Опыт работы по профориентации на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида .
Автор: Ивонина Ирина Михайловна, учитель трудового обучения
Место работы: МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 9 VIII вида» г. ПермиВводная часть
Профессиональная деятельность играет значимую роль в жизни любого человека, способствует его успешной самореализации в социуме. Но проблема в выборе профессии возникает не только у нормально развивающихся школьников, но и у школьников с ограниченными возможностями здоровья. Проблема возникает ещё и потому, что у детей с ОВЗ очень ограниченный выбор профессий, предлагаемый учебными заведениями города. Так же в силу личностных особенностей, выпускникам с ОВЗ очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда и как правило, после завершения профессионального образования они испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которое обуславливается рядом факторов: психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда; отсутствием ясной жизненной перспективы (социальная незащищенность); неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии; неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и др. Поэтому считаю, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся СКОУ, что поможет учащимся сделать правильный выбор своего дальнейшего пути. Я веду уроки профессионально-трудового обучения в 7-8 классе и профессиональное самоопределение моих учащихся является для меня важной и актуальной темой. При разработке мероприятий по профессиональному самоопределению ставлю следующие цели: развитие у учащихся представлений о мире профессий, формирование у учащихся способности к самоориентации, адекватности выбора профессии в соответствии со своими интересами, склонностями, физиологическими возможностями.
Для достижения поставленных целей определяю задачи:
1. Расширить представления обучающихся о современном «рынке профессий».
2. Сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.
Описание системы работы
Для осуществления правильного выбора в любой жизненной ситуации необходимо иметь как можно больше информации, которая поможет принять правильное решение. Выбор профессии – не исключение. Тому, кто стоит перед профессиональным выбором, необходимо владеть не только информацией о мире профессий и рынке образовательных услуг, но и учитывать свои интересы, склонности, способности и, главным образом, ограничения по состоянию своего здоровья. В связи с этим процесс профессионального самоопределения требует в первую очередь хорошего информационного обеспечения. Свою работу в этом направлении условно делю на три этапа:
-ознакомительная профориентационная работа;
-профессиональная ориентация, активизирующая деятельность учащихся по подготовке к выбору профессий;
- изучения личности школьников в целях профориентации.
В работе использую различные формы работы, которые могут быть эффективно использованы для осуществления целей профессиональной ориентации учащихся:
-
массовые – тематические вечера, встречи с выпускниками, различные выставки по декоративно-прикладному творчеству, конкурсы, недели труда;
-
групповые – беседы, экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные заведения, занятия в кружках, факультативы;
-
индивидуальные – рефераты или газеты о профессиях, подготовка и выступление с докладами, презентациями, домашнее задания.
Выбор метода для каждого занятия зависит от учебных, воспитательных и профориентационных задач, содержания и характера изучаемого материала, возрастных особенностей учащихся и уровня их профориентационной готовности:
Метод рассказа я применяю при изложении сведений о содержании труда представителей различных профессий; о требованиях, предъявляемых профессий к психофизиологическим особенностям личности и другие. Объяснение использую для сообщения, например, воспитанникам правил выбора профессии; особенностей трудовой деятельности специалистов различных профессий; последовательности выполнения различных трудовых приёмов и операций. Большую роль в работе по профориентации играют профориентационные занятия. На этих занятиях я применяю различные методы: беседа, рассказ, объяснение, профориентационные игры и упражнения (Профессия «швея», «Профессии на букву….», «Самая-самая»). На занятиях по профориентации ученики получают не только определённые знания, но в процессе создания конкретных объектов труда, имеющих общественно полезную значимость, они приобретают специальные умения и навыки, пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и способности. В результате этой работы каждый ученик знает о существовании массовых рабочих профессий. Но одно дело – знать, а другое – самому изготовить изделие, которое будет полезно в дальнейшем. Ни с чем не сравнить возникающее у человека, а особенно у подростков, чувства радости, гордости от выполненной работы. Именно поэтому я ставлю задачу так организовать работу, чтобы каждый ученик не только испытал подобные чувства, но чтобы они переросли в желание, а затем и в привычку трудиться, приносить пользу людям, чтобы возник устойчивый интерес выбора профессии.
Профориентационная беседа – наиболее распространённый метод, который вызывает большой интерес у детей. Даю задание, например, собрать информацию о профессии портной-швея (из бесед со знакомыми, используя литературные источники, передачи по телевидению, и др.). После сбора информации все собранные материалы предлагаю представить в виде газеты. Дополняю собранную информацию и оформляю весь материал в виде презентации о профессии «Кто нам шьёт одежду?». Такие беседы с презентациями о профессиях провожу не только на уроках труда, но и на классных часах. Если есть возможность, то после профориентационной беседы организую экскурсию, что позволяет закрепить полученную информацию о том или ином виде деятельности непосредственно на предприятии. Этот материал используется в профориентационной работе с 5 по 9 класс.
При этом необходимо учитывать, что профориентационная работа с учащимися — это не обособленная часть учебно-воспитательного процесса в нашей школе, а составная часть его, что успеха в этой работе можно достичь лишь при условии создания стройной системы подготовки учащихся к сознательному выбору профессии на всего периода обучения в школе.
Заключение
Осуществление в школе трудового и начального профессионального обучения и воспитания даёт возможность педагогам нашей школы решать задачи. А именно:
-формировать у школьников профессиональные знания и умения, вызывающие интерес к профессиональному труду;
-выявлять интересы, наклонности и способности к ней;
-воспитывать профессионально важные качества личности.
Систематически проводимая в этом направлении работа, несомненно, принесет положительные результаты. Большое внимание уделяю сбору и анализу сведений по трудоустройству выпускников, так как эти данные свидетельствуют о результатах моей работы.
В конце хотелось бы отметить, что работа играет важную роль в жизни людей с ограниченными возможностями здоровья и оказывает большое влияние на их состояние и самочувствие. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем, и усиливает удовлетворенность жизнью. Адекватность выбора и уровень освоения профессией влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для подростка с ОВЗ, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии
Элементы развития критического мышления школьников на уроках технологии
Предметно - развивающая среда в швейной мастерской
Эссе учителя начальной школы. Что для меня профессия учитель?