Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное мероприятие по теме: Родословная для школьников

Сценарий гостиной «Родословная моей семьи, или продолжение веревочного курса»
Цель: воспитание чувства  любви, гордости, уважения  семьи, желание узнать о своей семье больше.
Задачи:
- продолжить традицию семейного общения, семейных праздников,
- создать условия для рассказа о своих предках.
Начинаем с упражнения – игры «аллея любви»
Цели: создание доброжелательной атмосферы, хорошего настроения в группе; создание условий для повышения самооценки участников, возможности сделать приятное всем участникам занятия.
Процедура проведения.
Есть люди, которые видят в окружающем мире только плохое, но мир – разный, и часто от нас самих зависит, какой он будет. Человек, который умеет находить у окружающих его людей положительные качества, достоинства, более счастлив. И было бы здорово, если бы он говорил об этом вслух: «Как я рад тебя видеть! Какие красивые у тебя глаза! Ты такой умный, веселый, энергичный… Как здорово, что ты есть на свете!» Я предлагаю вам принять участие в упражнении, в котором мы поучимся находить у окружающих нас людей «хорошее». Настоящее внимание, сопереживание мы можем ожидать только от того человека, который чувствует себя счастливым – тогда у него достаточно энергии, чтобы замечать, как идут дела у других. Упражнение также способствует улучшению общего самочувствия, настроения, повышению самооценки.
Инструкция.
Приходилось ли вам когда-нибудь гулять по аллее? Предлагаем вам сейчас это сделать. Но аллея будет необычная – аллея любви. Ощущения будут незабываемые, потому что вы окунетесь в море дружелюбия, внимания, уважения, любви. Рассчитайтесь на «первый-второй». «Первые» и «вторые» встают лицом друг к другу, образуя так называемую аллею. Один человек встает в начало аллеи, закрывает глаза и начинает медленно идти между участниками, а все ребята и родители в это время шепчут ему на ухо комплименты, оды восхваления, добрые слова поддержки (ты самый обаятельный, веселый, хороший друг и т.п.) Дойдя до конца аллеи, участник открывает глаза и встает в одну из колонн. Так, по очереди все участники проходят по аллее и купаются в море комплиментов. Хорошее настроение гарантировано.
Учитель: Комфортно ли нам вместе? Почему? (ответы детей)
Очень теплые слова всегда приятны человеку, так же, как слова «мама», «папа», «бабушка», «дедушка», «сестра», «брат», «семья». Очень давно отметил человек это свойство семьи – быть берегиней, оберегом, опорой.
Ученик:               Любили тебя без особых причин…
                              За то, что ты – внук,
                              За то, что ты – сын,
                              За то, что малыш,
                              За то, что растешь,
                              За то, что на папу и маму похож.
                              И эта любовь до конца твоих дней
                              Останется тайной опорой твоей.
Давайте убедимся в этом на примере русских пословиц. У вас на столах лежат 3 карточки. Найдите карточку с пословицами. Познакомьтесь с ними и выберите те, которые вам особенно понравились. (дети читают и готовятся ответить)
Учитель: Прочитайте понравившиеся вам пословицы, а если знаете свои, добавьте  (ответы детей)    
- Вы составили родословные своих семей, они висят у нас на стене (обращает внимание на родословные) А что такое родословная? (предполагаемые ответы: перечень поколений, степень родства, происхождение).

- Расскажите о своих родословных, сколько поколений вам удалось найти, где жили родственники, их профессии, интересные истории, которые часто вспоминают в семье.  (2 человека рассказывают)  

Учитель: Хорошо, когда память генетическая бережно хранится в семье, передается в поколениях. Как это происходит? (дети: в фотографиях, рассказах). Есть ли в ваших семьях какие-то  былички о предках, которые в семье часто рассказывают? (2 человека рассказывают)

Учитель: А сейчас послушайте легенду о манкурте из романа Ч. Айтматова « И дольше века длится день»
Ученик рассказывает легенду о манкурте
Учитель:  Как вы понимаете смысл легенды? (ответы детей)

Учитель: Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии. Но ведь имя возникло у человека не случайно. Прошли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять человека из толпы, обращаясь к нему по имени.

Ученик:
- Наши предки считали имя важной частью личности каждого человека. Оно имело таинственный смысл и во многом определяло дальнейшую жизнь каждого ребенка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки. Знаете ли вы, что обозначают имена ваши и ваших родственников, одноклассников? (возможны ответы)
-  Среди  карточек, лежащих на ваших столах, найдите вторую, соедините стрелками имя и его значение. (Правильность выполнения проверяют 4 помощника учителя)
- Почему вас так назвали? Знаете ли вы, как и почему выбрали вам имя? Расскажите ( 1-2 чел.)
Ученик:
- Но чтобы роду не было переводу, он должен жить много-много лет, даже столетий.
   Из рода в род прокладывает жизнь мосты,
   Но без корня саду не цвести…
Поэтому обязательно надо беречь родовые корни. И кто же считается хранителем рода? (ответы детей)
Ученик:
Старики говорят, что дом и всё, что в нем есть, - и песни, и вышивка, и доброе слово – делают семью богатой. А самой главной в доме была печь, потому что хлеб пекла. А хлеб – это жизнь. Главной хранительницей всего этого была мать. Недаром её называли святой. Семьи тогда были очень большими, поэтому хранительницами рода считались старшие женщины – бабушки. Они и сейчас хранят историю своих родов. (рассказ бабушки ).

- Давайте вспомним, какими вещами и как пользовались люди раньше. У вас на столах найдите карточки № 3. Соедините стрелками старинные предметы и их назначение.
(Для проверки используется презентация, где дано изображение предмета или способ применения).
Ученик:
Жаль, что сейчас наши семьи стали маленькими. А хранительницей рода стала мама. Наши родители очень многое умеют делать своими руками. (Подходит к выставке вещей, сделанных родителями, и говорит о них).
Ученик:
А теперь давайте вспомним, на каком месте у славян не принято ставить дома?
(на перекрёстках дорог, на окраинах, болотах. Считалось, что эти места облюбованы нечистой силой). Хорошо ставить дом на возвышенности и на берегу чистого водоема. Нежелательно ставить дом воротами и окнами на север.
Ученик:
Какие реальные существа – обязательные атрибуты «чистого дома»? (кошка, петух)
Ученик:
Кто оберегал жилище древних славян?
(дух дома – домовой, во дворе хозяин – дворовой, в овине – овинник, а в бане – банник).
Ученик:
Назовите предмет, по которому нельзя стучать. (стол)Почему?
Ученик:
Русский издатель Новиков писал: «Полезно знать нравы, обычаи и обряды древних чужеземных народов, но гораздо полезнее иметь сведения о своих прародителях; похвально любить и отдавать справедливость достоинствам иностранным, но стыдно презирать своих соотечественников, а еще паче гнушаться оными».
Учитель:
Закончить наш разговор о семье хотелось бы стихами
  Семья – это счастье, любовь и удача,
  Семья – это летом поездки на дачу.
  Семья – это праздник, семейные даты,
  Подарки, покупки, приятные траты.
  Рожденье детей, первый шаг, первый лепет
  Мечты о хорошем, волненье и трепет.
  Семья – это труд, друг о друге забота,
  Семья – это много домашней работы.
  Семья это важно!
  Семья – это сложно!
  Ведь счастливо жить одному невозможно!
  Всегда будьте вместе, любовь берегите,
  Обиды и ссоры подальше гоните,
  Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
  «Какая хорошая ваша семья!»
Приложения
Карточка №1
3.
В хорошей семье…                                     на то в старости обопрешься
Своя семья -…                                              на ней крыша одна    
Семейный горшок…                                   хорошие дети растут
Что в детстве воспитаешь…                     самые верные друзья
Семья сильна когда…                               веселей кипит
2.
Сын да дочь -…                                            с детьми хлопотливо
Согласную семью…                                    ясно солнце, светел месяц
Самая большая рана…                              и горе не берет
Без детей тоскливо…                                 уход любят          
Дети, что цветы…                                       от своего дитяти

1.
Где любовь и совет…                                когда в семье лад
Полна хата детей (людей)…                    там и горя нет
Родной и за ошибку похвалит…            так и счастливо в ней
На что и клад…                                            правый глаз отца
Толковый сын…                                          а чужой и за правду оборвет

4.
Земля без воды мертва,…                                сам заплачет
Дом согревает не печь, а…                               человек без земли - пустоцвет
Дома и…                                                                любовь и согласие
Кто боится, что ребенок будет плакать…     стены помогают




Карточка № 2

Софья                                                            здоровый, крепкий, добрый
Егор                                                              мудрость
Валерий                                                        высокий
Данил                                                           твердый
Юлия                                                            мужественный, защитник
Константин                                                  Бог – моя клятва
Елизавета                                                      кудрявая
Ульяна                                                          судья, справедливый человек
Александр                                                     земледелец
Сергей                                                           счастливая


Олег                                                               защитник
Владимир                                                      более славный
Алексей                                                         святой
Михаил                                                          бог изобилия
Вячеслав                                                        владеющий миром
Андрей                                                          герой
Николай                                                        как бог, равный Яхве
Игорь                                                            мужественный, добрый
Марина                                                         побеждающий народ
Родион                                                          морская



Карточка №3  

Кочерга                                                                для раскатывания теста
Прялка                                                                  для перемешивания топлива в печи
Пяльцы                                                                 для получения шерстяной нити
Скалка                                                                  для вышивания
Рубель и валик                                                    для вынимания посуды из печи
Валёк                                                                    для хранения и перевозки продуктов
Ухват                                                                    для глажения белья
Короб                                                                   для выколачивания белья при полоскании

















Приложения
Карточка № 2

Софья                                                            здоровый, крепкий, добрый
Егор                                                              мудрость
Валерий                                                        высокий
Данил                                                           твердый
Юлия                                                            мужественный, защитник
Константин                                                  Бог – моя клятва
Елизавета                                                      кудрявая
Ульяна                                                          судья, справедливый человек
Александр                                                     земледелец
Сергей                                                           счастливая


Олег                                                               защитник
Владимир                                                      более славный
Алексей                                                         святой
Михаил                                                          бог изобилия
Вячеслав                                                        владеющий миром
Андрей                                                          герой
Николай                                                        как бог, равный Яхве
Игорь                                                            мужественный, добрый
Марина                                                         побеждающий народ
Родион                                                          морская



Карточка №3  

Кочерга                                                                для раскатывания теста
Прялка                                                                  для перемешивания топлива в печи
Пяльцы                                                                 для получения шерстяной нити
Скалка                                                                  для вышивания
Рубель и валик                                                    для вынимания посуды из печи
Валёк                                                                    для хранения и перевозки продуктов
Ухват                                                                    для глажения белья
Короб                                                                   для выколачивания белья при полоскании

Рекомендуем посмотреть:

Семейные традиции Семья-как основной фактор социализации ребенка Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье Классный час в 4 классе на тему: Семья

Похожие статьи:

Стихи про бабушку

Пословицы о семье

Пословицы и поговорки о семье

Классный час для учащихся 10, 11 классов. Классный час для студентов колледжа, техникума.

Рассказы о семье для младших школьников. Неразменный рубль

Как выполнить работу над ошибками по русскому языку | Программа воспитательной работы классного руководителя
Опубликовано: 3913 дня назад (15 февраля 2014)
Просмотров: 6646
Рубрика: Семья
+3
Голосов: 3
Анна Владимировна Новикова # 16 февраля 2014 в 09:59 +1
Здравствуйте Ирина Влдадимировна! Очень понравилось Ваше мероприятие! Не могли бы Вы подсказать, какая подготовительная работа проводилась перед мероприятием? Можно ли адаптировать Ваше занятие для воспитанников детского дома? Буду рада если Вы ответите! С Уважением Новикова Анна
Ирина Владимировна Калина # 22 февраля 2014 в 09:15 +1
Здравствуйте, Анна Владимировна. Публикуя материал на сайте, торопилась и поэтому некоторые подробности не отразились.
Гостиная рассчитана на детей младшего школьного возраста ( у меня 5 класс).В начале учебного года дети получили задание создать свои родословные ( в некоторых семьях такая работа уже велась). Затем мы собрали родословные тех детей, которые их принесли (Вы понимаете, безусловно, что некоторые дети бывают неорганизованны). В нашем случае это половина класса. Развесили их на стене и дали возможность познакомиться с ними другим.
Параллельно на уроках спецкурса ( у нас есть в гимназии дополнительный час русского языка)"Истории разных слов" мы знакомились с происхождением фамилий и имен на Руси, с этимологией своего имени и фамилии.
На родительском собрании я попросила родителей помочь детям в создании родословных,в подготовке выступлений в нужных мне эпизодах сценария(например, очень удачно получилось выступление девочки об одной из представительниц своего рода: при подготовке материала они вышли в сеть и нашли, к полной своей неожиданности, отклики воспитанников Оханского детского дома о своей прабабушке. Или удачным оказалась байка о 2 буханках хлеба, которая сейчас как традиция живет в семье другой девочки(одну буханку дети, отправленные за хлебом, съедали по дороге. Поэтому до сих пор покупают 2 булки). А еще попросила, чтобы родители принесли на вечер рукоделие, поделки, хлеб,выпеченный своими руками(это все предложение самих родителей).
Сами репетиции с ведущими не заняли много времени, в течение недели(правда, они создавали презентацию о предметах быта, которые ушли из употребления, карточки с заданиями.На это тоже ушло время). Вот такова подготовительная работа. Могу опубликовать для Вас фото с вечера, если интересно.
А по поводу второй части вопроса, можно ли адаптировать это мероприятие для воспитанников детского дома, думаю, что возможно. Вы, наверное, уже поняли, что некоторая информация содержит общекультурную ценность(о происхождении имен, фамилий, этимология своего имени-фамилии, о традиции ставить дома и т.д). Кстати, мы не включили в сценарий фрагмент из фильма "Помни имя своё", где героиня Л.Голубкиной, заключенная концлагеря, кричит своему ребенку, с которым её разлучают:"Помни имя своё..."У нас по времени фрагмент бы занял еще минут 15, а гостиная шла итак час.А в Вашем случае, исключив блок, связанный с родословными(по понятным причинам), Вы сможете ключевым сделать понятие "Имя", что оно несет в себе информацию и определяет характер человека. Очень существенным является легенда о манкурте в этом блоке.
Если Вы перенесете центр своего мероприятия с родословной на что-то другое, я думаю, у Вас получится.
Cветлана Владимировна Батяшова # 30 марта 2014 в 21:50 +1
Здравствуйте, Ирина! Мероприятие очень понравилось. Дети должны знать свои корни, должны любить и гордиться своими близкими и родными. По сути, изучая историю своей семьи, дети изучают историю того государства, в котором живут. Только через любовь и уважение к членам своей семьи, жившим в определённый исторический период времени, можно привить любовь к истории, к своей Родине. Большое начинается с малого! Так что урок просто замечательный. Мы в детском саду проводили конкурс, в ходе которого дети совместно с родителями рисовали герб своей семьи. Видели бы Вы с какой гордостью и удовольствием дети рассказывали, что означает тот или иной элемент их семейного герба. Думаю, что некоторые моменты из вашего мероприятия можно адаптировать для воспитанников детского сада. Спасибо, что поделились своим творческим материалом!
Любовь Сергеевна Резанова # 10 июля 2014 в 20:52 0
Здравствуйте, Ирина Владимировна! Зашла к Вам в блог и не смогла выйти, пока не познакомилась со всеми материалами. Вами представлены очень интересные конспекты занятий, замечательные социальные проекты, очень ценные в педагогической деятельности! Спасибо!С Вашего позволения, возьму Ваши материалы себе в копилку. Желаю Вам здоровья, творческих успехов! Посоветую участвовать в конкурсах! Жду приглашения для знакомства с Вашими новыми материалами. Мой голос ко всем Вашим публикациям.