинение как способ развития речи на уроках русского языка и специфика сочинений
Похожие статьи:
Сравнительно-исторический метод в языкознании в работе с одаренными детьми