Биология

Материалы для учителя биологии

Конспекты уроков биологии

Методика преподавания биологии

Внеклассная работа по предмету биология

Из опыта работы учителя биологии. Творческие и исследовательские работы учащихся.

Классификация работ учащихся

1. Творческие работы. Сюда можно отнести сочинения, описания на заданную тему, критические заметки и т. п. Они часто встречаются в работах естественно-научного цикла, выполняемых младшими школьниками (например: «Жизнь моей кошки»). Подобные работы не подпадают под понятия учебно-исследовательских или исследовательских работ, так как в них отсутствует исследовательский аспект в разработке и представлении материала и в связи с не научностью изложения.

Сценарий спектакля для старшеклассников «На войне как на войне»

Действующие лица:

Наши:

Тимус – генерал.

Т-лимфоцит – киллер-спецназовец.

Т-хелпер – диспетчер в штабе иммунной защиты.

В-лимфоцит – старшина милиции.

Кроссворды по биологии для учащихся старших классов для использования во внеклассных мероприятиях

Кроссворд «Психология»

По вертикали:

2. Ответная реакция организма на раздражение.

Анатомические загадки для старшеклассников и студентов

Предлагаю вам, ребятки, интересные загадки.

Кто ответ к загадке знает – быстро руку поднимает,

Кто с анатомией знаком, тому загадки нипочем,

Кто загадку отгадает, тот жетончик получает.

Пять жетонов соберешь – приз с собою заберешь.

Игра «Умники и умницы» по биологии для старшеклассников «Планета здоровья»

Ход игры

Учитель. Я предлагаю вам стать сегодня участниками популярной игры по типу «Умники и умницы». Вы будете отгадывать слова, означающие различные биологические понятия. И за каждое правильно отгаданное слово вы получаете медаль «Умники и умницы», стоимостью в 1 балл. А в конце урока подведём итоги, подсчитаем баллы, которые и станут вашими оценками за урок.

Ролевая игра по биологии для старшеклассников «Влияние деятельности человека на состояние биосферы»

Звучит музыка.

Учитель. Жизнь развивалась своим путём. И вдруг перед лицом природы встал Homo sapiens – человек разумный, который не хотел ждать милости от природы, а захотел взять все её богатства. Он вырубал вековые леса, засорял прозрачные источники, осушал полноводные реки...

Игра – викторина «Что? Где? Когда?» для учащихся 10-11 класса

Правила игры.

В игре по очереди принимают участие две команды по 6 человек в каждой. В центр игрового поля ставится волчок со стрелкой, положение которой и будет определять, на какой из 12 вопросов необходимо ответить участникам викторины. На обдумывание каждого вопроса команде дается 1 мин. Игра останавливается после того, как каждой команде будет задано по 6 вопросов. Победившей объявляется та команда, у которой будет больше правильных ответов.

Урок для Незнайки. Сказка-инсценировка по теме: «Значение зелёных растений и их космическая роль»

Учитель.

В чёрном космосе блуждают

Миллиарды звёзд, планет,

Но одна из них - родная,

И для нас прекрасней нет.

Сценарий игры викторины «Счастливый случай», 8 класс. Человек и его здоровье

Цель: выяснить уровень и глубину знаний, полученных при изучении курса биологии 8 класса «Человек»; продолжить воспитание у детей чувства товарищества, взаимовыручки; развивать навыки нестандартного мышления, формировать умение работать с дополнительной литературой.

Сценарий игры – викторины по зоологии с ответами для учащихся 7 класса «Зоомир»

Цели:

1. Выявлять и формировать знания по курсу зоологии у школьников, развивать глубину и широту их мышления, интереса к предмету.

2. Воспитывать у учащихся любовь, бережное отношение к живой природе, научить их гармонично сочетать интересы человека с законами природы.

3. Формировать у учащихся элементы экологического мышления.

Сценарий конкурсной программы по биологии для учащихся 6 класса «В мире лилейных»

Цель: способствовать формированию у учащихся целостного представления об общих признаках семейства лилейных. Организовать деятельность учащихся по восприятию понятий, признаков семейства лилейных, факторов, присущих многообразию семейства лилейных. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Участники: 2 команды по 5-6 человек, ведущий, жюри.

Конкурс знатоков, 6 класс. Сценарий «Раз цветочек, два цветочек...»

Цель: познакомить учащихся с наиболее распространенными соцветиями и показать их биологическое значение. Расширять кругозор учащихся и воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: раздаточный материал: разные типы соцветий, гербарный материал. Плакаты с рисунками соцветий для оформления. Карточки с заданиями.

Игра – практикум «Путешествие в страну Сенполий» для учащихся 5-6 класса

Цель:

- научить размножать и распознавать сенполии, определять разнообразные их виды;

- продолжить опытническую работу по выращиванию сенполий;

- развивать эстетическое восприятие мира растений;

- прививать учащимся интерес к биологии.

Познавательно-развлекательная программа, 5-6 классы. Сценарий «Как вылечить простуду без лекарств

Цель: познакомить детей в игровой форме с немедицинскими способами лечения простудных заболеваний. Расширять кругозор в области лекарственных растений. Формировать желание заботиться о своём здоровье.

Оборудование: записи: звуков леса, музыки для танца растений, фонограммы песни Принцессы и Короля из м/ф «Бременские музыканты»; выставка книг и сухих растений; посуда и игрушки для практикума, витаминные салаты; распечатки рецептов для каждого участника и гостей; кроссворд о лекарственных растениях; свежие ягоды клюквы, рябины, малины; настои, отвары, взвары в горшочках на разных травах; атрибуты для костюмов лекарственных растений.

Игра – конкурс для подростков «Зелёная аптека». Конспект

Цель: углубить знания учащихся о лекарственных растениях; сформировать навыки по сбору лекарственных растений, умения отличать ядовитые растения от неядовитых; воспитывать бережное отношение школьников к собственному здоровью.

Оборудование:

• иллюстрации дикорастущих лекарственных растений (на доске)