Цели: развитие умений учащихся сравнивать, анализировать, систематизировать, применять в измененных условиях и обобщать ранее полученные знания.
Ход урока
Учащиеся, добровольно изъявившие желание участвовать в уроке творческого применения полученных знаний, выполняют одно из предложенных творческих заданий, а затем на самом занятии демонстрируют его выполнение всему классу.
Класс условно делится на две группы: участников и зрителей. Задача участников - продемонстрировать всему классу разнообразные возможности нестандартного применения знаний; «зрителям» предоставляется возможность сравнивать себя с другими, обогащать свои знания и умения, определить для себя перспективу дальнейшего развития.
Цели: повторение и обобщение знаний на основе развития креативных навыков.
Ход урока
1. Класс делится на 5 групп (формируются по желанию учеников или учителя).
2. Создается жюри, которое совместно с учителем продумывает систему оценок за все виды деятельности.
Каждой группе вручается задание:
-1-я и 2-я группы составляют кроссворд (каждая свой), используя строго научно или шутливо термины, обозначающие объекты, процессы и явления по данной теме;
-3-я и 4-я группы готовят аукцион (каждая свой): игра, в которой ведущий задает играющим по два вопроса, допускающих несколько верных ответов; каждый правильный ответ оценивается баллами;
-5-я группа пишет план-сценарий учебного кинофильма на три минуты.
3. Каждая группа обеспечивается необходимыми краткими инструкциями. Время работы - 10 минут.
4. Смотр творческих работ. Баллы, набранные каждым участником группы, суммируются.
5. Анализ, обобщение и выводы. Оценивается результат работы каждой группы. Жюри объявляет итог конкурса.
Подобные уроки позволяют развивать умение творчески применять полученные знания, воспитывают взаимоответственность.
Цели:
- практическое применение знаний по теме или разделу;
- формирование исследовательских навыков учащихся.
Подготовительный этап:
1. Тема и дата урока объявляются заранее (в зависимости от сложности темы - за один-два месяца).
2. Объявляются варианты творческих заданий по теме: например, разработать проект, провести лабораторные исследования, написать реферат, взять интервью у специалиста и т. п. Каждый выбирает задание по интересам.
3. Работать можно индивидуально или группой, полностью самостоятельно или пользуясь рекомендациями, консультациями.
Требования к отчету: дать обоснование выбора вопроса и формы работы, изложить суть и объяснить полученные результаты, показать их практическое применение.
Ход урока
1. Вводное слово учителя.
2. Выступления учащихся с отчетами.
3. Ответы докладчиков на вопросы.
4. Подведение итогов.
Все члены группы получают оценки с учетом их вклада в работу.
Цели: на уроки-экскурсии переносятся основные задачи учебных экскурсий:
- обогащение знаний учащихся;
- установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами;
- развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, организованности;
- воспитание положительного, радостного отношения к учению.
Виды:
1) Вводные.
2) Предварительные.
3) Текущие.
4) Сопровождающие.
5) Итоговые, или заключительные.
6) Комплексные.
Формы: исторические экскурсии по биологии (что, где, когда, почему), кино- и телеэкскурсии, уроки обобщающего повторения по теме, разделу, курсу.
Организация:
1) Класс делится на группы.
2) Каждая группа получает свое задание.
3) Сообщение по технике безопасности (обязательно).
4) Поход по маршруту, знакомство, сбор необходимых сведений. Решение поставленных задач.
5) Отчет по экскурсии. Домашнее задание (творческое начало).
(например, «путешествие в затерянный мир»)
Цели:
- повторение и закрепление ранее изученного материала, изучение нового;
- формирование интереса к предмету, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого мышления, речи;
- формирование навыков самостоятельной деятельности, воспитание коллектива.
Виды: вводно-обзорные по теме или заключительные.
Оборудование: цветные жетоны, названия станций, географическая карта.
Ход урока
1. Класс делится на команды:
1) ст. Историческая;
2) ст. Теоретическая (команда отвечает на ряд вопросов);
3) ст. Сообразительная (вопросы на смекалку);
4) ст. Практическая (разработка маршрута) и др.
2. «Станции» выбирают представители команд.
3. Творческая работа групп (15-17 минут).
4. Заключительная часть: отчет, флаг, вымпел укреплены на карте.
5. Оценки.
При написании рефератов в 8 классе можно предлагать проводить валеологический самоанализ. Например, тема «Желудок и кишечник». Самоанализ. Как работают твои желудок и кишечник?
Ниже представлены типичные реакции желудка и кишечника и причины этих реакций.
Реакции: Причины реакций:
1. Чувство голода 1. Сильный аппетит
2. Чувство сытости 2. Слабый аппетит
3. Тяжесть в животе 3. Нормальный аппетит
4. Боли в животе 4. Переедание
5. Тошнота 5. Недоедание
6. Рвота 6. Отравление
7. Повышенная температура 7. Плохое пережевывание
8. Плохой запах изо рта 8. Злоупотребление жирной, острой, кислой пищей
9. Изжога 9. Злоупотребление шипучими напитками
10. Воздушная отрыжка 10. Глисты
11. Горькая отрыжка 11. Несоблюдение гигиенических правил
12. Икота 12. Смена ритма жизни
13. Запор 13. Нервные состояния
14. Понос 14. Вредные привычки
15. Вздутие живота
16. Метеоризм
Какие пищеварительные реакции чаще всего случаются у тебя и что их вызывает? Обведи кружком и соедини стрелкой реакцию и причину.
Подумай, что тебе надо изменить в твоем режиме питания, чтобы улучшить работу желудка и кишечника.
В этом уроке проявится способность к анализу и творчеству.
Цели:
- проверка знаний, умений на уровне воспроизведения;
- выявление умений творчески строить ответ на поставленный вопрос.
Ход урока
Преподаватель готовит вопросы для проведения опроса. Вопросы имеют открытый характер, то есть ответы к ним не приводятся. Существуют разные формы вопросов в творческих тестах:
1. Впиши пропущенное слово.
Учащемуся предлагается вписать только одно слово в указанном месте.
Пропуск слова может быть в конце предложения. Пример: «Наука, занимающаяся изучением души человека, называется ...» (учащийся должен вписать слово «психология»).
Слово может быть пропущено в середине предложения: «Наука ... занимается изучением души человека».
В предложении может быть пропущено несколько слов: «Медленное разрушение горных пород под действием ..., ..., ..., ... называется ...».
2. Закончи предложение.
Количество слов не ограничивается.
«Психологией называется …, …».
3. Дай ответ на вопрос:
«Что изучает биология?». Ученик должен дать полный ответ. Пример:
Положительными моментами творческих тестов являются свобода в проявлении творчества, а для учителя - возможность проверить умения учеников в сфере анализа, синтеза, обобщения.
В отличие от тестов с приведенными ответами, творческие тесты измеряют знания и умения на уровне воспроизведения, а не узнавания. Таким образом, они более сложны для учащихся и являются более глубокой проверкой. Поэтому значимость данных вопросов выше, чем у закрытых вопросов.
Тесты данной формы позволяют увеличить точность измерения понимания материала.
В качестве творческих заданий можно предложить новеллы- задачи, позволяющие включить воображение ребенка и логику рассуждений.
Например, новелла-задача «Звезда».
«Египтяне заметили, что накануне ежегодного разлива Нила на горизонте обычно появлялась яркая звезда. Разливы Нила имели огромное значение для египтян: после спада воды на берегу оставался плодородный слой ила, дававший возможность возделывать поле и получать хороший урожай. Поэтому к разливу реки заранее готовились, ждали его. Естественно, что египтяне считали появление яркой звезды божественным предзнаменованием. Эту звезду назвали Сириус, то есть «гончая собака». С тех пор собака и стала у древних египтян священным символом. Предположите, символом чего стала собака. Почему звезда была названа именно так?»
Предполагаемый ответ. Своим появлением звезда как бы предупреждала людей о предстоящем разливе. Это и считалось у древних египтян божественным предзнаменованием. В сознании людей образовалась связь между священной звездой, предупреждавшей о разливе Нила, и собакой, которая своим лаем предупреждает о появлении чужого. Поэтому звезда и была названа Сириус (гончая собака), а сама собака стала символом бдительности. Ее изображение появилось перед входом в храмы как эмблема бдительности.
Можно предложить такие задания: «В многоэтажных домах человечество не выживет. Но человечество в них живет. Предложите выход из данной ситуации».
«Когда стерлядь входила в малые реки на нерест, церкви не звонили в колокола... Об этом сообщают старые русские журналы, рассказывая о жизни верхневолжских городов». (Предположите, почему так делали. Какую экологическую взаимосвязь вы здесь прослеживаете?)
Вышеизложенные материалы дают возможность использовать хорошо и не очень хорошо известное (обычное) в новой образовательной ситуации. Рекомендации даны в виде простых и доступных алгоритмов.
Список обращений, стимулирующих к творчеству:
- сравни и сопоставь |
- докажи |
- дополни |
- выдели |
- заверши |
- догадайся |
- найди |
- соедини |
- убавь |
- примени |
- переставь |
- сделай наоборот |
- пофантазируй |
- изобрази |
- проанализируй |
- прибавь |
- подтверди |
- объедини |
- разъедини |
- предскажи |
- упрости |
- подчеркни |
- опровергни |
- уточни |
- оцени |
- конкретизируй |
- обобщи |
- подкрепи |
- запомни |
- разграничь |
- измени |
- посмейся |
- исправь |
- согласись |
- перенеси |
- реорганизуй |
- подгони |
- обозначь |
- наметь |
- упорядочи |
- припомни |
- открой |
- распредели |
- выяви |
- предложи |
- проясни - сгруппируй |
- укрупни |
|
Фразы, воодушевляющие к размышлению:
- молодец;
- умница;
- это интересно;
- это тебе пригодится;
- нам всем понравилось;
- тебе понравится;
- ты обязательно сможешь, потому что ты способный;
- я рада (рад), что мы вместе этого достигли;
- я за тебя спокойна;
- это поможет тебе в будущей профессии;
- ты боялся, что не осилишь, а получилось отлично.
Внеклассное мероприятие по биологии 6-7 класс
Конспект урока биологии для 5 класса по УМК Вахрушев А.А. в рамках ФГОС
Конспект урока биологии в 8 классе
Нет комментариев. Ваш будет первым!