Методическая разработка. Конспект урока по биологии
Автор: Гайнетдинова Лилия Азгаровна, учитель химии и биологии, МАОУ «Лицей №121» Советского района г. Казани
Урок биологии в 7 классе по теме «Отряды насекомых. Стрекозы»
Тема: Отряды насекомых. Стрекозы
Цель: Раскрыть характерные признаки стрекоз; показать связь между внешним строением насекомого и средой обитания; выяснить влияние этих насекомых на другие живые организмы; определить их роль в жизни человека.
Оборудование: коллекция «Стрекозы», учебник.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос.
1) Чем объяснить, что насекомые освоили все среды обитания?
2) Какую роль играют насекомые в природе?
3) Каково значение насекомых для человека?
4) Чем вызван интерес человека к изучению насекомых?
3. Мотивация.
Вопрос: Каким насекомым на самом деле является стрекоза из басни Крылова? (рассуждение учащихся)
В басне Крылова «Стрекоза и муравей» есть строки: «Попрыгунья стрекоза лето красное пропела». Однако известно, что стрекоза не издаёт звуков. Дело в том, что в то время слово «стрекоза» служило обобщённым названием для нескольких видов насекомых. А героем басни на самом деле является кузнечик.
4. Изучение новой темы.
Эти крупные, стройные, яркоокрашенные насекомые известны каждому любознательному человеку не только по басне «Стрекоза и Муравей», но и на основе собственных наблюдений в природе.
Стрекозы имеют вытянутое тело, часто яркоокрашенное. На переднем конце располагается крупная голова с большими сложными фасеточными глазами.
Стрекозы – хорошие летуны. У них две пары прозрачных и вытянутых крыльев, густо пронизанных жилками. Летают стрекозы днем в теплую погоду и в тихие вечера.
Все стрекозы – дневные хищные насекомые. Во время полета стрекозы ловят различных насекомых, которыми питаются. Зеленоватые или буроватые личинки стрекоз живут на дне водоемов и среди водной растительности. Они также употребляют в пищу других водных обитателей. Ротовой аппарат – грызущий. К нижней стороне головы личинок прикреплен орган нападения - так называемая «маска», снабженная на конце хватательным аппаратом. Эта маска выбрасывается в сторону приближающейся жертвы. С помощью маски личинки способны искать в илистом дне различные съедобные частицы.
Фаза куколки отсутствует, но, в отличие от типичных насекомых с неполным превращением, личинка и взрослая особь внешне существенно различаются.
Неравнокрылые стрекозы (коромысла, бабки) - крупные, массивные. Они могут летать на сотни и тысячи километров, встречаются на отдельных коралловых островах. Стая стрекоз, летевшая однажды над Бельгией, имела длину 170 км и ширину 100 км.
Многообразие стрекоз (ознакомление с коллекцией «Стрекозы»)
1. Большое коромысло
2. Стрекоза стрелка
3. Стрекоза черная
4. Симпетрум кроваво-красный
5. Стрекоза – белонос
6. Крокотемис красный
7. Стрекоза лютка
5. Закрепление изученного материала.
Вопросы:
1. Почему много стрекоз встречается у водоемов?
2. Что такое «маска»?
3. Чем питаются стрекозы?
4. Внешний вид стрекоз.
5. Почему стрекозе на рисунке 2 дали именно такое название «стрекоза стрелка»?
6. Домашнее задание.
§ 17. Подготовить доклад о значении стрекоз.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока биологии в 5 классе на тему «Грибы и их многообразие»
Мастер-класс. Изготовление макета инфузории-туфельки
Внеклассное мероприятие по биологии 6-7 класс
Конспект урока биологии для 5 класса по УМК Вахрушев А.А. в рамках ФГОС
Конспект урока биологии в 8 классе