Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии

Творчество. Из опыта работы.
Автор: Ложкина Елена Николаевна, учитель технологии.
Место работы: МБОУ средняя общеобразовательная школа №13, г.Кунгур.
Статья на тему: «Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии».
Цель: Распространение педагогического опыта среди учителей технологии и всех участников образовательного процесса: учителей, детей, родителей.
Текст статьи:
О творческой деятельности учащихся на уроках технологии написано немало. Но эта тема неисчерпаема, как неисчерпаемы возможности совершенствования самой работы на уроках. Из статьи А.С. Макаренко «Воспитание в труде»: «Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он старательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта».
В целях приобщения учащихся к творчеству нужна хорошо продуманная система эстетического воспитания на уроках технологии, которая помогает развивать художественный вкус учащихся, учит понимать народное искусство, побуждает строить жизнь по законам красоты. Учащиеся только тогда переживают по-настоящему радость труда, когда они своими руками создают красивые изделия. Чтобы добиться такого положения, учащиеся должны ясно представлять себе, как должно выглядеть отлично выполненное трудовое задание. Для этого я показываю образцы готовых изделий, использую наглядность, видеофильмы, презентации. Особое внимание учениц обращаю на эстетические требования к работам. Но это не только внешняя красота. Изделие должно отвечать своему назначению и технологичности. При этом под технологичностью понимаю наиболее рациональный и доступный способ изготовления отдельных деталей или изделия в целом.
На уроках технологии особое внимание уделяю специфике взаимоотношений в коллективе, содержанию в чистоте и порядке инструментов, одежды, помещения. Всё это отражается на работоспособности и настроении всех, кто приходит в кабинет, заставляет задуматься каждого не только о себе, но и о находящихся рядом. Это и есть воспитание добрых отношений в коллективе, красоты поступков поведения.
Высокая трудовая культура – одна из характерных черт передовых работников производства. Образцовый, культурный рабочий всегда работает по плану, бережно относится к расходованию материалов и рабочего времени, заботится о сохранности инструментов и приспособлений, стремится к усовершенствованию технологий.
Меня радует выдумка, фантазия, проявленная детьми в ходе работы. Каждому человеку свойственно желание внести что-то новое, выполнить, украсить вещь по своему, ощутить результат собственного поиска. Воплощая свои замыслы в конкретные изделия, учащиеся как бы заново открывают не только себя, но и своих товарищей по учебе и работе на уроках. Они убеждаются в своих возможностях, преодолевают трудности.
Развитие творческой личности учащихся осуществляется всей системой трудового обучения и воспитания. Необходимо, чтобы дети почувствовали себя творцами и могли реализовать свои творческие возможности в конкретных трудовых делах.
1. Проявление творческой активности учащихся на уроках кулинарии.
Сервировка стола.
Когда беседую с детьми о сервировке стола и правилах поведения, поясняю, что вкусно приготовленная пища доставляет наслаждение лишь в том случае, когда стол красиво накрыт. Скатерть должна быть чистой, при ее подборе необходимо учитывать сочетание с посудой. Если посуда с пестрым узором, то скатерть должна быть однотонной, и наоборот, если сервиз спокойного, однотонного цвета, то скатерть может быть яркой.
В пятом классе предлагаю работу по карточкам – заданиям: согласно меню, из предложенного набора посуды сервировать стол на завтрак (например, меню: каша рисовая, кофе с молоком, бутерброд с маслом и сыром). Такие же карточки с меню предлагаю для сервировки стола на обед и на ужин. Учащиеся проявляют интерес и творчество в этой работе, они сами пробуют составить меню и красиво, правильно сервировать стол.
Формы нарезки овощей. На уроках кулинарии показываю формы нарезки овощей: брусочки, соломка, кубики, ломтики, кружочки, дольки, кольца, полукольца, звездочки, гребешки и др. Это развивает фантазию детей, стремление творить. Зная формы нарезки овощей, учащиеся самостоятельно делают из овощей и других продуктов: поросенка, петушка, мышат, жирафа, грибок, цветы и др.
Дети учатся составлять меню, делать расчет номы продуктов и готовить разные блюда. Например, начинаем с простого - в пятом классе готовим салат, винегрет, суп овощной, овощное рагу, картофельного поросенка с начинкой; в шестом классе - суп молочный, творожная запеканка, пудинг манный, стряпаем печенье и др; в седьмом классе - блюда из мяса и рыбы, приготовление мясных ежиков с соусом, рыбы жареной с картофельным пюре, блюда из мясных и рыбных консервов; в восьмом классе - блюда национальной кухни - украинский борщ с пампушками, удмуртские перепечи, табани, таджикское «чек – чек» и др.
Оформление готового блюда.
Рекомендую ученицам сделать сюрприз своим близким: приготовить любое блюдо и красиво его оформить. После чего родители, отведав это блюдо, пишут отзывы и ставят детям оценки. Творчество присутствует при оформлении проектов по темам:
1. Бутерброды. Горячие напитки.
2. Овощи. Салаты, винегреты.
3. Молоко. Запеканки, пудинги.
4.Тесто. Хлебобулочные и кондитерские изделия.
5. Мясо, рыба. Приготовление блюд.
6. Соусы.
7. Сладкие блюда.
8. Сервировка стола. Культура поведения за столом.
В каждом реферате – интересные рекомендации, рецепты блюд.
2. Работа с тканью
Материаловедение.
На занятиях по теме «Материаловедение» школьники знакомятся с текстильными волокнами, видами ткацких переплетений. Например, пятый класс – тема: «Основные сведения о тканях. Производство ткани». Цель урока: Систематизировать и дополнить знания, полученные учащимися в начальных классах о тканях. Формировать представление о тканях, как о двух системах нитей основы и утка. Итогом урока становится лабораторно-практическая работа. Задание: 1) Определить в ткани направление нитей основы и утка при наличии образца ткани, увеличительного стекла, толстой иглы и перфокарты. 2) Дать характеристику данного образца ткани. Написать, какие вещи из такой ткани можно сшить.
В 5-8 классах – темы: «Натуральные волокна растительного происхождения», "Натуральные волокна животного происхождения", "Химические волокна". Цель – ознакомить учащихся с видами волокон и тканями; научить распознавать их и применять по назначению. Задание для практической работы: рассмотреть образцы тканей, определить и описать свойства тканей. Нарисовать модели изделий из предложенных тканей. И снова учащиеся проявляют творчество. В качестве закрепления материала учащиеся в творческой форме изготовляют коллекции образцов.
Конструирование и моделирование одежды.
Конструирование одежды – одно из основных направлений организации творческой деятельности учащихся. При изучении конструирования швейных изделий учащиеся 5-8 классов строят чертежи фартуков, юбок, ночной сорочки, платья, блузки и другое. Чертежи выполняют в масштабе I:4 и в натуральную величину. При этом, я обращаю большое внимание на выработку графических умений и навыков, на правильное оформление чертежей в соответствии с требованиями ГОСТа, формирование практических умений при снятии мерок. Таким образом, учащиеся получают знания о масштабах, мерках, правилах снятия и записи; об основах типологии фигур девочек в зависимости от роста, телосложения, размера; о прибавках, учитываемых при построении чертежа изделий; формах расчета для построения чертежа, последовательности его построения, об изготовлении выкройки.
Другим направлением является моделирование - изменение, улучшение форм различных конструктивных элементов и деталей изделия. Это самостоятельный выбор формы карманов, деталей украшения, разновидности поясов и т.д. Занятия по моделированию одежды – это сложный, трудоемкий процесс, требующий специальных знаний, творческой фантазии, художественного вкуса. При изучении моделирования учащиеся получают познавательные сведения об истории развития одежды, ее классификации, об особенностях разработки моделей в соответствии с назначением одежды, сезоном, фигурой человека. Учащиеся знакомятся с работой художника – модельера, учатся подбирать ткань к разработанной модели.
Например, седьмой класс – тема: «Моделирование швейных изделий». Цель урока: Научить моделировать одежду с учетом особенностей телосложения и облика человека в целом. Задание для практической работы: по шаблонам основы ночной сорочки смоделировать платье, халат или блузку. Смоделированные из цветной бумаги изделия наклеить на альбомный лист. Итогом работ становится показ работ учащихся, обсуждение и присвоение звания «Лучший модельер». Из конспекта урока: «Платье или костюм должны быть неразрывно связаны с внешностью человека, которому предназначаются, и в полной мере отвечать своему назначению. Так, одежда для учебы и работы - должна быть удобной, строгой, красивой; одежда для спорта – легкой, свободной, прочной; для торжественных случаев – нарядной, оригинальной».
3. Изготовление швейных изделий.
Выбор ткани.
Осмысленное творческое отношение к труду проявляется у школьников и при выборе ткани для пошива. Так, например, учащимся 5-8 классов говорю о соответствии материала по его назначению, индивидуальным особенностям каждого. Для этого использую иллюстрации, плакаты, видеофильмы, наглядные пособия. Заостряю внимание на том, что основной тон ткани должен гармонировать с цветом кожи, глаз, волосами. Брюнеткам и шатенкам подходят ткани светлых и ярких тонов, например: желтый, светло – оранжевый, нежно – розовый, белый, светло – зеленый, бежевый, серый, красный. А блондинкам идут синее, зеленые, светло – фиолетовые, красно – фиолетовые цвета в зависимости от цвета лица. Учащиеся занимаются изготовлением коллекции видов тканей.
Раскрой.
Очень ответственная операция – раскрой. Она требует не только знаний и умений, но и творчества. Учащиеся самостоятельно производят раскладку выкройки на ткани. А я поощряю творческое исполнение, ведущее к экономии ткани с учетом рисунка и структуры ткани. Результаты активной творческой деятельности – получение разнообразных форм изделий. Выдумка, фантазия, оригинальность, аккуратность и точность приемов при раскрое, а затем и в изготовлении изделий становится предметом обсуждения всего класса.
В зависимости от возраста учащихся, раскрой и пошив изделий усложняется. Так, например, девочки 5 класса занимаются изготовлением фартуков; 6 класса – юбки; 7 класса – изделия на основе выкройки ночной сорочки (платье, блузку, халат); 8 класса – плечевое изделие по выкройке легкого платья со спущенным плечом и выкройкам из журналов мод.
Обработка швейных изделий.
Активный творческий подъем учащихся поддерживается и на протяжении всей работы – от начала шитья до конца. Здесь от школьников требуется точное, аккуратное выполнение технологии пошива, соблюдение размеров швов. Большое внимание обращаю на использование различных приспособлений, инструментов в процессе шитья.
Например, в шестом классе тема урока: «Подготовка юбки к примерке. Примерка». Цель урока: Ознакомить учащихся с назначением примерки, ее способами, устранением наиболее характерных недочетов. Научить исправлять недостатки, выявленные при примерке. Использую наглядные пособия: таблица основных недочетов прямой юбки, выявленных в процессе примерки и их устранение. В ходе урока обращаю внимание учащихся на облегание тела изделием, длину, положение швов, положение вытачек, шлицы, место положение карманов, ширину и длину пояса, глубину и длину вытачек. Провожу вводный инструктаж по технике безопасности при работе с иголками, булавками, ножницами. Задание для учащихся: подготовить юбку к примерке. Учащиеся попарно выполняют примерку, устраняют недочеты.
Пятый класс – тема: «Пошив фартука. Обработка бретели и концов пояса». Цель урока – повторить обтачной шов, его назначение, отличие от стачного. Научить обрабатывать бретели, концы пояса. По ходу урока провожу вводный инструктаж по технике безопасности при работе на швейной машине. Задача учащихся – правильно обработать бретели и концы пояса, предварительно сметывая эти детали вручную.
Восьмой класс – тема: «Плечевое изделие. Обработка вытачек, плечевых и боковых швов». Цель урока: дополнить и систематизировать знания о способах соединения и обработки деталей с учетом целевого назначения изделия и ткани. В качестве наглядных пособий использую образцы швов. В ходе урока обращаю внимание на технику безопасности, правила подготовки машины к работе и даю задание:
- проверить соответствие номеров ниток;
- выполнить пробную строчку на лоскуте ткани;
- при необходимости отрегулировать длину стежка и натяжение ниток, учитывая свойства ткани. Затем повторяем способы соединения деталей и работаем практически.
Заключительная отделка.
На заключительной стадии обработки изделия обращаю внимание на окончательную его отделку. Всегда вызывает интерес к художественному оформлению изделия отделочными материалами или вышивкой и аппликацией.
Восьмой класс – тема: «Материалы для отделки и украшения швейных изделий». Использую наглядные пособия: коллекция в которой - тесьма, ленты, шнуры, кружева, тюль, шитье. Задание для практической работы: по «немым» образцам определить название, назначение тесьмы, различных лент, шнуров, а также кружев; зарисовать эскиз любого изделия с применением материалов для отделки и украшений. В конце урока делаем анализ предлагаемых эскизов. Учащиеся, предложившие более оригинальный эскиз изделия, поощряются. Если возникают трудности в работе, то моя задача – помочь детям справиться с ними. Доброжелательным тоном подбадриваю, подчеркиваю те необходимые волевые качества, которые надо в себе вырабатывать, чтобы справиться с трудной задачей.
5-8 класс. Тема: «Отделка и оформления изделия». Цель: развить представление о взаимосвязи практического назначения изделия с украшением. Ознакомить с приемами выполнения отделки, научить выполнять ее. Наглядные пособия: иллюстрации, аппликации, вышивок, видеофильм «Отделка швейных изделий вышивкой», готовые изделия с применением аппликации, вышивок. Виды швов: петельный, тамбурный, стебельчатый. На уроке рассказываю, что накладное шитье существует с давних времен. Люди украшают свою одежду и другие бытовые вещи, накладывая на них в соответствии с узором различные кусочки материала: ткань, кожу, мех, и закрепляя их нитками на основной ткани узорными приемами. В накладном шитье, кроме ручных приемов, используются разнообразные декоративные строчки, выполняемые на современных швейных машинах. Показываю перевод рисунка на ткань при помощи копировальной бумаги. Знакомлю с видами швов. Учащиеся по выбранному рисунку самостоятельно выполняют вышивку и делают аппликацию.
Контроль качества готовых изделий.
Творческое отношение к труду воспитывается и при обсуждении уже готовых изделий. Воплощая свои творческие замыслы в конкретных изделиях, учащиеся как бы заново открывают не только себя, но и своих товарищей по учебе и работе. На уроках технологии они убеждаются в своих возможностях, преодолевают трудности.
Пятый класс – тема: «Окончательная обработка фартука. Определение качества швейных изделий». Цель: познакомить с контролем качества готового изделия. В ходе урока учащиеся узнают критерии качества поузловой обработки фартука, эстетические, и санитарно-гигиенические требования. Объясняю, что на предприятиях существуют ОТК (отделы технического контроля), которые осуществляют контроль за качеством готовой продукции. Задаю вопрос: В чём состоит отличие между коллективным изготовлением одежды на промышленном предприятии и индивидуальным в школе или дома? Задание: Проверить качество изделия своих одноклассников. Учащиеся работают парами. После обсуждений готовых изделий обязательно в каждом классе проводим «Защиту творческих проектов» по выбранным темам и выставку работ учащихся.
4. Творчество учителя для достижения данной цели.
На своих уроках я стараюсь, чтобы дети проявляли творчество, фантазию, выдумку, но и сама стремлюсь к тому, чтобы мои уроки были интересны для учащихся. Так, например, разработала и провожу в 5-6 классах урок-игру «Покорение вершины знаний». Игра проводится между двумя группами. Цель урока: на основе пройденного материала закрепить знания по разделам: материаловедение, оборудование, конструирование. Задача: закрепить знания учащихся по пройденным темам. Урок начинается со слов: «Представьте, что мы пошли на природу. Светит солнце. Мы поставили палатки у подножия горы. Как альпинисты будем подниматься в гору и покорять вершину знаний, а это очень нелегкая работа. Я желаю вам успешно добраться до вершины». На уроке предлагаю:
1. Игру «Брей – ринг» по вопросам разного характера сложности.
2. Задания «Кто дружнее».
3. Кроссворды, загадки, ребусы.
Для индивидуальной работы с учащимися использую перфокарты, карточки-задания по разным темам программы. Вопросы и задания разного уровня сложности использую и для проверки знаний учащихся всего класса.
На уроках использую интересные задания, тесты, кроссворды.
Например: "Кто быстрей достроит дом?". На доске рисую два дома. Стены домов сложены из кирпичей. Даю задание: чья группа быстрее ответит, тот кирпич дома закрашиваю.
Игра "Эстафета по партам".
Соревнуются две группы, так как в кабинете два ряда парт. Задаю вопрос девочкам, сидящим на первой парте, после правильного ответа эстафета передаётся второй парте и т.д.
"Графический диктант"
Проводится с целью закрепления знаний учащихся. На один вопрос дается несколько вариантов ответов. Предлагаю графическое изображение на ответы «да» и «нет». Итогом работы становится определенный график.
Игра "Черный мешочек".
Эту игру использую в 5-6 классах на уроках кулинарии. В мешочек кладу разные овощи. Задание: на ощупь правильно определить овощи.
Кроссворды, загадки, задания творческого характера использую во всех классов по разным темам.
Применяю тесты по разделам программы «технология», а также тесты на уроках проф.ориентации в 8-9 классах:
- Насколько вы обаятельны?
- Умеете ли вы слушать собеседника?
- Умеете ли вы общаться?
- Настоящий ли вы друг?
- Какой у вас характер?
- Обидчивы ли вы?
- Организованный ли вы человек? и другие.
В заключении хочу отметить, что творческая активности учащихся проявляется по всем разделам программы технология, виден конкретный результат труда детей. По кулинарии – готовые блюда, при работе с тканью – образцы и готовые изделия. Дети проявляют фантазию и творчество при работе с тканью, мехом, нитками и другим материалом: шитые и вязаные вещи, мягкая игрушка, коврики, подушки, комплекты для кухни и другое. К праздникам девочки с большим желанием делают подарки своим учителям, мамам, бабушкам, друзьям и знакомым, проявляя своё творчество, выдумку, фантазию.

Рекомендуем посмотреть:

Современные информационные технологии обучения для развития творческих способностей учащихся Занятие - игра в начальной школе "Радужные Феи волшебницы" Развитие творческих способностей и эстетического вкуса учащихся на уроках ИЗО Развитие творческих способностей у школьников средствами устного народного творчества на уроках биол

Похожие статьи:

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках английского языка

Как развивать творческие способности у детей

Участник №30 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Мозаика детского творчества и досуга» с 1 сентября по 31 октября 2014 года
Внеклассное мероприятие по технологии. Сценарий конкурса "Хозяюшка" для 5-6 классов | Путешествие в страну любимых увлечений. Конспект внеклассного мероприятия для 5 класса
Опубликовано: 3668 дней назад (18 октября 2014)
Просмотров: 6719
+3
Голосов: 3
Вера Александровна Орехова # 21 октября 2014 в 06:46 0
Елена Николаевна, интересный материал Вы предложили, с интересом познакомилась с Вашей статьей.
«Нет неталантливых детей. Все дети рождаются совершенными. Дети – это продукт тренировки и окружающей среды и они не наследуют таланты родителей. Ребенка формирует окружающий мир и воспитание. Что касается врожденных задатков или наследственности, наследуются только физиологические особенности организма. С момента рождения все остальное зависит только от психологического влияния, которое оказывает на ребенка окружающая среда. Только этим определяются все его способности и таланты».
Синити Судзуки.
Процесс формирования творческих способностей младшего школьника, будет эффективным, если: на уроках технологии использовать игровые элементы; систематически давать школьникам задания на развитие воображения; формировать у учащихся опыт творческой деятельности, включая в различные виды деятельности; развивать логическое и творческое мышление.
Спасибо за представленный материал. По поводу оформления хочется отметить, что не указали задачи,описание, назначение. И мне кажется, можно было бы добавить какие нибудь фото, но это моё мнение. Думаю многим педагогам будет интересна Ваша статья и пригодится в работе. Желаю удачи в конкурсе!!! Примите мой голос +1.
Татьяна Юрьевна Борисова # 21 октября 2014 в 08:08 0
Добрый день. Елена Николаевна!Очень хороший материал у вас получился поучительный.Спасибо.Беру в закладки.Успехов+1