Методы и приемы работы по развитию орфографической зоркости и навыков грамотного письма, 5-6 класс
Общий уровень орфографической грамотности учащихся, к сожалению, оставляет желать лучшего. Поэтому вопрос о развитии орфографической зоркости и навыков грамотного письма является одним из важных и трудных в школьном обучении, так как именно от умения видеть орфограмму, находить её зависит общий орфографический уровень учащихся.
Это явление я заметила, когда начала работать с пятым и шестым классами. Не все дети, пришедшие из начальной школы, умеют находить орфограммы и соответственно правильно их писать, а этому необходимо начинать учить именно в начальной школе. Потому в своей статье хотела поделиться методами и приемами обучения орфографической зоркости и навыкам грамотного письма.
В работе я использую комплекс упражнений, который подобрала специально для своих классов.
В 5 классе после изучения орфографического правила раздаю карточки с текстом, из которого нужно выписать слова с известными орфограммами и показать условия выбора орфограмм.
В 6 классе усложняю задачу: дети должны на слух выбрать и записать орфограмму. Сначала читаю полностью текст, а потом медленно по одному предложению. После выполнения упражнения ученики называют орфограммы, затем текст читаю ещё раз, и вместе называем пропущенные орфограммы.
После изучения орфографического правила на этапе закрепления часто предлагаю ученикам привести свои примеры с изученной орфограммой. Сильные ученики легко справляются с этим заданием, слабые могут привести по 1-2 примера. Чтобы все ученики могли подбирать слова, я провожу словарный диктант, когда дети сами диктуют по очереди слова на определенную орфограмму. На первых уроках слабые ученики называют примеры по аналогии, а потом уже подбирают свои примеры.
В 5-6 классах большое внимание привлекает игра.
«Бумеранг» - заранее ученик из класса готовит слова на определенную орфограмму, затем бросает мячик, тот, кто поймал, должен назвать проверочное слово и бросить мячик назад ведущему.
«Кто дольше продержит мел». Эту игру использую при работе со слабыми учениками. Один ученик выходит к доске, записывает слова, первый, кто обнаружит ошибку, выходит, исправляет ее и записывает следующее слово. Победил тот, кто меньше всего ошибся в написании слов
В 5 классе словарные диктанты провожу с помощью карточек-картинок. На карточках изображено несколько предметов, явлений, действий. Ученик смотрит, записывает слова и выделяет знакомые ему орфограммы.
От умения находить, опознавать орфограмму зависят и навыки грамотного письма. Выработка грамотного письма- процесс длительный. Чтобы устранить те или иные орфографические трудности, нужно систематически работать в течение многих лет. Но ведь это скучно! Поэтому я использую разные виды упражнений: раздаю карточки отдельным ученикам или для всего класса на интерактивной доске появляется текст с ошибками, которые ученикам нужно исправить. После изучения орфографического правила предлагаю упражнение «Взаимопроверка». Ученик диктует свои примеры на изученную орфограмму, другой записывает и отдает на проверку соседу по парте, который рисует солнышко, если нет ошибок, капельку дождя, если есть 1-2 ошибки, тучи, если больше 3 ошибок. Затем они меняются ролями.
В середине урока использую устный опрос по карточкам. Надо сделать 15 карточек и крупно написать слова с разными орфограммами. У меня есть список всех карточек. Я перемешиваю карточки, и первый сидящий тянет карточку себе и в данному ряду. Заранее отмечаю, какую карточку спрошу, и ученик устно объясняет, какие орфограммы он встретил, и правильно ли написаны слова.
Обязательна работа по подготовке к ГИА. Предлагаю ребятам задание, аналогичные тем, над которыми работают девятиклассники. Например, среди предложений 1-5 найдите слово с чередующейся гласной. Запишите это слово.
В своей работе я уделяю особое внимание работе над ошибками. Эти уроки я провожу таким образом: часть урока ребята работают самостоятельно со своими ошибками, находят правила в учебнике, в дополнительной литературе, в интернете, повторяют правила. Затем подходят по очереди и объясняют, почему это слово пишется так, приводят 2-3 своих примера на данную орфограмму. Те, кто быстро справился с этой работой, получают карточки с заданиями из ГИА.
Целесообразно в конце урока попросить детей вспомнить все орфограммы, которые упоминались на уроке. За 5-7 минут будут перечислены десятки орфограмм. Это способствуют активизации мышления учащихся и повышению грамотности.
Развитие орфографической зоркости -это трудоемкий и длительный процесс. Но систематическая работа, специально подобранная система упражнений помогут ученикам научить находить орфограмму и правильно ее писать, а уроки русского языка станут интереснее и занимательнее.
Рекомендуем посмотреть:
Как выполнить работу над ошибками по русскому языку
Предупреждение орфографических ошибок в процессе комментированного письма
Как сохранить здоровье современного школьника на уроках русского языка
Развитие орфографической зоркости (для учащихся 5-9 классов)