Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Классификация игр, используемых в начальной школе

Игра и её психологические механизмы воздействия на младших школьников
В современном мире имеется достаточно средств для общения. Люди получают информацию со всех сфер: телевидение, радио, газеты, журналы, интернет и др. Труднее входить в контакт детям младшего школьного возраста, когда в их жизни наступает новый этап - школа. Необходимо помочь ребенку справиться с возникшими трудностями. Именно это является в современном мире актуальной проблемой. В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения.

Игра для ребенка на данном этапе самое серьезное дело. Игра - это школа познания, творчества, интеллектуального и духовного развития ребенка. В игре перед ребенком раскрывается мир. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. В игре дети усваивают систему отношений, развиваются, учатся премудростям, формируются как личности.
Игра представляет собой сложный социокультурный феномен, которому посвящено множество философско-культурологических, психологических и педагогических исследований. Особое место принадлежит вопросу об использовании игры в целях установления контактов между детьми. Сложность кроется в особой природе игровой деятельности: в ее многочисленных определенно неизменно подчеркивается самоценность и самопроизвольность, отсутствием практической направленности, ориентации на результат.
Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами и педагогами различных научных школ можно выделить ряд общих положений:
1. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов.
2. Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.
3. Игра - первая ступень деятельности ребенка дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся.
4. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.
5. Игра - свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.
6. Игра - главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.
Классификация игр:
По месту и условиям проведения.
Подвижные на открытом воздухе, комнатные, компьютерные и т.д.
По целям проведения.
Обучающие, тестовые, тренинговые, развивающие, развлекательные, азартные и др.
Комплексные игры.
Сюжетно-ролевые игры.
В основе этих игр лежит некий сценарий, сюжет, согласно которому распределяются роли между участниками. В основе такой игры могут быть книжные сюжеты.
Тематические ролевые игры.
Игры, в которых сюжет развивается самостоятельно, а задана только тема игры (например, игра «в войну» или «дочки-матери»).
Можно принять за аксиому общепринятый подход делить все игры детей на три большие группы:
- игры с готовыми «жесткими» правилами;
- игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий;
- игры, в которых наличествуют и свободная игровая стихия, и правила, принятые в качестве условий игры и возникающие по ее ходу.
Можно выделить в самостоятельные типовые группы, следующие игры:
- собственно детские игры всех видов;
- игры - празднества, игровые праздники;
- игровой фольклор;
- театральные игровые действа;
- игровые тренинги и упражнения;
- игровые анкеты, вопросники, тесты;
- эстрадные игровые импровизации;
- соревнования, состязания, противоборства, соперничества, конкурсы, эстафеты, старты;
- свадебные обряды, игровые обычаи;
- мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады, игровые аукционы и другое .
Также игры классифицируются по содержанию поставленных задач (на знакомство, на сплочение, розыгрыши, познавательные, развлекательные), по форме (танцы, интеллектуальные, эстафеты, тренинги), по месту проведения (на воздухе, в помещении), по скорости и времени проведения (сезонные, игры-минутки, кратковременные, длительные), по уровню организации (спонтанные, управляемые, стихийные), по составу (возрастные, по половому признаку), по количеству участников (индивидуальные, командные), по степени активности (малоподвижные, подвижные, «сидячие»), по наличию реквизита (с реквизитом, без реквизита).
В настоящее время игры выходят на новый высокий уровень, используются разнообразно и результативно. С данной позиции все детские игры делятся на следующие виды:
- физические и психологические игры и тренинги: двигательные (спортивные, подвижные, моторные); экстатические, экспромтные игры и развлечения; освобождающие игры и забавы; лечебные игры (игротерапия);
- интеллектуально-творческие игры: предметные забавы; сюжетно-интеллектуальные игры; дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные); строительные, трудовые, технические, конструкторские; электронные, компьютерные игры, игры-автоматы (кнопочные игры); игровые методы обучения;
- социальные игры: творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы); деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные);
- комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая деятельность.
К физическим и психологическим играм и тренингам относятся:
Двигательные игры.
Ритм современной жизни, учебная обстановка, пассивные зрелища, тяга к которым у ребят, к сожалению, заметно увеличивается, - все это вызывает повышенную утомляемость. Поэтому используют двигательные игры (спортивные, подвижные, моторные) - самые разнообразные и многочисленные во всем пространстве детских игр. Они концентрированно обеспечивают физическое развитие и физическое здоровье детей. В основе двигательных игр лежат физические упражнения. Двигательные игры способствуют воспитанию: воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей к взаимопомощи, честности и правдивости.
Экстатические игры
(от греческого «восхищение»). Отражает потребность человека выразить свой восторг, воодушевление. Это человеческие забавы, отражающие высшую степень эмоций, смещение, перемещение в иную плоскость, своеобразное слияние со средой, с той деятельностью, которой люди занимаются. К экстатическим забавам относятся современные танцы-игры, в которых за счет активных импровизационных движений, ритмических повторений, хореографического напряжения самовыражения танцующие дети испытывают эстетическое и физическое наслаждение, восторг. Тенденция слияния со средой порождает такие экстатические игры, как купание на волнах прибоя, катание на коньках, катание на каруселях, раскачивание на качелях, катание на велосипедах и многое другое .
Освобождающие игры.
К данному типу игр следует отнести:
- миметрические игры (от греческого «подражанием») - пантомимы, пародирование, экспромтные драматизации детей (акробатика, кукольные представления и номера оригинального жанра);
- юмористические забавы: речения, розыгрыши, игры-шутки, анекдоты, посиделки, страшилки и другое, которое выступает в роли механизма защиты личности ребенка;
- трюки, парадоксы, фокусы;
- игры случайного выигрыша, непредсказуемой удачи: карты, домино, лотерея, игры в кости и другое.
Лечебные игры.
Возникшие в 20-е годы психотерапевтические игры - вид психической гимнастики, с помощью которой вырабатываются навыки сотрудничества, диалога, способность к эмоциональному самоконтролю и адекватному поведению в семье и группе сверстников. Лечебные игры остаются для детей по форме развлечениями, удовлетворяющими их досуговые потребности, а по сути они способны снять напряжение, помочь детям «выплеснуть» негативные эмоции, разрядиться.
К интеллектуально-творческим играм относятся:
Дидактические игры.
На занятиях учитель организовывает и проводит дидактические игры: упражнения детей в узнаваниях, различении и определении формы, величины, цвета, пространства, звуков.
Учеба в данный период занимает огромное количество времени и теоретически становится ведущей деятельностью. И, тем не менее, игровая деятельность должна продолжаться, так как она позволяет решать задачи возрастного развития. Именно в этом возрасте через игру можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать. Без этого важного «игрового» периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развития зрелой полноценной личности.
В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществлять психологические замены реальных объектов. С помощью игры ребенок имеет возможность развивать в себе те или иные качества (силу, координацию движений, внимание и другое), получать новые знания о мире, испытывать переживания, которые по тем или иным причинам недостижимы в обычной жизни. Игровая деятельность позволяет воспроизводить реальность через игровые модели ситуаций, развивают фантазию, интеллект, способствует обучению.
В игре легко и незаметно для ее участника у детей формируются способности общения с людьми и воздействия на окружающие объекты реальной действительности. Игровой вид деятельности предполагает овладение опытом поведения социально активной личности.

Таким образом, игра является наиболее доступным и интересным для ребенка способом переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций

Рекомендуем посмотреть:

Успешность в обучении младших школьников Духовно-нравственное воспитание младших школьников Комплексная работа с текстом в 4 классе по теме: «Н.И. Сладков. Скворцы прилетели» Формирование познавательных универсальных действий на уроках в начальной школе

Похожие статьи:

Обучение грамоте - как один из основных разделов изучения языка

Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах

Методика наблюдения за девиантным поведением младшего школьника

Создание условий для реализации мотивационной деятельности учащихся начальных классов на уроке

Эссе руководителя школьного кукольного театра | Фоторепортаж о воспитательном занятии по теме: «Ваши права и обязанности, дети!»
Опубликовано: 3838 дней назад (20 мая 2014)
Просмотров: 28939
Рубрика: Доклады на МО
+11
Голосов: 11
Оксана Владимировна Цесенко # 5 июня 2014 в 18:08 +2
Интересная подборка материала. Спасибо. Беру на заметку.
Ирина Владимировна Корелова # 13 июня 2014 в 08:10 +3
Вера Викторовна, Вы представили нам хороший подбор материала на классификацию игр. Вы очень точно сказали, что без игры не может быть полноценного развития ребенка, он познает жизнь в игре. Ваш материал будет полезен и начинающим педагогам и стажистам. Желаю Вам творческих успехов и интересных идей. Спасибо.
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 14 июня 2014 в 15:12 +3
Вера Викторовна! Согласна с Вами, только играя ребенок сможет реализовать свои переживания в игровых действиях, приобретёт навыки коммуникативного общения со сверстниками. Спасибо за интересный подбор материала на классификацию игр.
Вера Викторовна Янченко # 14 июня 2014 в 22:39 +5
Уважаемые коллеги большое спасибо Вам за добрые слова, за позитивные комментарии. Буду очень рада, если моя подборка материала кому то пригодится в работе. Я и сама немало почерпнула нового и полезного на страницах нашего сайта. Это очень хорошо, что есть такой сайт, где педагоги готовы поделиться своими наработками, мастер-классами, своим педагогическим опытом. В очередной раз говорю спасибо, и я уверена, это мнение всех пользователей, организаторам такого замечательного сайта. И хочу от всей души пожелать всем удачи и творческих успехов!
Наталья Николаевна Матафонова # 15 июня 2014 в 13:03 +2
Действительно, начальная школа должна учитывать, что для учащегося этого возраста весьма актуальным остается дошкольные виды деятельности. Слишком быстрое их замещение занятиями учебного типа не может в полной мере создать благоприятные условия для адаптации ребенка в школе. Исходя из этого, хорошим средством для адаптации и развития психических процессов ребенка будет являться игра, как в урочной, так и внеурочной деятельности. Игра отлично помогает активизировать младших школьников в обучении, преодолевать скуку, стимулирует инициативу и творчество. Вера Викторовна, спасибо за полезный материал! Голосую.
Вера Викторовна Янченко # 15 июня 2014 в 19:31 +6
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский
Игры дают возможность детям развиваться, решать различные задачи, учат воспринимать мир во все его многообразии. И конечно же, в этом я с Вами совершенно согласна, переход от занятий в игровой формы к более серьезным методам и способам обучения должен проходить плавно, чтобы ребенок мог в полной мере воспринимать его. Хотя и старшие школьники не прочь иной раз поиграть, дети всегда остаются детьми. Спасибо за внимание и комментарий! Удачи Вам!
Тамара Александровна Новичкова # 22 июня 2014 в 23:41 +2
Вера Викторовна, познакомилась с материалом "Игра и её психологические механизмы воздействия на младших школьников". Вы представили хороший подбор материала на классификацию игр. Ваш материал будет полезен, как начинающим педагогам, так и педагогам со стажем. Игра помогает активизировать младших школьников в обучении, стимулирует инициативу, развивает физически. В игре он познает жизнь, учится общению со сверстниками. Считаю, что ваши наработки заслуживают положительной оценки.+1
Светлана Николаевна Матвеева # 22 июля 2014 в 15:09 +1
Уважаемая Вера Викторовна! Согласна, что в игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществлять психологические замены реальных объектов. Немало важно, что с помощью игры ребенок имеет возможность развивать в себе те или иные качества (силу, координацию движений, внимание и другое), получать новые знания о мире, испытывать переживания, которые по тем или иным причинам недостижимы в обычной жизни. Конечно же игровая деятельность позволяет воспроизводить реальность через игровые модели ситуаций, развивают фантазию, интеллект, способствует обучению. Ваше выступление подтверждает, что игра является наиболее доступным и интересным для ребенка способом переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Спасибо Вам за Ваш опыт!!! +1!!!
Альбина Галиулловна Насырова # 22 ноября 2014 в 18:57 +1
Согласна, что в игре развивается ребенок. Вами проведена плодотворная работа. Спасибо.
Татьяна Ивановна Шикина # 25 марта 2015 в 23:08 +1
Здравствуйте, Вера Викторовна!О пользе игры в младшем школьном возрасте говорили и писали очень много. Но вот сейчас новый ФГОС акцентирует внимание больше на учебную деятельность(системнодеятельностный подход), который предполагает намного уменьшить использование игры в начальной школе. Что Вы об этом думаете?