Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Программа творческого объединения эстрадного вокала

Авторская программа творческого объединения эстрадного вокала «Радуга голосов»
Срок реализации: 5 лет
Возраст обучающихся: 6 – 17 лет
«… пение, есть божественное и небесное занятие, укрепляющее всё хорошее и благородное в человеке».
Платон Афинский (427 – 347 до н. э.)

Пояснительная записка
Авторская программа творческого объединения эстрадного вокала «Радуга голосов» художественно-эстетической направленности составлена на основе методических разработок ведущих специалистов: Г.П. Стуловой, С.Риггза, Л.В. Романовой, В.В.Емельянова, А.Карягиной. Взяты во внимание и введены в практику упражнения на дыхание по методике А.Н.Стрельниковой.
Программа создана для решения одной из важнейших проблем образования: воспитания и развития у подростков творческой инициативы, самостоятельности, способности к самореализации. Основной целью создания творческого объединения эстрадного вокала «Радуга голосов» является приобщение детей и молодёжи к основам мировой музыкальной культуры, развитие их музыкально – эстетического вкуса, формирование у них исполнительских вокальных умений и навыков.
Актуальность программы
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Голос – это особое богатство, природный дар, который дан человеку от Бога. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детских лет по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребёнка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребёнок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение детских и современных песен с музыкальным сопровождением.
В настоящее время на ребёнка обрушивается огромный поток разнообразной музыки: компьютерной, примитивной, однодневной. Современного ребёнка окружают музыкальный центр, компьютер, диски, синтезатор. Пассивно слушая, впитывая подобное обилие механической музыки, ребёнок лишается возможности развить свои собственные музыкально-исполнительские задатки и способности. Особенно трудно приходится тем детям, у которых такие способности не ярко выражены. Программа «Радуга голосов» ориентирована на детей, имеющих различный уровень своих исполнительских возможностей.
Ценностью данной программы является её доступность широкой детско-юношеской аудитории, возможность каждому приобщиться к музыкальному искусству, к участию в общечеловеческом процессе создания и восприятия музыкальных ценностей в качестве либо автора произведения, ли¬бо исполнителя, либо слушателя, зрителя, критика, либо в нескольких одновременно, независимо от степени одарённости.
Особенностью занятий в творческом объединении является тот факт, что дети, как правило, подбираются с неравными музыкальными способностями, очень часто с неразвитым слухом и чувст¬вом ритма, поэтому педагогу приходится подходить к каждому ребёнку индивидуально. Тем не ме¬нее, занятия помогают большинству ребят поверить в то, что они могут петь, а некоторые "безна¬дёжные" однажды начинают брать одну, другую, третью ноты. А что может быть важнее для становления социально активной личности, чем вера в себя!
Новизна программы.
Новизна программы заключается в том, что она лабильна (от латинского «скользящий, неустойчивый»), так как репертуар ежегодно обновляется, каждая новая песня подбирается под определённого ребёнка или группу детей с учётом их вокальных возможностей, диапазона, тембра голоса, вокальных и двигательных способностей, психологических особенностей. Настоящая программа имеет блочный характер, отражая все компоненты образования (воспитание, обучение, развитие). То есть обязательным условием эффективности работы является целостность подхода, непрерывность, последовательность и преемственность в обучении, воспитании, развитии, социализации.
В программу курса «Вокальное мастерство» введены элементы актерского мастерства (продумывание предлагаемых обстоятельств, разработка сценического клипа песни).
Главной особенностью данной пятилетней программы является то, что она рассчитана на индивидуальную и коллективную работу с детьми младшего, среднего и старшего возрастов. То есть, за большой промежуток времени отслеживается музыкальное развитие ребёнка от самых азов до определённого профессионального роста в подростковом возрасте.
Количественный состав групп: от 8 до 14 человек. Проводятся и индивидуальные занятия с одарёнными детьми и с детьми, имеющими определённые трудности в усвоении программы.
Цель программы – через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к эстрадному пению, помочь раскрытию творческого потенциала в становлении личности, проявлении индивидуальности, развитие навыков самореализации и самовыражения в социуме.
Чем раньше дать детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребёнка. И, возможно, меньше будет проблем у детей с развитием речи, внимания, памяти, умением общаться со сверстниками и взрослыми. Содержание и формы программы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей, возрастных и психологических особенностей.
В связи с целями данной программы сформированы задачи обучения и воспитания детей.
Задачи.
Образовательные:
1.Обучение выразительному пению;
2. Обучение певческим навыкам (ансамбль, строй, певческое дыхание, музыкальный слух, ритм, звукообразование);
3.Обучать терминологии связанной с вокально-хоровыми навыками;
4.Обучение музыкально-ритмическим движениям, танцевальным элементам.
Воспитательные:
1.Формирование устойчивого интереса к пению;
2.Формирование общей культуры личности ребёнка, умение адаптироваться в обществе, развитие коммуникативных умений и навыков общения в социуме;
3.Обогащение внутреннего мира ребёнка, образно-эмоционального восприятия окружающего мира через пение;
4.Воспитание воли и характера;
5.Приобщение детей к основам музыкальной культуры; развитие музыкально- эстетического вкуса; развитие художественно- самостоятельного творчества; расширение музыкального кругозора;
6. Развитие потребности в разумном проведении своего свободного времени; формирование гражданско-нравственной позиции, чувства патриотизма;
Развивающие:
1. Развитие слуха и голоса детей;
2. Формирование голосового аппарата;
3. Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей.
4. Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма, развитие диапазона;
5. Развитие двигательных качеств и умений;
6. Развитие творческих способностей и раскрытие творческого потенциала;
7. Развитие обще-эстетического кругозора;

Программа рассчитана на детей от 6-ти до 17 лет. Срок реализации программы - 5 лет. Программа занятий каждого года обучения составлена в соответствии с возрастными психолого-педагогическими особенностями детей. Программа важна тем, что социальная и личностная адаптация, самореализация и самовыражение, развитие уверенности в себе являются необходимой основой для дальнейшей деятельности детей и реализации своих творческих способностей.
Каждый учебный год решаются определённые задачи, способствующие достичь основной цели и конкретизирующих её задач.
Основные задачи первого года обучения:
o формировать элементарную организацию ансамблевого звучания;
o формировать выразительное исполнение (в пределах музыкальной подготовки и развития учащегося) изученных песен,
o развивать музыкальный слух и певческий голос учащихся,
o стимулировать познавательную и творческую деятельность ребят.
Основные задачи второго года обучения:
o закреплять и совершенствовать ранее приобретённые умения и знания в области вокала;
o расширять песенный репертуар и свободное ориентирование в песенных жанрах;
o формировать художественный вкус и эстетическое отношение к музыке;
o развивать твор¬ческое восприятие и эмоциональную отзывчивость на основе изученных песен, воспитывать элементарные навыки её осмысления.

То есть при работе с детьми 1 года обучения больше внимания уделяется развитию слуха, т.к. от этого зависит дальнейшее продвижение; а при работе с детьми 2 года обучения акцент следует сделать на накопление песенного материала и совершенствование исполнительского мастерства.
Основные задачи третьего года обучения:
o формировать организацию ансамблевого звучания;
o способствовать приобретению навыков правильной постановки корпуса при пении;
o расширять песенный репертуар и свободное ориентирование в песенных жанрах,
o формировать художественный вкус и эстетическое отношение к музыке;
o развивать творческое восприятие и эмоциональную отзывчивость на основе изученных песен, воспитывать элементарные навыки её осмысления;

Основные задачи четвёртого года обучения:
o формировать правильное дыхание и индивидуальное звучание;
o формировать потребность посещения концертов, театральных представлений, художественных выставок, т.д.,
o развивать музыкальный слух и вокально-хоровые навыки, стремление к самостоятельному творчеству;
o формировать организацию ансамблевого звучания 2х- голосия;
o работать с микрофоном на сценической площадке;

Основные задачи пятого года обучения:
o организовывать выступления на мероприятиях различного уровня и характера (благотворительные, конкурсные и др.).
o развивать музыкальный слух и вокально-хоровые навыки, стремление к самостоятельному творчеству,
o работать с микрофоном на сценической площадке;
o формировать организацию ансамблевого звучания 2х-3-х голосия;
o расширять песенный репертуар, изучать вокализы джазовых и блюзовых импровизаций;
o формирование художественного вкуса и эстетического отношения к музыке;

Результаты освоения программы
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Исходные позиции образовательной программы
1. возраст обучающихся – 6-17 лет;
2. количественный состав групп – не более 10- 15 человек;
3. принцип набора в группы свободный (без дифференциации уровня развития музыкальных способностей), но необходимо развитое желание к занятиям эстрадным вокалом;
4. нормативный срок реализации – 5лет;
5. годовая и недельная нагрузка:

Год обучения, группа, возраст детей Нагрузка (час.) Особенности распределения нагрузки в течение недели
Годовая Недельная
1 г. о.
младшая группа
6-7лет 144 4 2 раза в неделю по 2 часа каждое (групповые)

2 г.о.
младшая группа
8-9 лет 144 4 2 раза в неделю по 2 часа каждое (групповые)

3 г.о
средняя группа
10-12 лет 214 6 2 раза в неделю по 2 часа каждое (групповые)
1 раз в нед. - 2 часа индивидуальное
4 г.о.
средняя группа
13-14 лет 214 6 2 раза в неделю по 2 часа каждое (групповые)
1 раз в неделю - 2 часа индивидуальное
5 г.о.
средняя группа
15-17 лет 214 6 2 раза в неделю по 2 часа каждое (групповые)
1 раз в неделю - 2 часа индивидуальное

6. учебный час равен 45 минутам.
7. основной формой работы по программе является учебное занятие, структуру которого выбирает сам педагог, учитывая тему и содержание материала, а также возраст учащихся и уровень их под¬готовки. Это могут быть групповые занятия, занятия по подгруппам и индивидуальные. Проводя индивидуальную работу, необходимо учитывать особенности каждого ребёнка.
8. контроль за качеством образовательного процесса осуществляется в следующих формах:
• наблюдение за выполнением практических занятий;
• постоянное участие в конкурсах Областного, Всероссийского, Международного уровня;
• демонстрация результатов обучения;
• анализ, самоанализ и обсуждение выступлений;
• рекомендации педагога.

Критерии качества осуществляется по методике тестировании А.А.Ельниных.
Данная методика предназначена для индивидуальной диагностики детей, занимающихся в творческом объединении В ходе тестирования определяется состояние важнейших компонентов психофизического развития ребенка, которые необходимы для поступления в объединение: музыкальная память, слух, чувство ритма.
Каждое задание оценивается по трехбалльной системе, а затем суммируется.
В целях контроля эффективности обучения каждый этап диагностического исследования следует проводить 3 раза в год:
• начало учебного года (входной срез);
• середина учебного года (контрольный срез);
• конец учебного года (итоговый срез).
Исходя из итогов диагностической карты развития музыкальных способностей, намечается дальнейший путь работы, в зависимости от того, какие из компонентов музыкального слуха необходимо развить тому или иному ребёнку. Учитывая то, что дети отличаются друг от друга остротой слухового внимания, мерой координации слуха и голоса, навыками в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве проводятся индивидуальные занятия.

Успехи реализации программы возможны если:
• теоретическая и практическая часть программы выполнены на 100%;
• учтены возрастные особенности обучающихся и мотивация их деятельности;
• используется наглядный материал (строение голосового аппарата, виды дыхания, певческая установка, фонотека записей (с голосом и минус1) и т.д.
• есть необходимые технические средства и информационные ресурсы, отвечающие требованиям учебного процесса такие как: ПК с выходом в Интернет и программой, позволяющей записывать и прослушивать звучание голоса, мультимедийный проектор для просмотра документальных роликов о строении голосового аппарата, о вокальной манере разных исполнителей, микрофоны, СД проигрыватель; фортепиано или синтезатор.
Ожидаемые результаты.
Год обучения Критерии знаний, умений и навыков
1
Учащиеся должны знать:
- первоначальные сведения по уходу за голосом;
- основы развития вокальных навыков;
- элементарную теорию музыки в объеме программного материала 1-го года обучения;
- основы сценического поведения.
Учащиеся должны уметь:
- исполнять распевки,
- выразительно и грамотно исполнять песни, применяя на практике работу с микрофоном;
- работать в творческом коллективе.
Ценностные представления обучающихся:
- роль песни в жизни общества;
2
Учащиеся должны знать:
- элементарную теорию музыки в объеме программного материала 2-го года обучения;
- уметь различать песенные жанры;
- основы вокально-хорового исполнительства;
Учащиеся должны уметь:
- выразительно и грамотно исполнять песни;
- работать в вокальном коллективе, чисто интонировать свои вокальные партии;
Творческий опыт обучающихся:
- иметь навык выступления на сцене;
- участвовать в мероприятиях по демонстрации результатов обучения (благотворительные, конкурсные мероприятия и т.п.);
Ценностные представления обучающихся:
- значение музыкальных занятий в развитии человека, становлении его личности, формировании жизненных ценностей и ориентиров.
Учащиеся должны знать:
- уметь выполнять упражнения с опеваниями
- основы вокально-ансамблевого исполнительства;
- исполнение разнохарактерных песен на сцене с правильно выученной динамикой;
Учащиеся должны уметь:
- рационально применяя средства музыкальной выразительности;
- проговаривать скороговорки в быстром темпе, артистично;
- правильное произношение гласных и согласных звуков при пении в речевой позиции;
Творческий опыт обучающихся:
- иметь навык выступления на сцене;
- уметь работать с динамикой голоса в микрофон;
- участвовать в концертной деятельности коллектива ;
Ценностные представления обучающихся:
- значение благотворительных концертов в развитии человека, становлении его личности, формировании жизненных ценностей и ориентиров.

4.
Учащиеся должны знать:
- основы вокальных приёмов исполнения legato и staccato;
- исполнение разнохарактерных песен на сцене с правильно выученной фразировкой;
Учащиеся должны уметь:
- уметь исполнять основные танцевальные элементы ритмической гимнастики артистично;
- правильное дыхание при пении в речевой позиции;
Творческий опыт обучающихся:
- совершенствовать навык выступления на сцене;
- уметь работать с мониторами на сцене;
- уметь правильно вести себя при записи в студии;
Ценностные представления обучающихся:
формирование жизненных ценностей и ориентиров подготовка к конкурсам патриотической песни;

5. Учащиеся должны знать:
- уметь выполнять упражнения с чистой интонацией на legato и staccato;
- уметь создавать образы и индивидуальность в вокальных произведениях;
- упражнения на опевание, 2х-3х голосие (учитывая возрастную мутацию голоса) ;
Учащиеся должны уметь:
- рационально применяя средства музыкальной выразительности, логично создавать пластические образы на сцене;
- чёткая артикуляция в микрофон, артистично;
- исполнение хореографических поклонов «Русский» и «Эстрадный» ;
- уметь создавать индивидуальный образ в исполняемом;
- чёткая артикуляция в микрофон, артистично;
Творческий опыт обучающихся:
- иметь навык выступления на открытых площадках;
- уметь работать с динамикой голоса в микрофон;
- участвовать в концертной деятельности коллектива;
- уметь организовать в своём классе творческий концерт ;
Ценностные представления обучающихся:
- значение благотворительных концертов в развитии человека, становлении его личности, формировании жизненных ценностей и ориентиров.

Учебный план.
Учебный план программы состоит из 4-х блоков:
1.Вокальное мастерство
2. Сценическое движение.
3. Творческая самореализация.
4.Воспитательная работа.

№ Характеристика часов

Название блока 1 год обучения 2 год обучения 3,4,5 годы обучения
Количество часов Количество часов Количество часов
всего из них всего из них
всего из них
теория прак-тика теория прак-тика теория прак-тика
1 «Вокальное мастерство» 98 28 70 98 28 70 158 28 130
2 «Сценическое движение» 30 8 22 30 8 22 42 8 34
3 Творческая самореализация. 2 – 2 2 – 2 2 – 2
4 Воспитательная работа 14 – 14 14 – 14 14 – 14
Итого: 144 36 108 144 36 108 216 36 180

Содержание блока «Вокальное мастерство».

Год обучения Задачи Теоретико-методологические (информационные) основы Практические задания
Формы и основное содержание деятельности Формы и основное содержание деятельности
1. - формировать элементарную организацию ансамблевого звучания;
- формировать выразительное исполнение (в пределах музыкальной подготовки и развития учащегося) изученных песен,
- развивать музыкальный слух и певческий голос учащихся,
- стимулировать познавательную и творческую деятельность ребят.
• Механизм певческого дыхания.
• Атака звука. Звуковедение.
• Высокий и низкий звук.
• Регистр.
• Артикуляция. Дикция.
• Речевая позиция на улыбку.
• Дирижерские жесты.
- Стартовая диагностика вокальных данных обучающихся.
- Дыхательная гимнастика. Работа над качеством дыхания (активный вдох, выдох, продолжительность выдоха).
- Отработка приемов атаки звука (жесткая, мягкая атака). Упражнения на формирование звукового потока.
- Дикционный и артикуляционный тренинг.
- Пение в речевой позиции «на улыбку».
- Упражнения на развитие гармонического слуха.
- Работа над песней.
2. - закреплять и совершенствовать ранее приобретённые умения и знания в области вокала;
- расширять песенный кругозор;
- формировать художественный вкус и эстетическое отношение к музыке;
- развивать творческое восприятие и эмоциональную отзывчивость на основе изученных песен, воспитывать элементарные навыки её осмысления; - Выразительность пения.
- Акцент.
- Динамические оттенки.
- Песня как маленький спектакль. Сценический клип.
- Предлагаемые обстоятельства. - Сочинение предлагаемых обстоятельств к разучиваемой песне.
- Игра-импровизация в команде: сценический клип.
- Составление индивидуального репертуара исполнителя и работа над ним.
3. - формировать организацию ансамблевого звучания;
- развивать музыкальный слух и вокально-хоровые навыки, стремление к самостоятельному творчеству,
- способствовать приобретению навыков правильной постановки корпуса при пении;
- формировать правильное дыхание и индивидуальное звучание;
- расширять песенный репертуар и свободное ориентирование в песенных жанрах,
• Ансамбль.
• Динамика звуковедения.
• Пластические образы
• .Гласные и согласные звуки в речевой позиции.
- Работа по сценической речью, динамика звуковедения в микрофон;
- выполнение упражнения с опеваниями;
- основы вокально-ансамблевого исполнительства;
- исполнение разнохарактерных песен на сцене с правильно выученной динамикой;
4. - формировать организацию ансамблевого звучания 2х голосия;
- организовывать выступления на мероприятиях различного уровня и характера (благотворительные, кон-курсные и др.).
- развивать музыкальный слух и вокально-хоровые навыки, стремление к самостоятельному творчеству,
- работать с микрофоном на сценической площадке;
• Выразительность пения;
• основы вокальных приёмов исполнения legato и staccato;
• исполнение разнохарактерных песен; - Правильное дыхание при пении в речевой позиции;
- сочинение предлагаемых обстоятельств к разучиваемой песне;
- игра-импровизация в команде: сценический клип;.
- Составление индивидуального репертуара исполнителя и работа над ним.
5. - формировать организацию ансамблевого звучания 2х – 3х голосия;
- способствовать изучению основ сценического движения, сценической речи на игровом артикуляционно – дикционном тренинге
- расширять песенный репертуар, изучать вокализы джазовых и блюзовых импровизаций;

• Рационально применяя средства музыкальной выразительности, логично создавать пластические образы на сцене;
• чёткая артикуляция в микрофон, артистично;
• исполнение хореографических поклонов «Русский» и «Эстрадный» ;
- Работа по сценической речи, динамика звуковедения в микрофон,
- выступления на открытых площадках;
- умение работать с динамикой голоса в микрофон;
- участвовать в концертной деятельности коллектива выполнение упражнения с опеваниями ,
- основы вокально-ансамблевого исполнительства;
- правильное произношение в микрофон согласных звуков «з» и «с»;
- правильное произношение гласных звуков «а» и «и»;

Содержание блока «Творческая самореализация».

Год обуче-ния Практические задания
Формы и основное содержание деятельности
1 Участие обучающихся в концертах для родителей.
2 Участие обучающихся в:
- концертных программах для родителей,
- концертных программах своих общеобразовательных учреждений.
3 Участие обучающихся в:
- концертных программах для родителей,
- концертных программах своих общеобразовательных учреждений,
- концертных программах районных и общегородских праздничных мероприятий,
- конкурсных и фестивальных мероприятиях различных уровней.(Всероссийских и Международных конкурсах)
4
5

Содержание блока «Воспитательная работа».

Год обучения Практические задания
Формы и основное содержание деятельности
1 - Организация и проведение традиционных мероприятий (занятий), направленных на формирование и сплочение коллектива:
- «Вводное занятие»
- «Новогодний огонек»
- Посещение концертов. Совместные поездки коллектива с родителями и руководителями на Всероссийские и Международные конкурсы;
- «Отчётный концерт»
2
3
4
5


Основные методы организации образовательной деятельности:

В практической части программы «Радуга голосов» педагогом используются в основном индивидуально-дифференцированные практические занятия и практические занятиия в малых группах (элементарная теория музыки), при изучении ансамблевого звучания - коллективные практические занятия
Теоретическая часть занятия представляет собой беседу на выбранную тему, либо собеседование, рассказ, демонстрацию (показ) и т.п.
Для сплочения коллектива необходимо проводить воспитательные мероприятия, в организации и проведении которых роль обучающихся первостепенна.
Чтобы обучающиеся не теряли интерес к занятиям, необходимо проводить мероприятия, используя проектную деятельность, где ребята могли бы продемонстрировать свои успехи, то есть творчески самореализоваться.
В процессе обучения проводится постоянный контроль за усвоением программного материала. Поурочный контроль позволяет отслеживать степень поэтапного усвоения программы и дает возможность педагогу индивидуально подходить к проблемам и достижениям каждого ребёнка.
Особо важно создать в коллективе доброжелательную обстановку, когда даже самое маленькое достижение кого-либо вызывало бы поддержку творческой деятельности обучающихся со стороны других ребят. Педагогом для оценки творческой деятельности обучающихся используются следующие методы стимулирования: моральные (похвала, одобрение, порицание) и материальные (награждение грамотами, призами).
Основными методами обучения на первых порах являются объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы, позволяющие в кратчайший срок передать и освоить большую по объему информацию.
В зависимости от цели занятия педагогами используется также проблемно-поисковые методы.
Образовательный процесс, отбор содержания необходимо осуществлять на принципах.
- целесообразности,
- соразмерности,
- безопасности.

Диагностика вокальных и музыкально - ритмических способностей детей.

При разработке диагностических методик учитывается, прежде всего:
- чтобы они были собственно музыкальными,
- соответствовали возрасту и степени музыкальной обученности детей,
- давали возможность судить об уровне развития исследуемой способности в совокупности составляющих её компонентов (ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма).
Каждое задание оценивается по трехбалльной системе, а затем суммируется.
В целях контроля эффективности обучения каждый этап диагностического исследования следует проводить 3 раза в год:
• Начало учебного года (входной срез);
• Середина учебного года (контрольный срез);
• Конец учебного года (итоговый срез).

Первичная диагностика – 1 год обучения.
Целью предварительного контроля является выявление и фиксация начального уровня обучаемого. В дальнейшем сравнение исходного уровня обученности с конечным позволяет измерить «прирост» знаний, анализировать динамику и эффективность дидактического процесса, а так же сделать объективные виды о «вкладе» педагога в обученность ребенка.

Тестовые задания.
1. Игра «Ритмическое эхо».
Задание позволяет определить: насколько развито у ребенка чувство ритма.
Педагог задает определенный ритм, ребенок должен его повторить.

3 балла – точное повторение
2 балла – повторение с ошибкой
1 балл - отсутствие ритма

2. Игра «Как тебя зовут?».
Задание позволяет определить: насколько развит у ребенка музыкальный слух.

3 балла – точное повторение мелодии
2 балла – повторение мелодии с ошибкой
1 балл - полное не воспроизведение мелодии

3. Исполнение любимой песни.
Задание позволяет определить музыкальную память, чистоту интонации, артистичность исполнения.

3 балла – точное воспроизведение музыкального материала и артистичность в исполнении
2 балла – точное воспроизведение музыкального материала с отсутствием эмоций
1 балл – неправильное воспроизведение музыкального материала

4. Беседа о музыке.
Беседа позволяет определить уровень знаний ребенка в области музыкального искусства, коммуникабельность, умение грамотно излагать свою мысль.

3 балла – ребенок активный и эмоциональный в беседе
2 балла – ребенок затрудняется отвечать на некоторые вопросы
1 балл - ребенок пассивный, не отвечает на вопросы

Диагностика 2 года обучения
Тестовые задания.

1. Игра «Ритмическая угадай-ка».
Задание позволяет определить: насколько развито у ребенка чувство ритма.
Педагог задает начальный ритм знакомой песни, ребенок должен его повторить и постараться узнать песню.

3 балла – точное повторение и узнавание песни
2 балла – повторение с ошибкой
1 балл - не воспроизведение ритма

2. Игра «В лесу».
Задание позволяет определить: насколько развился у ребенка музыкальный слух.

3 балла – точное повторение мелодии с соблюдением Stocatto, Legato
2 балла – повторение мелодии с ошибками
1 балл - полное не воспроизведение мелодии

3. Исполнение любимой песни.
Задание позволяет определить каков уровень развития музыкальной памяти, чистоты интонации, артистичности исполнения.

3 балла – точное воспроизведение музыкального материала и артистичность в исполнении
2 балла – точное воспроизведение музыкального материала с отсутствием эмоций
1 балл – неправильное воспроизведение музыкального материала

4. Беседа о музыке.
Беседа позволяет определить уровень знаний ребенка в области музыкального искусства, коммуникабельность, умение грамотно излагать свою мысль.

3 балла – ребенок активный и эмоциональный в беседе
2 балла – ребенок затрудняется отвечать на некоторые вопросы
1 балл - ребенок пассивный, не отвечает на вопросы

Диагностика 3 года обучения
Тестовые задания

1. Ритмический ансамбль
Изобразить самостоятельно ритмический аккомпанемент к песне. Задание позволяет определить насколько развито чувство ритма у обучающегося.

3 балла – самостоятельное сочинение ритмического аккомпанемента
к песне и сохранение ритма на протяжении звучания всей песни
2 балла - самостоятельное сочинение ритмического аккомпанемента и
не сохранение его на протяжении звучания всей песни
1 балл – обучающийся не может сочинить ритмический аккомпанемент к песне

2. Игра «Веселый аккорд»
Исполнить знакомую мелодию или песню с элементами двухголосья.

3 балла – уверенное исполнение мелодии с элементами двухголосья
2 балла – исполнение с небольшими ошибками
1 балл – обучающийся не может исполнить мелодию или песню с элементами двухголосья

3. Исполнение песни
Задание позволяет определить уровень исполнения обучающимся любимой песни

3 балла – выразительное исполнение песни с грамотным соблюдением цезур
2 балла – исполнение песни либо не выразительное, либо без соблюдения цезур
1 балл – отсутствие выразительного и грамотного исполнения песни

4. Беседа о музыке
Беседа позволяет определить уровень знаний обучающихся в области терминологии, нотной грамоты, музыкального искусства родного края.

3 балла – отвечает уверенно на вопросы, приводит примеры
2 балла - отвечает без эмоций и примеров
1 балл - затрудняется в ответах

Диагностика 4 и 5 года обучения
Тестовые задания

1. Ритмический ансамбль
Изобразить ритмический аккомпанемент к песне: шестнадцатыми, восьмыми, четвертными, половинными и целыми долями.

3 балла – самостоятельный и уверенный показ ритмического аккомпанемента
2 балла – самостоятельное и уверенное изображение ритмического аккомпанемента определенных долей
1 балл – изображение ритмического аккомпанемента с ошибками во всех долевых вариантах

2. Игра «Веселый аккорд»
Исполнить знакомую мелодию или песню двухголосьем (трёхголосьем).

3 балла – уверенное исполнение двухголосной мелодии
2 балла – исполнение с небольшими ошибками
1 балл – обучающийся не может исполнить двухголосную мелодию


3. Исполнение песни «a cappella»
Задание позволяет определить уровень исполнения обучающимися песни без сопровождения

3 балла – интонационно-чистое исполнение песни от начала до конца в одной тональности
2 балла – исполнение песни с небольшим ошибками, но с уверенным ощущением тоники
1 балл – обучающийся не может исполнить песню без сопровождения в одной тональности
4. Анкетирование
Анкетирование определяет уровень знаний обучающихся в области терминологии, нотной грамоты, музыкального искусства родного края.

3 балла – анкета заполнена грамотно и творчески
2 балла - анкета заполнена аккуратно
1 балл - анкета заполнена не полностью, неаккуратно и равнодушно


Учебно-методическое оснащение.
Плакаты:

«Ритмохлопы», «Строение гаммы. Мажор. Минор», «Музыкальная ступица (лесенка)», «Клавиатура», «Ступени лада. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые», «Буквенные обозначения звуков».

Дидактические карточки по разделу: «Основы элементарной грамоты» темы:

«Музыкальные ключи. Нотный стан», «Расположение нот первой октавы», «Фортепианная клавиатура. Название октав», «Основные длительности нот», «Регистры», «Динамические оттенки», «Паузы», «Мажорный и минорный лад»,
«Знаки альтерации», «Поступенное и непоступенное движение мелодии», «Полутон, целый тон», «Штрихи», «Размер 2/4. Различные ритмические группы», «Синкопированный ритм».

Дидактические карточки по разделу: «Вокальная работа»:
«Охрана голоса и слуха», «Высокие и низкие голоса», «Вокальные упражнения», «Певческое дыхание. Типы дыхания», «Строение носа, глотки и гортани», «Строение полости рта», «Каноны», «Строение лёгких, бронхов», «Правила положения рта при пении гласных», «Артикуляционная гимнастика», «Интонация», «Двухголосные произведения».

Компьютерные обучающие программы для музыкального развития детей:
1. Музыкальный класс - Издательство: NMG, 1997
2. B Трое из Простоквашино - Издательство: Electronic Paradise, 2008
3. Школа развития личности Кирилла и Мефодия: Учимся понимать музыку - Издательство New Media Generation, 2008
4. «В кругу великих имен»: Композиторы - Компания New Media Generation, 2008
5. Школа музыки 3 в 1 - Издаьельство: ООО «БИЗНЕСОФТ», Россия, 2008
6. Энциклопедия классической музыки Компания New Media Generation, 2008
9. Видео уроки Светланы Каратеевой (+DVD) - Издат.: Лань,200710. Школа эстрадного вокала (+DVD) Л. Романова - Издат.: Лань,2007

Материально-техническое обеспечение
Необходимый уровень: наличие отдельного кабинета или зала, соответствующего санитарно – гигиеническим нормам и позволяющего проводить индивидуальные и групповые занятия, а так же
- фортепиано;
- фонотека;
- микшерский пульт;
- усилитель звука;
- колонки (2 шт.)
- микрофоны(4 шт);
- компьютер
- звуковоспроизводящая и звукозаписывающая аппаратура, хореогафический класс.

Список рекомендуемой литературы для педагога
1.Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983.
2.Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 1975.
3.Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. – М.: Музыка, 1971. – С.274-287.
4.Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи // Материалы научной конференции. 1961. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
5. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.
6.Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007.
7.Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М.: Просвещение. 1983.
8.Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000.
9.Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.
10.Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
11.Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М., Педагогика, 1970. – 232с.
12. Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца. – М.: Музыка, 1964.
13.Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1968.
14. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
15.Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
16. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М: Просвещение, 1984.
17. Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. – Л-М.: Музгиз, 1939.
18.Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – М.-Л. Музыка, 1965.
19.Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – Л., 1967.
20.Орлова Н.Д. О детском голосе. – М: Просвещение, 1966.
21.Полякова О. И. Работа с детским вокально-инструментальным ансамблем (методические рекомендации) // Модернизация профессиональной подготовки педагога-музыканта. Сборник научных трудов. – М., МПГУ, 2002.
22.Полякова О.И. Детские вокально-инструментальные ансамбли в системе дополнительного образования // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001. – Екатеринбург, 2001.
23.Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.
24.Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001 года. – Екатеринбург, 2001.
25.Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.
26.Полякова О.И. Проблема активизация творческого мышления обучающихся детской эстрадной студии // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Гуманитарные науки: Сборник статей. – М., МПГУ, Прометей, 2001.
27.Полякова О.И., Клипп О.Я. Теоретические и методические основы вокальной и инструментальной эстрадой музыки. Учебное пособие. – М., 2004.
28. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер 2007.
29.Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. – М., 1999.
30.Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. – М., 2002.
31.Современный урок музыки, творческие приемы и задания. Смолина Е.А. – Ярославль, 2006;
32.Скучик Е. Основы акустики. Т.2. – М., 1959.
33.Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина, 1992.
34.Стулова Г.П. Современные методы исследования речи и пения. Вопросы физиологии пения и вокальной методики // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Выпуск XXV.– М. 1975.
35.Тарасов Г.С. Психология музыкального воспитания. //Вопросы психологии. 1991. №2;
36.Школяр Л.В. Некоторые штрихи к музыкально-психологическому портрету современного ребёнка// Теория и методика музыкального образования детей. – М., 1998.

Список литературы для учащихся
Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003;
Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;
Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 1998
Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2006;
Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002;
Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000.
Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009;
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С. Кленов; под общ. ред. О.Г. Хинн. – М., 1998

Литература
1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Просвещение, 1983. – 96с.
2. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. – 352 с., ил.
3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.–415с.
4. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 240с.
5. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М.: Г уманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000, - 304 с.: ноты.
6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: Изд-во РОУ, 1996. – 180с.
7. Левидов И.И. Детское пение и охрана голоса детей. – Л.: ВДХВД, 1935.–72с.
8. Осенева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.- 368с.
9. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 384с.
10. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. – М.: Изд. центр «Академия», 1998. – 136с.
11. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.: Прометей, 1992. – 270с.
12. Юдина Е.И. Первые уроки творчества. – М.: «Аквариум ЛТД», 1999 – 272с.
13. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса/Сост. Орлова Т.М., Бекина С.И. – М.: Просвещение, 1988. – 143с.
14. Фридкин Г.А. Практическое руководство по музыкальной грамоте: Учебное пособие. – М.: Музыка, 1997. – 296с.
15. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. – СПб.: Лань,1997. – 192с.
Нотные издания, используемые педагогом:
1. Почемучка. Детские песни Людмилы Лядовой – М.: «Издательство ГНОМ», 2000.- 64с.
2. Семь нот. Выпуск 3. - М.: Издательство «Музыка», 1992. - 34с.
3. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. - М.: Издательство «Музыка», 1987. - 110с.
4. Играйте вместе с нами. Упражнения, музыкальные игры, сценки - М.: Издательство «Музыка», 1982. - 80с.
5. Ермалаев П.И. Песни для детей. – Санкт-Петербург «Детство - Пресс», 2002. - 32с.
6. Шаинский В. Избранные песни. - М.: Издательство «Советский композитор», 1989. - 168с.
7. Чайковский П.И. Детский альбом. - М.: Издательство «Музыка», 1980. - 37с.
8. Абелян.Л. Песни, игры, танцы, шутки. - М.: Издательство «Советский композитор», 1990. - 47с.
9. Песни для детей. – М.: Сполохи, 2000. – 48с.
10. Валявко С.М, Васильева Т.Н., Супрыкина О. А. Путешествие в стране шумов, звуков и букв. – М.: «Издательство ГНОМ», 2000.- 62с
11. Пестрый хоровод. Песни, игры. - М.: Издательство «Музыка», 1986 - 32с.
12. Когда мои друзья со мной. Песни на стихи Михаила Танича. - М.: Издательство «Советский композитор», 1986 – 44с.
13. Абелян Л. Забавное сольфеджио. - М.: «Классика XXI» - 2003 – 54с.
14. Алексеева Л. Музыкальная азбука. Серия для всех и каждого. – М.,2004-72с.
15. Каждый класс – хор. Песенный репертуар для уроков музыки. Сборник №1. – М.: МИОО, 2004. –64с.
16. Ладухин Н.М. Вокализы. - М.: «Классика XXI» - 2004 – 78с.
17. Крылатов.Е. Крылатые качели: Музыкальный сборник. – М.: Дрофа, 2001. –64с.
18. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. – Санкт-Петербург, 1999. – 64с.
19. Гладков Г.И. Бременские музыканты и другие. –М.: Издательством «Кифара»,1999. – 83с.
20. Железнов с.с., Железнова К. Азбука-потешка. Русские потеши и считалки с нотами-картинками. – М.: «Издательство ГНОМ», 2000.- 72с.
21. Радынова О.П. Колыбельные русских и зарубежных композиторов. Учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры». – М.: «Издательство ГНОМ», 2000.- 126с.
22. Радынова О.П. Сказка в музыке. Учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры». – М.: «Издательство ГНОМ», 2000.- 24с.
23. Радынова О.П. Музыкальные инструменты и игрушки. Учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры». – М.: «Издательство ГНОМ», 2000.- 32с.
24. Радынова О.П. природа и музыка. Учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры». – М.: «Издательство ГНОМ», 2000.- 95с.
25. Кончаловская Н. Нотная азбука. - Киев, «Музична Украина», 1984.
26. Царёва Н.А. Уроки госпожи Мелодии. 1 класс. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН - ПРЕСС», 2001. – 80 с.
27. Царёва Н.А. Уроки госпожи Мелодии. 2 класс. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН - ПРЕСС», 2001. –128с.
28. Успенский Э.Н. Теперь я Чебурашка. Серия «Лучшее песни для детей» – М.: ООО «Теремок 97». – 1999
29. Синявский П.А., Усачёв А.А. Весёлая Квампания. Серия «Лучшее песни для детей» – М.: РИО «Самовар ». - 2000
30. Пляцковский С.М. От улыбки станет всем теплей. Серия «Лучшее песни для детей» – М.: РИО «Самовар ». – 2000
31. Энтин Ю. А мне летать охота! Серия «Лучшее песни для детей» – М.: РИО «Самовар ». – 1995
32. Малыши поют классику. Для детского хора. Часть II. – Русская музыка. - Санкт-Петербург, Издательство «Композитор», -1998. - 30 с.
33. Давайте играть! Музыкальные игры и песни. Выпуск 1. - М.: Издательство «Музыка», 1989. - 47с.
34. Песни для учащихся 1-2 классов общеобразовательной школы. - М.: Издательство «Музыка», 1990. – 2000с.
35. Космачёв И. Здравствуй детство! Песни для детей. - М.: Издательство «Советский композитор», 1984 - 46с.

Рекомендуем посмотреть:

Образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленнос Дополнительная образовательная программа. Декоративные цветы Программа по ДОД с инвалидами
Сценарий выпускного вечера в 9 классе. Торжественная часть
Опубликовано: 2927 дней назад (15 апреля 2016)
Просмотров: 10654
0
Голосов: 0
Хакимова Саида # 15 апреля 2016 в 15:23 0
Очень интересно. Желаю вам успехов. Мой голос вам.
Светлана Викторовна # 16 апреля 2016 в 18:40 0
Здравствуйте
У Вас в тексте есть таблицы, поэтому Вам необходимо выслать весь материал по электронной почте на адрес sv@ped-kopilka.ru
Обязательно в тексте письма укажите ссылку на Ваш материал.
Мы разместим материал так, чтобы текст в таблицах можно было увидеть и прочитать.
Это всё прописано в правилах.
С уважением, Администратор сайта