Доклад «Роль информационно – коммуникативных технологий в образовательном процессе»
Современная школа сегодня не может жить в разрез с изменениями, происходящими в мире. И одной из задач современной школы не случайно является качественное улучшение подготовки учащихся к жизни в условиях современного общества. Эту задачу школа может решить только на основе повышения квалификации и педагогического мастерства учителя, применение им новых методов и форм их решения. Современный учитель как один из важнейших участников образовательного процесса не может сегодня не учитывать в своей работе результатов постоянного и стремительного совершенствования информационных технологий. Именно она позволила мне выйти на современный уровень преподавания. Первым шагом стало изучение программы Интел «Обучение для будущего», стать победителем районного конкурса и участником областного семинара «Обучение для будущего в Оренбуржье».
Как и в любом производстве, для получения качественного результата нужно иметь качественное сырье. В нашем случае таковым являются содержание образования, качество обучения. И снова на помощь приходят информационные технологии.
А что же мне как учителю дают информационные технологии. Во-первых, оперативность информации: только информационные технологии позволяют достаточно быстро получить полную и новую информацию по моей предметной области.
Во-вторых, динамичность хранения. Позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решить проблему наглядности. Информационные технологии позволяют мне по-новому использовать на уроках текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, дают возможность использовать самые различные источники информации. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, позволяет вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени, используя гиперссылку. А презентация, составленная учителем, позволяет иллюстрировать свой рассказ. А программа ЕХСЕЛ позволяет мне разнообразить форму опроса, составляя тесты как средства опроса. Данный вид деятельности дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность. Результатом работы по данному направлению стало участие и победа в двух номинациях (реферат и методическая разработка внеклассного мероприятия) в областном конкурсе «И гордо реет флаг державный», а также участие во Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок» среди преподавателей общеобразовательных учреждений, посвященный 175-летию со дня рождения Д.И. Менделеева. Разработки уроков принимались только по электронной почте. На суд жюри была представлена методическая разработка урока по теме «Развитие образования и науки в России к.19 века. Д.И. Менделеев – ученый-энциклопедист». Данная разработка представлена в форме интеграции наук: истории, обществознания, химии и краеведения. Участвуя в финале конкурса, который проходил в химико-технологическом институте им. Д.И. Менделеева города Москвы, мне представилась возможность послушать лекции Марка Максимовича Поташника, Лизинского, Левита, Ямбурга.
Следующая помощь учителю от информационной технологии - это коммуникативность и интерактивность. Это позволяет учителю участвовать в виртуальных методических объединениях, педагогических советах, конференциях. Это мне позволило принять участие в Международной научно-практической интернет - конференции «Образование: вчера, сегодня, завтра», поделиться своими наработками.Модернизация российской системы образования предполагает интеграцию общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей в единое образовательное пространство. Существующие образовательные стандарты недостаточно учитывают возможности детей. При использовании уникальных возможностей дополнительного образования современное обучение в школе можно сделать более личностно-ориентированным, учитывающим индивидуальные особенности детей.
С целью реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы» я разработала проект «Край родной Оренбургский»,
который реализуется через:
- урочную систему (история, обществознание, краеведение, география, литература, информатика);
- внеклассную работу по предметам;
систему дополнительного образования.
Интеграция общего и дополнительного образования дает возможность учителю искать новые формы организации учебно-воспитательного процесса, которые позволяют использовать телевизор, ДВД, видеомагнитафон и цифровую камеру, мультимедийные учебники,интерективные наглядные пособия, проектор, интернет-информацию.
Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. А это значит, что сегодня учителю уже недостаточно просто применять компьютер на уроке, необходимо владеть серьезными методиками и технологиями их применения при обучении и воспитании. А это дает новые возможности для роста учителя.
Рекомендуем посмотреть:
Что такое ИКТ
Цели применения ИКТ на уроках истории
Информационные технологии на уроках иностранного языка в условиях перехода на ФГОС второго поколения
Интерактивные технологии в преподавании лингвистических дисциплин
Похожие статьи:
Информационные технологии на уроках английского языка
Как организовать дистанционное обучение в школе