Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Семья-как основной фактор социализации ребенка

О роли семьи в воспитании детей
Семья - базисная основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Социологами выявлено, что влияние семьи на развитие ребенка составляет 40%; СМИ- 30%; школы - 20%; улицы - 10%. Следовательно, от социального климата в современной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка.

Владение социальным педагогом информацией об особенностях семьи позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, на его характер, поведение.
Я провела диагностику с детьми, добирающимися в школу на школьном автобусе, и с их родителями.
1. По результатам теста - опросника родительского отношения А.Я. Варга, В.В.Столина с целью изучения стиля воспитания ребенка родителями я получила, что:
- 92% семей принимают своего ребенка в семью таким, какой он есть;
-78% семей используют кооперацию, как один из видов воспитания;
- 57 % семей используют стиль симбиоза;
- в 15% семей наблюдается инфантильное отношение к воспитанию;
- 8% не воспринимают своего ребенка как члена семьи.
2. По исследованию межличностных отношений Рене Жиля получились следующие результаты:
Близкие отношения с матерью 39%
Благоприятные отношения с обоими родителями 38%
Близкие отношения с отцом 22%
Неблагоприятные отношения с родителями 1%

3. Результаты «Кинетического рисунка семьи (КРС)» с целью изучения семейного климата, на изучение степени комфортности ребенка в семье, выявление неосознаваемых аспектов личности и рисуночного теста «Несуществующее животное» с целью изучения уровня тревожности детей получились такие:
Благоприятная атмосфера в семье 86%
Конфликтность 33%
Эмоциональная тревожность 33%
Чувство неполноценности 20%
Враждебность в семейной ситуации 0%

По результатам проведенной диагностики мы видим, что больше половины из исследуемых имеют благоприятные отношения с родителями, однако есть дети, у которых мы видим напряженную атмосферу внутри семьи, замкнутость в поведении. Таким образом, видно, что необходима работа для большинства семей по улучшению детско-родительских отношений.
Согласно данным исследования главная причина в нарушении воспитания в семье, что родители школьников бросаются в две крайности.

Одни родители воспитывают ребенка по авторитарному стилю, их внимание сосредоточено на соблюдении порядка и на школьных отметках, таких родителей мало заботит, добр ли их ребенок, способен ли он помогать и т.д. Другие родители предоставляют ребенка самому себе, не желая приложить никаких усилий по воспитанию и обучению ребенка. Это, конечно же, происходит в педагоги¬чески несостоятельных семьях.

В течение уже ряда лет педагоги значительное место отводят целенаправленным мерам как можно более раннего влияния на семью, оздоровлению внутренних взаимоотношений, устранению конфликтных ситуаций в ней, решению вопросов социальной защиты как семьи в целом, так отдельных ее членов.
И поэтому на основе полученных данных семьи я разработала программу воспитательной работы с семьей «Мы вместе», направленная на обеспечение взаимодействия со¬циального педагога, привлечение родителей, чьи дети добираются в школу на школьном автобусе, к воспитательному процессу, который состоит из 4 частей:
1.Учимся вместе.
2. Школа психологических знаний.
3. Семья и общество.
4. Я расту.

Я рассказала родителям о содержании, главных моментах предстоящей совместной работы.
Родители, обладающие нужными знаниями, выступали в качестве экспертов, консультантов, а иногда в новых командных играх - ведущими.
Для собраний оформила памятки для родителей:
• Развитие положительных эмоций.
• Ритуалы, которые нравятся детям.
• Как преодолеть застенчивость у ребёнка.
• Как преодолеть неуверенность у ребёнка.
• Некоторые упражнения для развития воображения учащихся дома.
• Хотите вырастить одарённого ребенка?
• Анкета-обращение к родителям и т. д.
Для каждого собрания готовлю тренинги, упражнения, анкеты, такие как «Искус¬ство воспитания» с целью выяснения родительского отношения, «Занимаюсь ли я вос¬питанием своего ребенка?» с целью исследования того, как родители занимаются вос¬питанием ребенка, «Стили и методы воспитания ребёнка в семье» с целью определения стиля воспитания ребенка в семье, анкета для родителей с целью выяснения отношений между родителями и ребенком.
Многие родители в анкете написали, что существуют проблемы в воспитании ре¬бенка: «Как воспитать в ребенке аккуратность, усидчивость, внимательность, послушание, дисциплину?», «Отношение со сверстниками» и т.д.
Поэтому в программу «Мы вместе» включила работу с психологом школы и орга¬низовала педагогический лекторий по данным проблемам. И я считаю, что только темати¬ческие собрания повышают педагогическую культуру родителей, а отсюда и значительно улучшают семейное воспитания детей.
По моим данным, у детей, добирающихся в школу на школьном автобусе, в последние годы повысился средний балл успеваемости, улучшились взаимоотношения между родителями и детьми, родители начали больше внимания уделять своим детям, и дети как-то стали добрее и счастливее, улучшились взаимоотношения в коллективе.
Результаты и положения моего исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Необходимо тщательное изучение семей (в первую очередь нравственно-психологического климата в них).
2. Создание в семье благополучной обстановки, при которой родители относятся друг к другу и детям с любовью, доверием и уважением. Достижение этой цели возможно путем повышения педагогической культуры родителей, их авторитета в семье.
3. Основа решения проблемы качественной социализации личности в семье, в устранении причин, которые приводят к созданию конфликтных ситуаций между родителями и детьми. Эта задача решается путем оказания семье действенной педагогической помощи.

Рекомендуем посмотреть:

Роль родителей в воспитании детей дошкольного возраста Внеклассное мероприятие по теме: Родословная для школьников Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье Классный час в 4 классе на тему: Семья

Похожие статьи:

Стихи про бабушку

Пословицы о семье

Пословицы и поговорки о семье

Классный час для учащихся 10, 11 классов. Классный час для студентов колледжа, техникума.

Рассказы о семье для младших школьников. Неразменный рубль

Модульное оригами Павлин. Мастер класс
Опубликовано: 3881 день назад (10 апреля 2014)
Просмотров: 4198
+3
Голосов: 3
Ольга Александровна Благодарова # 10 апреля 2014 в 19:20 +1
Интересная статья! Молодец!
Ольга Анатольевна Щавелева # 21 апреля 2014 в 14:57 +1
Важная очень тема. Роль семьи в воспитании ребёнка переоценить невозможно. Голос!!!
Юлия Александровна Ковырзина # 12 марта 2016 в 18:09 +1
Интересно смотреть как изменяется отношение родителей к своим детям в семьях.Полезно изучать и родителям почитать исследования психологов. Работа с родителями всегда приносит свои плоды даже если родители не сразу заинтересованы сотрудничать со школой .
Татьяна Владимировна Шутова # 19 ноября 2018 в 21:24 +1
Интересная статья, познавательная. Роль семьи в воспитании ребенка всегда актуальна. Жаль, что не все родители заинтересованы в этом. Спасибо!