По мнению Т. П. Мухометзяновой, по времени действия виды внеклассной работы по литературе и русскому языку делятся на: постоянно действующие, т.е. такие формы, которые предполагают систематическое проведение занятий в течение более или менее длительного промежутка времени, и эпизодические — утренники, вечера, олимпиады, викторины, конкурсы, экскурсии и др.
По количественному составу участников, утверждает Т. П. Мухометзянова, виды внеклассной работы могут подразделяться на: массовые (утренники, вечера, олимпиады, викторины и др.); групповые с постоянным и меняющимся составом (кружки, клубы); индивидуальные (консультации).
Беседа — универсальная форма организации внеклассной работы, где основным, ведущим является метод беседы. Условия успешного проведения беседы, способствующие формированию лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции учеников:
— ведущий беседы должен иметь устойчивые лингвистические и методические знания по теме обсуждения и демонстрировать образцовую речь;
— предлагаемый учителем материал должен быть близок и понятен обучающимся данного школьного возраста;
— беседа должна содержать вопросы и задания, которые могут быть проведены в форме конкурсов, игр.
Грамматические и литературные викторины. В зависимости от формы проведения они могут быть устными и письменными.
В зависимости от предлагаемого учителем материала — тематическими и нетематическими (вопросы связанны с различными темами).
Лингвистические и литературные конкурсы. Лингвистические и литературные конкурсы могут называться «боями», «турнирами», «блеф-турами», «регатами», а также повторять названия популярных телевизионных передач: «Своя игра», «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?» и пр. Отличительной особенностью этого вида внеклассной работы является наличие игрового и соревновательного момента.
Значительную часть конкурса готовит учитель, это могут быть не только отдельные вопросы, но и специальные задания для учащихся. Некоторые вопросы друг для друга команды готовят сами. Вопросы-задания предлагаются поочередно командам в целом или их представителям. После коллективного обсуждения вопроса и принятия решения капитаны (либо члены команды) сообщают ответы. Оценивает конкурс комиссия, состоящая, как правило, из учителей-словесников, старшеклассников.
Олимпиада. Цель проведения олимпиад — развитие у школьников интереса к предмету и выявление наиболее подготовленных (одаренных) обучающихся среди своих ровесников. Задания олимпиад не должны повторять задания учебника; они могут быть нестандартными, а порой и превышать уровень учебной программы данного школьного возраста.
Конференция. Цель проведения конференций — расширение знаний учащихся по той или иной теме, а также обучение подростков самостоятельной работе со словарями и справочниками, научно-популярной литературой по
Т. П. Мухометзянова считает, что разновидностями конференции по русскому языку и литературе могут быть:
1) Чтение и обсуждение докладов на заданную тему, подготовленных под руководством учителя.
2) Театрализованные представления по сценарию, написанному по книгам о жизни писателей, ученых- лингвистов или представляющему собой иносказательные истории о тех или иных лингвистических явлениях.
3) Смешанный вид проведения конференции, на которой могут быть использованы и чтение (обсуждение) докладов, и различные инсценировки по ходу чтения этих докладов.
Конкурс лингвистических и литературных газет. Исходя из задач конкурса определяются и основные требования, предъявляемые данным газетам для определения лучших исполнителей: соответствие содержания газеты теме; уровень научно-популярного изложения материала; художественное оформление (красочность, наличие рисунков, соблюдение рамок, аккуратное написание заголовков, текстов используемых в стенгазете жанров, а также списка фамилий с инициалами членов редколлегии, участвующих в подборе материала и оформлении газеты; четкое указание цифры и буквы класса); оригинальность названия (в соответствии с предложенной тематикой); объем газеты, например, один или два листа ватмана.
Устный журнал. Цель его проведения — повышение интереса к русскому языку и литературе, воспитание языковой культуры, развитие творческих способностей учащихся. В практике положительно зарекомендовали себя тематические (отражающие одну конкретную тему, один вопрос) и обзорные (затрагивающие самые разные вопросы). Подготовка и проведение устного журнала позволяют привлечь к работе большое количество учащихся, сочетать
Лингвистические и литературные утренники (литературные чтения, КВН). Одна из наиболее популярных форм внеклассной работы в 5—7-х классах. Главная цель утренников — формирование и закрепление навыков внутригрупповой коммуникации, развитие быстроты реакции, установление доброжелательного микроклимата в классе. Утренники проходят в дневное время и могут быть построены в виде сюжетной игры-путешествия, организационно- деятельностной или ролевой игры.
Литературно-музыкальные вечера. Как правило, тематика вечера соответствует изучаемому в этот период учебному материалу по русскому языку или литературе или обобщением по изученной теме. В настоящее время вновь становятся популярными литературные балы (балы литературных или сказочных героев), фольклорные вечера или вечера дружбы. Обязательным элементом в подготовке к вечеру является создание оргкомитета, который займется составлением программы вечера, распределением всех видов работ между классами (учениками класса), установлением сроков изготовления наглядных пособий или костюмов, назначение репетиций, оформлением пригласительных билетов для гостей вечера.
Кружок — основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы. Организуется он из учащихся одного или параллельных классов; постоянный состав обычно не превышает двадцати человек. Основу кружка составляют, как правило, школьники, интересующиеся русским языком или литературой.
Предметные недели (дни, недели или декады, литературы), которые предполагают проведение серии мероприятий и конкурсов: олимпиад; библиотечных уроков; конкурсов сочинений, эссе, рисунков, плакатов или стенгазет; викторин; встреч с писателями и поэтами; экскурсий в библиотеки и музеи. Как правило, в конце недели или декады необходимо провести заключительное (обобщающее) мероприятие.
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 9 класса
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах
Викторина по русскому языку в начальной школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!