Сценарий гостиной «Родословная моей семьи, или продолжение веревочного курса»
Цель: воспитание чувства любви, гордости, уважения семьи, желание узнать о своей семье больше.
Задачи:
- продолжить традицию семейного общения, семейных праздников,
- создать условия для рассказа о своих предках.
Начинаем с упражнения – игры «аллея любви»
Цели: создание доброжелательной атмосферы, хорошего настроения в группе; создание условий для повышения самооценки участников, возможности сделать приятное всем участникам занятия.
Процедура проведения.
Есть люди, которые видят в окружающем мире только плохое, но мир – разный, и часто от нас самих зависит, какой он будет. Человек, который умеет находить у окружающих его людей положительные качества, достоинства, более счастлив. И было бы здорово, если бы он говорил об этом вслух: «Как я рад тебя видеть! Какие красивые у тебя глаза! Ты такой умный, веселый, энергичный… Как здорово, что ты есть на свете!» Я предлагаю вам принять участие в упражнении, в котором мы поучимся находить у окружающих нас людей «хорошее». Настоящее внимание, сопереживание мы можем ожидать только от того человека, который чувствует себя счастливым – тогда у него достаточно энергии, чтобы замечать, как идут дела у других. Упражнение также способствует улучшению общего самочувствия, настроения, повышению самооценки.
Инструкция.
Приходилось ли вам когда-нибудь гулять по аллее? Предлагаем вам сейчас это сделать. Но аллея будет необычная – аллея любви. Ощущения будут незабываемые, потому что вы окунетесь в море дружелюбия, внимания, уважения, любви. Рассчитайтесь на «первый-второй». «Первые» и «вторые» встают лицом друг к другу, образуя так называемую аллею. Один человек встает в начало аллеи, закрывает глаза и начинает медленно идти между участниками, а все ребята и родители в это время шепчут ему на ухо комплименты, оды восхваления, добрые слова поддержки (ты самый обаятельный, веселый, хороший друг и т.п.) Дойдя до конца аллеи, участник открывает глаза и встает в одну из колонн. Так, по очереди все участники проходят по аллее и купаются в море комплиментов. Хорошее настроение гарантировано.
Учитель: Комфортно ли нам вместе? Почему? (ответы детей)
Очень теплые слова всегда приятны человеку, так же, как слова «мама», «папа», «бабушка», «дедушка», «сестра», «брат», «семья». Очень давно отметил человек это свойство семьи – быть берегиней, оберегом, опорой.
Ученик: Любили тебя без особых причин…
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Давайте убедимся в этом на примере русских пословиц. У вас на столах лежат 3 карточки. Найдите карточку с пословицами. Познакомьтесь с ними и выберите те, которые вам особенно понравились. (дети читают и готовятся ответить)
Учитель: Прочитайте понравившиеся вам пословицы, а если знаете свои, добавьте (ответы детей)
- Вы составили родословные своих семей, они висят у нас на стене (обращает внимание на родословные) А что такое родословная? (предполагаемые ответы: перечень поколений, степень родства, происхождение).
- Расскажите о своих родословных, сколько поколений вам удалось найти, где жили родственники, их профессии, интересные истории, которые часто вспоминают в семье. (2 человека рассказывают)
Учитель: Хорошо, когда память генетическая бережно хранится в семье, передается в поколениях. Как это происходит? (дети: в фотографиях, рассказах). Есть ли в ваших семьях какие-то былички о предках, которые в семье часто рассказывают? (2 человека рассказывают)
Учитель: А сейчас послушайте легенду о манкурте из романа Ч. Айтматова « И дольше века длится день»
Ученик рассказывает легенду о манкурте
Учитель: Как вы понимаете смысл легенды? (ответы детей)
Учитель: Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии. Но ведь имя возникло у человека не случайно. Прошли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять человека из толпы, обращаясь к нему по имени.
Ученик:
- Наши предки считали имя важной частью личности каждого человека. Оно имело таинственный смысл и во многом определяло дальнейшую жизнь каждого ребенка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки. Знаете ли вы, что обозначают имена ваши и ваших родственников, одноклассников? (возможны ответы)
- Среди карточек, лежащих на ваших столах, найдите вторую, соедините стрелками имя и его значение. (Правильность выполнения проверяют 4 помощника учителя)
- Почему вас так назвали? Знаете ли вы, как и почему выбрали вам имя? Расскажите ( 1-2 чел.)
Ученик:
- Но чтобы роду не было переводу, он должен жить много-много лет, даже столетий.
Из рода в род прокладывает жизнь мосты,
Но без корня саду не цвести…
Поэтому обязательно надо беречь родовые корни. И кто же считается хранителем рода? (ответы детей)
Ученик:
Старики говорят, что дом и всё, что в нем есть, - и песни, и вышивка, и доброе слово – делают семью богатой. А самой главной в доме была печь, потому что хлеб пекла. А хлеб – это жизнь. Главной хранительницей всего этого была мать. Недаром её называли святой. Семьи тогда были очень большими, поэтому хранительницами рода считались старшие женщины – бабушки. Они и сейчас хранят историю своих родов. (рассказ бабушки ).
- Давайте вспомним, какими вещами и как пользовались люди раньше. У вас на столах найдите карточки № 3. Соедините стрелками старинные предметы и их назначение.
(Для проверки используется презентация, где дано изображение предмета или способ применения).
Ученик:
Жаль, что сейчас наши семьи стали маленькими. А хранительницей рода стала мама. Наши родители очень многое умеют делать своими руками. (Подходит к выставке вещей, сделанных родителями, и говорит о них).
Ученик:
А теперь давайте вспомним, на каком месте у славян не принято ставить дома?
(на перекрёстках дорог, на окраинах, болотах. Считалось, что эти места облюбованы нечистой силой). Хорошо ставить дом на возвышенности и на берегу чистого водоема. Нежелательно ставить дом воротами и окнами на север.
Ученик:
Какие реальные существа – обязательные атрибуты «чистого дома»? (кошка, петух)
Ученик:
Кто оберегал жилище древних славян?
(дух дома – домовой, во дворе хозяин – дворовой, в овине – овинник, а в бане – банник).
Ученик:
Назовите предмет, по которому нельзя стучать. (стол)Почему?
Ученик:
Русский издатель Новиков писал: «Полезно знать нравы, обычаи и обряды древних чужеземных народов, но гораздо полезнее иметь сведения о своих прародителях; похвально любить и отдавать справедливость достоинствам иностранным, но стыдно презирать своих соотечественников, а еще паче гнушаться оными».
Учитель:
Закончить наш разговор о семье хотелось бы стихами
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья это важно!
Семья – это сложно!
Ведь счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
«Какая хорошая ваша семья!»
Приложения
Карточка №1
3.
В хорошей семье… на то в старости обопрешься
Своя семья -… на ней крыша одна
Семейный горшок… хорошие дети растут
Что в детстве воспитаешь… самые верные друзья
Семья сильна когда… веселей кипит
2.
Сын да дочь -… с детьми хлопотливо
Согласную семью… ясно солнце, светел месяц
Самая большая рана… и горе не берет
Без детей тоскливо… уход любят
Дети, что цветы… от своего дитяти
1.
Где любовь и совет… когда в семье лад
Полна хата детей (людей)… там и горя нет
Родной и за ошибку похвалит… так и счастливо в ней
На что и клад… правый глаз отца
Толковый сын… а чужой и за правду оборвет
4.
Земля без воды мертва,… сам заплачет
Дом согревает не печь, а… человек без земли - пустоцвет
Дома и… любовь и согласие
Кто боится, что ребенок будет плакать… стены помогают
Карточка № 2
Софья здоровый, крепкий, добрый
Егор мудрость
Валерий высокий
Данил твердый
Юлия мужественный, защитник
Константин Бог – моя клятва
Елизавета кудрявая
Ульяна судья, справедливый человек
Александр земледелец
Сергей счастливая
Олег защитник
Владимир более славный
Алексей святой
Михаил бог изобилия
Вячеслав владеющий миром
Андрей герой
Николай как бог, равный Яхве
Игорь мужественный, добрый
Марина побеждающий народ
Родион морская
Карточка №3
Кочерга для раскатывания теста
Прялка для перемешивания топлива в печи
Пяльцы для получения шерстяной нити
Скалка для вышивания
Рубель и валик для вынимания посуды из печи
Валёк для хранения и перевозки продуктов
Ухват для глажения белья
Короб для выколачивания белья при полоскании
Приложения
Карточка № 2
Софья здоровый, крепкий, добрый
Егор мудрость
Валерий высокий
Данил твердый
Юлия мужественный, защитник
Константин Бог – моя клятва
Елизавета кудрявая
Ульяна судья, справедливый человек
Александр земледелец
Сергей счастливая
Олег защитник
Владимир более славный
Алексей святой
Михаил бог изобилия
Вячеслав владеющий миром
Андрей герой
Николай как бог, равный Яхве
Игорь мужественный, добрый
Марина побеждающий народ
Родион морская
Карточка №3
Кочерга для раскатывания теста
Прялка для перемешивания топлива в печи
Пяльцы для получения шерстяной нити
Скалка для вышивания
Рубель и валик для вынимания посуды из печи
Валёк для хранения и перевозки продуктов
Ухват для глажения белья
Короб для выколачивания белья при полоскании
Рекомендуем посмотреть:
Семейные традиции
Семья-как основной фактор социализации ребенка
Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье
Классный час в 4 классе на тему: Семья
Похожие статьи:
Стихи про бабушку
Пословицы о семье
Пословицы и поговорки о семье
Классный час для учащихся 10, 11 классов. Классный час для студентов колледжа, техникума.
Рассказы о семье для младших школьников. Неразменный рубль