Эссе руководитель школьного кукольного театра
Я, Янченко Вера Викторовна, работаю в ГКОУ РО школа- интернат VIII – вида поселка Орловский 6 лет, воспитателем интерната. И уже 5 лет я являюсь руководителем школьного кукольного театра «Радуга». Проблема по самообразованию , над которой я работаю, звучит так- «Формирование культуры общения и эстетических чувств посредством кукольного театра". Выбрана она была не случайно, т. к. по мнению доцентов Е Д. Худенко, Г.Ф. Гаврилычева и учителей – дефектологов Е.Ю. Селиванова, В .В. Титова у детей с умственной отсталостью проявляются недостатки характера, преимущественно эмоционально обусловленные:
-неустойчивость внимания;
-повышенная возбудимость аффектов;
-сильная острота симпатий и антипатий к людям;
-пугливость и боязливые страхи (фобии);
-пессимизм и чрезмерная веселость;
-равнодушие, безучастность;
-страсть к чтению.
Для умственно отсталых детей характерны: неустойчивость произвольного внимания, низкий уровень самоконтроля и самоорганизации, недостаточная забота о результативности своей работы. У детей нарушена функция памяти и речи, дети не умеют общаться друг с другом, присутствует чрезмерная раздражительность и импульсивность, не умеют доводить дело до логического завершения, нарушена мелкая моторика рук.
А театр кукол много значит для детского сердца. Ведь кукла может все или почти все. Она творит чудеса: веселит, обучает, развивает творчество, корригирует поведение. С помощью театра кукол решаются психолога – педагогические задачи, осуществляется эстетическое воспитание детей, творческое развитие. Наш школьный кукольный театр – это театр «петрушек». Петрушками называются куклы, которые надеваются на руку. В наших постановках мы используем кукол, изготовленных на фабрике, некоторых готовим сами вместе с детьми. Сценой в театре «петрушек» служит ширма. Декорации мы рисуем совместно с ребятами. Кукловоды, спрятанные за ширму, управляют куклами и говорят за них. Благодаря чему у детей исчезает страх перед публикой, развивается речь, память, мышление. Кукла – «петрушка» отличается от обычной тем, что черты ее лица крупнее, выражение характернее. Туловища совсем нет. Его заменяет специальная перчатка и рука кукловода, на которую кукла одета. Все это способствует развитию мелкой моторики рук.
Доброжелательность со стороны педагога, поощрение, высказывание положительных оценок в адрес ребенка способствует стимулированию его творческой активности.
Для своих постановок мы с детьми используем сказки хорошо знакомые школьникам, некоторые из них показываем в новой обработке.
Сказки детям читали всегда, и будут читать всегда. Дети с желанием, во время наших занятий, читают их сами, развивая свою технику чтения. Но можно не только читать, но и играть в сказки, что мы с детьми и делаем на своих занятиях. Играя с детьми, я помогаю им в познании окружающего мира, накоплении знаний. Такие игры помогают закрепить содержание сказки, по-новому взглянуть на чтение.
На своих занятиях я стараюсь создать условия для
творческого самовыражения:
- обмен мнениями (дети дают оценку друг другу);
- снятие «зажимов» (учить детей на собственном примере раскрепощаться, не бояться сцены);
- сотрудничество педагога и воспитанника (дети с удовольствием участвуют в музыкальном оформлении спектакля, декорировании сцены и т.д.);
- снятие психологической инертности;
- проведение детального анализа.
На основе наблюдений выявила, кто из детей нуждается в индивидуальном и дифференцированном подходе. Для таких детей я подобрала специальные развивающие игры по методике И. Коваль.
Так как у актера с интеллектуальной недостаточностью имеются определенные сложности в организации своего поведения (истощаемость, слабая концентрация внимания и т.п.), то я выбираю для работы с детьми простые детские сказки. В противном случае необходимо ритмически членить действия на небольшие части: сцены, эпизоды, картины и т.д., чтобы к каждой части актер мог приступить как к новому заданию.
Работу с детьми я начинаю с коллективных форм (задание дается всей группе) и развиваю в сторону поиска индивидуальных средств выразительности, начинаю с того что у ребят получается. Также учитываю объективные ограничения возможностей детей, создаю ситуации посильного для них напряжения, помогаю им расширить свои возможности и учу вместе радоваться даже небольшим победам. Не фиксирую ошибок, а посредством игровых заданий добиваюсь их исправления.
Для всестороннего развития умственно отсталых детей необходимо формировать умение работать в коллективе. Под коллективной деятельностью подразумевается совместная постановка с отдельными ролями. Поскольку дети в процессе постановки спектакля тесно взаимодействуют друг с другом, при разделении ролей, а так же связаны общностью цели, то очень важно в процессе работы сохранить дисциплину, доброжелательность, но в то же время товарищескую требовательность в отношении качеств и правильности выполнения действий спектакля.
Вследствие совместной работы воспитанники получают навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
Итогами всех наших занятий являются выступления перед зрителями: на школьных мероприятиях, зональных съездах и районном мероприятие посвященном декаде инвалидов.
Таким образом, по-моему, мнению, художественно – эстетическая направленность внеурочной деятельности детей, посредством школьного кукольного театра способствует формированию у них положительных эмоций, расширяет сферу их чувств, приобщает к коллективным переживаниям, развивает инициативу, творческую выдумку, расширяет знания детей.
Используемая литература:
• Библиотека воспитателя «Театральная деятельность», А.В.Щеткин .-М.:Мозаик-Синтез,2008г.
• Организация и планирование воспитательной деятельности в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме, Е.Д.Худенко и др.- М.:АРКТИ,2005г.
• Организация театральной деятельности в школе и внешкольных учреждениях, Великоднева Ю.В.
Рекомендуем посмотреть:
Эссе педагога дополнительного образования
Эссе педагога «Я свято верю в жизнь иную»
Эссе педагога дополнительного образования
Эссе педагога дополнительного образования. Мое педагогическое кредо