Предупреждение орфографических ошибок в процессе комментированного письма.
1.Механизм и требования грамматико-орфографического комментирования.
Его первоначальное название, комментированное письмо, позже - комментируемое письмо.
В сущности, комментирование - это один из видов анализа, разбора. Он, как и работа с алгоритмами, может быть подробным, полным и кратким, свернутым.
Механизм комментирования:
а) чтение текста или его запись;
б) последовательное указание орфограмм в словах и между ними;
в) к каждой орфограмме - комментарий: тип орфограммы, её правильное написание;
г) в конце предложения - комментирование пунктуации.
Требования к комментированному письму:
- не пропустить ни одной орфограммы, пунктограммы;
- комментировать кратко и точно, без ошибок;
- комментировать в темпе письма, не отставать.
Комментируемое письмо - работа систематическая и длительная (не менее года). Навык комментирования должен стать необходимым, он нужен ученику.
Сам термин предполагает одновременность письма и комментирования. По замыслу, перерыва в письме для комментирования быть не должно: при работе с учащимися коррекционной школы это требование не всегда удается выдержать, потому что не удается достичь такого темпа комментирования, чтобы обходиться без паузы. Но стремиться к этому необходимо: именно такой темп нужен человеку в жизни. И от этого темпа, по мере его достижения, ученик, овладевающий грамотным письмом, постепенно переходит к автоматизму, к навыку безошибочного письма.
Комментирование может обходиться и без письма, проводиться на основе читаемого текста; оно тождественно орфографическому разбору.
Комментирование может быть выборочным (тематическим) или полным, сплошным. Последнее применяется на продвинутых высших ступенях изучения орфографической темы. Оно нередко используется для контрольной функции. Для учащихся коррекционной школы более приемлемо выборочное комментирование.
2.Комментированное письмо – как способ повышения успеваемости учащихся.
Есть у Р. Гамзатова слова: «Песня колыбельная - всех начал начало!». Так и первые годы ребенка в школе - всех начал начало. Об этом говорил и Б.А. Сухомлинский: « ... от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит его дальнейший путь к знаниям!».
Педагог и ученый К. А. Москаленко, реализовавший идею повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, которая вошла в историю педагогики под названием «липецкий опыт», отмечал, что одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, т.е. осознание смысла и результата своих усилий (создание ситуации "успеха").
Успех в труде - это основа взаимопонимания между учителем и учащимися. Необходимо, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого процесса учения.
Такой способ, формулирующий положительную мотивационную сферу обучения, был разработан К.А. Москаленко. Его педагогические идеи без колебаний приняли тысячи российских учителей. Почему? Потому что они не подчиняли, а согласовывали интересы педагогов и учащихся, помогали преодолевать проблемы детства, давали возможность проявить себя.
Константин Александрович предложил необычные методические приемы и решения: слияние процессов обучения и выявление знаний; поурочный балл; комментированные упражнения, с помощью которых удается эффективная организация труда учащихся на уроке.
Комментированные упражнения органически объединяют повторение и закрепление учебного материала с систематической работой над ошибками. Предупреждение ошибок в процесс е комментированного письма способствует повышению успеваемости учащихся.
«Комментируемое письмо - это открытый и управляемый процесс правилосообразных действий учеников (с двойным предупреждением ошибок) в условиях коллективной работы класса» (К.А. Москаленко).
Оно заключается в следующем:
- учитель диктует предложение всему классу орфоэпически;
- один из учеников (вначале это лучший по успеваемости, а за ним тянутся остальные), не вставая с места и работая вместе с классом, громко проговаривает слово по слогам орфографически (первое предупреждение); никто не пишет;
- затем он же комментирует (объясняет правописание) слово (второе предупреждение);
- ученики всего класса внимательно следят за комментированием, проверяя свои знания в области грамматики;
- если ученик-комментатор затрудняется объяснить правописание слова и замолкает, его сразу заменяет другой ученик;
- молчание учителя говорит о том, что класс может писать это слово.
Выполненная таким образом работа не требует вторичной проверки в классе. В ней не должно быть ошибок.
Ученики начинают комментировать правописание слов краткими правилами, потом одним - двумя словами из краткого правила, выделенных жирным шрифтом.
Комментирование на уроках вводить следует постепенно, с большим терпением и тактом. Уже на этапе обучения грамоте, когда малыши еще не умеют читать и писать, можно знакомить их с «пучками правил!». Составляя предложения по заданной теме или рисунку, ученики определяют количество слов, пишут схему черточками и комментируют: «Первое слово в предложении пишется с большой буквы, слово от слова пишется отдельно, в конце предложения ставится точка». Они уже знают, что большая буква пишется в именах, отчествах, фамилиях, названиях рек, городов ...
Нет, это не перегрузка, все объясняется в игровой форме: дети помогают Незнайке, отвечают на вопросы других сказочных героев с большим интересом и желанием. Грамматические структуры прочно запоминаются и сохраняются в памяти детей. С этого момента закладывается фундамент предупреждения ошибок - до их появления в тетради. Это благотворно сказывается на внутреннем состоянии и переживаниях ребенка, открывает ему доступ к рациональному использованию своих интеллектуальных и эмоциональных способностей. Положительные эмоции, которые дети получают от безошибочного письма, способствуют продвижению ребенка в личностном развитии. Учитель внушает детям, что они все смогут ... все усвоят и узнают ... одни раньше, другие позже ... все будут успевать, было бы желание.
Предлагая ученику объяснить вслух способ выполнения действия, учитель ставит его перед необходимостью рассказать так, чтобы это действие было понятно другим, описать его наиболее полно. Дети, слушая товарища, могут исправить, дополнить его объяснение. Это приучает их внимательно слушать, уметь предварительно планировать свою работу, самостоятельно и осмысленно выполнять задание, переходить от внешних опор (напоминаний, показа вопросов) к внутренним, уметь отбирать из своего умственного багажа нужные знания. Без опоры на знания не может быть и решения задачи, а следовательно, не будет и мыслительной деятельности. Такое обучение дает наибольший развивающий эффект.
Комментированные упражнения, предложенные К.А.Москаленко, объединяя три действия (мыслю, говорю, записываю), обеспечивают обратную связь: дают учителю возможность контролировать уровень знаний учащихся, вовремя заметить отставание, обеспечить продвижение в овладении знаниями и практическими навыками.
В V-VI классах коррекционной школы практикуется полное комментирование, в VII - IX классах - час-тичное и выборочное. Учащиеся овладевают приемами предупредительного, объяснительного, подробного комментирования. Работа по укрупненным дидактическим единицам К.А. Москаленко вызывает активную, напряженную мыслительную деятельность, умения и навыки доводятся до автоматизма, что облегчает, ускоряет и повышает качество усвоения грамматики и навыков правописания.
А это рождает уверенность в себе, снимает напряженность обучения. Результаты налицо: учащиеся учатся объяснять, рассуждать, «думать вслух», овладевают навыками устной и письменной речи.
По мере продвижения от V к IX классу комментированное письмо переходит в доказательное комментирование - рассуждение при выполнении сложных грамматических заданий. Новые опоры при этом играют направляющую роль, они становятся алгоритмом рассуждений и доказательств учащихся.
Посредством комментированных упражнений с опорой на грамматические структуры учащиеся достигают хорошей производительности и качества при работе над связными текстами. Это облегчает переход от комментированного письма к изложениям и сочинениям.
Комментированное письмо помогает предупредить ошибочные написания, повторить и закрепить учебный материал не только предыдущего урока, но и материал, пройденный ранее, что способствует переходу материала из кратковременной памяти в долговременную. Оно обеспечивает более устойчивое внимание учащихся, вырабатывает правилосообразные ассоциации, на уроке создается творческое сотрудничество, что является основой для овладения знаниями и развития детей. Комментируя ключевыми словами, младшие школьники учатся строить мыслительную речь, усваивать смысл и формулировку правил, удерживать ход основной мысли. Реализуется и основной метод при обучении языку - предупреждение ошибок.
Используемая литература.
1.Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
2.Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Городецкий, О. В. Сосновская – М.: Изд. центр «Академия», 2000.
3.Длугашевская С. А. Предупреждение ошибок в процессе комментированного письма / Начальная школа. – 2005.- № 6.
Рекомендуем посмотреть:
Памятка для написания сочинения-рассуждения
Конспект урока-игры по русскому языку для 7-9 класса
Конспект урока чтения в 7 классе школы VIII вида
Как выполнить работу над ошибками по русскому языку
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 9 класса
Внеклассная работа по русскому языку и литературе в школе
Сравнительно-исторический метод в языкознании в работе с одаренными детьми