Развитие творческих способностей у школьников с ОВЗ средствами устного народного творчества на уроках биологии
Автор: Окунева Раиса Даниловна, учитель биологии МКСКОУ Целинная СКОШИ 8 вида
Описание работы: Этот материал будет полезен учителю биологии коррекционных школ 8 вида. Материал направлен на развитие творческих способностей, путем применения на уроках биологии устного народного творчества.
Устное народное творчество называется фольклором и включает в себя: пословицы, былины, загадки, легенды, сказки, мифы и т.д. Большая часть произведений возникли еще в глубокой древности.
С появлением компьютера появились компьютерные игры, которые сразу нашли массу поклонников среди детей. Наибольшую опасность представляют «стрелялки», которые характеризуются весьма примитивным сюжетом, основанном на насилии. Увлечение боевиками, бессодержательными мультфильмами, все это отрицательно сказывается на психике ребенка, порождает агрессивность, жестокость. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, научить говорить, сочинять, писать.
Сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребенка. Если правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, можно положительно влиять на эмоциональное состояние ребенка. Корректировать и улучшать его поведение.
Сказки знают и любят все. Поэтому сказки можно и нужно использовать на уроках в курсе биологии. Язык сказки простой, понятный, образный, т.е. помогающий зрительно представить тот или иной предмет или человека. В фантастических сказках много чудесного, необыкновенного. В них действуют добрые и злые волшебники. В волшебных сказках люди могут превращаться в животных, а животные и птицы говорить человеческим языком.
Использование сказок позволяет сделать урок интересным. Учащиеся с большим удовольствием слушают их, легче запоминают изучаемый материал.
У нашего народа было немало талантливых сказочников и сказительниц, которые покоряли слушателей своими сказками, воспитывали любовь к красоте, добру, благородным поступкам. Современные дети тоже могут сочинять удивительные сказки. Толчком к творчеству служат примеры, которые учитель зачитывает на уроках. По желанию дети сочиняют сказки дома.
В то же время, всем очевидно, что только тот урок будет интересен, на котором царит атмосфера активной мыслительной деятельности, творчества. Одним из способов решения проблемы может оказаться поиск разнообразных, иногда необычных педагогических приёмов. Использование на уроках биологии особенно в 6-7 классах при изучении отдельных тем нестандартных приёмов вызывает удивление, интерес, положительные эмоции, психологическую разгрузку учащихся. К таким приёмам относятся короткие дидактические сказки, где в доступной форме заключена часть информации, биологические понятия и термины. Дети очень отзывчивы и любознательны, поэтому сказка позволяет активизировать познавательные процессы, развивает воображение, творческие способности. Дидактическую сказку отличает большая эмоциональность и образность, в ней есть свои одушевлённые герои, решить задачи, за которых могут только учащиеся.
На уроках можно использовать разные виды сказок: сказки – повествования, которые применяются при изучении нового материала, сказки- загадки , сказки –игры– при закреплении и повторении, сказка – ложный рассказ – при проверке и закреплении знаний.
Кроме этого, при составлении сказок учитывается тема урока, так как не на каждом уроке сказка будет уместна. Если это возможно можно использовать один из видов сказки, которые были придуманы самим учителем или учениками. Кроме этого используются сказки взятые из других источников.
При составлении дидактической сказки необходимо учитывать некоторые требования.
1. Указать сказочную страну, либо конкретное место в которой живут сказочные герои, рассказать о нравах жизни в этой стране, местности. Многие сказки начинаются словами: «В тридесятом царстве…», «В некотором царстве…» или «Жили-были…».
2. Разрушение благополучия злыми персонажами либо стихийными бедствиями. Обращение к учащимся с просьбой восстановить справедливость, а для этого необходимо выполнить определенное задание.
3. Задание.
Сказки могут дополнятся различной наглядностью
Ниже приводятся дидактические сказки, которые были составлены и опробованы при изучении биологии в 7-8 классах. К каждой сказке обязательно составляются задания для самостоятельной работы.
Сказка – повествование. Эти сказки лучше вводить при объяснении нового материала. Здесь необходимо выбрать подходящих героев, повествование о которых включает новые понятия, термины.
На дне небольшого пруда жила была зеленая лягушка Квака. Была она незаметной на фоне растений и это спасало ее от врагов - аистов и цапель. Если грозила опасность, то приходили на помощь сильные мускулистые задние ноги. В один миг она оказывалась на дне пруда. Затаится и ждет когда минует опасность. А аисты были в недоумении. Как может лягушка так долго сидеть на дне водоема без воздуха. Но невдомек было аистам, что лягушка могла дышать не только при помощи легких, но и при помощи кожи, а личинки лягушки дышали при помощи жабер.
Тело у Кваки было короткое и широкое, а голова большая немного заостренная спереди и две пары ног. Не было у Кваки шеи, голова неподвижно соединялась с туловищем, но это ей не мешало уничтожать огромное количество комаров и мошек. В этом ей помогал язык. Язык у Кваки был длинный, липкий и шиворот на выворот.С наступлением холодов лягушка становилась малоподвижной, пряталась под камнями, корягами, зарывалась в ил, в таком состоянии проводила долгую зиму.
Задание:
1. Из каких отделов состоит тело лягушки?
2. Как передвигаются лягушки?
3. Чем и как питаются лягушки и жабы?
4. Как дышат взрослые земноводные и их личинки?
Сказка – ложный рассказ может быть использована при опросе, проведении проверочных работ. Для исправления неточностей в таком повествовании учащиеся должны владеть фактическим материалом по изучаемой теме.
Жила была в лесу очень красивая бабочка – тутовый шелкопряд. Ее крылья на солнце переливались всеми цветами радуги. Это была очень прожорливая бабочка. Перелетая с цветка на цветок она при помощи своего хоботка выпивала столько нектара, что другим бабочкам хватило бы на несколько лет.
Из отложенных яиц тутового шелкопряда выходили молодые гусеницы, они наоборот ели совсем немного. Ослабленные они с трудом перебирались на сухие ветки, опутывали себя шелковой нитью и превращались в кокон.
Задание: Найди ошибку.
Сказки-игры, сказки загадки применяются для закрепления материала или при повторении домашнего задания.
1.
В некотором царстве жила была очень дружная семья Розоцветных, они были очень хорошо воспитаны и сказочно красивы. Об этом узнала злая колдунья. Она была очень злая, завистливая и страшно некрасивая. Решила она внести смуту и разлад в их семью. Украла самое драгоценное – семейную формулу.
Задание: Составить формулу цветка.
2. В одном прекрасном волшебном саду росло много разных ярких цветов - белых, желтых, красных. Это были ромашки, георгины, хризантемы, астры, календула и еще много других красивых цветов. Были среди них низкие и высокие. Самым высоким был Подсолнечник. Смотрел он сверху на другие цветы и видел в них что-то родное и близкое. Подсолнечник был не только самым высоким, но и самым мудрым. И вот однажды он обратился к цветам. «Посмотрите друг на друга как вы похожи. Может быть вы братья и сестры?» Цветы были в недоумении, они не знали как это можно определить.
Задание:
1. Найти общие признаки строения как доказательство родства.
2. Какие растения являются родственниками ? Рассмотреть гербарии.
3. Чем прославились эти растения?
При изучении нового материала можно использовать
сказку- игру. Сказка – игра «Корень», на котором изучается новая тема, строение корневой системы. Действуя в необычной ситуации, ученик как бы перешагивает рубеж своих способностей: становиться более раскрепощенным и двигается к поставленной цели без особых усилий. Занимательная форма урока повышает интерес и вызывает желание справиться с заданиями .
Сюжетная игра – сказка по теме «Корень»
В ходе урока учитель рассказывает сказку, постепенно вовлекая учащихся в работу.
В некотором царстве государстве жил был король Корень I , жил не тужил вместе со своими придворными - корешками, царство было замечательным и казна полна, потому что все решали сообща, трудно было выделить главного из них.
В соседнем царстве государстве жил король Корень II со своими придворными -корешками . Царство тоже было замечательным, но король Корень II отличался от своих придворных силой богатырской и умом светлым.
Узнала об этом злая колдунья, решила разрушить мир и согласие в этих государствах. Наслала в эти государства ураган страшной силы, который все перемешал и отнял память, забыли корешки свое государство. Ребята, чтобы справиться с проклятием, вернуть каждого в свое государство нам нужно справиться с заданием.
Задание 1.
Назовите эти семьи и нарисуйте их портрет. Какие растения имеют такой вид корневой системы?
Задание 2.
Помогите каждому корешку в корневой системе вспомнить свое имя. Укажите виды корней на схеме.
Задание 3.
В конвертах лежат разрезанные изображения корня, чтобы корешкам вернуть память нужно собрать картину.
На уроках биологии можно широко использовать загадки, пословицы, поговорки, легенды. Произведения устного народного творчества делают урок более интересным, познавательным, насыщенным. Рассказы, пословицы, поговорки, загадки, сказки позволяют ученикам глубже почувствовать красоту природы, величие человека и его зависимость от природы, родство с ней.
Рекомендуем посмотреть:
Экологическая игра в 6 классе. Сценарий
Современные информационные технологии обучения для развития творческих способностей учащихся
Конспект урока-исследования по биологии для 9 класса
Сценарий досугового экологического мероприятия, посвященного Дню эколога, 7-11 класс
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие по биологии 6-7 класс
Конспект урока биологии для 5 класса по УМК Вахрушев А.А. в рамках ФГОС
Конспект урока биологии в 8 классе
Мастер-класс. Изготовление макета инфузории-туфельки
Конспект урока биологии для 7 класса