Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Комплексная работа с текстом в 4 классе по теме: «Н.И. Сладков. Скворцы прилетели»

Комплексная работа с текстом  по теме: «Н.И.Сладков. Скворцы прилетели»
Автор: Пластинина Елена Валерьевна, учитель начальных классов, МБОУ «Средняя школа №3», г. Когалым
Описание материала: Предлагаю конспект занятия во внеурочной деятельности в 4 классе. Материал будет полезен учителям начальных классов, работающим по любой программе. Это конспект  направлен на формирование умения работать с текстами разного типа, извлекать из них максимум полезной и интересной информации.
Цели:
  Познакомить с рассказом Н.Сладкова «Скворцы прилетели»;
Обобщить знания детей о творчестве Н.Сладкова;
Развивать речь детей посредством работы с текстом, расширять кругозор, прививать интерес к чтению и литературе, развивать память и мышление.
Учить ориентироваться в  структуре текста (деление текста на части с выделением ключевых мыслей в каждой части текста)
Формировать навыки ознакомительного, выборочного и поискового чтения
Учить находить и упорядочивать информацию, вычленять ключевую информацию
Учить строить свободные высказывания, содержащие читательский отклик на прочитанный текст
Формировать навыки правописания, техники оформления текста
Развивать умение видеть математическую проблему в обсуждаемой ситуации, умение рассуждать и обосновывать свои действия
Формировать первичные представления о природных объектах, их характерных признаках и соответствующих понятиях, навыки работы с картой
Подготовить к пересказу рассказа Н.Сладкова «Скворцы прилетели»
Учить работать с презентацией и поисковыми системами Интернета.
Оборудование:
презентация к уроку, детские презентации о творчестве Н.Сладкова и о скворцах;  компьютер, мультимедиапроектор;  портрет Николая Ивановича Сладкова, иллюстрации из детских книг Н.Сладкова, книги Н.Сладкова, толковые словари С.И.Ожегова; физическая карта мира.   Эскизы к картине Алексея Константиновича Саврасова «Грачи прилетели», краски, кисти;  фонограмма песен «Скворушка прощается» и «Скворцы прилетели»;  конверты с заданиями по группам.
Ход урока:
Организация класса к уроку:
отбивание ритма (Описание приёма «Отбивание ритма»  в Приложении 1), упражнения для глаз (Описание упражнений  в Приложении 2).
Повторение  изученного материала по творчеству Н.И. Сладкова.
- Когда родился?          (5  января 1920  года)
- Сколько лет прожил?     (76  лет).
- Когда умер?        (Умер Николай Иванович Сладков 28 июня 1996 года в возрасте 76 лет).
- Найдите на ленте времени, в каком веке родился и умер?  (20 век).
- Кто был современником?
- Где родился?   (в Москве)
- А чьи же книги о природе произвели наибольшее впечатление на самого Николая Ивановича? (В. Бианки)
-Сколько книг написал? (Всего написал более 60 книг)
- Какой рассказ  был опубликован первым? ( «Серебряный хвост» В 1953 году.)  
Эпиграф урока:
"В природе та же гармония, что и в музыке, выкинь ноту и мелодия нарушится..."
Сообщения учащихся о жизни и творчестве Н. Сладкова.  (дети читают свои сообщения, демонстрируют свои презентации о жизни и творчестве Н. Сладкова)
Вывод:
На уроках русского языка и литературы вы ещё не раз встретитесь с произведениями этого замечательного  «певца родной природы».
Обратите внимание на выставку книг Н. Сладкова.  Он писал свои рассказы и сказки так, чтобы они были доступны и для детей, и для взрослых, сохранивших в душе ребёнка.
Подготовка к новому материалу.
- Послушайте загадку и угадайте, о ком идёт речь:
На шесте - дворец, во дворце - певец.
(Скворец)
Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке познакомимся с  рассказом Н. Сладкова «Скворцы прилетели», и к концу урока каждый из вас подготовится к пересказу. Прочитайте рассказ.
Словарная работа.
О каком времени года идёт речь? (докажите словами из текста)
О каких  приметах осени идёт речь? (докажите словами из текста)
О каких птица говорится?
Что нового узнали о скворцах?
Ребята приготовили сообщения о скворце. Послушаем сообщения. (Дети читают сообщения о скворце и демонстрируют свои презентации).
Как понимаете слова: «…мне довелось…», «…густыми стаями…»
- Уточним ещё раз лексическое значение некоторых слов и выражений.
(густыми стаями, довелось увидеть). Работа со словарями и поисковыми системами Интернета.  (2 человека работают у компьютера, ищут лексическое значение слов. Остальные учащиеся работают в группах со словарями Ожегова)
Работа с физической картой.
1. Покажи на карте Чёрное море
2. Покажи на карте Африку
3. Покажи на карте путь скворцов
Математическая проблема.
Скворцы на миграциях летят со скоростью 70—80 км/час, в другое время 46—48 км/час.
Найди среднюю скорость полёта скворцов.
(70+80):2=75(км/ч)
(46+48):2=47(км/ч)
(75+47):2=61(км/ч) – средняя скорость полёта скворцов.
Новый материал.
Сколько картин можно нарисовать к этому рассказу? (нарисуйте) (Описание приёма «Рисуночный план»  в Приложении 3)
На сколько частей можно разделить рассказ? (докажите)
Прочитайте ту часть рассказа, где преобладает радостное настроение.
Прочитайте ту часть рассказа, где преобладает грустное настроение.
Прочитайте ту часть рассказа, где идёт рассуждение автора.
Найдите и прочитайте главную мысль рассказа.
Творческое задание.
- Соотнесите картинку с текстом. К какой части она подходит? Прочитайте эту часть.
- Станьте соавтором Алексея Кондратьевича Саврасова и дорисуйте картину «Скворцы прилетели» как иллюстрацию к рассказу Николая Ивановича Сладкова. Во время рисования послушайте две песни  и скажите, какая из них соответствует рассказу и почему? (Дети дорисовывают приметы осени и птиц на эскизе и слушают песни «Скворушка прощается» и «Скворцы прилетели». Отвечают на вопрос учителя. Демонстрируют свои рисунки.)
Подготовка к пересказу
Восстановите деформированный текст. (Описание приёма «Восстановление деформированного текста»  в Приложении 4)
Орфографическая подготовка:
- Найдите слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением
- Найдите слова с орфограммами жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн
- Найдите слова с парной согласной в конце слова
- Найдите слова с непроизносимыми согласными
- Найдите предложения с однородными членами предложения
- Найдите в тексте имя собственное
- Орфограммы в каких словах вы не можете объяснить?
- Какие слова вам необходимо выписать в «слова для справок»?
Игра «Печатная машинка»
(Описание игры в Приложении 5)
Вопросы по 1 части:
- О каком радостном известии говорится в первой части?
- Почему это событие радостное?
- Что радует весной?
Читаем эту часть
редуцированно.
(Описание приёма «Редуцированное чтение»  в Приложении 6)
Вопросы по 2 части:
- О каком времени года говорится  во второй части?
- Каким голосом были сказаны слова осенью?
- Как сказал человек о прилёте скворцов?
- Почему?
Читаем эту часть с показом гласных ручными знаками (включаем и выключаем громкость).
(Описание приёма «Чтение с показом гласных ручными знаками»  в Приложении 7)
Работа по 3 части:
- Что несут от нас скворцы осенью?
- Где появляются стаи птиц?
- Какое это событие на юге?
- Что надвигается за скворцами?
- Как могут звучать одни и те же слова?
- Так в чём же дело?
Читаем эту часть с помощью «Печатной машинки».
  (Описание игры в Приложении 5)
- Есть желающие пересказать рассказ целиком?
Домашнее задание:
Составить вопросы по рассказу, пересказ рассказа.
Итог  урока:
- Что нового и интересного узнали на уроке?
- Чему научились?
- Что положим в «копилку знаний»?
- Что понравилось больше всего?
- Что расскажете дома родителям об этом  уроке?
Выставление оценок за работу на уроке.
- Спасибо за работу на уроке.
Приложение 1
Описание приёма «Отбивание ритма»
Дети встают в круг и мячами одновременно ударяют об пол, проговаривая хором скороговорку, стихотворение и т.д. Ритмически организованное действие с мячом, которое подчиняется ритму речи. У детей вырабатывается понимание друг друга, умение к доброжелательному взаимодействию на уроке, единый рабочий ритм группы в момент учебной деятельности.
Учебный результат: заучивание считалок, потешек, детских стихотворений. Деление текста на предложения, предложения на слова.  Деление слов на слоги.
Здоровьесберегающий эффект: моторная координация крупных  групп мышц с речью. Межполушарная координация. Создание единого ритма (синергии), который даёт оздоравливающий эффект.
Приложение 2
Описание упражнений для глаз.
1. Упражнение проводится стоя. Дети поворачиваются к стене, где стоят цветы. По просьбе учителя, не поворачивая головы, смотрят на тот цветок, про который говорит учитель. Затем, переводят взгляд, не поворачивая головы, на цветок, который стоит  в другой стороне. Повторяют 6-8 раз.
2. Дети поворачиваются к окну. Учитель просит посмотреть на дом, который стоит напротив школы, то на 1 этаж, то на последний этаж, не поворачивая головы. Затем – на «Смайлик», приклеенный на стекле окна. Повторяют 6-8 раз.
Приложение 3
Описание приёма «Рисуночный план»  
Дети сворачивают лист бумаги формата А-4, разделяя линиями сгиба его на столько частей (2, 4, 6, 8, 9 и т.д.), сколько можно нарисовать картинок к тексту. Работают группой (5-6 человек) над одним рисуночным планом, распределяя между собой, или кто какую часть будет изображать, или каждый на всех картинках рисует свой предмет. В результате  работы все участники группы имеют представление о количестве и содержании всех частей текста.  
Приложение 4
Описание приёма «Восстановление деформированного текста»
Текст набирается на листе А-4 16 шрифтом, каждое предложение с новой строки. Учитель разрезает текст на отдельные предложения. Учащимся предлагается восстановить последовательность предложений. Работа проводится по группам (5-6 человек). В результате  работы все участники группы имеют представление о хронологии событий в тексте и готовы к пересказу.
Приложение 5
Описание игры «Печатная машинка»
Дети распределяют между собой все буквы алфавита и знаки препинания. Учитель пантомимой изображает, как заправляет чистый лист бумаги в воображаемую печатную машинку. Дети внимательно следят за текстом. Не произнося своей буквы, ребёнок встаёт, хлопает в ладоши, «печатает» свою букву и садится на место. Тот, у кого следующая буква в этом слове, должен без напоминания встать и «напечатать» (хлопнуть в ладоши) свою букву. Когда слово заканчивается, все дети одновременно встают, хлопают в ладоши и садятся, тем самым, обозначив «пробел» между словами.
Эффективным для запоминания названий букв и их образов является способ ритмического связывания звукопроизношения, зрительного восприятия с движением.
Учебный результат: заучивание группы букв, одновременно производя ритмическое движение. Развивает образное мышление.
Здоровьесберегающий эффект: тренирует координацию движений, внимание, мелкую моторику руки, координацию работы обоих полушарий головного мозга.
Приложение 6
Описание приёма «Редуцированное чтение»
Редуцированное чтение предлагается детям после повторного прочтения текста и готовит детей к подробному пересказу или заучиванию наизусть. Дети закрывают закладкой часть текста (например: начало строк – закладка слева, или окончание строк – закладка  справа). Учитель просит прочитать хором  текст, вспоминая начало каждой строки сначала сильную группу детей.  
Приложение 7
Описание приёма «Чтение с показом гласных ручными знаками»
Учитель просит учащихся  смоделировать на руках буквы, обозначающие гласные звуки. Ребята показывают, как будет выглядеть каждая гласная. Чтение проходит в медленном темпе. Дети читают орфографически, показывая гласные буквы ручными знаками. Этот приём помогает предотвратить пропуски букв при письме, развивает орфографическую зоркость и является профилактикой дисграфии.

Рекомендуем посмотреть:

Успешность в обучении младших школьников Духовно-нравственное воспитание младших школьников Формирование познавательных универсальных действий на уроках в начальной школе Творческий отчет по воспитательной работе на конкурс "Сердце отдаю детям"

Похожие статьи:

Обучение грамоте - как один из основных разделов изучения языка

Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах

Методика наблюдения за девиантным поведением младшего школьника

Создание условий для реализации мотивационной деятельности учащихся начальных классов на уроке

Опубликовано: 3914 дня назад (5 марта 2014)
Просмотров: 9825
+2
Голосов: 2
Татьяна Николаевна Нелюбина # 6 марта 2014 в 07:02 0
Очень полезный, интересный материал. Спасибо за идею.