Успешность обучения сегодня
Современная ситуация в образовании свидетельствует о том, что проблема успешности обучения актуализировалась, это связано с тем, что:
Основу государственной политики в области образования составляет личностно-ориентированный подход к образовательному процессу, который рассматривается как система взаимодействия педагогов с детьми, направленная на решение задач развития, воспитания, обучения и построенная на принятии и уважении ребенка как личности (Национальная доктрина образования в РФ, Закон РФ «Об образовании). Вследствие чего:
• образование рассматривается как комплекс сфер жизнедеятельности человека, в которых он должен иметь определенные знания, компетентности и способности.
• использование различных моделей обучения, вариативность образовательных программ, нацеленность на индивидуализацию образовательного процесса.
Обозначенные процессы привели к необходимости поиску новых образовательных моделей, обеспечивающих успешность каждому ученику. Можно констатировать, что государством востребованы интеллектуально развитые, творческие, образованные личности, способные трудиться в различных профессиональных сферах, социально зрелые, вносящие свой вклад в развитие культуры. В следствии разрушения нравственных идеалов, произошла деформация общественного сознания, наблюдаются общий «интеллектуальный упадок», резкое снижение уровня культуры детей и молодежи. Утрата или деформация ценностей приводит к деформации личности.
Учителями начальных классов проводится работа, направленная на повышение качества образования и мотивационного интереса к обучению. В рамках урока открывается перспектива использования разнообразных методов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность и творческое воображение как визуально, так и аудиально (иллюстрации, художественные и музыкальные фрагменты и т.д.).
Мы широко используем информационные компьютерные технологии как для проведения уроков, так и для внеклассной работы. Необходимость применения ИКТ в школьном образовании очевидна. Современные дети подчас оказываются более осведомлены, нежели взрослые, о новинках и достижениях в области компьютерной техники, телефонной связи и возможностях сети Интернет. Именно на этой волне обращение детей к образовательным, а не игровым возможностям ИКТ является весьма эффективным и целесообразным.
Процесс обучения - это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и обучащегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития.
Процесс обучения призван выполнять три функции - образовательную, воспитательную и развивающую.
Задачи учебного процесса нельзя сводить лишь к формированию знаний, умений и навыков. Он призван комплексно влиять на ребенка.
Одновременно процесс обучения реализует и воспитательную функцию. При этом у обучаемых формируется мировоззрение; нравственные, трудовые, эстетические, этические представления и взгляды; убеждения; способы соответствующего поведения и деятельности в обществе; система идеалов и ценностей, отношений к личности.
Воспитательная функция органически вытекает из самогО содержания и методов обучения посредством специальной организации общения преподавателя с обучаемым.
Обучение и воспитание способствуют развитию личности. В таком случае, казалось бы, нет необходимости говорить еще и о развивающем обучении. Но жизнь показывает, что обучение осуществляет развивающую функцию более эффективно, если имеет специальную развивающую направленность и включает учащихся в такие виды деятельности, которые развивают у них сенсорные восприятия, двигательную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную, мотивационную сферы.
Для этого нами используются Активные методы обучения:
• использование системно- деятельностного подхода к обучению;
• игровой и творческий характер обучения;
• интерактивность учебного процесса;
• включение в работу разнообразных коммуникаций( диалога, диспут)
• использование знаний и опыта обучающихся;
• задействование в процессе обучения всех органов чувств( через средства ИКТ);
• рефлексия процесса обучения его участниками.
Активность обучаемых возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место приобретает мотивация учебно – познавательной деятельности. Важным фактором мотивации является поощрение.
У детей начальной школы неустойчивые мотивы обучения, особенно познавательные, поэтому положительные эмоции сопутствуют формированию познавательной деятельности.
Возрастные и психологические особенности младших школьников указывают на необходимость использования поощрений для достижения активизации учебного процесса. Поощрением не только оцениваются положительные результаты, видимые в настоящий момент, но и само по себе оно побуждает к дальнейшей плодотворной работе. В поощрении заключается фактор признания и оценка достижений ребёнка, стимулирующая к дальнейшим достижениям. Поощрение способствует развитию памяти, мышления, формирует познавательный интерес.
Все поощрения можно классифицировать по средствам выражения: мимические и пантомимические, словесные, материализованные, деятельностные. Особое место занимают деятельностные поощрения. К таким поощрениям я готовлю детей, даю опережающее задание. Детям даётся стимул: интерес товарищей и доверие учителя. Они учатся самостоятельно добывать знания и учат друг друга. К таким заданиям относятся подготовка сообщений, составление кроссвордов, ребусов, подбор загадок, пословиц по теме , творческие задания. В результате успешного применения поощрений возрастает познавательная активность, увеличивается объём работы на уроке как следствие повышение внимания и хорошей работоспособности, усиливается стремление к творческой активности, ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается психологический климат в классе: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу.
В своей практике я активно использую метод проектов - ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося и его развитие.
Групповые обсуждения –дискуссии по конкретному вопросу.
Мозговой штурм – специализированный метод групповой работы, направленный на создание новых идей, стимулирующих творческое мышление каждого участника.
Ролевые игры – метод, используемый для усвоения новых знаний и отработки определенных навыков в сфере коммуникаций.
Обучение с использованием компьютерных обучающих программ.
Выбор методов активного обучения зависит от различных факторов. Но в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей занятия. Активные методы обучения можно применять для: обобщение ранее изученного материала (групповая дискуссия, мозговой штурм); эффектное предъявление большого по объему теоретического материала (мозговой штурм, деловая игра); развитие способностей к самообучению (деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций); повышение учебной мотивации (деловая игра, ролевая игра); отработка изучаемого материала (тренинги); использование опыта учащихся при предъявлении нового материала (групповая дискуссия); обучение навыкам межличностного общения (ролевая игра).
Активные познавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательной деятельности. Когда ребенок не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добывает знания. Эти знания более прочные.
Абдунагимова Эльмира Зуфаровна.
Рекомендуем посмотреть:
Классификация нетрадиционных уроков
Оформление детских рисунков своими руками
Как писать методическое пособие
Психологические приемы обучения на уроке в ДШИ
Похожие статьи:
Высказывания о вежливости, доброте, зле и культуре поведения
Обучение грамоте - как один из основных разделов изучения языка
Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах
Методика наблюдения за девиантным поведением младшего школьника
Создание условий для реализации мотивационной деятельности учащихся начальных классов на уроке