Работа над ошибками. Инструкция
Автор: Калина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия №7» г. Перми
Описание материала: Предлагаю вам статью из опыта работы. Материал будет интересен учителям словесности, родителям. В статье представлен опыт работы над ошибками на уроках русского языка в 5-11 классах.
Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.
(А.С.Пушкин из «Евгения Онегина»)
Мотивация
Задумывающийся над своими ошибками человек способен разбираться в причинах, чтобы потом не допускать подобных ошибок вновь и вновь. А стало быть развиваться, расти. С первого урока в каждом новом классе говорю о важности этой работы в жизни и после уроков контроля, будь то диктант, изложение или сочинение. И больше того, каждый написавший на «3» и «2» должен в обязательном порядке сделать такую работу и сдать, в противоположном случае «опять двойка». И здесь не кровожадность учительницы явлена перед нами, а перебарывание природной лености в ребенке, безразличия в результатах, потеря мотивации (сколько ни пишу диктанты, все равно «2»). Ведь работа над ошибками тоже оценивается. И те, кто поработал хорошо, будут вознаграждены многократно: «прикрыта» двойка, расширился словарный запас и объем орфограммы, формируется внутренняя установка «ко всему в жизни нужно относиться серьезно, тем более к ошибкам».
Целеполагание
Очень часто приходящие из начальной школы пятиклассники обучены делать работу над ошибками переписыванием 1-2 строк слова, в котором допущена была ошибка. На вопрос, как это помогает им устранить свои проблемы, они затрудняются ответить. Если цель заключается в том, чтобы запомнить зрительный облик слова, то таким образом всех слов в языке не запомнишь. Нужно не только понять свою ошибку, но и найти слова с подобной орфограммой, чтобы и расширить объем орфограммы, и запомнить алгоритм правописания.
Основной этап
Итак, работа над ошибками начинается с определения орфограммы или пунктограммы. Эта работа выполняется в классе, потому что дома ребенку, возможно, некому будет помочь. В классе же ему могут помочь и учитель, и сильный ученик (удобный способ занять на уроке работы над ошибками написавших на «4» и «5», ведь своих ошибок у них или мало, или нет совсем). И кроме всего прочего, воспитывается взаимопомощь, взаимовыручка.
Поощряется кропотливая работа над орфограммой, когда ученик не только называет орфограмму, но и вспоминает правило и записывает его в тетрадь.
Дифференциация
При этом ученики знают, что с каждым годом найти ошибку и правильно квалифицировать её нужно привыкать самостоятельно, потому что в 5 классе во втором полугодии для сильных учеников (претендующих на «4» или «5») в диктанте будет обозначена условным значком (палочка - орфографическая, галочка - пунктуационная) только строчка, в которой содержится ошибка. А найти ошибку им предстоит самим. У учителя же есть полная картина по ошибкам каждого ученика. Затем к такой работе с 7 класса перейдут все.
Чтобы развивать орфографическую зоркость, рекомендую детям и родителям (о том, как проводить работу над ошибками, говорю на родительском собрании) книги Л. Ахременковой « К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором», предлагаю создать свои тексты диктантов с ошибками, чтобы сосед по парте нашел заложенное количество ошибок орфографических и пунктуационных.
На этом этапе важно, чтобы ребенок знал изучаемые орфограммы и пунктограммы, и мог их назвать. Если встречаются ошибки с пока неизученными орфограммами, возможно опережающее объяснение учителем для сильного ученика или такая ошибка оставляется без последующей работы.
После того как ошибка найдена, названа, ученику предстоит подобрать 10 слов с той же орфограммой или 2-3 предложения с той же пунктограммой. При этом «примитивные слова» типа «трава, поля» будут подчеркнуты волнистой линией и учитываться не будут. То есть перед учеником стоит задача расширить объем орфограммы, в которой он делает ошибку. Где взять пятикласснику нужные ему слова? Советую книгу Ткаченко Н.Г. «Тесты по грамматике русского языка» в 2 частях, которые сопровождены ключами. Возможно, в семье есть другие сборники диктантов, справочная литература, которые послужат подспорьем.
Важно, чтобы ребенок узнавал новые слова, понимал их значения, укреплялся нравственно, потому что все тексты русской классики несут в себе нравственный, культурный и воспитательный контекст.
Домашнее задание
На уроке дети обычно успевают опознать все орфограммы и пунктограммы и начать работу по подбору слов к каждой орфограмме. Дома им предстоит эту работу закончить.
Рекомендуем посмотреть:
Как делать работу над ошибками?
Предупреждение орфографических ошибок в процессе комментированного письма
Методы и приемы работы по развитию орфографической зоркости и навыков грамотного письма
Развитие орфографической зоркости (для учащихся 5-9 классов)
Похожие статьи:
Сравнительно-исторический метод в языкознании в работе с одаренными детьми