Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста на тему: Зима

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Снежную страну»»
Автор: Халько Ирина Александровна, учитель-логопед, ГБДОУ детский сад "Кудесница", г. Санкт-Петербург

Описание материала: Материал направлен на коррекцию общего недоразвития речи у старших дошкольников, может быть использован при проведении занятий по развитию речи с дошкольниками 5-7 лет. Конспект может быть полезен учителям-логопедам, дефектологам, воспитателям детских садов

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Зима. Зимние забавы и спорт»

Задачи:
расширять, уточнять и активизировать словарь по данной теме;
знакомить с родственными словами, учить подбирать однокоренные слова;
закреплять умение образовывать относительные прилагательные;
закреплять умение составлять из слов предложения, правильно согласовывать слова в предложении;
тренировать в образовании приставочных глаголов;
развивать мышление, внимание, память, воображения;
развивать общую моторику и мелкую моторику пальцев рук

Оборудование: картины «Зима», «Зимние забавы», «Зимние виды спорта»; лабиринты и карандаши для индивидуальной работы; кукла Принц; снежок (мяч)
Ход занятия.
1. Орг. момент. Психогимнастика.
Логопед: Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие, в Снежную страну. Как вы думаете, в Снежной стране во что любят играть дети, когда гуляют? (ответы детей)
Логопед: Покажите, как дети катаются на лыжах, санках, играют в снежки, лепят снеговика, катаются на санках.
Логопед: А на чем мы отправимся в путешествие?
Дети: на поезде, машине, лыжах...
Логопед:Давайте отправимся туда на лыжах.

2 Сообщение темы занятия
Логопед: Мы дошли до леса. Давайте остановимся и отдохнем.
Дети останавливаются перед картиной «Зима»
Логопед: А пока отгадайте, про какое время года загадка?
Снег на полях, Лёд на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает?
Дети: Зимой
Логопед: Какие признаки зимы вы знаете?
Дети: Зимой холодно, морозно. Идет снег. Деревья стоят голые, без листьев. На ветках деревьев лежит снег...
Логопед: Каких птиц можно встретить зимой на улице?
Дети: На улице можно увидеть зимующих птиц: воробья, ворону…
Логопед: Мы подошли к лесу. Как вы думаете, кого мы можем встретить в лесу?
Дети: Мы можем встретить белку, лису, волка, зайца...
Логопед: А ежик и медведь могут сейчас к нам выйти из леса?
Дети: Нет, потому что они зимой спят.

3. Дидактическая игра "Доскажи словечко"
Логопед: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем с этим словом.
Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ... (Снег.)
С неба все скользят пушинки—
Серебристые ... (Снежинки.)
На поселки, на лужок
Все снижается ... (Снежок.)
Вот веселье для ребят-
Все сильнее ... (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ... (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился ... (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка-
Эта девочка — ... (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри- ,
С красной грудкой ... (Снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил ... (Снег.)
Логопед: Какие слова вы добавляли?
Дети:: Снег, снежинки, снежок, снегопад...
Логопед: На какое слово они все похожи?
Дети: На слово снег
Логопед: Вспомните, как называются такие слова. (Семья слов, которые имеют общую (одинаковую) часть.)
Логопед: Родственные слова

4. Образование относительных прилагательных
Продолжим наш путь.
Логопед: Сейчас на улице мороз, значит погода какая?
Дети: морозная погода.
Логопед: Впереди горка из снега. Горка какая?
Дети: снежная горка
Логопед: А вот видна уже дорожка изо льда, которая ведет в Снежную страну. Дорожка изо льда какая?
Дети: ледяная дорожка.

5. Разгадывание загадок.
Логопед: Вот мы и добрались до Снежной страны. К нам навстречу выходит Снежный принц.
Снежный принц: Я рад видеть вас, ребята в моей стране. Вы умеете отгадывать загадки? Я сейчас загадаю загадки о зиме и зимних развлечениях. Попробуйте их угадать:

В круглом окне днем стекло разбито,
К вечеру вставлено. (Прорубь)

На дворе горой, а дома водой.(Снег)

На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик.
Кричат все: "Шайба! Клюшка! Бей!"
Веселая игра (Хоккей)

Этой палкой бей смелее,
Чтоб удар был, как из пушки,
Эта палка - для хоккея
И она зовется (Клюшка)

Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки.
Кто несет меня? (коньки)

Под ногами у меня
Деревянные друзья.
Я на них лечу стрелой,
Но не летом, а зимой (лыжи)

Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка.
На бруски набил я планки,
Дайте снег! Готовы (санки)

Он из снега одного,
Из морковки нос его.
Чуть тепло, заплачет вмиг
И растает (снеговик)

Молодцы! Умеете загадки отгадывать!

6. Зимние виды спорта
На доске выставляются картинки с зимними видами спорта
Снежный принц: А теперь скажите, какие зимние виды спорта вы знаете?
Дети: фигурное катание, конькобежный спорт, хоккей, саночный спорт, лыжный спорт
Снежный принц: Расскажите, что вы знаете про фигурное катание? (ответы детей) Про конькобежный, саночный, лыжный спорт? Как играют в хоккей? (ответы детей)
Снежный принц: Объясните, почему так назван человек:
конькобежец
саночник
лыжник
хоккеист
фигурист
Дети:конькобежец- потому что бегает на коньках
лыжник - катается на лыжах
саночник - катается на санках
хоккеист - потому что играе в хоккей
фигурист - занимается фигурным катанием

7. Игры «Кому что нужно?», «Исправь ошибку»
Снежный принц: Догадайтесь, кому нужна клюшка? Коньки? Санки? Лыжи? Шайба?
Дети: Клюшка нужна хоккеисту
Коньки – конькобежцу, фигуристу
Санки – саночнику
Лыжи – лыжнику
Шайба – хоккеисту

Снежный принц: Лыжнику нужны санки. Правильно?
Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки. Конькобежцу – клюшка. Саночнику – шайба. Правильно?
Дети:Не правильно! Лыжнику нужны лыжи, а санки - нужны саночнику.
Конькобежцу нужны коньки, а лыжи нужны лыжнику. Саночнику нужны санки, а коньки нужны конькобежцу и фигуристу, Хоккеисту нужны клюшка и шайба, а санки нужны саночнику. Конькобежцу нужны коньки, саночнику - санки, а клюшка и шайба - хоккеисту.

Снежный принц: Послушайте, какой рассказ мне прислал один маленький мальчик. Все ли в нем правильно? Зимой дети катаются на лыжах,велосипеде, играют в мяч, лепят снеговика, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость, купаются, играют в снежки.
Дети:Зимой дети катаются на санках, лепят снеговика, играют в хоккей, строят снежную крепость, играют в снежки. - Правильно. Неправильно, что дети зимой катаются на велосипеде, прыгают через скакалку, загорают, купаются...

8. Физ минутка
Пальчиковая гимнастика, координация речи с движением
Логопед: Снежный принц, давай поиграем в снежки. Сейчас ребята расскажут как их лепить.
Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней.)
Круглый, крепкий, (Показывают круг, сжимают ладони вместе)
очень гладкий (Гладят одной ладонью другую.)
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.)
Раз — подбросим. (Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.)
Два — поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок.)
Три — уроним (Встают, роняют воображаемый снежок.)
И... сломаем (Топают.)

9. Игра «Составь предложение» (с мячом-снежком)
Снежный принц: Давайте поиграем в снежки. Я кидаю снежок и говорю слова, кто снежок поймает, тот должен составить предложение из этих слов:
Дети, снеговик, слепить
Дети, санки, кататься, на
Снежки, играть, мальчики, в
Снежинки, падать, легкие, тихо
Мальчики, хоккей, играть, в
Девочки, кататься, коньки, на
Каждый ребенок составляет предложение из данных слов.
Дети: Дети слепили снеговика.
Дети катаются на санках.
Мальчики играют в снежки.
Тихо падают легкие снежинки.
Мальчики играют в хоккей.
Девочки катаются на коньках.

10 Образование приставочных глаголов
Логопед: Я знаю, что недавно Дед Мороз подарил Снежному принцу снегокат. Давайте, ребята, расскажем как катался принц на снегокате.
Логопед начинает предложение, дети заканчивают:
На снегокате Снежный принц к горке… подъехал.
На горку ... (въехал).
Вокруг горки ... (объехал).
С горки ... (съехал).
Из парка ... (уехал).

11. Игра «Лабиринт» (работа в тетрадях).
Снежный принц: Спасибо Вам ребята! С вами очень интересно, но вам пора возвращаться. Чтобы вернуться в детский сад вам нужно пройти лабиринт.
Детям дается лабиринт и карандаши.

12. Итог занятия.
Логопед: Все прошли лабиринт? Никто не заблудился. Вот мы и в саду.
Вспомните, пожалуйста, о чем мы говорили сегодня? В какие игры играли? Что вам больше всего понравилось и запомнилось?
Выслушиваются ответы каждого ребенка.

Рекомендуем посмотреть:

«Зимушки» танец девочек старшей группы дошкольного возраста Зимний спортивный праздник для дошкольников 5 - 7 лет Сценарий совместной деятельности детей и взрослого в средней-старшей группе детского сада. Птичья ст Сценарий физкультурного зимнего досуга на воздухе для детей 5 - 7 лет. Старшая - подготовительная гр

Похожие статьи:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада на тему «Зимние загадки»

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: Волшебница - зима

Прогулки в старшей группе. Картотека с целями на Декабрь

Прогулки в старшей группе. Картотека с целями на Январь

Прогулки в старшей группе. Картотека с целями на Февраль

Участник №97 творческого конкурса для детей и педагогов «Волшебная зима»
Опубликовано: 3367 дней назад (8 января 2015)
Просмотров: 9788
+5
Голосов: 5
Людмила Ивановна Парукова # 8 января 2015 в 21:14 +1
Здравствуйте,Ирина Александровна!Просмотрела конспект занятия.Занятие составлено учитывая для детей с недоразвитием речи Материал направлен на коррекцию речи. Занятие нацелено на развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Зима. Зимние забавы и спорт». Применены и игры и загадки,это привлекает детей,мотивирует их деятельность.Удачи! С уважением,Л.И.!
Наталья Сергеевна Шаврина # 8 января 2015 в 21:59 +1
Здравствуйте, Ирина Александровна! Спасибо вам за опубликованный конспект занятия, очень понравился текст физкультминутки и идея с лабиринтом, как окончание занятия. Если можно дам некоторые рекомендации по конспекту, хотелось бы увидеть примерные ответы детей. А также для детей с ОНР, для лучшего усвоения материала, необходимо использовать более "узкую" лексическую тему на одном занятии: "Зима", "Зимние виды спорта", "Зимующие птицы".
Ирина Александровна Халько # 8 января 2015 в 22:23 0
Здравствуйте, Наталья Сергеевна! Спасибо за рекомендации. Согласно, что на одном занятии с детьми С ОНР сложно охватить сразу несколько тем, но данное занятие является итоговым, более узкие темы ("Зима", "Зимующие птицы", "Животные зимой") были пройдены с детьми раньше. Задания в данном конспекте направлены на актуализацию полученных знаний, на их закрепление.
Ирина Александровна Халько # 8 января 2015 в 22:52 0
Примерные ответы детей добавила
Наталья Сергеевна Шаврина # 10 января 2015 в 12:09 0
Спасибо
Светлана Владимировна Бузмакова # 9 января 2015 в 09:26 +1
Добрый день, Ирина Александровна! Замечательный конспект вы представили. В работе используются разные формы - это и дидактические игры, и загадки, и работа в тетрадях, и снежный принц. Очень понравилось окончание занятия - лабиринт. Беру себе на заметку. Спасибо за творческий подход к работе. Голосую с удовольсвтеим.
Любовь Леонидовна Филиппова # 10 января 2015 в 14:12 +1
Хороший конспект. Мне понравилось. Использованы различные виды работы с детьми, всё организованно в игровой, в доступной для детей форме. Видно, что занятие направлено на закрепление пройденно материала.
Светлана Николаевна Никишова # 19 января 2015 в 20:33 +1
Добрый вечер, Ирина Александровна. Мне понравился конспект Вашего занятия, он действительно является обобщающим по теме "Зима". Многие задания и упражнения можно использовать и мне, как педагогу начальных классов. Примите голос.