Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Осенняя экскурсия в природу, 3 - 4 класс

Конспект осенней экскурсии для учащихся начальных класов
Экскурсия в природу «Удивительные листья».
Автор: Родионова Ираида Леонидовна, воспитатель БОУ ВО "Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ОВЗ по зрению"

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект осенней экскурсии в природу для обучающихся 3 - 4 класса школы-интерната для слабовидящих детей. Данную разработку могут использовать воспитатели школ-интернатов и групп продлённого дня, учителя начальных классов во внеурочной работе и на уроке «Окружающий мир». Это познавательное занятие формирует у обучающихся представление о разнообразии и строении листьев, об их основных функциях; развивает наблюдательность, обогащает словарный запас, воспитывает любовь и бережное отношение к родной природе. Занятие проводится на улице. Дети по загадке отгадывают название дерева, находят его (берёза, клён, тополь, осина) и рассматривают листочки, отвечая на вопросы воспитателя. Затем по группам собирают самые красивые листья. В классе, используя собранные листья, моделируют на альбомных листах рассмотренные деревья.
Экскурсия в природу "Удивительные листья", 3 - 4 класс
Цель: формирование представлений о разнообразии и строении листьев, об их основных функциях.
Обучающие задачи:
1. учить детей распознавать листья деревьев;
2. формировать представления об их основных функциях.
Воспитательные задачи:
1. воспитывать интерес к изучению родной природы и бережное отношение к ней;
2. способствовать сплочению коллектива посредством совместной творческой деятельности;
3. воспитывать стремление к активной практической деятельности по охране природы.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. развивать наблюдательность при изучении формы, строения и цвета окраски листьев и веток деревьев;
2. расширять кругозор детей;
3. обогащать словарный запас;
4. формировать навыки зрительного внимания, речи, пространственной ориентировки;
5. развивать творческие способности обучающихся;
6. формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы.

Ход занятия.

I. Организационный момент.
Целеполагание.

- Сегодня наше занятие я хочу начать со стихотворения «Осень» З. Фёдоровской.
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и зарделись клёны.
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень: - Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!

- О чём это стихотворение? (Об осенней природе)
- А что такое природа?
- А какая бывает природа? (Живая и неживая)
- К какой природе относятся растения? (К живой)
Докажите это.
Все растения имеют одинаковое строение. Назовите их части (Корень, стебель, листья, цветы, плоды с семенами).
- А о какой части растения мы будем наблюдать на экскурсии сегодня, узнаем из загадки.
Меня найдёшь на дереве,
На клумбе и на грядке,
В журнале и в альбоме,
В книжке и в тетрадке.
- Что это за часть растения? (Лист)
Лист – очень важная часть растения. А какие могут быть листья, зачем они нужны, мы выясним сегодня на экскурсии.

II. Наблюдение. Аналитическая беседа.
Отгадаем загадку:
Русская красавица,
Всем нам очень нравится,
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Берёза)
- Давайте подойдём к берёзе. Рассмотрим её листочки. Какие они по форме? (Ответы детей)
- Проведите пальчиком по краю листа. Что можно сказать о нём? (Ответы детей)
- Какие листья по окраске? (Ответы детей)
- Посмотрите на лист и скажите, сколько пластинок на черешке? (Ответы детей)
- Лист, на черешке которого одна пластинка, называется простым. Лист, на черешке которого несколько пластинок, называется сложным.

А теперь следующая загадка:
Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет.
Листья – звёзды яркие,
Золотые, жаркие. (Клён)
- Давайте подойдём к этому дереву. Какие листочки у него по форме, размеру? (Листья клёна одинаковые по форме, но разные по величине).
- Опишите форму листа. (Ответы детей)
Форма кленового листа – округлённая, с пятью - семью острыми выступами. Это и определило название самого распространённого клёна – остролистный.
- На что похожи листья? (Ответы детей)
Они по форме напоминают ладошку. Кажется, что дерево протягивает свои ладошки к солнышку. Клён – светолюбивое дерево.
- Как расположены листья? (Ответы детей)
Все листья располагаются мозаикой в одной плоскости, чтобы собрать больше света. Осенью листья клёна очень красивые и по окраске.
- Какого цвета кленовые листья? (Ответы детей)
Из листьев делают чёрную и жёлтую краски.
- Как листья клёна могут предсказывать погоду? (Ответы детей)
Если появились на кленовых листьях «слёзы», значит, через некоторое время будет дождь.

- Какое дерево лучше других очищает воздух от пыли? (Ответы детей)
Тополь – хороший поглотитель пыли.
- А сейчас мы с вами найдём тополь и рассмотрим его листочки.
- Какой формы листочки у тополя? Простой лист или сложный? Что можно сказать о красоте листьев тополя? (Ответы детей)
Листья тополя всегда красивы, иногда они остаются зелёными до снега, иногда бурыми. Молодые листочки тополя обладают бактерицидным и заживляющим эффектом.

- Назовите вечно «дрожащее» дерево. (Осина)
Поспешим к осине и полюбуемся её листочками.
- Какие они по цвету? (Ответы детей)
- Какой формы листья осины? (Ответы детей)
Проведём по краям пальчиком.
- Какие края листьев? (Ответы детей)
Проведите рукой по листочку. Какой он на ощупь? (Ответы детей)
Листья гладкие, без всяких волосков.
- Какой лист: простой или сложный? (Ответы детей)

Несмотря на большое разнообразие цветовой гаммы листьев, строение у них во многом сходно. Лист состоит из листовой пластинки, которая покрыта кожицей.
- Доля чего нужна кожица? (Ответы детей)
Кожица предохраняет лист от повреждений и высыхания. В кожице есть маленькие отверстия – устьица. Через них лист испаряет влагу, поглощает кислород из воздуха и выделяет углекислый газ.
- Предположите, когда листья испаряют влаги больше: днём или ночью? (Ответы детей)
Обычно устьица открываются днём, давая возможность газам проникать внутрь листа и покидать его. Ночью устьица закрываются, чтобы уменьшить потерю влаги.
- Предположите, когда листья испаряют влаги больше: в прохладный день или жаркий? Почему? (Ответы детей)
- Скажите, наличие чего придаёт форму и прочность листу? (Ответы детей)
Форму и прочность листу придают жилки – тонкие сосуды.
- Как располагаются жилки на листе? (Ответы детей)
- Что перемещается по ним? (Ответы детей)
По жилкам перемещается вода и питательные вещества.
- С чем соединяется главная жилка листа? (С черешком)
- В чём важность листьев для растений, животных и человека? (Ответы детей)
Листья подсказывают людям, когда их нужно полить. Каким образом? (Ответы детей)
- Какую пользу приносит тень от листвы вокруг дерева? (Ответы детей)
Листья затеняют почву под растением, защищая его от высыхания под жарким солнцем. В листве вьют свои гнёзда птицы.
- Какую пользу приносят птицы растениям? (Птицы спасают растения от вредителей)
- Какую пользу приносят упавшие осенью листья растению? (Ответы детей)
Упавшие осенью листья укрывают почву вокруг растения, спасают корни от морозов.
- Какие животные питаются опавшими листьями? (Ответы детей)
Ими питаются почвенные животные.
- Что получается от переработки листьев растений? (Образуются минеральные соли)
Листьями многих кустарников и деревьев питаются и лечатся животные и человек. Да и дышится рядом с растениями легко. Почему? (Ответы детей)
Ребята, а знаете ли вы что лист – это «волшебная фабрика». Под действием солнечных лучей происходит превращение, которому могут позавидовать средневековые алхимики.
- Какие превращения происходят в листьях растений? Что листьям необходимо для этого? (Ответы детей)
Под действием солнечных лучей из углекислого газа и минеральных солей в листьях растений образуются органические вещества: крахмал, сахар, белки.

III. Творческая работа.
Воспитатель делит детей на группы. Каждой группе даётся задание: собрать листочки клёна, берёзы, осины, дуба.
В классе смоделировать на альбомных листах деревья: клён, берёзу, осину, дуб.

IV. Подведение итогов. Рефлексия.
- Понравилась вам экскурсия или нет?
- Что нового вы узнали на ней?

- А теперь давайте представим, что на Земле исчезнут все зелёные растения. Что останется? (Совместное обсуждение)
Вероятно, зелёные материки напоминали бы лунную поверхность: острые зазубренные скалы, щебень и битые камни – и всё это окутано едким дымом.
- Будете ли вы теперь по-другому относится к зелёному листу?
- Как вы считаете, можете ли вы изменить своё поведение в мире природы?

Рекомендуем посмотреть:

Особо охраняемые природные территории родного края О грибах для младших школьников Стихи и песни об осени для младших школьников Рассказ о любви к природе для детей начальной школы

Похожие статьи:

О сентябре детям

Классный час на тему: «Осень», 1 класс

Осенний праздник в начальной школе. Сценарий «Капустник»

Осенний капустник для детей начальной школы

Осенний калейдоскоп. Сценарий для начальной школы

Участник №218 творческого конкурса для детей и педагогов «Золотая осень» с 1 сентября по 30 ноября 2015 года
Осенняя конкурсная программа, 5 класс
Опубликовано: 3280 дней назад (29 ноября 2015)
Просмотров: 6853
+3
Голосов: 3
Галина Васильевна Егорова # 30 ноября 2015 в 17:10 +1
С интересом познакомилась с вашей работой. Занятие познавательное, развивающее и воспитательное. Разнообразные вопросы и задания помогают поддерживать рабочий тонус и интерес к ходу работы, воспитывать любовь к природе. Можно добавлять иллюстрации для большего восприятия. Примите голос.
Ираида Леонидовна Родионова # 30 ноября 2015 в 22:42 +1
Большое спасибо!
Сидорова Зоя Григорьевна # 12 декабря 2015 в 12:15 0
Ираида Леонидовна!
Экскурсия в природу «Удивительные листья» очень мне понравилась! Хоть я и работаю в дошкольном образовании, но материал интересный, вполне можно использовать для детей подготовительной группы. Стихи, загадки, интересные вопросы - всё это вызывает желание детей узнать больше о природе, побуждает детей к знаниям. Жаль, что вы не оформили фотоматериалом, публикация воспринималась бы ещё лучше.
Спасибо!
Всего доброго,
творческих успехов!
Голос!
Зоя.