Цели: закрепить имеющиеся знания о строении, значении органов чувств человека, о необходимости соблюдения правил гигиены для сохранения зрения и слуха.
Задачи:
1. Образовательные:
- продолжить формировать у учащихся анатомо-физиологические понятия об органах чувств, анализаторах, о строении и функциях органов зрения и слуха, равновесия, осязания, вкуса и обоняния;
- развивать у учащихся известные им понятия об эпителиальной, нервной ткани, рефлексах, рефлекторной дуге;
- формировать у учащихся гигиенические понятия: о гигиене зрения, слуха, о профилактике близорукости, глухоты;
- развивать общебиологические понятия учащихся о клеточном строении (нейроны, чувствительные клетки рецепторов), о взаимосвязи строения и функций органов (спинного мозга, зрения и др.), связи организма со средой;
- развивать у учащихся умение работать с текстом, готовить сообщения, распознавать органы чувств, обосновывать гигиенические правила, отвечать на вопросы теста.
2. Воспитательные:
- показать учащимся большой вклад отечественных ученых в изучение мозга, достижения микрохирургии глаза и уха;
- убеждать учащихся в необходимости и возможности каждому на основе условных рефлексов сознательно вырабатывать у себя полезные привычки правильного поведения;
- разъяснять правила гигиены зрения и слуха.
3. Развивающие: продолжать развивать интеллектуальные способности учащихся, используя задания, требующие от них логического мышления и применения знаний для научного объяснения физиологических явлений и гигиенических правил.
Оборудование: рисунки, плакаты «Органы чувств»; планшет «Головной мозг»; раздаточный материал: цитаты из сочинений Гильдебранта, текст «Зарядка для глаз», цветовой тест Люшера, тесты для самостоятельной работы, пакетики с запахами; репродукции картин.
Структура урока:
1. Орган зрения, зрительный анализатор. Регламентированные групповые задания по гигиене зрения.
2. Орган слуха, слуховой анализатор. Гигиена органов слуха.
3. Строение и значение органа равновесия.
4. Обоняние, его значение для человека. Функциональный тест.
5. Вкус и его значение.
6. Осязание и его значение.
7. Письменная проверка знаний (тест).
8. Итоги урока.
I. Организационный момент.
Подготовка учащихся к уроку.
II. Вводная беседа.
Приветствие, обращение внимания учащихся на доску, где висят рисунки обратной (белой) стороной.
Учитель. Ребята, посмотрите на доску. Она вся покрыта «белыми пятнами». Это неизведанные острова в стране Анатомия - самой удивительной в государстве Биология. И эти острова мы с вами сегодня будем открывать. Вам предстоит самим определить тему нашего урока, а чуть позже - и его цели.
Демонстрация репродукций.
Учитель. С помощью какого органа чувств можно определить эмоциональное состояние героев картины?
На доске открывается рисунок с изображением органа зрения.
Учитель. На столах у вас лежат наборы предметов и пакетики с веществами. Обладают ли они запахом, вкусом? Можно ли определить, горячие они или холодные, гладкие или шероховатые? С помощью чего вы смогли дать характеристику этим предметам?
На доске открываются рисунки с изображением вкусовых, обонятельных и осязательных рецепторов.
Учитель. С помощью какого органа мы воспринимаем звуки?
Открывается «белое пятно» с изображением органа слуха.
Учитель. Остается последнее неоткрытое «пятно», для определения которого предлагаю тест на равновесие:
- Встать так, чтобы одна ступня касалась носком пятки другой ступни, расположенной впереди. Ступни должны быть на одной прямой - одна впереди, другая - сзади. Руки складываются в замок, локти сближаются.
Некоторое время ученики в такой позе стоят неподвижно. Потом начинается покачивание, которое со временем становится все заметнее.
Учитель. Что с вами происходит? (Потеря равновесия.)
Открывается последний белый лист с название еще одного органа чувств.
- Какова тема сегодняшнего урока? (Органы чувств человека.)
Ученики записывают тему в тетрадь.
III. Актуализация и проверка опорных знаний.
Учитель. Ошибочно считают, что у человека пять чувств, а иногда говорят: «Мое шестое чувство не подвело меня». Но на самом деле чувств шесть, и правильно было бы говорить: «Мое седьмое чувство не подвело меня». Сегодня на уроке мы будем рассматривать шесть хорошо знакомых вам чувств: зрение, слух, равновесие, вкус, обоняние и осязание. Все они для нас важны. Некоторые из них, такие как зрение, слух или равновесие, имеют для нас большое значение, а другие - несколько меньшее. С помощью зрения и слуха мы получаем больше информации, чем с помощью обоняния, вкуса или осязания. Тем не менее, при отсутствии любого из них мир становится для нас гораздо беднее.
IV. Изучение органов зрения.
1. Задания учащимся.
Задание 1.
Из предложенных микропрепаратов под микроскопом найти эпителиальную ткань, которая образует наружный покров глаза, зарисовать ее клетки и указать выполняемые функции.
Задание 2.
Используя наглядное пособие, рассказать у доски о строении глаза в связи с выполняемыми функциями.
Задание 3.
С места назвать составные части зрительного анализатора.
Учитель. Еще Платон говорил о том, что из всех органов чувств боги прежде всего устроили человеку светоносные глаза. Именно глазами мы получаем 95% информации об окружающем мире, они же, по подсчетам И. М. Сеченова, дают человеку до 1000 ощущений в минуту.
У Максимилиана Волошина очень точные строки:
Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить.
А теперь представьте себе, что окружающего мира нет. Вернее, он есть, но существует где-то вне нас, вне нашего зрения. Мы не можем его видеть или видим половину, треть, четверть... Вы скажете: «Слава богу, это не с нами!». Неслучайно почти у всех народов есть пословицы о значимости зрения. Например, русская пословица гласит: «Свой глаз лучше родного брата», осетинская звучит так: «Лучше много видеть, чем много жить», турецкая утверждает: «Вкус пищи узнают солью, вкус мира - глазами», туркменская: «От глазных болезней человек не умирает, но и о здоровье его справляться никто не придет».
Действительно, эго так: от глазных болезней, как правило, не умирают. В нашей жизни достаточно таких страшных слов, как рак, инсульт, СПИД. Поэтому сам факт глазных болезней не вызывает чувства безысходности. Мы настолько смирились с неизбежностью потери зрения в той или иной степени, что вряд ли позвоним по телефону другу, чтобы поинтересоваться: «Ну, как там твои глаза?».
2. Сообщения учащихся по темам «Глаукома», «Катаракта».
Учитель. «Береги как зеницу ока», - так говорят о самом дорогом. Око наше мы бережем. Часто даже не сознанием, а подсознанием. Вспыхивает молния - и мы первым делом закрываем глаза. При нервном потрясении зажмуриваемся, в опасной ситуации прежде всего защищаем глаза.
3. Групповая работа.
Класс делится на группы. Задание дается на пять минут.
Задание для первой группы.
Уже в начале XIX века было известно о значении здорового образа жизни для сохранения зрения. Сегодня с учетом новейших достижений науки мы должны это знание сделать правилом жизни. Внимательно прочитайте выдержки из сочинений Федора Гильдебранта, современника А. С. Пушкина, и составьте в тетради правила ухода за глазами на каждый день.
Задание для второй группы.
Прочитайте дополнительный материал к уроку «Физзарядка для глаз». Подготовьте и проведите с классом физкультминутку для глаз.
Задание для третьей группы.
Изучите текст о цветовом тесте Люшера. Определите четыре основных цвета.
Проверка групповых заданий.
V. Изучение органов слуха.
1. Задания учащимся.
Задание 1.
Рассказать у доски о строении органа слуха в связи с выполняемыми функциями.
Задание 2.
С места назвать составные части слухового анализатора.
Учитель. По словам Антуана де Сент-Экзюпери, самая большая роскошь на Земле - роскошь человеческого общения. Самого элементарного общения лишены плохо слышащие и глухие люди. Врачами замечено, что первые признаки снижения остроты слуха и его искажение возникают после 25 лет.
Но в последние годы эта болезнь катастрофически молодеет. Уже в 15-18 лет некоторым трудно рассчитывать на тонкий слух. Это может показаться несущественным. Но мир для этих людей, безусловно, изменится.
2. Сообщение учащегося по теме «Глухота».
Задание.
Рассказать о гигиене органа слуха. Что нужно сделать, чтобы не допустить снижения слуха?
VI. Изучение органа равновесия.
1. Задания учащимся.
Задание 1.
Рассказать о строении органа равновесия.
Задание 2.
Каково значение органа равновесия в жизни человека?
2. Рассказ учащегося об органе равновесия.
VII. Изучение органов обоняния.
1. Лекция учителя об обонянии.
Обоняние - весьма и весьма загадочное чувство. Хотя, на первый взгляд, казалось бы, такое простое. Но это только на первый взгляд. Это древнейшее чувство. Для человека обоняние менее важно, чем для животных, но мы все-таки зависим от него. Можно оценить значимость обоняния для человека, вспомнив, какой безвкусной кажется пища при насморке и как неприятно иногда действует тот или иной запах. Например, В. Пикуль в рассказе «Душистая симфония жизни» приводит интересный эпизод. За молодой красивой девушкой Шарлоттой ухаживают двое соперников: известный певец и молодой бедный парфюмер. На концерт своего соперника парфюмер приносит большую корзину фиалок и ставит ее на рояль. Тенор с позором бежит из дома Шарлотты, не в силах взять ни одной высокой ноты. Оказывается, парфюмер хорошо знал, что запах фиалок способен разрушить гармонию голосовых связок. Это знали старые опытные певцы еще задолго до первых опытов физиологов по изучению влияния обоняния на различные функции организма.
- Как вы думаете, людям какой профессии более необходимо обоняние? (Парфюмерам, дегустаторам.)
Возьмем профессию врача. Казалось бы, причем здесь обоняние? Врач должен иметь хороший слух, чтобы выслушивать тоны сердца, хрипы в легких, хорошее зрение, осязание. Опытные врачи, подойдя к больному, могут по запаху поставить диагноз. От больных сахарным диабетом вследствие нарушения обменных процессов доносится едва ощутимый запах ацетона.
2. Практическая работа. Функциональный тест.
Используя пакетики с различными пахучими веществами, по запаху определить, какое вещество лежит в пакетике. В тетрадях записать названия этих веществ. Если определение запаха вызывает затруднение, посмотрите подсказку с перечнем веществ.
Устная проверка выполнения теста - 1 минута.
VIII. Изучение вкуса.
Учитель. Вкус, так же, как и обоняние, относится к наиболее древним видам чувствительности. В нашей жизни он имеет немаловажное значение. Для каждого из нас важно, чтобы употребляемая пища была не только полноценной по составу, но и обязательно вкусной.
Задание учащимся:
- Назовите рецепторы вкуса. Где они расположены?
Учитель. Наиболее тесно связаны между собой вкусовые и обонятельные ощущения. Уменьшить влияние обонятельных ощущений на вкусовые можно, плотно зажав нос. При этом вкус многих веществ совершенно меняется. Например, лук становится сладким и по вкусу неотличим от яблока. В этом можете убедиться, проделав дома такой эксперимент. Положите последовательно ломтики лука и яблока на язык, зажав предварительно нос. Вкус лука зависит от содержания в нем эфирных масел, энергично действующих на окончание тройничного нерва.
IX. Изучение осязания.
Задание.
- Где располагаются осязательные рецепторы и как они называются? (Рецепторы боли, давления, прикосновения, температурные.)
Учитель. Кожа воспринимает прикосновение и давление, тепло и холод, боль. Все ощущения передаются в мозг специальными точками, которые неравномерно разбросаны по всему телу и называются осязательными рецепторами.
- Для людей каких специальностей профессионально важно чувство осязания? (Хирург, пианист, шофер.)
Выводы.
Сегодня на уроке мы повторили материал об органах зрения, зрительном анализаторе, органах слуха, слуховом анализаторе, гигиене органов слуха, а также о строении и значении органа равновесия, об обонянии, его значении для человека, о вкусе, осязании и их значении.
X. Закрепление пройденного материала.
Тест для самостоятельной работы по вариантам - 7 минут. Домашнее задание.
Используя § 55-60 учебника, заполните обобщающую таблицу «Анализаторы человека»:
Названия анализаторов |
Функции |
Части анализатора |
||
воспринимающая |
проводящая |
различающая |
||
|
|
|
|
|
XII. Итог урока.
Объявление оценок за устные ответы.
О сохранении зрения
(из «Сочинения для народа» Федора Гильдебранда, доктора медицины и химии, адъюнкт-профессора анатомии и физиологии Московской медико-хирургической академии)
1. «Поутру, после умеренного и покойного сна, зрение величайшее напряжение способно сносить без труда: ибо тогда все тело, следовательно, и глаза, приобретает новую силу. И так в сие время деятельность здоровых глаз весьма полезно; не должно, однако, тотчас по пробуждению спешить к трудам: ибо поспешный переход от совершенного покоя к сильному напряжению легко может иметь очень худые последствия».
2. «Вскоре после стола, а особливо довольно сыто наевшись, не должно приниматься за труды, истощающие зрительную силу, особенно, когда надо сидя упражняться. Равным образом должно тщательно избегать всякой работы, вредной для глаз, после разгорячения тела, какого бы рода оно ни было: поскольку в обоих случаях бывает прилив крови к голове, отчего глаза делаются неспособными к скоропостижному напряжению».
3. «Вечером при свете должно совершенно избегать всякого напряжения глаз, ежели возможно. Кто хочет сохранить остроту зрения, в зимние вечера должен выбирать для глаз такое дело, которое не требует и душевных сил».
4. «Кто беспрестанно трудится, а особенно часто и долго занимается рассматриванием мелких единообразных предметов и, сверх того, должен еще напрягать дух при своих работах, тот очень благоразумно поступит, ежели будет, сколько можно, упражнять свои глаза смотрением вдаль на вольном чистом воздухе; и таким образом он должен поступать не только в летнее время, но и в хорошие зимние дни: ибо сие есть вернейшее средство к укреплению глаз для новых трудов... Еще раз повторяю, что действие частых прогулок по лесам и просторным лугам зрению весьма полезно».
5. «Ношение узкого платья также для глаз весьма вредно. Вообще доказано, что платье, крепко сжимающее тело и, следовательно, препятствующее обращению соков, производит сильное притечение крови к голове и глазам... Узкое платье особенно вредит глазам в то время, когда человек начинает приходить в мужественный возраст и употребляет весьма питательную и ароматическую пищу: ибо тогда скопление соков, а следовательно, раздражение зрительного нерва увеличивается, что сии жертвы безумной моды в самой цветущей юности лишаются удовольствия наслаждаться остротою зрения».
6. «Вообще надо почитать за правило омовение глаз поутру, и если нужно, то и днем, что особенно должны соблюдать живущие в больших городах: ибо их глаза наиболее подвергаются пыли, которая по большей части бывает причиной глазных воспалений, вода, употребляемая на сей конец, должна быть чистая и холодная».
Физзарядка для глаз
Упражнения помогают укреплять окологлазные мышцы, сохранять упругость кожи век, задерживать ее старение.
1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, а затем открыть их на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз. Это упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.
2. Быстрое моргание в течение 10-15 сек способствует улучшению кровообращения.
3. Вращайте глазами, стараясь как можно больше увидеть по сторонам. И глаза быстро «сбросят» усталость.
4. Несколько движений бровями вверх-вниз. В большинстве случаев у лиц, обладающих слабым зрением, это сопровождается ощущением тяжести. Начинайте поднимать верхние веки сначала обоих глаз вместе, а затем по отдельности. Продолжайте упражнение, приведя в действие и брови.
Цветовой набор теста Люшера
Человек всегда жил в окружении цвета. Цвет для человека был внешним фактором, на который следовало реагировать определенным образом. Темно-синий цвет ночного света сигнализировал о наступлении ночи - времени отдыха, покоя, безопасности. Ярко-желтый цвет восходящего солнца - время пробуждения, надежды, интереса к новому дню. Красный цвет крови - необходимость мобилизовать силы для нападения и защиты. Цвет определяет эмоциональное и даже физиологическое состояние человека.
Восьмицветовой набор теста Люшера состоит из четырех основных и четырех дополнительных цветов. Попробуйте определить основные цвета и их символическое значение.
Какой цвет символизирует:
а) спокойствие, удовлетворенность, нежность и привязанность;
б) настойчивость, самоуверенность, упрямство, самоуважение;
в) силу воли, активность, агрессивность, наступательность, властность, сексуальность;
г) активность, стремление к общению, любознательность, оригинальность, веселость, сексуальность?
Игра по биологии с ответами, 8 класс
Викторины с ответами по биологии для 7- 8 класса
Конспект урока по биологии, 8 класс. Высшая нервная деятельность человека
Конспект интегрированного урока биологии и ОБЖ в 8 классе
Методическая разработка урока биологии для учащихся 8 класса «Состав и функции крови»
Нет комментариев. Ваш будет первым!