Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД в старшей группе на Масленицу

Конспект НОД "Лакомка" для детского сада. Старшая группа
Автор: Жабина Ирина Ивановна, воспитатель, МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 28", г. Новомосковск, Тульской области.
Конспект НОД по приобщению к русской народной культуре детей старшего дошкольного возраста "Лакомка".
Описание: Данный материал предложен воспитателям ДОУ, работающим по теме "Приобщение детей к русской народной культуре".
Цель: формирование интереса к русской традиции празднования Масленицы через ознакомление с бытом русского народа.
Задачи:
- уточнить представление детей об обычаях, связанных с празднованием Масленицы;
- выявить знания детей об основном занятии русских крестьян - земледелии, видах полевых работ;
- продолжать формировать навыки работы с солёным тестом, соломой;
- развивать связную речь, память, внимание, воображение;
- воспитывать доброжелательность;
- вызвать положительные эмоции от совместной деятельности.
Предварительная работа:
беседа о празднике Масленица, разучивание закличек, песен; знакомство со старинными орудиями труда, видами полевых работ; проведение опытов по проращиванию зерновых культур; лепка поделок из солёного теста, знакомство с изготовлением куклы из соломы.
Оборудование:
интерьер "избы" (макет печи, деревянный стол, лавки, самовар, на стене макет "окна со ставнями"); предметные картинки (соха, борона, лукошко, серп, цеп, жернова); три ящика с землёй (сухой, сырой, увлажнённой); три миски (в них рожь, гречка, горох); палочки для рыхления; таз с водой; салфетки; солёное тесто (основа для каравая и для украшения); заготовки из соломы (два пучка, связанных по краям - большой и маленький), верёвка, ткань, ленточки; "карусель" (шест с кругом из лент); каравай (угощение для детей).
Ход НОД
1.Организационный момент
Воспитатель: Ребята, а почему мы все встречи, беседы начинаем со слова "здравствуйте"?
Дети: Говоря по обычаю "здравствуйте", мы желаем друг другу добра, благополучия, здоровья.
"Здравствуйте" означает "будьте здоровы", "живите долго".
Воспитатель: На этой неделе слово "здравствуйте" звучит по-особенному, как вы думаете, почему?
Дети: Потому что идёт масленичная неделя - самый радостный праздник, прощание с зимой, с обидами. Все ходят в гости, в последний день жгут чучело Масленицы.
Воспитатель: Какой сегодня день недели? Что он означает?
Дети: Сегодня среда - лакомка, обязательно ходили в гости, дарили друг другу Масленицу. Ели пироги, ватрушки. Объедались блинами с вареньем, со сметаной.
Воспитатель: Пора и нам праздничный хлеб готовить. "Хлеб - всему голова", хлебом обед начинается, хлебом и заканчивается. По обычаю, хлеб - соль подносили дорогим гостям. Если мы с вами вместе отведаем хлеба - соли, то будем дружить и никогда не поссоримся. Пойдёмте в "избу", погреемся у печки, да к празднику будем готовиться.
Идут в "избу", встают около печки, "греют руки" (массируют произвольно пальчики) и приговаривают:
"Ой, ты печка - сударыня,
Помоги нам, боярыня,
Ты свари, испеки, обогрей, освети,
Полечи и спаси, в дом богатство принеси."
2.Беседа
Воспитатель: Рассаживайтесь рядком , поговорим ладком, вспомним как люди в старину жили (дети садятся на лавки перед печкой). Самая трудная работа была хлеб растить. Раньше говорили: "Землю пашут - руками не машут". Расскажите, когда начинали пахать землю.
Дети: Ранней весной, когда снег растает.
Воспитатель: А чем пахали, покажите картинку.
Дети: Землю пахали сохой, а помогала лошадь. (ребёнок ищет картинку с изображением сохи и кладёт на ковёр).
Воспитатель: Давайте мальчики выберут землю для посевов (мальчики пробуют землю в ящиках на ощупь из трёх ящиков, выбирают, моют руки)
Воспитатель: Почему выбрали эту землю?(потому что она и не рассыпается в пыль, и не очень влажная) Вспахали землю, а можно ли сеять?
Дети: Нет, ещё рано, надо бороной пройти по полю несколько раз (показывают картинку)
Воспитатель: Пусть девочки помогут измельчить землю (девочки рыхлят землю палочками).
Землю подготовили, пора и сеять. Какое зерно сеяли на Руси?
Дети: Чаще всего сеяли рожь, гречиху, горох. Сеял отец или дедушка, выходил в поле с лукошком (ищут картинку с лукошком).
Воспитатель: Посмотрите внимательно, что я для посевов припасла? (дети называют культуры). Давайте выберем зёрна ржи и посеем (сеют рожь в ящик с землёй). Посеяли. Что теперь делать? Ждать. Маленькие дети всегда старались помочь взрослым вырастить урожай. Что необходимо для роста растений, их роста? (тепло, свет, вода).Если целыми днями светит жаркое солнце, это хорошо или плохо для растений и почему? (плохо, потому что солнце высушивает землю, урожай может погибнуть). Давайте попрыгаем и позовём дождик.
Закличка
Дождик, дождик, поливай,
Будет славный урожай,
Будет жито и ячмень,
Долгий лён, зелёный хмель
Будет белая пшеница,
И в амбар пшено катиться.
Запись "шум дождя"
Воспитатель:
Но, когда всё время идёт дождь, тоже плохо, почему? (загниют корни у растений) Что поможет? (солнышко).
Хоровод-закличка "Солнышко"
"Солнышко, высвети! Красное ,выблесни!
Мы на нивку идём, мы серпочки несём.
Будем жито жать, тебя в гости ждать."
Воспитатель: Вот и дождь закончился, слышите, птицы запели.
Запись "пение птиц"
Выросла рожь, какие орудия труда были нужны, чтобы собрать урожай и муку намолоть (нужны серп, цеп , жернова).
Дети ищут картинки.
Давайте песню заведём , урожай весь соберём.
Песня-хоровод "А кто с нами?"
Воспитатель: Как много сил надо приложить ,чтобы вырастить хлеб. Что-то мы с вами заговорились, пора и за дело приниматься, к "лакомке" готовиться. Девочки мне помогут каравай украшать , а мальчики всем на потеху масленицу из соломы свяжут.
3.Продуктивная деятельность
Девочки украшают каравай шариками и жгутами из солёного теста. Мальчики делают чучело Масленицы, девочки помогают её нарядить. Каравай "ставят" в печь, соломенную Масленицу сажают у печи.
4.Итог
Воспитатель: Пока печётся каравай, Масленице нашей дорогой песню весёлую споём.
Песня "Маслена- маслёна"
Воспитатель держит карусель, дети - за ленточки, ходят по кругу и поют.
Воспитатель: По обычаю на Масленицу все просили прощения друг у друга, возьмёмся крепко за руки, посмотрим ласково друг на друга и скажем " Бог прощает и мы простим" (дети говорят хором).
Ой, как вкусно пахнет, наш каравай поспел, угощайтесь! (воспитатель достаёт из печки угощение для детей - каравай).

Используемая литература:
Российский Этнографический музей - детям: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Ботякова О.А., Зязева Л.К., Прокофьева С.А. и др. - СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2001.-192с., ил.
Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт.-сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина и др.- 3-е изд., перераб. и дополн.- СПб: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2001.- 400 с., ил.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия на Масленицу для детей старшей - подготовительной группы Сценарий праздника Масленица для детского сада. Старшая и подготовительная группа Конспект интегрированного занятия на Масленицу в старшей группе детского сада Сценарий праздника в старшей группе к Масленице и Дню защитника Отечества

Похожие статьи:

Сценарии на Масленицу в детском саду

Стихи на Масленицу для детей 5-7 лет

Конспект НОД в старшей группе по теме: Оберег
Опубликовано: 3539 дней назад (17 марта 2015)
Просмотров: 6061
+15
Голосов: 15
Ирина Ивановна Жабина # 17 марта 2015 в 01:40 +2
Уважаемые педагоги, хочу обратить внимание, что занятие проходило без фотосъёмки, в обычном рабочем режиме, на Масленичной неделе, как занятие по ознакомлению с окружающим. В ваших комментариях хочу увидеть замечания по оформлению, постановке цели, задач(их формулировка меня не устраивает). Если кто работает в данном направлении, прошу поделиться опытом. Заранее благодарна.
Татьяна Александровна Толстикова # 17 марта 2015 в 07:56 +3
Здравствуйте, Ирина Ивановна. Мне понравилось ваше занятие. Очень насыщенное. Дети не только закрепляют полученные знания, но и занимаются практической деятельностью, через себя пропускают все моменты, о которых говорится на занятия. Отдельно хочу выделить момент, когда дети, согласно русским обычаям, просят друг у друга прощения. Да и завершение занятия очень вкусное. Спасибо. Голос.
Ирина Ивановна Жабина # 17 марта 2015 в 19:31 +2
Добрый вечер, Татьяна Александровна! Спасибо за первый положительный отзыв. Очень приятно! С уважением И.И.
Мадина Закариевна Губайдуллина # 17 марта 2015 в 08:56 +2
Здравствуйте, Ирина Ивановна. Мне очень понравилось ваше занятие. Оно хорошо структурировано. Мне понравилось, что вы использовали много народных примет, народных песен. Вы сумели преподнести детям "Масленицу" не просто как праздник, но и как символ нашей народности. Каждая примета сопровождалась объяснением, так что дети наверняка поняли для чего они использовались нашими предками. Спасибо вам за содержательное занятие! Даю вам свой голос.
Ирина Ивановна Жабина # 17 марта 2015 в 19:36 +1
Здравствуйте, Мадина Закариевна! Спасибо за Ваш отзыв!
Наталья Витальевна Позняк # 17 марта 2015 в 11:25 +2
Здравствуйте, Ирина Ивановна. Мне очень понравилось ваше занятие.Оно интересное, развивает внимание, память, воображение, вызывает положительные эмоции. Для себя взяла на заметку использование практической части.Спасибо.Примите мой голос. Удачи!
Ирина Ивановна Жабина # 17 марта 2015 в 19:39 +1
Здравствуйте, Наталья Витальевна! Рада, что Вам пригодилось данное занятие! Спасибо!
Ольга Константиновна Макарова # 17 марта 2015 в 15:41 +3
Здравствуйте, Ирина Ивановна! Напрасно вы переживаете, занятие построено грамотно, прослеживается плавность перехода от одной деятельности к другой, на таких занятиях дети узнают о нашем прошлом, разучивают народные игры, заклички, приметы , обычаи русского народа. Цели и задачи, на мой взгляд, успешно выполнены. Хочу сказать вам большое спасибо, что работаете в этом направлении, современным детям это нужно. Голосую с удовольствием!
Ирина Ивановна Жабина # 17 марта 2015 в 19:41 +1
Добрый вечер, Ольга Константиновна! Огромное спасибо за внимание и поддержку!
Светлана Павловна Чипига # 17 марта 2015 в 23:00 +2
Здравствуйте! Мне понравилось ваше занятие детям нужно больше рассказывать о традициях русского народа.
Оксана Михайловна Жидикина # 17 марта 2015 в 23:56 +2
Здравствуйте, Ирина Ивановна. Поздравляю Вас с дебютом! Замечательное мероприятие. Сразу видно, что Вы мастер своего дела. Разработка составлена грамотно и методически верно. Структура занятия соответствует цели и задачам. Интересный информационный блок. Умело сочетаются разные виды деятельности. Используется связь с жизнью. Мероприятие имеет большое воспитательное значение. А какое яркое оформление! Думаю, такое мероприятие надолго останется в памяти у детей. Спасибо. Примите мой голос! Желаю в дальнейшем творческих успехов!
Ирина Ивановна Жабина # 18 марта 2015 в 00:49 +1
Уважаемая Оксана Михайловна! Огромнейшее спасибо за такой содержательный комментарий! Очень Вам признательна за Вашу помощь и отзывчивость! smile
Наталья Викторовна Борисова # 20 марта 2015 в 10:53 +1
Народные праздники всегда интересны детям. Наши предки отмечали их, передавали из поколения в поколения традиции народа. Масленица всегда проходит ярко, душевно! А прощённое воскресение сближает людей! Спасибо за разработку мероприятия.
Оксана Андреевна # 22 марта 2015 в 01:14 +3
согласна со всеми предыдущими комментаторами-зря вы переживаете,читается ваш конспект очень легко и приятно,настолько живо и подробно всё описано,что отсутствие фотоматериалов нисколько не мешает вообразить происходившее!!!грамотно составлен конспект,чёткая структурированность,цель,задачи соответствуют,к концу занятия они достигнуты!актуальность взятой темы не подвергается сомнению.так много материала вы с лёгкостью *вплетаете* в мероприятие,что становится понятно,насколько вы душой радеете за выбранное дело,и как доступно доносите суть до воспитанников!!!спасибо вам и творческих успехов!!!
Ирина Ивановна Жабина # 22 марта 2015 в 11:17 0
Спасибо, Оксана Андреевна, за подробный комментарий! smile
Татьяна Владимировна Розова # 22 марта 2015 в 19:01 +1
Много раз проводила масленицу, есть авторские сценарии, но такой праздник вижу впервые. Здорово, интересно, познавательно.
Картинка удалена согласно п. 3 пользовательского соглашения
Ермакова Наталья Александровна # 23 марта 2015 в 02:14 +2
Здравствуйте, Ирина Ивановна. Поздравляю Вас с дебютом! Вы подготовили и провели очень интересное занятие. Очень познавательное для детей,занятие очень понравилось,примите голос!
Галина Кузьминична Белова # 10 июля 2015 в 21:37 +1
Ирина Ивановна, заглянула на страничку вашего блога. Мне понравилось ваше занятие. Очень насыщенное. Думаю, такое мероприятие надолго останется в памяти у детей. Примите мой голос
Любовь Зайцева # 2 августа 2015 в 22:39 +1
Ирина Ивановна,грамотно составлен конспект, и, что важно, указана использованная литература. Спасибо. +1.