Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Эссе педагога «Я свято верю в жизнь иную»

Эссе «Я свято верю в жизнь иную»
Блажен, кто любит в наше время,
Кто искру веры сохранил:
Тому не страшно средь могил,
Тому не тяжко жизни бремя!
И. Никитин


Многие века христианская религия была официальной идеологией нашего государства и определяла нормы куль¬турного и нравственного поведения. К тому же религия была тем стержнем, вокруг которого создавались худо¬жественные ценности и развивалась русская культура. Поэтому нравственный облик русского народа и его ду¬ховный мир создавались в значительной мере деятель¬ностью Церкви.
В советское время религия преследовалась, и роль Церкви в истории России принижалась. Мы знали иска¬женную историю Родины и были лишены ощущения при¬частности к своей культуре: не представляли, каким духовно-нравственным богатством владели наши пред¬ки, и не знали древнерусского искусства только пото-му, что к нему более всего причастна Церковь.
Но вот в нашей стране изменился общественный строй, и свобода личности во всех сферах человеческой дея¬тельности оказалась самым приоритетным явлением. В ре¬зультате многие стали искать дорогу к Храму, подтверж¬дая этим извечную тягу людей к высокому и вечному. По всей стране восстанавливаются храмы. И это прекрасно!
В селе Александровка Грачевского района сохранилось дворянское гнездо гофмейстера императорского двора, петербуржца – аристократа Николая Яковлевича Стобеуса. Сам род Стобеусов попал в Россию либо при Петре и его реформах, либо стали потомками пленных шведов, которые не раз ходили с военными действиями на Российскую империю.
Точных данных, когда поселился в здешних местах Стобеус, нет. Но усадьба, построенная им еще в начале XIX века, до сих пор притягивает к себе особой силой. Вокруг старого барского дома разрослась сирень. Сквозь душистые ветви проглядывают золотистые кресты храма. И, словно чья-то неспокойная душа, заливается, плачет в кустах соловей.
Эта усадьба до сих пор хранит свои тайны. Одна из тайн – кто же является автором проекта храма? Некоторые исследователи утверждают, что архитектура храма берет свое начало в работах выдающегося архитектора К.А. Тона. Известно, что в 1850 годах в Арзамасе был возведен Христо-Рождественский храм по его проекту, в облике которого можно увидеть аналогию с нашим храмом. Но я могу предположить, что автором проекта мог быть и Лев Даль, который в 1833 году был советником при оренбургском губернаторе. Под его руководством в Нижнем Новгороде в 1858 году был построен Храм Святого благоверного князя Александра Невского. Храмы похожи как две капли воды.
Храм был построен в 1855 году и вмещал в себя до 1500 богомольцев. По своей архитектуре – это крупный четырехстолпный пятиглавый храм в традициях русской архитектуры 15 века с элементами готического стиля в оформлении порталов. Здание кирпичное на белокаменном цоколе. Строительный материал – глиняный кирпич. Интерьер зального четырехстолпного храма на сегодняшний день практически лишен живописи. Небольшие фрагменты ее сохранились на парусах восьмерика под карнизом с богатой лепниной в виде кронштейнов, в интервалах между которыми помещены горельефы ангелов, и нижнего рельефного орнаментированного пояса. Полы покрыты каменной лещадью. На восточном фасаде в медальоне просматривается портрет Александра Невского. Высокие коло¬кольни похожи на пики, а свод - на островерхий, боевой шлем великого князя Александра. При храме имелась библиотека, а в 1884 году была открыта церковноприходская школа. В непогоду, когда гуляла по просторам полей метель, на колокольне храма непрерывно звонил колокол, он служил маяком заплутавшим путникам.
В свое время возле храма был устроен пруд, который местные жители прозвали Чудским. Зимой крестьяне выходили в лаптях на лед и, словно перед великим сражением, крестились на храм, а потом со страхом и восторгом купались в проруби.
Как же получилось, что потомки рыцарей, потерпевших поражение от Александра Невского, построили храм его имени на оренбургской земле?
Видимо, настолько шведы прониклись русским духом и культурой, что решили построить православный храм.
Еще одна тайна усадьбы касается выбора имени покровителя храма. Память о том, что именно князь Александр разбил далеких предков на Чудском озере, возможно, не помешала семье дать имя этого святого новому храму. Кроме того, в то время в стране друг друга сменяли императоры, носящие имя «Александр». Возможно, храм стал своеобразным знаком внимания к правителю. Кроме того, сына Николая Яковлевича Стобеуса также звали Александром, который умер в раннем возрасте. В подтверждение этой догадки, на одной из стен храма мы можем разглядеть сохранившуюся часть фрески «Положение во гроб». Это напоминает нам один евангельский сюжет о смерти Иисуса Христа. Как вариант, храм Александра Невского мог быть своеобразным оберегом для всей Александровки.

В годы советской власти храм передали на баланс совхоза «Волна» и он стал использоваться как склад под хранение стройматериалов и производственное помещение, где действовала зернодробилка. Хозяйственная деятельность нанесла существенный ущерб зданию и внутренним интерьерам. Кроме того, в свое время с храма пытались сдернуть купола с помощью тракторов и тросов.

В 1991 году храм святого благоверного князя Александра Невского официально признали памятником архитектуры государственного значения в внесли в реестр. Началась реставрация храма усилиями православных верующих под руководством старосты храма Кузьмина Анатолия Петровича, потерявшего трагически погибшего сына.
Храм в селе – это не просто необходимость, это центр духовной жизни, где в пожилом возрасте можно получить утешение, а в молодом просвещение.
Всего же за последнее десятилетие в Оренбургской области построено 42 церкви и 34 новых храмов, ведется восстановление ряда культовых сооружений - памятников культуры и архитектуры. Среди них Екатерининская церковь (1852г.) в с. Тугустемир, церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1832 г.) в с.Кардаилово, Спасская церковь (1814 г.) в с.Спасское, Введенский собор г. Оренбурга. В общей сложности в пользовании и собственности Русской православной церкви, представленной в Оренбуржье 174 организациями, находятся 108 храмов и 47 молитвенных домов.
Провозглашая идеалы гражданского мира, толерантности, патриотизма, крепкой семьи и честного труда, религиозные институты Оренбуржья объединяют людей. Согласно данным социсследований, проведенных министерством культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области, более 70% оренбуржцев доверяют традиционным конфессиям.
С введением курса «Основы мировых религиозный культур» наше подрастающее поколение знакомится с огромным пластом художественного и нравственного наследия, что является нашим драго-ценным достоянием и составляет национальную гордость. Но многие восприняли это нововведение как нарушение конституционных прав человека. Ведь государство наше светское и религия отделена от образовательных учреждений. Да, отделена! Но отделе¬на Церковь со своими обрядами и богослужениями! А как быть с художественным и нравственным наследием, ведь оно имеет более всего историческое, научное и воспитательное значение! Художественное наследие - это памятники истории и культуры (в основном иконы, храмы и монастыри); это то, что украшает нашу Родину и является теперь глав¬ной достопримечательностью в любом регионе России.
А нравственное наследие — это учение Иисуса Хри¬ста. Нравственные заповеди человечество выработало, чтобы выжить на Земле, а учение Христа - это неис¬сякаемый источник живой воды для человечества! И это должны знать наши дети!
Современный мир нравственно болен и оздоровление общества должно быть одной из главных задач для российской интеллигенции, поскольку некоторые россияне свободу восприняли как вседозволенность.
Одним из ярких примером может служить деятельность группы Pussy Riot. Но что интересно, среди участников группы есть музыканты, работники культуры, филологи, альпинисты, кинокритики. Не понятно другое, почему местом акции выбран храм Христа Спасителя? Многие прихожане теперь считают это место оскверненным. У нас, конечно, демократия, и каждый волен искать способы самовыражения. Но почему делать это надо за счет других? С грязными ногами в Храм Господень, и соответственно в душу. Если же они такие непримиримые борцы за справедливость и смену власти, так почему же прямо ни в Кремль шли? И очень хорошо, что этот поступок группы получил такой резонанс в обществе.
Сегодня в нашей стране многое предпринимается для нрав¬ственного оздоровления общества, но как бы ни разви¬вались и спорт, и искусство, и поиск исторических кор¬ней, и всё то, что определяет духовность человека, ре¬лигиозно-нравственные нормы по-прежнему остаются главными. И даже наш великий искатель истины Л. H. Толстой написал когда-то, что «без религиозной основы не мо¬жет быть никакой настоящей нравственности».
Я считаю, что будущее России зависит от того, насколько мы сумеем сохранить и защитить духовные сокровища российской истории. Ведь именно вера и религия - это наиболее действенное средство массового воспитания морали, которые возродят нашу духовность, помогут сохранить общечеловеческие, семейные ценности, воспитать патриотизм в молодых людях

Рекомендуем посмотреть:

Эссе педагога дополнительного образования Эссе руководителя школьного кукольного театра Эссе педагога дополнительного образования Эссе педагога дополнительного образования. Мое педагогическое кредо
Инструкция по охране труда для педагога дополнительного образования | Роль ИКТ в образовательном процессе
Опубликовано: 3611 день назад (29 мая 2014)
Просмотров: 2310
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Ирина Владимировна Корелова # 29 мая 2014 в 22:21 0
Наталья Алексеевна, поднятая Вами тема достаточно серьезная, но я согласна с Вами в том, что будущее России зависит от того, насколько мы сумеем сохранить и защитить духовные сокровища Российской истории. Большая роль отдается в этом педагогам и родителям. Примите мой первый голос, успехов в работе.
Уварова Наталья Алексеевна # 29 мая 2014 в 22:37 0
Спасибо, что не остались равнодушными! Надеюсь на творческое сотрудничество.
Татьяна Андреевна # 29 мая 2014 в 22:46 0
Очень интересный материал. Голос несомненно за чудесный материал, так как затронутая Вами тема очень актуальна в нашем современном мире. Желаю творческих успехов. joke
Ольга Геннадьевна Гонышкова # 31 мая 2014 в 19:31 0
Уважаемые коллеги!В этом году я вела курс основ православной культуры. Пришли дети, которых направили родители. А уходили дети, которые вполне самостоятельно распознают приметы православной культуры. И поползли слухи:ОПК и философию в школе изучать не нужно. Нам не страшен серый волк - мы уйдем в дополнительное образование, условия созданы.
Прочитав Вашу публикацию, я только сильнее поверила в то, что знать истоки нашей культуры необходимо, и сенситивный период - школа.
Спасибо. Какая же богатая наша история и культура!
Анна Александровна Овсянникова # 3 июня 2014 в 13:36 0
Благодарю за интересные рассуждения. Действительно, в наше время очень остро стоит вопрос о нравственном и религиозном воспитании детей, тем более что русская культура уже много веков является христоцентричной. Нет такого писателя среди тех, что ребята изучают в рамках школьной программы, который не касался бы темы православия. Я преподаю литературу, и порой бывает очень трудно объяснить детям какие-то моменты, так как они не видят православную символику, встречающуюся у Чехова, Бунина и др. К тому же сейчас наряду с православными детьми учатся ребята из мусульманских детей. Кстати, порой у меня складывается впечатление, что они интересуются своей культурой гораздо больше. Так, например, когда я преподавала МХК в этом году и дала задание сделать доклад о человеческих ценностях в мировых религиях, учащиеся из мусульманских семей выполнили более содержательные сообщения. С удовольствием выходили к доске, даже с какой-то гордостью в отличие от крещенных детей. В своем классе я чаще встречаю ребят-мусульман, которые хотя бы в малом соблюдают то, чего требует от них религия (запрет на потребление в пищу свинины и т.п.), в отличие от православных. Зачастую дети являются зеркальным отражением своих родителей. И если у родителей отсутствуют знания основ родной культуры и интерес к ним, то и ребята остаются равнодушными к этому.