Внеклассное мероприятие для учащихся среднего и старшего звена на тему: «ВИЧ/СПИД – миф и реальность»
Автор:
Подольская Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы КГУ СОШ № 4 г.Семей Восточно-Казахстанской области.
Анонс.
Конспект внеклассного мероприятия для учащихся среднего и старшего звена. Работа будет интересна классным руководителям для проведения тематического классного часа, упражнений по профилактике ВИЧ в школьных условиях. Использование ИКТ позволит сделать занятие интересным, наглядным, при необходимости получить мгновенно необходимую информацию. Внимание уделено созданию и поддержанию дружелюбной, доверительной атмосферы в течение всего занятия, мероприятие проведено с учетом возрастных особенностей учащихся. Подготовленный материал: памятки, буклеты позволит дать недостающую информацию, сформировать навыки устойчивости к давлению сверстников и навыки безопасного поведения.
Цель.
Повышение уровня информированности учащихся о распространении эпидемии ВИЧ/СПИДа в мире и Казахстане.
Задачи.
1. Акцентировать внимание учащихся на том, что защита прав человека содействует предотвращению распространения ВИЧ.
2. Дать достоверную информацию о путях передачи ВИЧ/СПИДа.
3. Способствовать выработке у учащихся навыков определения степени риска для заражения ВИЧ.
4. Формировать ответственное отношение к собственной безопасности и безопасности окружающих, близких и друзей.
Тип занятия – внеклассное мероприятие.
Приобретаемые навыки детей: отработка навыков работать в группе, расширение словарного запаса учащихся, самостоятельное целеполагание, самостоятельный поиск и обработка информации, самооценка, формулировка выводов.
Организация работы: упражнение «Точка», тест «Миф или реальность», беседа, рефлексия.
Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, интерактивная доска, презентация к мероприятию, магнитная доска, фотоаппарат.
Оснащение: плакаты, памятки и буклеты; цветная бумага – формат А4, фломастеры, скотч, цветные магниты; для рефлексии: красные атласные ленточки, красная нить (моток или меньше).
Оформление кабинета: книжная выставка, газета, плакаты.
Предварительная работа:
- конкурс коллажей «Мы за здоровый образ жизни»;
- подготовка и оформление книжной выставки «Миф и реальность»;
- запись песен о здоровом образе жизни;
- материал для данного мероприятия оформить в формате Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint 2007.
Роль учителя: консультирует, направляет и координирует действия в группах; готовит конспект и презентацию мероприятия, дипломы для активных участников и победителей конкурса «Мы за здоровый образ жизни», информацию о проведенном мероприятии, фото отчет; проводит линейку, где подводятся итоги и награждение активных учащихся.
Ход мероприятия
Позитивный настрой на работу.Ученики, проходя в кабинет, встают в большой круг возле доски.
Доброе утро, простите…
Данная
ролевая игра показывает, как быстро распространяется ВИЧ/СПИД.
До начала занятия учитель предлагает 3-м учащимся выполнить роль ВИЧ-инфицированными, но при этом они должны сохранить в тайне полученное задание. Во время игры ученики должны слегка ущипнуть, чихнуть, но очень аккуратно, предложить кусочек конфетки и т.д. 3-4 учащимся предложить во время данной игры постоянно кашлять или чихать.
Ход игры:
1. Приветствие.
2. Все ученики встают, образуя круг.
3. Учитель предлагает ученикам пожать друг другу руки, обняться, можно послать поцелуй.
Время проведения игры 2 минуты.
По истечению отведенного времени учитель просит выйти на середину 3-х учащихся, которые играли роль инфицированных, а затем 3-х учащихся, которые играли роль больных простудными заболеваниями.
Беседа.
- Что символизировало в нашей игре рукопожатие?
Ответ: символизирует передачу ВИЧ-инфекции.
- Как вы считаете, передается ли ВИЧ/СПИД через рукопожатие?
Ответ: инфекция через рукопожатие не передается.
- А есть ли риск заразиться при чихании, поцелую, или если нас поцарапал ВИЧ-инфицированный?
Ответ: практически невозможно, так как заражение происходит через кровь, то есть в ранку должна попасть кровь.
- Можно ли отличить ВИЧ-инфицированного, от заболевшего простудными заболеваниями?
Ответ: нет, по внешним признакам это определить невозможно.
Учитель. Всем спасибо, займите свои рабочие места.
Спасибо нашим (называет по именам учеников), которые согласились сыграть столь трудную роль. Вы, конечно, должны понимать, что распределение ролей было условным, символическим и с окончанием игры утратило свое значение.
- А еще говорят, что при поцелуе можно заразиться, но если во время поцелуя вы проглотите килограмм зараженной слюны… (
Реакция детей всегда потрясающая.)
Учитель.
- Как вы считаете, что в нашей игре обозначало рукопожатие?
Ответ: в нашей игре рукопожатие обозначало передачу ВИЧ-инфекции.
Учитель.
- Можно ли заразиться при рукопожатии ВИЧ/СПИДом?
Ответы учащихся удивили. 90% учеников ответили: «Да».
Учитель.
- Хотя, всем известно, что через рукопожатие инфекция не передается, заражение происходит по цепочке очень быстро, но чаще всего заражение происходит через кровь. Как быстро можно заразиться, в этом вы наглядно убедились в ходе игры.
Предлагаю вам познакомиться с памяткой.
Факты и цифры
Источником для большинства цифр послужил Отчет ЮНЭЙДС глобальной эпидемии СПИДа, издание которого опубликовано в 2006 году.
Учитель.
- Каждую минуту в мире добавляется 11 ВИЧ-инфицированных,
- 5 человек умирает от СПИДа,
- 15,2 миллиона детей потеряли мать или обоих родителей из-за СПИДа,
- дети до 15 лет составляют одну шестую всех смертей от СПИДа в мире,
- экономические потери к 2020 году составят более 20% ВВП в наиболее пострадавших от СПИДа странах.
Упражнение «Точка»
Работа в малых группах. Учитель предлагает выбрать цветные магниты: красный, синий, зелёный, жёлтый.
Когда ученики выбрали свои цвета-магниты, учащиеся объединяются в группы по цветам. Занимают свои рабочие места. На столах заранее все приготовлено для совместной работы: лист бумаги и маркеры, скотч и ножницы.
Задание. Обсудите вопросы и подготовьте свои ответы-обоснования.
1. Откуда приходит беда.
2. Как может отразиться инфицирование ВИЧ/СПИДом на жизни отдельно взятого человека, семьи всего общества?
Время на подготовку – 10 минут.
Учащиеся работают в группах. Итоги обсуждения записываются или учащиеся создают постер, кластер. Каждая группа самостоятельно решает о форме защиты своего ответа.
Учитель наблюдает. Контролирует время. Можно включить таймер.
Так как я еще не использовала таймера на мероприятиях, это будет им интересно, и позволит сосредоточиться и на решении общей задачи, стать более организованными.
Каждая группа, по завершении времени, представляет итоги своей работы, для этого во время работы выбирает одного спикера. Группы представляют поочередно итоги своих групп: «красный стол», «синий стол», «зеленый стол», «желтый стол».
Свои работы группы вывешивают на магнитной доске, используя магниты того цвета, который выбрали. Это позволит учителю после занятия подвести итоги, вдумчиво проанализировать, как работали группы, сделать выводы, наметить/откорректировать дальнейшие пути воспитательной работы.
Затем, когда работы вывешены, спикеры озвучивают ответы, подготовленные группой, участники группы могут дополнить или ответить на вопросы, которые могли возникнуть в процессе обсуждения.
Выводы и обобщения.Итоги упражнения. Упражнение-игра «Цветные полоски»
Цель: воспитание гуманного отношения к ВИЧ-инфицированным.
Задача: понять, что может ощущать человек в случае ВИЧ-инфицирования.
На лоб с согласия учеников крепятся красные, зеленые полоски и одному ученику желтая полоска.
Тот, кто не пожелает принять участие в этой игре, станут наблюдателями за выполнением задания и примут участие в обсуждение состоявшейся игры. Таких учеников у меня в классе не было, всем было интересно.
Учителю надо продумать, какому ученику он прикрепит желтую полоску, так как он будет «изолированным учеником», и это не должно сказаться на его эмоциональном состоянии после игры.
После игры учитель должен особо выделить/поблагодарить этого ученика и разъяснить всем ученикам, что он был выбран случайным отбором.
Задачи игры:
- все действия вы совершаются молча,
- вы должны объединиться в группы по цвету, которым вы стали носителем,
- вы можете помогать найти другим ученикам свою группу, но обязательно все действия выполняются молча, можно использовать знаки, жесты.
Время выполнения задания 2-3 минуты.
Беседа по итогам игры:
Вопросы для всех учащихся:
- Как вы нашли свою группу?
- Как ваша группа относилась к ученику с желтой полоской?
- Почему ни кто из вас не предложил остаться в группе?
- Хотели бы вы, чтобы в вашей группе был не такой член группы как все?
Вопросы для ученика с желтой полоской:
- Что ты испытывал, когда тебя никто не хотел взять в группу?
Ответ: я не понимала, почему мне показывают, что я не в их группе.
- Что ты испытывала каждый раз, когда тебе говорили «нет» твои друзья?
Ответ: мне стало обидно, все смеются, радуются, мое настроение начинало портиться, мне стало обидно.
- Какая группа тебе отказывала в более тактичной форме?
Ответ: трудно сказать, никто не отказывал в грубой форме, но и не объяснял ничего, все показывали на лоб, но я впервые минуты и не догадалась, что это из-за другого цвета полоски.
- Членом, какой группы, ты хотел бы стать?
Ответ: там, где Р.
Вопросы для всего класса:
- Как часто вы испытываете чувство тревоги?
Ответ: часто.
- Может ли такая ситуация возникнуть по отношению к ВИЧ-инфицированным?
Ответ: да, об этом много написано, рассказано в различных передачах.
Учитель. Один участник упражнения оказался «не таким, как все». Эту ситуацию можно применить к ВИЧ-инфицированным.
- А если в наш класс поступил учиться «такой» ученик, как вы себя повели бы?
Ответы учащихся.
Только один ученик сказал, что руки он ему бы не подал.
Вывод-цитата:
Наблюдения, сделанные во время данного упражнения.
Ученик (имя специально не указываю в этом материале) меня немного удивил. Это отзывчивый, добрый, со здоровым юмором ученик. Я обратила внимание, что во время подготовки к этому мероприятию, он изучил много популярных статей, задавал вопросы, получил консультации у лечащего врача, вместе с мамой приняли участие в изготовлении коллажа. Все это хорошо, но это привлекло мое внимание. Задача: понаблюдать за учеником, попытаться разобраться, почему его так заинтересовал этот вопрос, что его так тревожит.
Тест «Миф или реальность»
Учащиеся должны быстро ответить на поставленные вопросы:
да - нет, обосновать свой ответ.
Если необходимо, то учитель поясняет ответы. Не стоит торопить с ответами учащихся. Мы не должны играть в игры, мы должны научить детей ценить свою жизнь, жизнь близких, всех тех кто нас окружает.
Обратная связь. Подведение итогов.
- Что нового вы узнали, отвечая на вопросы и выполняя упражнение?
- Будут ли полезны для вас полученные знания?
- Какие возникли у вас вопросы по данной теме?
Если возникли вопросы, то учитель разъясняет, информирует, уточняет. Если вопросы требует более точной информации, то в кабинете установлено оборудование и учитель/ученики могут, не выходя из кабинета, выйдя в Интернет, получить необходимую информацию.
- Ребята, вы изучали самостоятельно данную тему, используя материалы буклетов, ваши записи сформулируйте выводы.
При желании ученик может обосновать выбранное высказывание, цитируемый материал.
Выводы:
Учитель.
Сегодня у нас с вами был серьезный и очень важный разговор.Я надеюсь, что полученная информация поможет вам задуматься о важности здорового образа жизни.
Рефлексия
Ребята, мы сегодня с вами узнали, что заражение происходит через кровь, и я предлагаю вам, передавая красную нить, похожую на кровь, струящуюся по нашим венам, каждому сказать, что дало нам данное мероприятие, что нового мы узнали.
Учащиеся, взяв в руки нить, делятся своими знаниями, вопросами, впечатлениями.
Учитель. Всем спасибо за работу. Я надеюсь, что, приобретя знания, мы меньше будем волноваться без явных на то причин за свою жизнь и жизнь близких нам людей. Теперь мы точно знаем, откуда можно ждать беду. Помните, что только порядочность, нравственная чистота и сознательное отношение к своему здоровью защитит вас/нас от СПИДа.
Помните! СПИД - не спит! Я предлагаю вам познакомиться с работами, которые были подготовлены во время подготовке к нашему мероприятию.
Роль учителя:
- вручает дипломы 1,2,3 степени за подготовленные коллажи;
- раздает всем участникам буклеты и памятки «Мы за здоровый образ жизни», «Как происходит заражение»;
- проводит инструктаж по предварительному заданию для следующего занятия «Мы против наркотиков»;
- предлагает, объединившись в группы, написать памятки для учащихся среднего и старшего звена «Что ты можешь сделать для борьбы со СПИДом/наркотиками», раздает образец памятки.
Учащиеся обмениваются первыми впечатлениями, фотографируются.
Литература
1.Альмухамбетов Б.А., Ищанова М.А., Дорожкина Л.А. и др. ВИЧ/СПИД и образование. Информационный сборник для специалистов организаций управления образованием. Алматы, 2004. – 61с.
2.Дорожкина Л.А., Демеуова М.Е., Байсугурова В.Ю. и др. Руководство для преподавателей по профилактике ВИЧ/СПИДа в школьных условиях. – Алматы, 2004. – 108с.
3.Дорожкина Л.А., Байсугурова В.Ю., Бекбатырова Г.Т. Плотникова М.М. Руководство по профилактике ВИЧ инфекции для преподавателей педагогических колледжей. Казахстанская Ассоциация по половому и репродуктивному здоровью, Алматы. – 2004. – 108с.
4.Ищанова М.А., Дорожкина Л.А., Плотникова М.М. Информационный сборник по профилактике ВИЧ для руководителей школ и учителей. – Алматы. 2007. – 72с.
5.Плотникова М.М., Рязанова Г.Л., Калинич Н.Ф. Руководство для преподавателей по пробеме СПИДа и его профилактике (применение интерактивных методик обучения в школе). Для обучения подростков 11-18 лет общеобразовательных и профессиональных технических школ. – Алматы. Казахстанская Ассоциация по половому и репродуктивному здоровью (КМПА), 2002. – 96с.
Мы за здоровый образ жизни.
Всем коллегам большое спасибо, что нашли время заочно посетить наше мероприятие. Желаю Вам, уважаемые коллеги, здоровья, счастья и творческих успехов в обучении и воспитании.
Рекомендуем посмотреть:
Методическая разработка по сказкотерапии
Сценарий устного журнала для 7-9 классов
Внеклассное мероприятие для учащихся 7-10 классов. Цветочная симфония
Внеклассное мероприятие для 7-9 класса на тему: Дружба
Похожие статьи:
Тренинговое занятие с учащимися 10-12 лет «Дерево толерантности»
Шоу – программа для подростков. Сценарий