Новогодние сказки о самом главном.
Классный час для учеников старшего и среднего звена.
Автор.
Подольская Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы
КГУ СОШ № 4 г.Семей Восточно-Казахстанской области.
Анонс.
Жизнь и здоровье граждан является главной задачей государства, а соответственно всех, кто занимается воспитанием, образованием подрастающего поколения. Обсуждаемые вопросы и ситуации позволят учащимся и родителям научиться некоторым формулам безопасности. Участники мероприятия осознают, что из самых безобидных ситуаций может вырасти беда, а из самых критических ситуаций, мы можем выйти, сохранив свою и жизнь вверенных нам детей. Материалы классного часа будут полезны классному руководителю и воспитателю, родителю и подростку.
Цель. Формирование основных правил безопасного поведения при подготовке и проведении новогодних праздников.
Задачи:
- объединить знания родителей и детей о правилах поведения в критических ситуациях;
- разъяснить правила поведения и их соблюдение на мероприятиях и во время подготовки к ним, украшая дома, кабинеты, места проведения новогодних мероприятий;
- дать некоторые практические советы по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
- вызвать интерес к вопросам обеспечения техники безопасности во время проведения общих мероприятий, мотивировать учеников к соблюдению основных правил и инструкций обеспечивающих здоровый образ жизни.
Форма: информационно-аналитическая беседа.
На классный час приглашены родители, инспектор по делам несовершеннолетних школы, медработник.
Роль классного руководителя: выполняет активную роль в его организации и проведении; взяв за основу сюжеты известных сказок, проводит напоминание об основных вопросах техники безопасности в канун празднования Нового года, предстоящих каникул; готовит плакаты, буклеты, памятки-инструкции для родителей и детей.
Эпиграф.
Предупрежден – значит вооружен.
Учитель.
- Что вы понимаете под словами обязанность? Свобода?
Ответы учащихся.
- Обратимся к словарю.
- Расшифруем слово право, путем ассоциативного подбора, используя только буквы П, Р, А, В, О.
Работа проводится сразу. Каждый участник мероприятия предлагает свои варианты-ассоциации.
Учитель.
В условиях современного общества вопросы безопасности жизнедеятельности резко обострились и приняли характерные черты проблемы уберечься от чрезвычайной ситуации, знать пути выхода из нее. Каждый из нас может оказаться в трудной, сложной, неожиданной ситуации, которая может угрожать нашей жизни.
-Кто может помочь нам выйти из трудной ситуации?
Ответы учащихся. Мы сами. Знания телефонов доверия. Знания правил безопасности. Думать, прежде чем, куда-то пойти, что-то сделать.
Учитель.
- Понять, что надо делать, как быть в той или иной ситуации – значит сделать самый важный и правильный шаг в изучении правил выживания в опасных ситуациях.
Вывод. Необходимо научиться навыкам спокойного, уверенного, безопасного поведения.
Беседа.
- Ребята, вы любите сказки? Читать или смотреть? А, что такое сказка? Чему учит нас сказка?
Ответы учащихся.
- Сегодня мы с вами вспомним наши любимые сказки, но на некоторые моменты посмотрим с другой точки зрения. Почему сегодня? Наверное, потому что в пятом классе мы еще не могли с вами так грамотно рассуждать как сегодня,и, изучая эти произведения, у нас стояли другие учебные цели и задачи. Сегодня у нас в гостях –уважаемые наши родители, инспектор школы, медсестра. Обсуждаемые вопросы серьезные, поэтому предлагаю принимать активное участие.
Сегодня на нашей встрече не будут выступать "с речью" медработник и инспектор нашей школы. Это всегда бывает на рабочих встречах. Сегодня хотелось бы, обсуждая вопросы, принимая решения, чтобы все были на равных, все могут отвечать, дополнять, возражать, предлагать и делиться достоверной информацией.
- Вспомните народную сказку «Снегурочка». Когда бабка и дед вылепили свою внучку,какое право получила девочка-снегурочка?
Ответ. Право на имя.
- В сказке А.Н. Островского «Снегурочка», приютив девочку, пришедшую из лесу, какое право дед с бабкой предоставили Снегурочке?
Ответ. Право на жилище.
Существует несколько сказок с одинаковым сюжетом, но с одинаковой развязкой, а именно все жители царства Берендеева или деревеньки радуются. Чему они рады?
Ответы. Снегурочка растаяла и наступила весна.
- Кем и какое право было нарушено в этой сказке?
Ответ. Подружки предложили прыгать ей через костер. Прыгая, она растаяла. Право на жизнь.
- Какое правило техники безопасности надо соблюдать, организуя подобные игры?
Ответ. Дети, молодежь организовали игры в лесу – это хорошо, но разводить костры опасно как для жизни человека, так и для леса. Игры проводились без присмотра старших.
Уважаемые коллеги, мы не рассматриваем здесь данную весеннюю сказку с позиций славянских традиций и обрядов. Идея заключается в том, чтобы показать ученикам, что они в ответе за то, что совершают, организуют самостоятельно, без взрослых.
- Можно ли устраивать подобные игры во дворе и почему?
Ответы учащихся. Нет, нежелательно. Маленькие дети, вещи, машины, наши дворы не предназначены для разведения костров.
Инспектор школы. Когда в лагерях отдыха, летних лагерях школы разжигают прощальный костер, то обязательно ставится в известность лесничество, или администрация города. Только с разрешения лесничества мы вправе зажигать костры, но мы обязательно должны пригласить службы пожарной безопасности.
Учитель. Всем нравится сказка «Морозко». Хорошая, добрая сказка. Но развитие действия начинается с нарушения прав героини. Какое право было нарушено и кем?
Ответ. Отец везет свою дочь в лес на съедение волкам, оставляя ее в лютый мороз под пушистой елью. Родители обязаны заботится о своих детях.
- Печальная история, которая завершиться очень хорош. А как вы думаете, что мы обязательно должны иметь с собой выходя из дома?
Ответы. Ключи от квартиры, от подъезда.
- Если есть возможность, то и сотовые телефоны, теплые варежки и шарфы. А почему нам нужен ключ от подъезда?
Ответ. Чтобы не ждать, когда случайно кто-нибудь откроет двери.
- Братья Гримм написали замечательную сказку «Госпожа Метелица», в которой рассказывается, как мачеха толкает свою падчерицу в колодец, по другому варианту, она сама прыгает вслед за веретеном. Прокомментируйте данный эпизод, согласно теме нашего занятия.
Ответ. Зима. Открытый колодец. Маленькая девочка. К сожалению, известны факты, когда дети, упав в колодец, ломали позвоночник, а если там горячая вода, то это тоже может привести к смерти.
- Какой вывод надо сделать, какое принять решение?
Ответ. Если на пути следования в школу, домой встретится открытый колодец, то необходимо срочно сообщить б этом старшим: родителям, учителю, инспектору школы, чтобы они могли связаться с коммунальной службой и предупредить их, а затем проверить, чтобы колодцы были закрыты.
Учитель и инспектор по делам несовершеннолетних. Это очень серьезный вопрос: открытые колодцы. На прилегающей к школе территории имеется три колодца, которые в настоящее время закрыты. Школа работает в две смены. Поэтому будьте внимательны и осторожны, когда идете домой и в школу. Никогда не наступайте на крышку, закрывающую колодец. Учите этим правилам своих братишек и сестренок, ведя их в школу или садик. Не устраивайте игры вблизи колодцев, проезжей части дороги.
- Как надо идти по улице, где нет тротуара?
Ответ. Навстречу движущемуся транспорту.
- Что можно предпринять, если ваша улица плохо освещена?
Ответ. Идя домой, в вечернее время, лучше возвращаться с включенным фонариком.
- Все мы читали сказку Г.Х. Андерсена «Снежная королева». Вспомните, что изменило жизнь главного героя мальчика Кая? Какие важные правила техники безопасности он нарушил, когда пошел гулять с Гердой?
Ответ. Катаясь на санях, он зацепился за сани Снежной королевы, поэтому у неё появилась возможность вывезти его за город. Таким образом она его похитила.
- Какое право нарушила Снежная королева?
Ответ. Право на частную жизнь.
- Какие вы знаете правила поведения, играя зимой на улицах города и реке Иртыш?
Ответы учащихся и родителей.
- Не кататься на подножках идущего транспорта.
- Не кататься на коньках по проезжей части улицы.
- Не цепляться за транспорт, катаясь на санях, мини-лыжах, коньках.
- Не кататься на реке без присмотра взрослых.
- Не кататься на санях с моста, на набережной, так как скорость движения саней можно не рассчитать и врезаться в движущийся транспорт, людей, выехать на лед.
- Не играть в подвижные игры, хоккей, футбол на реке. Для этого построены специальные корты в каждой школе, дворах города.
- Не играть на улице после 19.00.
- Помнить об одежде - одеваться по погоде.
- Не прикасаться руками зимой без варежек к железным, а тем более мокрым предметам: ручкам, колодцам, турникету, турникам на детской и школьной площадке.
- Не выезжать за город на прогулку, катание на лыжах без разрешения взрослых и без присутствия взрослых.
- Выезжая в зону отдыха, всегда иметь при себе аптечку, горячий чай, телефон. Можно еще проверить наличие в машине лопаты и троса.
- Выезжая за город, проверить, чтобы батарея сотового телефона была заряжена полностью.
- Не желательно выезжать за черту города, где нарушена телефонная связь.
- Не брать с собой на прогулку друзей без разрешения родителей.
- Не пить воду из колонок, установленных на улицах города.
Учитель. Молодцы. Спасибо всем. Вы знаете много правил, как необходимо вести себя, где можно играть с друзьями и родными. Пусть самое лучшее время, зимние каникулы, приносят вам и вашим близким только радость и счастье от общения, от возможности провести время на свежем зимнем воздухе.
Вывод.
1.
Надо уметь предвидеть и распознавать опасности. Учитесь избегать их.
2.
Надо знать об окружающих нас опасностях и собственных возможностях. Не бегите навстречу опасностям.
3.
Надо действовать грамотно. Подумай, даже если нет времени, а потом действуй.
4.
Надо учиться совершенствовать свои физические возможности, чтобы противостоять опасностям.
Вывод. Принимайте взвешенные, продуманные решения!
Учитель. Уважаемые родители, ребята, предлагаю на столике возле телефона иметь блокнот с экстренными телефонами:
- ваши телефоны, соседей, родственников, телефон скорой помощи, милиции, аварийной службы;
- в сотовом телефоне вашего сына или дочери занесите в память самые необходимые номера телефонов, а у вас (у учащихся) должны быть телефоны родителей;
- имейте в своем телефоне, блокноте телефоны и адреса друзей вашего ребенка, или соответственно номера работы ваших родителей;
- поставьте на быстрый набор в своем телефоне номер родителей/сына или дочери.
Вывод. Надо учиться жить спокойно, без риска для жизни, а для этого надо знать и выполнять элементарные правила техники безопасности. Помня простые правила, мы сможем избежать многих травм, неприятных случаев и встреч.
Учитель. Большое спасибо, что принимали самое активное участие в столь важном разговоре, как сохранить и обеспечить безопасность своей жизни и наших подростков.
Учитель. Вы все любите смотреть мультфильмы про Машу. Предлагаю вам, в канун новогодних праздников, внимательно посмотреть следующий сюжет.
Просмотр сюжета из мультфильма «Маша и Медведь», серия «В лесу родилась ёлочка», где Маша летает на петардах, сгорает ёлочка.Ученики и гости смотрят мультфильм.
Беседа
- Вам понравился мультфильм? Смотреть, конечно, было весело. Как вы считаете, какие инструкции по технике безопасности были нарушены Машей и её другом Мишей?
Ответы учащихся.
- Маша гуляет одна в зимнем лесу. Её никогда никто не ищет.
- Украшали ёлку игрушками, которые легко бьются.
- Медведь посадил Машу на шкаф, откуда она может упасть и получить травмы.
- Петарды лежали в открытом ящике.
- Спички оказались в доступном месте.
- Смотрели, как горит ёлка. Хорошо, что ничего не загорелось в комнате.
-Медведь выбросил горящие фейерверки из комнаты, которые взорвались в коробке, в лесу. Хорошо, что лес не загорелся.
Учитель.
- Сегодня мы, вспоминая любимые сказки, рассмотрели самые важные вопросы, принимали решения и делали выводы, как мы должны вести себя в той или иной ситуации.
- Сегодня наша медсестра (И.О.) расскажет о некоторых правилах, что нужно быстро сделать, если вы получили незначительный ожог, или появились признаки обморожения.
Вывод. Помните, ничего сами не лечите, не растирайте, а обязательно сразу обратитесь за помощью к родителям, скорую помощь.
Рефлексия.
Учитель. Ребята, уважаемые гости, перед вами наша елочка, но на ней пока игрушек. Предлагаю вам украсить елочку, прикрепив на нее игрушки-впечатления. Левая сторона - выразите одним словом ваше отношение к полученной информации; правая сторона - выскажите одним словом ваше отношение, как вы получили, повторили информацию по технике безопасности.
Учащиеся, родители вписывают в шары одно из слов и прикрепляют к импровизированной елочке. Звучит минусовка новогодней песни «В лесу родилась ёлочка». Слова Раисы Адамовны Кудашевой, музыка — Леонида Карловича Бекмана. Учитель вручает памятки и буклеты родителям и ученикам.
Учитель. Ребята, вы сегодня были активными, отвечая на поставленные вопросы, теперь ваша задача помнить их и выполнять. Всем спасибо.
Приложение
Памятки и правила бдительности для подростков
Бдительность – гарантия безопасности.
Правила поведения при новогодних мероприятий
Категорически запрещено зажигать в комнате, в помещении, на балконах:
- бенгальские огни,
- стеориновые свечи,
- фейерверки,
- петарды.
* Новогоднюю ёлку надо поставить так, чтобы она не загораживала выход из комнаты.
* Не тушите полностью свет в комнате, где стоит ёлка.
* Внимательно отнеситесь к подключению новогодних огней (гирлянд) – обеспечьте хорошую, надежную изоляцию соединений. Все должно быть изолировано, недоступно для маленьких детей.
* Не украшайте ёлку и помещение ватой и другими легкогорючими материалами, самодельными гирляндами.
* Не шейте костюмы и не украшайте комнату из легковоспламеняющихся материалов.
* Не ставьте ничего лишнего на электро- или газовую плиту.
* Выходя из комнаты, проверьте, чтобы все электроприборы, свет были выключены.
Вывод. Пусть Новый год будет самым ярким, счастливым праздником.
Поражения электрическим током могут вызвать:
- непосредственное прикосновение к электроустановке, находящейся под напряжением.
- приближение на недопустимое расстояние к электроустановке.
- так называемое «напряжение шага», возникающее вблизи мест замыкания токоведущих частей на землю или повреждения электрической изоляции.
- прикосновение к элементам электроустановки или корпусам оборудования, нормально не находящегося под напряжением, но оказавшимся под напряжением из-за повреждения электрической изоляции.
- помни, вода и электричество – не совместимы. Не включай электроприборы, если у тебя мокрые руки.
Категорически запрещается:
- играть вблизи и на территории электрических подстанций, под проводами линий электропередачи.
- влезать на опоры (столбы) линий электропередачи, разбивать изоляторы, набрасывать на провода какие-либо предметы.
- подходить к оборванным проводам на расстояние ближе 8 метров.
- заходить в помещение трансформаторной подстанции или трансформаторной будки.
- влезать на дерево, если вблизи от него проходит линия электропередачи, или провода проходят в ветвях деревьев.
Помни и выполняй следующие правила «не»:
- не влезай на опоры линий электропередачи!
- не играй под проводами и вблизи линий электропередачи.
- не заходи на территорию или в здание подстанции, даже если ты видишь открытые двери. (Скорее всего, замок был сорван грабителями или хулиганами).
- не пытайся достать предметы, попавшие на территорию подстанции.
- дотрагивайся и не поднимайся на электрооборудование!
- не трогай оголенные концы внутри распределительных щитков в домах и подъездах.
Правила поведения в походе.
- Строго выполнять все распоряжения руководителя.
- Быть внимательным во время движения – не выходить из строя, соблюдать правила уличного движения.
- На привалах за территорию лагеря без разрешения руководителя не уходить.
- Немедленно сообщить руководителю о замеченной опасности, о малейших признаках заболевания, утомления, о незначительных на первый взгляд травмах и потертостях.
В походе обязательно должна быть аптечка:
бинты и вата стерильные, жгут, лейкопластырь обычный и бактерицидный, раствор перекиси водорода, спиртовый раствор йода, марганцовокислый калий, нашатырный спирт, левомицетин, анальгин, крем от ожогов, мазь ихтиоловая.
Всегда помните правило "Зеркало"
Уважаемые коллеги, взрослые и дети в трудную минуту, прежде чем что-то предпринять, позвоните по телефону 56-..-.. и, будьте уверены, вам обязательно помогут.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий Новогодней конкурсной программы для учащихся 6-7 класса
Сценарий новогоднего праздника для 8-9 классов
Сценарий внеклассного мероприятия на тему: Новый год, 7-8 класс
Сценарий новогоднего праздника для старшеклассников
Похожие статьи:
Сценарий новогодней сказки для школьников 7-8 классов
Сценарий «Зимняя сказка» для учащихся 8-9 класса
Классный час в 7, 8 классе на тему ПДД
Методическая разработка информационного классного часа по теме: Все самое интересное из истории денег
Классный час 8-9 класс по теме Искусство