Авторские музыкально-дидактические игры на развитие тембрального, звуковысотного и ритмического звука
Автор: Иванова Ирина Ивановна, музыкальный руководитель детского сада №50.
Цель: Развитие музыкальных способностей дошкольников посредством музыкально-дидактических игр.
Задачи:
Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор.
Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей.
Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, ритм, громкость), умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.
Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исполнительской, исследовательской).
Примечание:
Пропевать последнюю фразу, можно несколькими вариантами:
- на кого укажет воспитатель;
- на кого воспитатель оденет шапочку;
- во время пения дети могут передавать любой предмет (ту же шапочку), а потом в конце одеть себе на голову и пропеть.
Пропевать мелодию на текст песенок, можно сочиняя любую мелодию!
1. Музыкально-дидактическая игра «Лягушка»
Дети ведут хоровод и поют:
"Вот лягушка по дорожке, скачет, вытянула ножки,
Увидала комара и сказала громко: КВА-КВА-КВА"
Последние слова поет ребёнок на которого указал воспитатель или одел шапочку Лягушки. Если водящий узнал голос «квакающего» ребёнка, то он становится в круг Водящим.
2. Музыкально-дидактическая игра «Маленькая мышка»
Дети ведут хоровод и поют:
"Бежала по дорожке маленькая мышка,
Кошку увидала в норку убежала: ПИ-ПИ-ПИ!"
Последние слова поет ребёнок на которого указал воспитатель или одел шапочку Мышки. Если водящий узнал голос ребёнка, то он становится в круг Водящим.
3. Музыкально-дидактическая игра «Серенькая кошка»
Дети ведут хоровод и поют:
"Серенькая кошка сидела у порожка
Молочко лакала, песню напевала: МЯУ-МЯУ-МЯУ!"
Последние слова поет ребёнок на которого указал воспитатель или одел шапочку Кошечки. Если водящий узнал голос ребёнка, то он становится в круг Водящим.
4. Музыкально-дидактическая игра « Бобик»
Дети ведут хоровод и поют:
"Бобик хвостиком вилял,
Громко песню напевал: «ГАВ-ГАВ-ГАВ»
Последние слова поет ребёнок на которого указал воспитатель или одел шапочку Собачки. Если водящий узнал голос ребёнка, то он становится в круг Водящим.
Можно усложнить игру для детей старшего возраста
Поют все дети, а потом поют папа, мама и щенок:
"Бобик хвостиком вилял громко песню напевал
Ах как песня хороша, подпевает вся семья:
Поёт папа: ГАВ-ГАВ-ГАВ ( 1 ступень ДО, ДО, ДО -восьмые)
Поёт мама: ГАВ-ГАВ-ГАВ (3 ступень МИ-МИ-МИ- восьмые)
Поёт Бобик: ГАВ-ГАВ-ГАВ (1-3-5 ступень ДО-МИ-СОЛЬ четверти или на 5 ст СОЛЬ-СОЛЬ-СОЛЬ)
5. Музыкально-дидактическая игра «Гуси»
Дети поют:
"Гуси по дорожке в красненьких сапожках
Весело идут, песенку поют: ГА-ГА-ГА!"
Последние слова поет ребёнок на которого указал воспитатель или одел шапочку Гуся. Если водящий узнал голос ребёнка, то он становится в круг Водящим.
Можно разнообразить игру для детей среднего и старшего возраста
Поют все дети:
"Гуси по дорожке в красненьких сапожках
Весело идут песенку поют,
Папа запевает: ГА-ГА-ГА! (низко)
Гусенок повторяет: ГА-ГА-ГА! (высоко)
Водящий угадывает кто спел высоким голосом за Гусенка, а кто низким за Папу.
6. Музыкально-дидактическая игра «Ладушки испекли оладушки»
Дети поют или ведут хоровод:
"Испекли оладушки для любимой бабушки
Будем их сейчас считать: 1,2,3,4,5!"
Последние слова поет ребёнок на которого указал воспитатель. Если водящий узнал голос ребёнка, то он становится в круг Водящим.
Можно разнообразить игру для детей старшего дошкольного возраста
Поют все дети:
"Испекли оладушки для любимой бабушки
Будем их сейчас считать: 1,2,3,4,5!"
Ребёнок прохлопывает ритм на слова 1,2,3,4,5, а Водящий повторяет за ним тот же ритмический рисунок. Можно прохлопывать любой ритмический рисунок, на любой счёт!!!
7. Музыкально-дидактическая игра « Белочка»
Дети поют:
"Скачет белка по деревьям: СКОК-СКОК-СКОК!
Вкусные грызёт орешки: ЩЁЛК-ЩЁЛК-ЩЁЛК!"
Последние слова СКОК и ЩЁЛК поет один ребёнок или двое на которого указал воспитатель или одел шапочку Белочки. Если водящий узнал голос ребёнка, то он становится в круг Водящим.
Можно разнообразить игру для детей старшего дошкольного возраста
Поют все дети по схеме СКОК и ЩЁЛК (например 1-3-5 ступени или 1-5-1):
"Скачет белка по деревьям: СКОК-СКОК-СКОК!
Вкусные грызёт орешки: ЩЁЛК-ЩЁЛК-ЩЁЛК!"
Водящий должен не узнать голос, а повторить и пропеть на тех же ступенях СКОК и ЩЁЛК, что и дети. Т.е дети поют начало, а водящий сам допевает СКОК и ЩЁЛК, как пропели дети.
Поёт на одном звуке или трезвучие (ДО-МИ-СОЛЬ), об этом сказать заранее или показать схему по которой нужно пропеть.
Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Музыкально дидактические игры для детей дошкольного возраста
Музыкальные ребусы с ответами для детей 5-7 лет
Дидактическая игра для детей старшей группы ДОУ «Музыкальная викторина»
Игры с музыкальными инструментами на музыкальных занятиях в детском саду для дошкольников 4-6 лет