Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Успешность в обучении младших школьников

Успешность обучения сегодня
Современная ситуация в образовании свидетельствует о том, что проблема успешности обучения актуализировалась, это связано с тем, что:

Основу государственной политики в области образования составляет личностно-ориентированный подход к образовательному процессу, который рассматривается как система взаимодействия педагогов с детьми, направленная на решение задач развития, воспитания, обучения и построенная на принятии и уважении ребенка как личности (Национальная доктрина образования в РФ, Закон РФ «Об образовании). Вследствие чего:
• образование рассматривается как комплекс сфер жизнедеятельности человека, в которых он должен иметь определенные знания, компетентности и способности.
• использование различных моделей обучения, вариативность образовательных программ, нацеленность на индивидуализацию образовательного процесса.
Обозначенные процессы привели к необходимости поиску новых образовательных моделей, обеспечивающих успешность каждому ученику. Можно констатировать, что государством востребованы интеллектуально развитые, творческие, образованные личности, способные трудиться в различных профессиональных сферах, социально зрелые, вносящие свой вклад в развитие культуры. В следствии разрушения нравственных идеалов, произошла деформация общественного сознания, наблюдаются общий «интеллектуальный упадок», резкое снижение уровня культуры детей и молодежи. Утрата или деформация ценностей приводит к деформации личности.
Учителями начальных классов проводится работа, направленная на повышение качества образования и мотивационного интереса к обучению. В рамках урока открывается перспектива использования разнообразных методов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность и творческое воображение как визуально, так и аудиально (иллюстрации, художественные и музыкальные фрагменты и т.д.).
Мы широко используем информационные компьютерные технологии как для проведения уроков, так и для внеклассной работы. Необходимость применения ИКТ в школьном образовании очевидна. Современные дети подчас оказываются более осведомлены, нежели взрослые, о новинках и достижениях в области компьютерной техники, телефонной связи и возможностях сети Интернет. Именно на этой волне обращение детей к образовательным, а не игровым возможностям ИКТ является весьма эффективным и целесообразным.
Процесс обучения - это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и обучащегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития.
Процесс обучения призван выполнять три функции - образовательную, воспитательную и развивающую.
Задачи учебного процесса нельзя сводить лишь к формированию знаний, умений и навыков. Он призван комплексно влиять на ребенка.
Одновременно процесс обучения реализует и воспитательную функцию. При этом у обучаемых формируется мировоззрение; нравственные, трудовые, эстетические, этические представления и взгляды; убеждения; способы соответствующего поведения и деятельности в обществе; система идеалов и ценностей, отношений к личности.
Воспитательная функция органически вытекает из самогО содержания и методов обучения посредством специальной организации общения преподавателя с обучаемым.
Обучение и воспитание способствуют развитию личности. В таком случае, казалось бы, нет необходимости говорить еще и о развивающем обучении. Но жизнь показывает, что обучение осуществляет развивающую функцию более эффективно, если имеет специальную развивающую направленность и включает учащихся в такие виды деятельности, которые развивают у них сенсорные восприятия, двигательную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную, мотивационную сферы.
Для этого нами используются Активные методы обучения:
• использование системно- деятельностного подхода к обучению;
• игровой и творческий характер обучения;
• интерактивность учебного процесса;
• включение в работу разнообразных коммуникаций( диалога, диспут)
• использование знаний и опыта обучающихся;
• задействование в процессе обучения всех органов чувств( через средства ИКТ);
• рефлексия процесса обучения его участниками.

Активность обучаемых возможна лишь при наличии  стимулов.  Поэтому в числе принципов активизации особое место приобретает мотивация учебно – познавательной деятельности. Важным фактором мотивации является поощрение.

У детей начальной школы неустойчивые мотивы обучения, особенно познавательные, поэтому положительные эмоции сопутствуют формированию познавательной деятельности.

Возрастные и психологические особенности младших школьников указывают на необходимость использования поощрений для достижения активизации  учебного процесса. Поощрением не только оцениваются положительные результаты, видимые в настоящий момент, но и само по себе оно побуждает к дальнейшей плодотворной работе. В поощрении заключается фактор признания и оценка достижений ребёнка, стимулирующая к дальнейшим достижениям. Поощрение способствует развитию памяти, мышления, формирует познавательный интерес.

Все поощрения можно классифицировать по средствам выражения: мимические и  пантомимические, словесные, материализованные, деятельностные.      Особое место занимают деятельностные поощрения. К таким поощрениям я готовлю детей, даю опережающее задание. Детям даётся  стимул:  интерес товарищей и доверие учителя. Они учатся самостоятельно добывать знания и учат друг друга. К таким заданиям относятся подготовка сообщений, составление кроссвордов, ребусов, подбор загадок, пословиц по теме , творческие задания. В результате успешного применения поощрений возрастает познавательная активность, увеличивается объём работы на уроке как следствие повышение внимания и хорошей работоспособности, усиливается стремление к творческой активности, ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается психологический климат в классе: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу.
В своей практике я активно использую метод проектов - ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося и его развитие.
Групповые обсуждения –дискуссии по конкретному вопросу.
Мозговой штурм – специализированный метод групповой работы, направленный на создание новых идей, стимулирующих творческое мышление каждого участника.
Ролевые игры – метод, используемый для усвоения новых знаний и отработки определенных навыков в сфере коммуникаций.
Обучение с использованием компьютерных обучающих программ.
Выбор методов активного обучения зависит от различных факторов. Но в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей занятия. Активные методы обучения можно применять для: обобщение ранее изученного материала (групповая дискуссия, мозговой штурм); эффектное предъявление большого по объему теоретического материала (мозговой штурм, деловая игра); развитие способностей к самообучению (деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций); повышение учебной мотивации (деловая игра, ролевая игра); отработка изучаемого материала (тренинги); использование опыта учащихся при предъявлении нового материала (групповая дискуссия); обучение навыкам межличностного общения (ролевая игра).
Активные познавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательной деятельности. Когда ребенок не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добывает знания. Эти знания более прочные.

Абдунагимова Эльмира Зуфаровна.

Рекомендуем посмотреть:

Классификация нетрадиционных уроков Оформление детских рисунков своими руками Как писать методическое пособие Психологические приемы обучения на уроке в ДШИ

Похожие статьи:

Высказывания о вежливости, доброте, зле и культуре поведения

Обучение грамоте - как один из основных разделов изучения языка

Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах

Методика наблюдения за девиантным поведением младшего школьника

Создание условий для реализации мотивационной деятельности учащихся начальных классов на уроке

Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку, 3 класс
Опубликовано: 3940 дней назад (8 февраля 2014)
Просмотров: 9274
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Ольга Николаевна Тимошкина # 8 февраля 2014 в 14:31 +1
Спасибо за данную разработку, тематика выбрана актуально , именно в младшем школьном возрасте закладываются основы знаний в разных областях. И по - этому использование эффективных методов в образовании позволяет сформировать всесторонне развитую личность ребенка.
forangel.org # 22 января 2016 в 06:45 0
Дорогие друзья. Меня зовут Александр. Я разрабатываю некоммерческий блог который может помочь всем мужчинам и женщинам. Моя цель донести до всех читателей как он может изменить свою жизнь и стать счастливым. Я обращаюсь сюда, потому что не знаю куда мне еще обратиться. Мне очень нужен человек, который сможет отредактировать статьи на эту тему. Вознаграждение гарантирую. Напишите по Email: work.angelss@gmail.com