СТАТЬЯ «ПОЛИЭТНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
И РУССКОГО ЯЗЫКА»
Автор: Кудосова Анжела Фанисовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Хлебодаровская средняя общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан
Описание материала: статья полезна для учителей русского языка и литературы, применяющих полиэтнический материал на уроках русского языка и литературы.
Ввиду стремительного роста цивилизации перед школой стоит трудная и важная задача – воспитать школьника с активной гражданской позицией, основанной на любви к Родине, к тому месту, где ты родился и живешь, к истории своего края, к его культуре, традициям и литературе. Ведь развитие новых технологий часто приводит к тому, что человек теряет связь со своими корнями и традициями народа, теряет все нити любви.
В связи с этим полиэтническое воспитание, осуществляемое в учебно-воспитательном процессе, влияет на формирование человека, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий.
Я думаю, что литература, как учебный предмет, способствует полиэтническому воспитанию, так как не только дает систему знаний по искусству художественного слова, но и воспитывает личность, способную участвовать в диалоге культур.
Татарстан – многонациональный регион России, где представлены более 200 национальностей, распространены 2 мировые религии и более тысячи религиозных объединений. Федеральный государственный компонент предоставляет прекрасную возможность изучать особенности национальной культуры на основе творчества отдельных поэтов и писателей. Учителя привлекают полиэтнический материал на уроках литературы в процессе изучения биографии отдельных писателей и их произведений, в обзорных лекциях о литературной и общественной жизни эпохи. Например, «Устное народное творчество народов Поволжья», «Казань литературная», «А.С. Пушкин и литературные умы Казани» и др.
Найти материал о писателе, чье творчество связаны с близким для школьника краем – это значит глубже понять писателя как человека и «художника» произведений («Жизнь и творчество чувашского поэта П.П. Хузангая», «Литературные сыны Алькеевского района» и др.).
Полиэтническое воспитание также актуально и на уроках русского языка. Одним из видов такой работы является сочинение по картине, которое приобщает школьников к прекрасному, учит понимать и ценить искусство художников разной этнической группы. Предлагаю вашему вниманию несколько тем для таких уроков: «Сочинение-описание действий по картине Михаила Кузнецова «Такса», «Сочинение «Люби и береги природу» на основе картины Шамиля Нигмата «Тишина», «Сочинение-описание внешности по картине Шамиля Нигмата «Портрет Фатыймы апа», «Сочинение – письмо «Как я провел лето» на основе картины Фарида Суркова «Лето» и др.
Таким образом, используя материал о культуре других народов, мы внесем свой вклад в воспитание личности, уважающей любую нацию и имеющую представление об особенностях ее культуры.
Рекомендуем посмотреть:
Памятка для написания сочинения-рассуждения
Конспект урока-игры по русскому языку для 7-9 класса
Конспект урока чтения в 7 классе школы VIII вида
Урок развития письменной речи на материале рассказа В. Астафьева "Белогрудка"
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 9 класса
Внеклассная работа по русскому языку и литературе в школе