Конспект урока чтения в 7 классе школы VIII вида.
Тема: Н. А. Некрасов. Стихотворение «Генерал Топтыгин».
Цель: познакомить учащихся с содержанием стихотворения.
Задачи:
1. Формирование у учащихся умение видеть комическое и драматическое на примере стихотворения; развитие навыка смыслового чтения, умения работать с текстом.
2. Коррекция словесно – логического мышления, памяти и внимания в процессе работы над темой урока.
3. Нравственное воспитание учащихся через анализ поведения смотрителя.
Оборудование: учебник, портрет писателя, иллюстрация учебника, карточки.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II.Проверка домашнего задания.
1.Выразительное чтение стихотворения по ролям.
2.Вопросы:
- Какие признаки осени называет Н.А. Некрасов в стихотворении?
Индивидуальная работа:
Вторая группа – контроль за звукопроизношением и выразительностью.
Третья группа – выразительное (по мере возможности) чтение отрывка из стихо-творения.
3.Выставление оценок.
III.Работа над темой урока.
1.Подведение к теме урока.
Среди данных букв найти «спрятанное» слово и определи, кто буде главным героем стихотворения.
ИРПНКЕМКМЕДВЕДЬТИЩЗАМЖР
-Что вы знаете о медведе?
Медведь дикое животное.
ОН большой и сильный.
Медведь живёт в лесу.
Его можно увидеть в зоопарке, цирке.
-Вспомните, как называют медведя в рассказах, сказках, стихотворениях.
Медведь - мишка, Михайло Иванович, Михайло Потапыч, Топтыгин.
2.Формулирование темы урока.
На сегодняшнем уроке мы познакомимся со стихотворением Н.А.Некрасова «Генерал Топтыгин», а главным героем этого стихотворения будет медведь.
3.Чтение стихотворения учителем
Первую часть спокойным голосом, вторую часть гневным, сильным голосом.
- Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? Научитесь выразительно читать стихотворение.
- Понравилось ли вам стихотворение? Чем?
4.Чтение и анализ стихотворения.
Анализ первой части стихотворения по строфам.
- Когда происходят события, описываемые в стихотворении?
- Кто ехал по дороге?
- Куда ехал ямщик?
- Как звали ямщика?
- Какой описана дорога?
- Кого встретил ямщик на дороге?
- Как вы думаете, чем занимался вожак с медведем?
- Как звали вожака?
- Что сказал вожак ямщику о медведе?
- Почему медведь остался один в санях?
- Как природа способствовала развитию событий?
- Почему кони тронулись с места?
- Почему тройка неслась быстро?
- Как реагировали встречные люди на необычного седока?
Индивидуальная работа:
Вторая и третья группы – участие во фронтальной беседе по мере возможности.
Рассмотреть иллюстрацию учебника. Подобрать строчки из стихотворения, которые наиболее подходят к ее сюжету.
-Что можно сказать о смотрителе, изображенном на иллюстрации?
Прочитать строчки, в которых рассказывается о встрече смотрителя с другими генералами.
-Почему смотритель не заметил железного кольца в губе медведя?
-О чем говорит этот факт?
-Чем вызвана привычка кланяться и видеть только ноги седоков?
Выбрать из данных прилагательных слова, которые характеризуют смотрителя
(стр.103 задание 5): смелый, робкий, гордый, забитый, юркий, медлительный, угодливый.
Прочитать последнюю строфу стихотворения.
-Как описывает Н.А.Некрасов усиление мороза к ночи?
-Как сама природа влияет на дальнейшее развитие событий?
-Какие слова помогают поэту передать все увеличивающуюся скорость ез-ды?
5.Словарная работа (проходит параллельно с чтением).
Работа над значением слов:
Столбовая дорога – дорога, вдоль которой стоят столбы.
Обратный ямщик – ямщик, который возвращается после поездки обратно на станцию.
Шкалик – старая мера водки.
Смотритель – человек, который работает на почтовой станции.
Барин материк – важный, богатый барин.
Тракт – большая проезжая дорога.
Объяснение выражений:
морозец знатный
трусит слегка
лошади не слабы
понеслась, как шальная
рычал ретиво
на весь мах отдули
6.Чтение стихотворения по цепочке.
Индивидуальная работа:
Вторая и третья группы – задание то же.
IV.Итог урока.
1.Выставление оценок.
2.Вопросы:
-Что вы видите смешного, комичного в ситуации, описанной поэтом?
-В чем проявляется драматизм, тяжесть случившегося?
V.Домашнее задание.
стр.98 – 102, выразительно читать стихотворение
Индивидуальная работа:
Вторая группа – задание то же, контроль за звукопроизношением и вырази-тельностью.
Третья группа – выразительное чтение отрывка стр. 98.
Рекомендуем посмотреть:
Памятка для написания сочинения-рассуждения
Конспект урока-игры по русскому языку для 7-9 класса
Урок развития письменной речи на материале рассказа В. Астафьева "Белогрудка"
Полиэтническое образование школьников на основе изучения русской литературы и русского языка
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 9 класса
Внеклассная работа по русскому языку и литературе в школе