Конспект НОД "Лакомка" для детского сада. Старшая группа
Автор: Жабина Ирина Ивановна, воспитатель, МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 28", г. Новомосковск, Тульской области.
Конспект НОД по приобщению к русской народной культуре детей старшего дошкольного возраста "Лакомка".
Описание: Данный материал предложен воспитателям ДОУ, работающим по теме "Приобщение детей к русской народной культуре".
Цель: формирование интереса к русской традиции празднования Масленицы через ознакомление с бытом русского народа.
Задачи:
- уточнить представление детей об обычаях, связанных с празднованием Масленицы;
- выявить знания детей об основном занятии русских крестьян - земледелии, видах полевых работ;
- продолжать формировать навыки работы с солёным тестом, соломой;
- развивать связную речь, память, внимание, воображение;
- воспитывать доброжелательность;
- вызвать положительные эмоции от совместной деятельности.
Предварительная работа:
беседа о празднике Масленица, разучивание закличек, песен; знакомство со старинными орудиями труда, видами полевых работ; проведение опытов по проращиванию зерновых культур; лепка поделок из солёного теста, знакомство с изготовлением куклы из соломы.
Оборудование:
интерьер "избы" (макет печи, деревянный стол, лавки, самовар, на стене макет "окна со ставнями"); предметные картинки (соха, борона, лукошко, серп, цеп, жернова); три ящика с землёй (сухой, сырой, увлажнённой); три миски (в них рожь, гречка, горох); палочки для рыхления; таз с водой; салфетки; солёное тесто (основа для каравая и для украшения); заготовки из соломы (два пучка, связанных по краям - большой и маленький), верёвка, ткань, ленточки; "карусель" (шест с кругом из лент); каравай (угощение для детей).
Ход НОД
1.Организационный момент
Воспитатель: Ребята, а почему мы все встречи, беседы начинаем со слова "здравствуйте"?
Дети: Говоря по обычаю "здравствуйте", мы желаем друг другу добра, благополучия, здоровья.
"Здравствуйте" означает "будьте здоровы", "живите долго".
Воспитатель: На этой неделе слово "здравствуйте" звучит по-особенному, как вы думаете, почему?
Дети: Потому что идёт масленичная неделя - самый радостный праздник, прощание с зимой, с обидами. Все ходят в гости, в последний день жгут чучело Масленицы.
Воспитатель: Какой сегодня день недели? Что он означает?
Дети: Сегодня среда - лакомка, обязательно ходили в гости, дарили друг другу Масленицу. Ели пироги, ватрушки. Объедались блинами с вареньем, со сметаной.
Воспитатель: Пора и нам праздничный хлеб готовить. "Хлеб - всему голова", хлебом обед начинается, хлебом и заканчивается. По обычаю, хлеб - соль подносили дорогим гостям. Если мы с вами вместе отведаем хлеба - соли, то будем дружить и никогда не поссоримся. Пойдёмте в "избу", погреемся у печки, да к празднику будем готовиться.
Идут в "избу", встают около печки, "греют руки" (массируют произвольно пальчики) и приговаривают:
"Ой, ты печка - сударыня,
Помоги нам, боярыня,
Ты свари, испеки, обогрей, освети,
Полечи и спаси, в дом богатство принеси."
2.Беседа
Воспитатель: Рассаживайтесь рядком , поговорим ладком, вспомним как люди в старину жили (
дети садятся на лавки перед печкой). Самая трудная работа была хлеб растить. Раньше говорили: "Землю пашут - руками не машут". Расскажите, когда начинали пахать землю.
Дети: Ранней весной, когда снег растает.
Воспитатель: А чем пахали, покажите картинку.
Дети: Землю пахали сохой, а помогала лошадь. (
ребёнок ищет картинку с изображением сохи и кладёт на ковёр).
Воспитатель: Давайте мальчики выберут землю для посевов (
мальчики пробуют землю в ящиках на ощупь из трёх ящиков, выбирают, моют руки)
Воспитатель: Почему выбрали эту землю?(
потому что она и не рассыпается в пыль, и не очень влажная) Вспахали землю, а можно ли сеять?
Дети: Нет, ещё рано, надо бороной пройти по полю несколько раз (
показывают картинку)
Воспитатель: Пусть девочки помогут измельчить землю (
девочки рыхлят землю палочками).
Землю подготовили, пора и сеять. Какое зерно сеяли на Руси?
Дети: Чаще всего сеяли рожь, гречиху, горох. Сеял отец или дедушка, выходил в поле с лукошком (
ищут картинку с лукошком).
Воспитатель: Посмотрите внимательно, что я для посевов припасла? (
дети называют культуры). Давайте выберем зёрна ржи и посеем (
сеют рожь в ящик с землёй). Посеяли. Что теперь делать? Ждать. Маленькие дети всегда старались помочь взрослым вырастить урожай. Что необходимо для роста растений, их роста? (
тепло, свет, вода).Если целыми днями светит жаркое солнце, это хорошо или плохо для растений и почему? (
плохо, потому что солнце высушивает землю, урожай может погибнуть). Давайте попрыгаем и позовём дождик.
Закличка
Дождик, дождик, поливай,
Будет славный урожай,
Будет жито и ячмень,
Долгий лён, зелёный хмель
Будет белая пшеница,
И в амбар пшено катиться.
Запись "шум дождя"
Воспитатель:
Но, когда всё время идёт дождь, тоже плохо, почему? (
загниют корни у растений) Что поможет? (солнышко).
Хоровод-закличка "Солнышко"
"Солнышко, высвети! Красное ,выблесни!
Мы на нивку идём, мы серпочки несём.
Будем жито жать, тебя в гости ждать."
Воспитатель: Вот и дождь закончился, слышите, птицы запели.
Запись "пение птиц"
Выросла рожь, какие орудия труда были нужны, чтобы собрать урожай и муку намолоть (
нужны серп, цеп , жернова).
Дети ищут картинки.
Давайте песню заведём , урожай весь соберём.
Песня-хоровод "А кто с нами?"
Воспитатель: Как много сил надо приложить ,чтобы вырастить хлеб. Что-то мы с вами заговорились, пора и за дело приниматься, к "лакомке" готовиться. Девочки мне помогут каравай украшать , а мальчики всем на потеху масленицу из соломы свяжут.
3.Продуктивная деятельность
Девочки украшают каравай шариками и жгутами из солёного теста. Мальчики делают чучело Масленицы, девочки помогают её нарядить. Каравай "ставят" в печь, соломенную Масленицу сажают у печи.
4.Итог
Воспитатель: Пока печётся каравай, Масленице нашей дорогой песню весёлую споём.
Песня "Маслена- маслёна"
Воспитатель держит карусель, дети - за ленточки, ходят по кругу и поют.
Воспитатель: По обычаю на Масленицу все просили прощения друг у друга, возьмёмся крепко за руки, посмотрим ласково друг на друга и скажем " Бог прощает и мы простим" (
дети говорят хором).
Ой, как вкусно пахнет, наш каравай поспел, угощайтесь! (
воспитатель достаёт из печки угощение для детей - каравай).
Используемая литература:
Российский Этнографический музей - детям: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Ботякова О.А., Зязева Л.К., Прокофьева С.А. и др. - СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2001.-192с., ил.
Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт.-сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина и др.- 3-е изд., перераб. и дополн.- СПб: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2001.- 400 с., ил.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия на Масленицу для детей старшей - подготовительной группы
Сценарий праздника Масленица для детского сада. Старшая и подготовительная группа
Конспект интегрированного занятия на Масленицу в старшей группе детского сада
Сценарий праздника в старшей группе к Масленице и Дню защитника Отечества
Похожие статьи:
Сценарии на Масленицу в детском саду
Стихи на Масленицу для детей 5-7 лет