Конспект урока биологии для 7 класса

Методическая разработка. Конспект урока по биологии

Автор: Гайнетдинова Лилия Азгаровна, учитель химии и биологии, МАОУ «Лицей №121» Советского района г. Казани

Урок биологии в 7 классе по теме «Отряды насекомых. Стрекозы»

Тема: Отряды насекомых. Стрекозы

Цель: Раскрыть характерные признаки стрекоз; показать связь между внешним строением насекомого и средой обитания; выяснить влияние этих насекомых на другие живые организмы; определить их роль в жизни человека.

Оборудование:  коллекция «Стрекозы», учебник.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2.  Актуализация знаний.

Фронтальный опрос.

1) Чем объяснить, что насекомые освоили все среды обитания?

2) Какую роль играют насекомые в природе?

3) Каково значение насекомых для человека?

4) Чем вызван интерес человека к изучению насекомых?

3. Мотивация.

Вопрос: Каким насекомым на самом деле является стрекоза из басни Крылова? (рассуждение учащихся)

В басне Крылова «Стрекоза и муравей» есть строки: «Попрыгунья стрекоза лето красное пропела». Однако известно, что стрекоза не издаёт звуков. Дело в том, что в то время слово «стрекоза» служило обобщённым названием для нескольких видов насекомых. А героем басни на самом деле является кузнечик.

4. Изучение новой темы.

Эти крупные, стройные, яркоокрашенные насекомые известны каждому любознательному человеку не только по басне «Стрекоза и Муравей», но и на основе собственных наблюдений в природе.

Стрекозы имеют вытянутое тело, часто яркоокрашенное. На переднем конце располагается крупная голова с большими сложными фасеточными глазами.

Стрекозы – хорошие летуны. У них две пары прозрачных и вытянутых крыльев, густо пронизанных жилками. Летают стрекозы днем в теплую погоду и в тихие вечера.

Все стрекозы – дневные хищные насекомые. Во время полета стрекозы ловят различных насекомых, которыми питаются. Зеленоватые или буроватые личинки стрекоз живут на дне водоемов и среди водной растительности. Они также употребляют в пищу других водных обитателей. Ротовой аппарат – грызущий. К нижней стороне головы личинок прикреплен орган нападения - так называемая «маска», снабженная на конце хватательным аппаратом. Эта маска выбрасывается в сторону приближающейся жертвы. С помощью маски личинки способны искать в илистом дне различные съедобные частицы.

Фаза куколки отсутствует, но, в отличие от типичных насекомых с неполным превращением, личинка и взрослая особь внешне существенно различаются.

Неравнокрылые стрекозы (коромысла, бабки) - крупные, массивные. Они могут летать на сотни и тысячи километров, встречаются на отдельных коралловых островах. Стая стрекоз, летевшая однажды над Бельгией, имела длину 170 км и ширину 100 км.

Многообразие стрекоз  (ознакомление с коллекцией «Стрекозы»)

1. Большое коромысло

2. Стрекоза стрелка

3. Стрекоза черная

4. Симпетрум кроваво-красный

5.  Стрекоза – белонос

6.  Крокотемис красный

7. Стрекоза лютка

5. Закрепление изученного материала.

Вопросы:

1.  Почему много стрекоз встречается у водоемов?

2.  Что такое «маска»?

3.  Чем питаются стрекозы?

4.  Внешний вид стрекоз.

5.  Почему стрекозе на рисунке 2 дали именно такое название «стрекоза стрелка»?

6. Домашнее задание.

§ 17. Подготовить доклад о значении стрекоз.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока биологии в 5 классе на тему «Грибы и их многообразие»

Мастер-класс. Изготовление макета инфузории-туфельки

Внеклассное мероприятие по биологии 6-7 класс

Конспект урока биологии для 5 класса по УМК Вахрушев А.А. в рамках ФГОС

Конспект урока биологии в 8 классе

Владисто # 23 декабря 2013 в 18:30 0
0_0
Катаева Наталья Сергеевна # 26 сентября 2014 в 12:32 0
Ребята на уроке узнают о стрекозах много.Но, на мой взгляд, можно было сделать экскурс в историю, в каменноугольный период, и рассказать о гигантских стрекозах... Об их миграциях, значение которых до сих пор неизвестно, о заболеваниях птиц, которые связаны с массовым перемещением стрекоз. Я на уроках начинаю беседу с того, что читаю своё стихотворение и говорю ребятам: - В басне «Стрекоза и муравей» И.А. Крылов рассказал о том, что стрекоза всё лето бездельничала. Послушайте стихотворение и ответьте, согласны ли вы с Крыловым или со стрекозой? Попрыгунья – стрекоза - Распрекрасные глаза, Говорила муравью: - Я тружусь, а не пою! Зря Крылов меня обидел, В деле он меня не видел. Опозорил весь наш род. Говорит о нас народ: - И зачем они нужны, Ведь они не муравьи! А ведь мы, когда летаем, Много мошек поедаем! ( Стрекоза питается комарами и другими насекомыми, принося при этом пользу) Привожу примеры из областной Красной книги.
Людмила Сергеевна Галкина # 27 сентября 2014 в 13:15 +1
Работаю по программе Пономаревой, на изучение отрядов насекомых отводится мало времени, но некоторые элементы вашего урока можно внести в конспект моего занятия.
Наталья Сергеевна Катаева # 11 ноября 2014 в 10:12 +1
Ребята на уроке узнают о стрекозах много.Но, на мой взгляд, можно было сделать экскурс в историю, в каменноугольный период, и рассказать о гигантских стрекозах... Об их миграциях, значение которых до сих пор неизвестно, о заболеваниях птиц, которые связаны с массовым перемещением стрекоз. Я на уроках начинаю беседу с того, что читаю своё стихотворение и говорю ребятам: - В басне «Стрекоза и муравей» И.А. Крылов рассказал о том, что стрекоза всё лето бездельничала. Послушайте стихотворение и ответьте, согласны ли вы с Крыловым или со стрекозой?
"Попрыгунья – стрекоза - распрекрасные глаза, говорила муравью: - Я тружусь, а не пою! Зря Крылов меня обидел, в деле он меня не видел. Опозорил весь наш род. Говорит о нас народ: - И зачем они нужны, ведь они не муравьи! А ведь мы, когда летаем, много мошек поедаем! ( Стрекоза питается комарами и другими насекомыми, принося при этом пользу) Привожу примеры из областной Красной книги.
Светлана Николаевна Фролова # 24 февраля 2015 в 17:26 0
Методическая разработка урока по "Стрекозам" -хорошая форма изучения многообразия этих насекомых в природе. Огромное количество фотографий, да еще в отличном качестве помогут детям лучше усвоить материал. Благодарю автора за большую проделанную работу!
Алла Ивановна Топчий # 29 апреля 2015 в 07:52 0
Спасибо за Вашу разработку! Действительно достаточно трудоемкая работа, хотя каждый урок, даже самый доступный, требует от учителя частички своей души... .
Возьму на заметку.
Надежда Сергеевна Васбиева # 17 ноября 2015 в 20:54 0
Фотографии наглядно покажут детям как много видов стрекоз существует,наверное было бы не плохо добавить ещё и фотографии личинок.
Ильдар Фагимович Гареев # 12 апреля 2017 в 14:08 0
Тема о насекомых всегда сложная, не зря ведь самый многочисленный класс. Конечно, как распределить учебное время зависит от количества часов. Как правило, в один урок приходится рассматривать 2-3 отряда. Что думаю будет полезно из разработки - разнообразие стрекоз.Кому-то ведь они кажутся одинаковыми). Яркие фото!