Цели: образовательные: расширить представление учащихся о понятиях «высшая нервная деятельность», «память и ее виды»; развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, совершенствовать навыки самостоятельной работы, умение выделять главное, выработать навыки определения объема кратковременной памяти; воспитательные: осуществлять гигиеническое воспитание учащихся (дать правила эффективного запоминания информации), воспитывать трудолюбие, стремление к совершенствованию характера.
Оборудование: видеофрагмент фильма «Высшая нервная деятельность человека», часы, тексты для каждого ученика из 25 слов, таблички для составления опорного конспекта.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: частично поисковый, составление опорного конспекта.
I. Организационный момент.
Подготовка учащихся к уроку.
II. Актуализация знаний.
Индивидуальный опрос (задания учащимся):
1-му ученику: составить схему «Классификация видов речи».
2-му ученику: рассказать о видах мышления.
Задания классу:
«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести...». В чем смысл этой фразы?
III. Изучение нового материала.
1. Эвристическая беседа.
Процессы памяти:
запоминание - сохранение - воспроизведение.
Виды памяти:
а) по характеру психической активности;
б) по характеру целей деятельности. Постановка эксперимента по уточнению понятия двигательная память (определение места выключателя в классе), образная память (опыты с лимоном);
в) по продолжительности сохранения.
2. Просмотр видеофрагмента «Механизм процессов запоминания в головном мозге».
IV. Выполнение лабораторной работы.
Выявление объема кратковременной памяти
Цель: определить объем своей кратковременной памяти.
Оборудование: лист с набором текста из 25 слов, часы, таблица норм.
Ход работы
Инструктивная карточка.
1. В течение одной минуты внимательно прочитать предложенный текст, затем отложить его.
2. В течение пяти минут записать все слова, которые удалось запомнить, в любом порядке.
Форма отчетности: подсчитать число слов (проверить, нет ли ошибок), по таблице определить, к какой категории относится объем вашей памяти.
Вариант 1
Слова для запоминания: сено, ключ, самолет, цветы, медведь, стол, поезд, картина, сердце, книга, букет, аромат, тротуар, бумага, ворона, океан, мужчина, абстракция, фильм, столетие, учитель, горы, календарь, ребенок, паровоз.
Вариант 2
Слова для запоминания: парк, мама, поэзия, кровь, женщина, автомобиль, экран, курица, сыр, неделя, малыш, вертолет, книга, слово, кофе, речь, певец, тетрадь, перевал, ремень, телефон, трава, музыка, пять, юбилей.
Объем памяти и его характеристика
Количество |
Характеристика памяти |
6 и менее |
Объем памяти крайне низкий. В данном случае необходимо заниматься регулярными упражнениями по тренировке памяти. По необходимости посоветуйтесь с врачом или психологом |
7-12 слов |
Объем памяти чуть ниже среднего. Главной причиной слабого запоминания является неумение сосредоточиться |
13-17 слов |
Объем памяти хороший |
18-21 слово |
Объем памяти отличный. Вы умеете сосредоточиться, следовательно, обладаете достаточной волей |
22-25 слов |
Ваша память феноменальна |
Учитель. Долговременная память - воспитание памяти. Пользуйтесь правилами запоминания.
Правила запоминания
1. Относиться к запоминаемому предмету с интересом.
2. Необходимо сосредоточиться на запоминаемом материале, старайтесь понять его смысл.
3. Формируйте в себе сознательное намерение запомнить данный материал.
4. Повторение должно быть осмысленным.
5. Выделение основных мыслей, составление планов, схем, таблиц.
V. Подведение итогов изучения нового материала.
Учитель. Итак, попробуем, используя наши правила, восстановить схему-конспект.
Составление опорного конспекта на доске.
Домашнее задание: провести исследование на запоминание текста, сосредоточиваясь на нем тогда, когда вас отвлекают (музыка или работающий телевизор).
Определить, падает ли уровень запоминания.
Игра по биологии с ответами, 8 класс
Урок - обобщение по биологии, 8 класс. Органы чувств. Конспект
Викторины с ответами по биологии для 7- 8 класса
Методическая разработка урока биологии для учащихся 8 класса «Состав и функции крови»
Нет комментариев. Ваш будет первым!