Доклад на педсовете в ДОУ. Физическое воспитание и оздоровление детей с ОНР и ЗПР.
Воспитание, охрана здоровья и физическое развитие подрастающего поколения- дело государственной важности.
Большую роль в решении этой задачи играют дошкольные учреждения. Учитывая важность преодоления психологических и физических проблем у детей с З.П.Р. и О.Н.Р. для успешного усвоения ими программного материала в период дошкольного детства и подготовки к школе, изучение данного вопроса особенно важно.
Наличие речевого и психологического дефекта у детей параллельно приводит к ярко выраженным изменениям основных показателей психофизического развития ребёнка. Таким детям свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия. Им присущи повышенная возбудимости, эмоциональная неустойчивость, негативизм, раздражительность или наоборот- заторможенность, апатичность, чувство ущемлённости, неполноценности от сознания своего дефекта.
Всестороннее обследование двигательной сферы детей с О.Н.Р. и О.Н.Р. позволяет обнаружить ряд закономерностей в
отставании их физического развития:
- гипер- или гиподинамия;
- мышечная напряжённость или снижение мышечного тонуса;
- нарушение общей моторики, особенно ациклических движений ( лазание, метание)
- общая скованность и замедленность в выполнении движении;
- дискоординация движений;
- несформированность функций равновесия;
- недостаточное развитие чувства ритма;
- нарушение ориентации в пространстве;
- замедленность процесса освоения новых движений;
- нарушение осанки, плоскостопие;
- заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, ловкости, скорости.
Поэтому основными задачами физического воспитания являются:
- забота об охране и укреплении здоровья детей;
- комплексная и ранняя диагностика состояния здоровья и показателей психофизического развития детей;
- разработка содержания коллективных и индивидуальных форм коррекционной работы;
- развитие общей, сенсомоторной, речедвигательной моторики;
- развитие пространственно- координационных и ритмических способностей;
- формирование умений произвольно управлять телом, регулировать речь, эмоции;
- построение двигательного режима;
- формирование жизненно необходимых двигательных навыков в соответствии с индивидуальными особенностями;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- обеспечение физического и психического благополучия.
Для решения этих задач необходимо смоделировать двигательный режим в Д.О.У. следующим образом. Главную и основополагающую роль играют физкультурно- оздоровительные занятия. Это: утренняя гимнастика, которая проводится ежедневно в течение 10- 12 минут, двигательная разминка во время перерыва между занятиями ежедневно 7- 10 минут, физкультурная минутка, проводимая ежедневно по мере необходимости по 3-5 минут, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, дифференцированные игры- упражнения на прогулке, оздоровительный бег- 2 раза в неделю во время утренней прогулки по 3- 7 минут, ходьба по массажным дорожкам в сочетании с воздушными процедурами- ежедневно после дневного сна по2- 3 минуты, гимнастика пробуждения -5 минут, занятия Л.Ф.К., занятия ритмической гимнастикой.
Следующим структурным моментом модели двигательного режима в Д.О.У. является специально организованные занятия в течение дня. Это: занятия по физической культуре, которые проводятся 3 раза в неделю: в часы прогулки, самостоятельная двигательная активность- ежедневно под руководством воспитателя, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей.
Очень важны физкультурно- массовые мероприятия: неделя здоровья 2 раза в год, физкультурно- спортивные праздники на открытом воздухе 2 раза в год, физкультурные досуги 1 раз в месяц.
Нельзя забывать и о совместной физкультурно- оздоровительной работе Д.О.У. и семьи: домашние задания, определяемые воспитателем, участие родителей в физкультурно- массовых мероприятиях, которое выражается в подготовке, проведении физкультурных досугов, праздников, дней здоровья.
Таким образом методы оздоровления таковы:
1. Обеспечение здорового образа жизни:
-щадящий режим (адаптация );
- гибкий режим
2. Физические упражнения:
-утренняя гимнастика;
- физкультурно- оздоровительные занятия4
- подвижные и динамические игры;
- профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, йога,
улучшение осанки, плоскостопия, зрения);
- спортивные игры;
-дозированная ходьба.
3. Гигиенические и водные процедуры:
- умывание,
- мытьё рук;
- игры с водой;
- обеспечение чистой среды.
4. Свето- воздушные ванны:
- проветривание помещений;
- прогулки4
- обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.
5. Активный отдых:
- развлечения, праздники, игры, забавы;
- дни здоровья.
6. Арома- и фитотерапия:
- ароматизация помещений;
- сеанс фитоаэронизации;
- фитопитание (чай, коктейли, отвары)
7. Диетотерапия:
- рациональное питание;
-индивидуальное меню (аллергия)
8. Свето и цветотерапия:
- обеспечение светового режима;
- цветовое и световое сопровождение учебного процесса.
9. Музыкотерапия:
- музыкальное сопровождение режимных моментов;
- музыкальное сопровождение фона занятий;
- музыкально- театральная деятельность.
10. Аутотренинг и психогимнастика:
- игры и упражнения на подавление отрицательных эмоций и снятие
невротических состояний;
- игры и упражнения на развитие эмоциональной среды;
- коррекция поведения.
11. Спецзакаливание:
- босоножье, игровой массаж;
- дыхательная гимнастика.
12. Физиотерапия:
- люстра Чижевского;
- тубус- кварц;
- солюкс.
Для выполнения этих оздоровительных мероприятий необходимо соблюдать такие условия, как:
1) чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении;
2) следить за рациональной одеждой детей;
3) ежедневно проводить утреннюю гимнастику, организовывать с детьми подвижные игры и упражнения на свежем воздухе;
4) обеспечить ежедневное пребывание детей на свежем воздухе;
5) исключать шумные игры за 30 минут до возвращения детей с прогулки;
6) обеспечить условия для преобладания положительных эмоций во всех видах двигательной активности ребёнка;
7) обеспечить спокойную обстановку при подготовке детей ко сну;
8) строго соблюдать время, отведённое для сна;
9) выполнять специальные закаливающие мероприятия: воздушные ванны в сочетании с воздушными упражнениями для ног, плеч, туловища, рук, на дыхание.
Соблюдение всех этих правил особенно необходимо при работе с детьми с З.П.Р. и О.Н.Р., которые требуют специфического внимания к ним. Ведь благодаря системе физического воспитания и оздоровительных мероприятий такие дети быстрее адаптируются к условиям жизни, режиму детского учреждения, их физические и психические недостатки блокируются, исправляются. Дети с О.Н.Р. и З.П.Р. в результате становятся полноправными гражданами общества, здоровыми физически и психически, в зависимости от их индивидуальных особенностей.
Тем более важно взаимодействие всех участников учебно- воспитательного процесса, включая родителей.
Работа с такими детьми нелегка, сложна, но необходима. Здоровье всех детей, окружающих нас- основная, главная задача.
Используемая литература
1. Коррекционно- педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития. Под общей редакцией д.м.н. Е.М. Мастюковой, Москва, Аркти, 2002г.
2. Дошкольник. Оздоровительная работа в Д.О.У. по программе «Остров здоровья». Автор- составитель Е.Ю. Александрова, Волгоград, Учитель, 2006г.
3. Физкультурно- оздоровительная работа в Д.О.У., практическое пособие. Автор- составитель О.Н. Моргунова, Воронеж, 2007г.
Рекомендуем посмотреть:
Из опыта работы инструктора по физкультуре в детском саду
План-конспект по физкультурному развитию в средней группе
Конспект совместной организованной образовательной деятельности по физкультуре для детей младшего до
Конспект совместной ООД по физкультуре в 1 младшей группе