Автор: Кашина А.В. учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 22 с углублённым изучением иностранных языков имени Василия Тезетева города Ульяновска
В предлагаемой статье представлен материал, в котором отображены интерактивные приёмы, помогающие сделать урок интересным и творческим. Он будет полезен учителям литературы, истории, иностранного языков.
Интерактивные технологии в преподавании филологических дисциплин
Сегодня мы много говорим о перестройке школы, часто забывая, что это не абстрактное понятие, а конкретная ежедневная работа. Несмотря на всеобщую компьютеризацию, во главе всего по – прежнему стоит человек.
Увидеть, разглядеть, не пропустить у ученика всё самое лучшее, что в нём есть и дать импульс к самосовершенствованию – вот одна из задач учителя.
На мой взгляд, профессионализм учительский сегодня связан не столько с накопленным багажом знаний по своему предмету ( это важно!), а всё же больше с нашей готовностью и желанием открыто взаимодействовать с детьми. Учитель ни в коем случае не должен замыкать учебный процесс на себе. Главными в процессе обучения становятся связи между детьми, их взаимодействие.
Различие между «дать знания» и « достичь понимания» огромно. Вполне естественной была моя реакция на новое слово « интерактивный». Что это – новое наименование для хорошо забытого старого или нечто принципиально новое? Необходимо отметить, что сами по себе интерактивные технологии не вытесняют традиционные. Они лишь позволяют приблизить школьную методику к требованиям сегодняшнего дня.
Чтобы создать атмосферу свободного и радостного творчества, нужно подходить к привычным для нас формам с позиции креативности. Она рождает оригинальные решения и делает процесс мышления увлекательным. Арсенал интерактивных средств огромен.
Проектом на уроках литературы может стать… маленький спектакль в конце каждой темы, подготовленный разными группами.
Замечательный приём – «Выбери и займи позицию». Подготовительную работу можно начать с семинаров – практикумов: часть учащихся объединяется в группы и получает задание на определённое время, по истечении которого группа отчитывается в той или иной форме о своей работе. Задача учителя – провести большую подготовительную работу перед применением вышеуказанного приёма. За неделю классу даётся проблема, которую требуется разрешить. Альтернативные решения учитель озвучит непосредственно на уроке. Дети подбирают материал из разных источников. Например: Применять ли смертную казнь как наказание?
1.Безусловно, да.
2. Нет.
3.В случаях сексуального насилия над детьми.
4. В крайних исключительных случаях.
Парты заранее расставлены перед уроком. Каждый угол – одна из позиций. Дети рассаживаются по группам в соответствии со своей позицией.На партах лежат инструкции: попробуй разобраться в позиции другой стороны; открой ценность и важность другой точки зрения; что интересного в другой точке зрения?
Меняется позиция? Возможен переход. Этот приём учит детей взаимопониманию, умению слушать и слышать.
В процессе преподавания дисциплин филологического цикла с неизбежностью происходит своеобразная перегрузка детей словесной информацией, поэтому на помощь приходит приём «Иное воспроизведение информации», создание кластера.
Методика создания кластера проста. Каждый ученик записывает в центре страницы ключевое слово, обозначающее суть проблемы. Вокруг этого слова – возникающие у ученика ассоциации, мысли. Рекомендуется пользоваться цветными ручками, выделять значимые понятия. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления. При такой организации работы развивается не только мышление, но и язык, и память, так как они тесно связаны друг с другом.
На повторительно – обобщающих уроках эффективен приём «Синтез идей». Он предусматривает выполнение группами поэтапно всех видов заданий
1 группа выполняет первое задание синим стержнем, вторая – второе зелёным стержнем и.т.д. После выполнения 1 группа отдаёт свой листок для доработки 2-ой группе, вторая – 3-ей группе. Когда доработанный листок возвращается к « хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учётом дополнений одноклассников (по цвету стержня мы увидим работу групп).
Большое место на уроках литературы отводится приёмам, формирующим умение работать с вопросами. Мысль остаётся живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления. «Тонкие» вопросы ( Кто? Что? Как звали? Когда?) требуют знания текста и однозначного ответа, а «толстые» вопросы ( В чём различие? Объясните, почему…).Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний учащихся, уровня погружённости в текст. В парах таким образом можно проверить домашнее задание.
У учителя – словесника роль особая: он должен не только донести информацию, но и достучаться до душ своих учеников, развить культуру языка .Домашние задания, выполнение которых требует работы с разными источниками, в этом могут помочь. Например, после изучения творчества Блока одиннадцатиклассникам можно дать следующие задания:
1.Подготовьте обзор сайтов, посвящённых творчеству поэта.
2.Создайте интеллект – карту по творчеству Блока
3. «Оригинальная палитра автора» Что это?
Итак, насколько проста параллель: можно сколько угодно рассказывать ребёнку о том, как завязывать шнурки, но, пока он не сделает этого сам, не научится. Закончить мне хотелось бы такой притчей. Священника спрашивают: «Вы каждый день призываете : «Не кради, не убий, не лги! Идут века, а человек крадёт, убивает, лжёт. Не напрасен ли ваш труд?» «Нет, не напрасен, - отвечает священник. – Мир был бы ещё хуже, не повторяй мы этих заповедей». Миссия учителя вполне сравнима с миссией священника.
Право выбора всегда остаётся за вами: будете ли вы просто носителями информации или создадите такие условия, которые помогут детям самим добывать информацию и приобретать путём проб и ошибок свой собственный опыт!
Литература:
Суворова. Н. Интерактивное обучение: новые подходы / Н.Суворова // Учитель. – 2000. - № 1. – С.25
Роджерс.К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем. / К.Роджерс // Семья и школа. – 1987. - № 10
Рекомендуем посмотреть:
Что такое ИКТ
Цели применения ИКТ на уроках истории
Информационные технологии на уроках иностранного языка в условиях перехода на ФГОС второго поколения
Роль ИКТ в образовательном процессе