Внеклассное мероприятие по биологии 6-7 класс

Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии

Сценарий мероприятия по биологии: Путешествие в страну “Побегия»

Эпиграф:

«Нет правды без любви к природе,

Любви к природе нет

без чувства красоты».

Я.П.Полянский

Составитель: Захарова Яна Валерьевна, учитель высшей квалификационная категория МБОУ ХМР СОШ п. Горноправдинск

Цель:

1. Повторение и закрепление в игровой форме изученного материала по теме: «Побег», «Строение побега».

2. Формирование  у учащихся мотивации к изучению биологии, положительного отношения к получаемым знаниям. Развитие и закрепления навыков: работы с новыми понятиями, решения биологических задач, с математическими расчетами, работы с таблицами и гербариями.

3. Нравственно-эстетическое воспитание, привитие чувства ответственности ребят за сохранение окружающей их природной среды. 

Оборудование:

1. ТСО: аудиомагнитофон, с песенкой «Маленькая страна»; видеомагнитофон

2. Картина И.И. Левитана «Золотая осень»;

3. Гербарии, коллекции, таблицы

4. «Черная сумка».

Учитель: Дорогие мои путешественники! Рада приветствовать вас! Сегодня мы путешествуем по стране:  «Побегия», и надеюсь, раскроим немало тайн. Желающие проверить свои знания по строению цветкового растения уже собрались. А оценивать ваши ответы и заносить результаты в путевые листы поможет нам «Коллегия путешественников».  /Представление жюри/

План путешествия:

1.      «Разминка» с командами на контрольном пункте;

2.      Остановка на станции «Определительная»;

3.      Переход через государство «Анатомическое»;

4.      Королевство  «Знающих»;

5.      Завершения путешествия на «Таможне».

Учитель:

Ну что, в путь?

Представление команд:

«Корешата», «Цветик-семицветик».

Девиз:

1 команда «Корешата»:

Мы веселые ребята,

Мы ребята - корешата,

Под землею мы живем,

И водицы много пьем!

2 команда «Цветик-семицветик»:

Ярко летом мы цветем,

Солнца много мы берем,

Радость людям мы приносим –

Лепестки цветные носим».

Контрольный пункт /1балл/

«Разминка»

1 команда:

1.      Что называют побегом?

2.      Какие типы корневой системы вы знаете?

3.      За счет чего корень растет вниз?

4.      Какие типы жилкования вам известны?

5.      Какова функция корневых волосков?

6.      На какие группы делятся растения по отношению к свету?

7.      Как называется процесс поглощения кислорода и углекислого газа?

Ответы:

1.      Стебель с расположенными на нем листьями и почками.

2.      Стержневая и мочковатая.

3.      За счет деления клеток в зоне деления

4.      Параллельное, дуговое, сетчатое.

5.      Всасывание воды и минеральных веществ + кислород.

6.      Светлолюбивые и теневыносливые.

7.      Дыхание.

2 команда:

1. Что называют корнем?

2. Какие виды почек вы знаете?

3. За счет чего стебель растет вверх?

1.      Какие бывают почки по расположению?

2.      Каковы функции корня?

3.      Как называется процесс поглощения углекислого газа и выделение кислорода? 

Ответы:

1.      Корень – это главный орган растения, обеспечивающий его водой и минеральными солями и  удерживающий его в земле.

2.      Вегетативные и генеративные.

3.      За счет конуса нарастания, вставочного роста.

4.      Верхушечные, пазушные, придаточные.

5.      Проникает внутрь воздух, а выходит в атмосферу водяной пар и кислород.

6.      Всасывание воды и минеральных солей, укрепление растений в почве, накопление органических веществ – витамин.

7.      Фотосинтез.

Станция: «Определительная»

1. «Устами младенца» /Заранее на видеокассету  записывают объяснение нижеуказанных терминов, лучше для этой работы привлечь старшеклассников/:

1 команда:                                                    2 команда:

1. Цветок                                                       1. Плод

2. Лист                                                            2. Корень

3. Почка                                                         3. Стебель

4. Пикировка                                                4. Лианы.

2.  Решение задач:

1 команда:

В сутки человек потребляет 430 гр. кислорода. 1 га леса вырабатывает за 2 час столько кислорода, сколько нужно для дыхания 200 человек.

Какую массу кислорода выделяет 1га леса за 1 сутки?

2 команда:

Одно дерево за 1сутки испаряет 60 кг воды. Какую массу воды испарит 15 берез школьного сквера за сутки? Сколько ведер составляет эта масса воды, если ведро вмещает 10 кг воды?

«Черная сумка»: (Яблоко и огурец помещают в черную сумку)

Загадки:

1 команда:                                                            

На ветвях они висят,

Словно солнышки горят.

А возьмешь их на зубок –

Сразу брызнет сладкий сок.

-Яблоко-

2 команда:

Проще нет загадки:

Зеленые телятки,

Привязаны вьющимися

Хвостиками к грядке.

-Огурец-

Станция «Анатомическая»:

1 команда:

1.      Какой лес шумит, а какой – шелестит? Почему?

2.      История этой ягодной культуры идет из глубины веков. Человек эти душистые красные ягоды стал употреблять одни из первых.(Земляника лесная)

3.      Загадка:

Стоит дерево цветом зелено, в этом дереве – четыре угодья: первое - больным на здоровье, второе – людям – колодец, третье – от тьмы свет, а четвертое – дряхлым пеленанье. Что это за дерево? Что представляют эти угодья?

Ответы:

1.  Шумит – хвойный лес,

Шелестит – лиственный лес.

2.  Земляника лесная

3. Береза: а/почки, веник, баня; б/ березовый сок; в/ дрова; г/ береста.

2 команда:

1.      Дуб, ель, береза, клен. Какое дерево в этой компании лишнее? Почему?

2.      Многолетнее травянистое растение теневыносливое и влаголюбивое растение хвойных лесов. Листочки обладают приятным кислым вкусом?

3.      Загадка:

Он видит, как поле отец удобряет,

Как в рыхлую землю бросает зерно,

Как поле потом зеленеть начинает,

Как колос растет, наливает зерно.

А каком агропромышленном приеме идет речь?

Ответы:

1.      Ель – хвойное растение

2.      Кислица обыкновенная.

3.      Удобрение, мелиорация.

Переход через государство «АНАТОМИЧЕСКОЕ»

1 команда:

1.      Охарактеризуйте листорасположение у предложенных вам комнатных растений(3 цветка): очередное, супротивное, мутовчатое.

2.      Сравнить анатомическое строение корня и стебля.(1человек)

2 команда:

1.      Определить у предложенных образцов типы жилкования листа(3листочка): Сложный или простой: сетчатое, дуговое, параллельное, пальчатое.

2.      Собрать модель цветка и подписать его части.

Королевство «ЗНАЮЩИХ»

Логические цепочки:

- Укажите лишнее в предложенном перечне (на плакате):

1 команда:

Побег, узел, междоузлие, корневой чехлик.

2 команда:

Листовая пластина, черешок, зона всасывания, жилкование.

«Знайки»:

1 команда:

1. Каково приспособление побега кактуса, в связи с листорасположением?

2. В какое время суток лучше собирать листовые овощи (укроп, салат, петрушку). Почему?

3.  В басне « Листы и корни» И.А. Крылова корни, споря с листьями, говорят: «Мы те (корни…)…

Которые, здесь роясь в темноте.

Питаем вас.  Ужель не знаете?

Мы корни дерева, на коем вы цветете.

Красуйтесь в добрый час!

Да только помните ту разницу меж нас:

Что новою весной лист новый народится;

А если корень иссушится –

Не станет дерева, ни вас».

 -   В чем была ошибка знаменитого баснописца? –

4. Почему корень женьшеня называют «Корень – человек»? Где он находит применение?

Ответы:

1. Мясистый толстый побег, стебель для накопления воды и покрыт воском, для меньшего водоиспарения.

2. Вечером, т.к. днем при фотосинтезе образуются органические вещества, которые ночью оттекают в корни.

3. Крылов высказывает следующую мысль, что «трудовая, производительная деятельность» принадлежит только корням, а листьям приписывается всего лишь « блестящий, но бесполезный труд». Т.е. накопление биомассы приписан только корням, т.к. Крылов писал свои басни до открытия ассимилирующего аппарата.

4. По форме корень напоминает – человечка, живет до 200 лет. Корень стержневой, веретеновидный, внизу два-три боковых корня (ноги), от верхней части корня отходит корневище, которое несет зимнюю почку (головку), от корневища отходят придаточные корни (руки).

2 команда:

1. Как приспособилась корневая система орхидеи живущей на ветвях тропических деревьев и лиан.

2. «В зеленой поликлинике лесной

Сестрою милосердия в халате

Наклонится березка надо мной.

Я буду пить дыханье майских елок,

Весенний лес всем сердцем обойму,

И старый дуб, как старый кардиолог,

Продлит мне жизнь…»

Автор: О. Колычев

Почему лес называют добрым врачевателем?

3.  Народная мудрость гласит: « Кто с дерева кору снимает, его убивает.  Почему?

4.   Что такое листопад – знает каждый, а что такое веткопад?

 Ответы:

1. Воздушные корни с многочисленными корневыми волосками для впитывания влаги из окружающего их воздуха.

2. Т.к. весной у берез берут сок, полезный для организма, хвоя выделяет фитонциды обеззараживающие воздух.

3.  Кора выполняет следующие функции:

защита от температуры, высыхания, попадания микроорганизмов

- обеспечивает газообмен (чечевички)

-  проведение органических веществ

-  укрепляет стебель (лубяные волокна).

4.  Это явление происходит у растений зимой, когда погибшие сухие ветки под действием ветра обламываются с треском, т.е. происходит как санитарное самоочищение.

 «Таможня»

1. Решите ребус (закодировать нижеуказанные слова в виде рисунка):

- дыхание                                                            - фотосинтез

2. Биологическая сказка о Побеге (каждой команде дается перечень биологических понятий, из которых необходимо составить сказку или рассказ, можно использовать технологию синквейна):

Цветоножка                                                     Клетка

Цветоложе                                                       Ядро

Чашелистик                                                     Цитоплазма

Тычинка                                                            Вакуоль

Пестик                                                               Хлоропласты

Венчик                                                              Оболочка

Подведение итогов и вручение призов!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока биологии для 5 класса по УМК Вахрушев А.А. в рамках ФГОС

Конспект урока биологии для 7 класса

Конспект урока биологии в 8 классе

Мастер-класс. Изготовление макета инфузории-туфельки

Конспект урока биологии в 5 классе на тему «Грибы и их многообразие»

Екатерина Чобанова # 8 июня 2013 в 23:34 +3
Яна Валерьевна, очень интересное мероприятие! Вы достаточно наглядно показали как в простой, но в тоже время и интересной, игровой форме можно охватить такую большую тему. Дети очень любят такого рода мероприятия. Игра - это всегда живой интерес, здоровый азарт, дух соперничества, коллективный труд. Да и педагог во время такого занятия всегда видит уровень подготовки своих учеников. Активные методы обучения, на мой взгляд, всегда дают положительные результаты.
Елена Владимировна Козырева # 1 июля 2014 в 21:45 +1
Яна Валерьевна! Хорошее мерприятие! Игру всегда хорошо использовать для проверки и закрепления ЗУН. И воспитательная цель реализуется полностью. Удачное сочетание различных методов и приемов активизации познавательной деятельности. Спасибо!
Людмила Сергеевна Галкина # 27 сентября 2014 в 13:17 +1
Прекрасное внеклассное мероприятие! Можно провести на предметной неделе по биологии. Игровая форма в 6-7 классах учащимися очень приветствуется.
Леля # 10 октября 2014 в 07:55 +1
очень понравилась ваша задумка, охватить такую большую тему, в игровой форме детям будет интереснее раскрыть свои знания. также присутствует дух соперничества, попробую провести такую игру между 6 и 7 классом ( у нас малокомплектная школа). думаю ваша игра, даст положительный результат!
Бахитжан Гомаровна Касенова # 18 октября 2014 в 20:49 +1
Замечательная разработка ,обязательно использую для себя на обобщающий урок по теме "Побег", охвачен весь материал темы ,спасибо
Эльмира Александровна Мынбаева # 10 ноября 2014 в 20:38 +1
замечательный урок чтобы раскрасить серые будни! спасибо
Наталья Сергеевна Катаева # 11 ноября 2014 в 10:44 +1
Яна Валерьевна! Что скрывать, повторение и закрепление по теме: «Побег», «Строение побега» у меня было обычным.
Благодаря Вам я надеюсь провести его в игровой форме.
Всё в мероприятии продумано. Вы работаете с таблицами и гербариями, загадываете ребусы и загадки,решаете биологические задачи, закрепляете биологические понятия. огромное спасибо!
Наталья Борисовна Щипцова # 15 ноября 2014 в 09:36 +1
Яна Валерьевна интересно разработанное мероприятие. Дети любят играть в любом возраста, а использование игровых форм на уроках безусловно стимулирует их образовательную деятельность. Мне понравилось, обязательно использую вашу наработку. Удачи.
Любовь Евгеньевна Чудинова # 3 апреля 2015 в 12:13 +1
Яна Валерьевна,здравствуйте.С удовольствием познакомилась с вашей работой. Так интересно всё задумано,самые разные виды деятельности -как будто ребята сами идут по карте (география м/п связи-здорово)и открывают всё новое и новое. Такие активные методы как игра - всегда продуктивны,а вы показали,что и для таких не простых тем.Примите мой голос за вашу работу.
Алла Ивановна Топчий # 29 апреля 2015 в 09:05 +1
Очень интересная форма проведения и усвоения, предложенная учащимся. Более устойчивые знания как раз и получают дети в результате игровых форм обучения. Стимуляция и развитие критического и логического мышления - очень важный момент в Вашей работе. Спасибо за Ваш опыт!
Вера Александровна Полушкина # 15 июля 2015 в 22:59 +1
Яна Валерьевна,Ваше мероприятие познавательное и интересное. Мне понравилось, обязательно использую вашу наработку. Удачи.
Елена Николаевна Кашникова # 31 октября 2015 в 19:16 +1
Урок очень интересен.Игровая форма урока в виде путешествия по станциям - прекрасный материал для предметной недели, для восприятия изучаемого материала обучающимися.
Татьяна Александровна Иванова # 5 ноября 2015 в 19:00 +1
Хороший материал для активизации познавательной деятельности учащихся. Тоже попробую провести со своими детьми.
Надежда Сергеевна Васбиева # 17 ноября 2015 в 20:46 +1
Отличное внеклассное мероприятие,игра всегда интересна детям особенно в таком возрасте.Постараюсь максимально использовать ваш материал.
Светлана Викторовна Шохина # 28 ноября 2015 в 16:46 0
Яна Валерьевна, Ваше мероприятие построено в интересной форме, хорошие задания.В условиях современности,подобные формы проведения урока очень важны.Спасибо за разработку, обязательно воспользуюсь!
Андрей Геннадьевич Кузнецов # 28 марта 2016 в 13:45 0
Прекрасная разработка. Но так и напрашивается финал мероприятия -посадка учащимися саженцев.
Анна Владимировна Борисова # 9 мая 2016 в 08:56 +1
Уважаемая Яна Валерьевна! Разработка интересная, учитывает все современные требования к обучению. А главное - заставляет работать мысль, помогает началу генерации новых идей
Наталия Олеговна Шевченок # 24 октября 2016 в 10:47 0
Добрый день, коллега! Применение такого мероприятия, конечно же очень нравится ученикам, а значит активизирует их познавательную активность. А это позволяет более качественно повторить и закрепить полученные знания.Многообразие форм и методов обязательно позволят дифференцированно подойти к решению проблем усвоения знаний. На протяжении мероприятия также прослеживается воспитательный аспект, обращенный на сохранение здоровья учащихся. С помощью таких форм работы можно уверенно повторять изученное и углублять полученные знания.