ИКТ-технологии на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)
Статья для учителей средней общеобразовательной школы.
Автор. Подольская Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы КГУ СОШ № 4 г.Семей Восточно-Казахстанской области.
Анонс.
Вашему вниманию предлагается материал из опыта работы учителя русского языка и литературы. В работе представлены некоторые приемы использования на уроках мультимедийных материалов, выполненные программе в Microsoft Office PowerPoint 2007 для работы с интерактивными досками. Данный материал будет полезен учителям предметникам общеобразовательных школ.
Цель: повышение информационной грамотности учителей в овладении ИКТ-технологиями.
Задачи:
- познакомить коллег с различными приемами применения интерактивной доски;
- систематизировать и обобщить опыт применения ИКТ на уроках русского языка и литературы;
- формировать мотивацию к применению новых технологий;
- включить в содержание статьи приемы виртуальной рефлексии;
- оказать методическую помощь учителям, воспитателям в профессиональном образовании.
Компьютер, как любой инструмент, можно использовать по-разному, с разным успехом, ставя разные задачи. Сегодня многие коллеги еще только начинают разрабатывать свои подходы по применению ИКТ. Работать, бесспорно, стало интереснее, а нашим учащимся стало не только интереснее учиться, но и легче. Работая и изучая передовой опыт, вырабатывается свой стиль, отрабатываются соединения традиционной формы обучения с инновационными технологиями. Анализируя собственный опыт работы, уже сегодня можно обозначить положительные формы и приемы работы, технику применения, которую я намерена еще отрабатывать. Чтобы расти дальше, нам помогает обмен опытом. Это обобщение не является новым, уникальным. Но может быть, этот опыт поможет посмотреть на известное, давно изученное под другим теоретическим и практическим углом, и будет полезно как мне, так и коллегам.
СЛАЙД № 1.2
Современные задачи образования требует от учителя быть постоянно готовым к самосовершенствованию, к самообразованию, уметь видеть к какому результату мы должны подвести нашего ученика, сделать для нашего ребенка окружающий мир привлекательным, уметь вдохновлять его своими идеями, учиться быть рядом и немного впереди, ведя ребенка по жизненной дороге. Все это побуждает нас предполагать, что наряду с другими, ключевыми для современного учителя компетенциями становятся важными, ключевыми ИКТ-компетентность учителя.
Информационная компетентность учителя – это широкое понятие, которое понимается как осознанное, целенаправленное, результативное применение технических знаний и умений в деятельности учителя, воспитателя, является одной из составляющей профессиональной деятельности учителя.
Теоретики выделяют три основные аспекта ИКТ- компетентности:
Сегодня деятельность учителя направлена на изучение и применение новых форм и методов обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Формирование у обучающихся прочных знаний, умений и навыков можно решить, используя возможности интерактивной доски, позволяющие сочетать различные формы, приемы обучения русскому языку.
Применение интерактивной доски позволяет сделать объяснение теоретического материала доступным, логичным, ярким, так как материал можно представить, применяя анимированные схемы, таблицы, иллюстрации.
Можно многократно возвращаться к изучаемому, повторяемому, теоретическому материалу.
Если ученики пропустили занятие, то у учителя появляется возможность предоставить ему материал на диске, отправить домой по Интернету, а значит, мы экономим и наше время, время учащегося на ликвидацию пробелов по изученному материалу.
Визуальная информация позволяет развивать воображение, положительные эмоции, формирует умение у учащихся анализировать, выделять главное, обобщать, лаконично излагать мысли.
Большие возможности предоставляет интерактивная доска для словарно-орфографической, орфоэпической работы.
На экран демонстрируются словарные диктанты (или группа слов) для запоминания правописания. Ученики, работая над словами, должны вспомнить на какие правила записаны слова, вписать нужную букву, при необходимости объяснить лексическое значение слов.
Учащиеся могут записать однокоренные слова, составить словосочетания как самостоятельно в тетради, так и стилусом на доске. Словарный диктант выполняется в специальной тетради, в которых учащиеся работают с 5-11 классы. Такая работа позволяет ученикам планомерно готовиться к сдаче ЕНТ.
Мы знаем, что видов диктантов много. Сегодня у нас появилась возможность широко применять "немые диктанты". На слайде демонстрируются предметы. Задача учащихся: назвать представленные предметы, подписать, объяснить изучаемую или повторяемую орфограмму.
Данная работа позволяет не только проверить теоретические знания учащихся, но и наглядно продемонстрировать тот предмет, о котором идет речь в упражнении. Все это, бесспорно, развивает кругозор учащихся, осознанное усвоение не только знаний, умений, но и лексическое понимание слов.
Интересно и быстро проходят орфоэпические минутки.
Учащимся необходимо кликнуть мышью по букве, на которую падает ударение (сильная позиция), если знак ударения появляется, или буква окрашивается в зеленый цвет, то ученик правильно поставил ударение.
Изучение орфоэпических норм русского языка становится наглядным, а главное: систематическое выполнение подобных упражнений позволит воспитать и привить любовь учащихся к звучащему слову.
Полезно проводить работу по созданию алгоритмов для прочного запоминания правил правописания.
Проводя систематическую работу по выработке навыков правописания, учащиеся к выпускному классу будут иметь прочные осознанные знания, что позволит им получить высокую оценку на ЕНТ, быть уверенными в своих знаниях, потому что алгоритмы позволяют не механически запоминать правила, а осознанно, пошагово изучить, проанализировать, применить полученные знания.
Работая на интерактивной доске, информацию можно легко изменить: убрать, добавить, переместить, выделить маркером, можно подать дозировано.
В отличие от готовых таблиц, информацию на интерактивной доске можно открывать поэтапно, что позволяет удерживать внимание и интерес учащихся на протяжении всего урока.
Хорошо, когда на доске записаны не все вопросы, а открываются по мере обсуждения анализируемого, изучаемого материала. Учащиеся находятся в равных условиях, внимательно слушают ответы, дополняют ответы одноклассников, а не ищут знакомый вопрос, на который знают ответ.
Все знают и давно убедились, что контроль в форме электронных тестов, позволяют учителю осуществлять моментальную обратную связь с учащимися.
В любую минуту есть возможность завершить опрос, тестирование и получить результаты: оценку, процент качества, количество правильных ответов из общего количества заданных, пройденных тестов.
Ученики имеют возможность узнать о своих ошибках, проанализировать их сразу же на уроке, обратиться к теоретическому материалу, не завершая тестирования.
Получив результаты, легко можно провести поэлементный анализ учащихся, мониторинг качества по изучаемой теме, создать информационный банк о промежуточных результатах усвоения материала.
Мне нравится готовить мини-тесты. Например, учащиеся выбирают номер слов (появляется сразу три слова), можно выбирать в любой последовательности, затем ученики выбирают правильный ответ, а справа в "Табло результатов" загорается красный или зеленый квадрат, когда тестирование завершено, мы можем выставить оценку за работу. Все честно, наглядно, быстро, достоверно. Если ученик затрудняется, то он может обратится за подсказкой, не закрывая данной работы. Учебник не нужен, так как вся информация прикреплена к работе.
Учащимся нравятся выполнять упражнения, когда они видят сразу ответ. Поэтому с большим интересом учащиеся выполняют упражнение-тренинг «Да-нет». Быстро, наглядно, в работу вовлечены все учащиеся, внимание сосредоточено на вопросах, которые появляются постепенно. Такие упражнения можно проводить как на этапе закрепления, так и повторения.
Полезно, интересно, развивает знание по предмету. Можно урок построить на одну лексическую тему. Провести интегрированные уроки, например, русский язык и урок физического воспитания.
Зная интересы детей, можно уроки построить, используя темы, оформление из любимых мультфильмов, одновременно пропагандируя здоровый образ жизни.
На уроках русского языка можно и нужно говорить на языке цифр. Кстати, правописание числительных, очень часто вызывает затруднение у учащихся. На первом этапе урока, предлагаю начать с повторения ранее изученной темы и выполнить «Математический диктант».
Ученикам всегда нравится увидеть себя с экрана, поэтому, проведя гонки на самых «модных» машинах по правописанию,подводя итоги, демонстрирую следующий слайд, где в зрительных рядах они увидели себя. Восторг, удовольствие, лавина эмоций, даже некоторые забыли, что справились с работой не так как ожидали.
Учеба должна приносить удовольствие, радость, поэтому мы должны помнить и о развитии позитивных эмоциях наших учащихся. Таких работ еще много, это и игра в «Крестики - нолики», покупка рыбок в домашний аквариум, и очень смешно и грустно, если они выловят зубастую акулу, «Морской бой» с настоящими минами и взрывами, игры-состязания на самого грамотного, например, «Коровьи бега».
Большим помощником интерактивная доска становится на уроках развития и культуры речи.
Появляется возможность совершать заочные экскурсии по музеям и выставочным залам, рассмотреть детально картину, послушать любое музыкальное произведение,
можно обратиться к виртуальным школам, поработать с любым имеющимся словарем и получить мгновенно нужную, искомую информацию.
На уроках подготовки к сочинению появляется возможность посетить музей художника, изучить картины, осуществить подбор рабочих материалов, провести словарную работу и языковую подготовку, которая направлена на предупреждение речевых и грамматических ошибок.
Незаменима стала интерактивная доска и при проведение внеклассных мероприятий будь то КВН, или праздник «Здравствуй, Зимушка-зима», проведение родительских собраний и тренингов как с учениками, так и с педагогическим коллективом школы.
Можно сделать вывод:
- ИКТ позволяют на уроках продемонстрировать любой иллюстративный материал, организовать и провести тесты и контрольные работы любого уровня сложности, позволяют сделать мгновенную проверку, организовать как групповую, так и индивидуальную работу с учащимися;
- ИКТ помогают привить интерес к предмету, изучаемому материалу, активизировать работу с учащимися требующих коррекции знаний, с продвинутыми учащимися, позволяют создать ситуацию успеха;
- ИКТ позволяют подвести итоги, качественно организовать оценивание;
- ИКТ-конспекты, тесты, словарные диктанты можно использовать многократно, как во время урока, так и во внеурочной деятельности учителя.
Уважаемые коллеги, анализируя проделанную работу по изучению и применению ИНК-технологий, уже сегодня можно сказать, что это тот путь, который позволит нам воспитать критически думающего, эрудированного, с живым образным мышлением, конкурентоспособного ученика XXI века.
Рефлексия
Подведем итоги семинара. Вам даны цветные элементы, на которых обозначены темы/этапы семинара. Выберите только те темы из них, которые оправдали ваши ожидания. Создайте свой разноцветный рефлексивный ковер.
У нас получился очень яркий ковер, так как это было или нужно, или полезно, или интересно.
Всем участникам встречи большое спасибо.
Рефлексия «Две звезды и одно пожелание»
Уважаемые коллеги, прошу Вас высказать свое мнение, выставив оценку учителю, который подготовил и провел занятие. Технология «Две звезды и одно пожелание» - это итоговая рефлексия взаимодействия обучающихся или посетивших занятие коллег. Желательно написать/отметить не менее двух положительных моментов в работе и высказать одно пожелание. Всем спасибо за сотрудничество.
Приложение
Подводя итог об информационной компетенции, выделим три компонента:
это будет интересно
цитата в копилку
Рекомендуем посмотреть:
Как выполнить работу над ошибками по русскому языку
Роль ИКТ в образовательном процессе
Использование ИКТ в своей практической деятельности
Применение ИКТ во внеурочной деятельности в начальной школе
Похожие статьи:
Как организовать дистанционное обучение в школе
Сравнительно-исторический метод в языкознании в работе с одаренными детьми